«Развитие физических качеств учащихся в урочной и внеурочной деятельности через спортивную игру «Баскетбол».


Опыт работы учителя физической культуры
МБОУ СОШ № 8 г. Моздок
Чихирестова Василия Михайловича
по теме:
 «Развитие физических качеств учащихся в урочной и внеурочной деятельности через спортивную игру «Баскетбол».

г.Моздок
Общие данные .Школа – МБОУ СОШ № 8 г.МоздокФ.И.О – Чихирестов Василий Михайлович
Дата рождения — 29.09.1957г.
Какое учебное заведение окончил – Волгоградский Государственный Институт Физической Культуры - 1979 г.
Специальность по диплому — учитель физической культуры
Стаж работы:
Педагогический - 36 лет
Актуальность и перспективность опыта.
В Государственном образовательном стандарте отмечено, что одной из важнейших целей физической культуры в основной школе является «развитие основных физических качеств и повышение физической подготовленности учащихся…»
Ценности физической культуры направлены на развитие личности. Ее идеалом является физически, нравственно и психически здоровая личность, способная реализовать себя и приносить пользу людям.
У школьников основным видом деятельности становится умственный труд, требующий постоянной концентрации внимания, удержания тела в длительном сидячем положении за столом, необходимых в связи с этим волевых усилий. Это требует достаточно высокого развития силы и выносливости соответствующих групп мышц. Высокий уровень развития координационных способностей – основная база для овладения новыми видами двигательных действий, успешного приспособления к трудовым действиям и бытовым операциям. В условиях НТР значимость различных координационных способностей постоянно возрастает. Процесс освоения любых двигательных действий идет значительно успешнее, если занимающийся имеет крепкие, выносливые и быстрые мышцы, гибкое тело, высокоразвитые способности управлять собой, своим телом, своими движениями. Наконец, высокий уровень развития физических способностей – важный компонент состояния здоровья.
В нашей школе обучается 923 человека. Из них имеют основную группу здоровья 93 %, подготовительную 6 %, специальную 1 %. По результатам медицинских осмотров учащихся наиболее часто встречаются заболевания органов дыхания (5,5%), костно – мышечной системы (сколиозы, нарушения осанки) (16%), органов зрения (6%), сердечно – сосудистой системы (4%) и др.
Из года в год отмечается большое количество простудных заболеваний среди учащихся. Школьники пропускают уроки, а затем освобождаются от уроков физической культуры. Анализ ситуации в школе показывает, что необходимо найти способы и методы для сохранения и укрепления здоровья учащихся. Использование здоровьесберегающей технологии на уроках физической культуры и во внеурочное время являются основой формирования здорового образа жизни учащихся.
Только два часа в неделю физической активности не смогут исправить существующее положение дел. Поэтому и был введен Министерством Образования Российской Федерации дополнительный час физической культуры в школе.
В «Методических рекомендациях о введении третьего часа физической культуры в недельный объем учебной нагрузки обучающихся общеобразовательных учреждений Российской Федерации» указано, что «при разработке содержания образования целесообразно учитывать:
1) культурно – исторические традиции региона;
2) основные направления:
- оздоровительное
-спортивное
- общеразвивающее направление
Учитывая все вышесказанное, а так же материальную базу, мою специализацию и потребности учащихся я выбрал проведение дополнительного часа по вариативному учебному плану углубленного изучения спортивной игры «Баскетбол», который был рассмотрен на школьном МО и утвержден администрацией школы.
Однако эффективность физических упражнений во многом зависит от желания и активного отношения учащихся к их выполнению. Когда ученик проявляет сознательное стремление и мобилизует волевые усилия на укрепление и совершенствование своих физических сил и способностей, его физическое развитие будет проходить более успешно.
Спортивная игра, в силу присущей ей психологической особенности, вызывает сильный эмоциональный отклик у учащихся. Поэтому, играя учащиеся с одной стороны, улучшают свое физическое развитие, а с другой, делают это с удовольствием и без принуждения.
В своей работе в школе я приоритетной спортивной игрой выбрал баскетбол. «Игрой миллионов» называют баскетбол в нашей стране. Это командная игра прочно завоевала симпатию людей различного возраста. Развитие физических качеств, укрепление опорно – двигательного аппарата, повышение работоспособности организма, эмоциональный заряд, сохранение бодрости – вот далеко не полный перечень его достоинств. И, наконец , я сам баскетболист.
Ведущая педагогическая идея
Моя личная позиция:
поиск активных форм и методов формирования здорового образа жизни учащихся;
включение каждого ученика в активную двигательную деятельность;
создание на уроках физической культуры атмосферы сотрудничества, сопереживания, взаимной поддержки.
Возникновение  моего опыта   обусловлено следующими причинами:
ухудшение здоровья детей;
увеличение   наполняемости классов;
снижение мотивации к занятиям физической культуры и спорта;
недостаточная материально-техническая база.
За годы своей педагогической деятельности я понял, что наилучший воспитательный результат получается, когда ты опираешься на успех ученика. Ведь этот успех всегда связан с чувствами радости, с эмоциональным подъемом. У ребят, удачно справившихся с каким-либо полезным делом, появляется уверенность в собственных силах, желание достигать хороших результатов, чтобы опять пережить радость успеха.
Осознание этого помогло мне в свое время сделать  для себя исходной точкой работы с детьми основной принцип обучения и воспитания – в каждом ребенке есть способности, которые необходимо найти и развить. Именно этим я и занимаюсь.
Баскетбол предъявляет высокие требования к функциональным возможностям занимающихся. Игра в баскетбол включает внезапные и быстрые передвижения, прыжки, падения и другие действия.
В связи с этим баскетболист должен обладать моментальной реакцией, быстротой передвижения по площадке, большой скоростью сокращения мышц, прыгучестью и другими качествами в определенных сочетаниях. Физическая подготовленность слагается из общей и специальной, между которыми существует тесная связь. Эта спортивная игра требует от игроков таких качеств как сконцентрированность, ловкость, координация и быстрота движений.
Достоинства баскетбола – в его простоте, эмоциональности и зрелищности. Популярность баскетбола делает его могучим средством пропаганды физической культуры и спорта. Новичок, заинтересовавшись баскетболом и познав горечь первых поражений, быстро убеждается в том, что для успешной игры ему не хватает умения высоко прыгать, выносливости, точности передач. Осознав это, он делает правильный вывод и начинает заниматься прыжками, бегом, общими развивающими упражнениями. Так баскетбол открывает доступ к регулярным занятиям физкультурой и спортом.
Как составная часть программы по физической культуре в школе баскетбол является одним из средств решения основных задач физического воспитания.
Решая сложнейшую задачу по развитию физических качеств у школьников, учителю нельзя забывать об индивидуальных особенностях каждого ученика. Доктор педагогических наук В.И. Лях отмечал, что у разных людей уровень развития и сочетания слагаемых названных физическими качествами очень различны.
Индивидуальные особенности организма (максимальное потребление кислорода, высокая подвижность нервных процессов, быстрота мышления или длина туловища) отражаются на процессуальной и результативной стороне деятельности.
Особенности физического развития программируются на генетическом уровне, поэтому дети похожи на родителей, Наследственная программа передается из поколения в поколение.
Это необходимо использовать для реализации дифференцированного подхода к физическому воспитанию школьников.
Особенно надо быть внимательными к учащимся с повышенной массой тела: даже небольшое превышение нормальной массы усложняет обучению некоторым элементам.
В секциях баскетбола проходит тщательный отбор занимающихся. И те учащиеся, развитие которых происходит медленнее остаются за «кормой». Нет, их не выгоняют, но они сами чувствуют себя неуверенно на фоне более успешных товарищей. Их не берут на соревнования районного уровня. И для них баскетбол остается недосягаемой мечтой. А на дополнительном часе физкультуры обучается каждый в меру своих способностей. Огромное удовольствие приносят учащимся школьные турниры по баскетболу и стритболу.
Адресность опыта
Свой опыт я могу предложить и начинающим педагогам, и опытным специалистам особенно в связи с введением 3 часа физической культуры. Баскетбол – это доступная игра для любого возраста, которая укрепляет здоровье, развивает физические качества, воспитывает моральные и волевые качества, имеет высокий зрелищный эффект и не требует дорогих вложений в инвентарь. А как приятно будет родителям поиграть со своими детьми в эту увлекательную спортивную игру.
Мой опыт показывает, что учителю можно применять его с учащимися любого возраста, но лучше всего с 4 класса.
Технология опыта. В настоящее время важна проблема повышения эффективности учебно – воспитательного процесса. Его можно успешно реализовать, применяя различные средства, методы, способы физического воспитания.
Цель моей педагогической деятельности: поднять уровень физической подготовленности учащихся.
Задачи:
- укреплять здоровье школьников;
- развивать двигательные способности;
- способствовать физическому развитию детей;
- воспитывать потребность к самостоятельным занятиям физической культурой и спортом;
- воспитывать чувства коллективизма, ответственности.
Урок – основная форма обучения. Но кроме этого я использую внеурочные формы. Это соревнования школьные, районные, и тренировки на базе школы.
На уроках и внеклассных мероприятиях применяю самый эффективный метод — соревновательно – игровой. Соревновательно – игровой метод – это метод, который исключает принуждение к учению, где идет обучение через игру и соревнование. Он вызывает радость, способствует движению вперед.
Во время урока можно использовать фронтальный метод, когда задание дается для всего класса во время выполнения беговой разминки; групповой при ОРУ; фронтальный, когда персональное задание получает каждый при работе с мячами. Типы уроков – ознакомление с новым материалом, закрепление, контрольный, вводный, комбинированный, соревнование, сюжетный, круговая тренировка.Успех учащихся зависит от умелого выбора и применения специальных упражнений, одни из которых направлены на развитие физических способностей, необходимых для игры в баскетбол, а другие способствуют более быстрому и правильному овладению структурой технического приема. Например, челночный бег развивает координацию движений, бросок теннисного мяча в цель учит точности передач.
Специальные упражнения, если их систематически применять, являются хорошим средством для улучшения физической подготовленности, технической и тактической подготовки учащихся при игре в баскетбол.
На своих занятиях использую и современную технику. Удачным средством самоконтроля считаю разбор игры каждым игроком своих действий, снятых на видеокамеру. Учащиеся наблюдают за собой со стороны, видят свои ошибки, обсуждают с товарищами свои действия.
Лучшие игроки из каждого класса принимают участие в школьных соревнованиях между классами, причем выбирают сами учащиеся. Самые достойные становятся участниками районных соревнований. А выбор таковых происходит с моим руководством, учитывая умения играть и умения взаимодействовать с другими игроками.
Урок баскетбола каждую неделю не стоит обособленно от остальных уроков. Он является дополнением в общую систему уроков, так как решает одну из основных задач физического воспитания в школе.
Для оценки уровня физических качеств и осуществления контроля за двигательной подготовленностью занимающихся широко применяют тесты и нормативы, обозначенные в программе по физической культуре в школе для определения координации или ловкости, гибкости, выносливости, быстроты и так далее.
Тесты дают возможность получить объективные данные об уровне развития двигательных способностей учащихся различного возраста.
Для определения уровня физической подготовленности школьников я использовал следующие тесты:
- бег 30 метров (быстрота),
- челночный бег 3*10 метров (ловкость),
- подтягивание на перекладине у мальчиков и поднимание туловища из виса у девочек (сила),
- 1000 метров (выносливость),
- наклон вперед из положения сидя на полу (гибкость).
Используя метод опережающего обучения в освоении баскетбола, реализую программу, начиная с 4-го класса. Этот метод позволяет четвероклассникам с успехом осваивать сочетание различных перемещений с передачей мяча , закрепить способность к чередованию способов перемещений по баскетбольной площадке. В ходе уроков необходимо постоянно закреплять и совершенствовать перемещения с выходом для получения мяча, для выполнения какого-либо технического приема. Учу учащихся сочетанию различных способов перемещений, умению выбирать нужный в данный момент способ перемещения, соответствующей игровой обстановке (расстояние до мяча, траектория его полета и др.). иногда рисую схематическое изображение на листе бумаги и вместе с обучающими решаем, что нужно предпринять (в какой точке, с какой зоны, какой технический прием использовать и т.д.).
Эффективность освоения перемещений во многом зависит от уровня координированности занимающихся, сокращения времени на выполнение отведенных действий, быстроты, ловкости и скорости передвижения. Для развития этих качеств даю задания: передача мяча партнеру с различной высотой полета, траекторией, направлением, одним словом, усложняя их. Также включаю подвижные игры, эстафеты с элементами баскетбола.
Для технического освоения ловли и передачи мяча даю задания таким образом: у каждого учащегося в руках набивной мяч ( 1 кг.), который дети используют вместо баскетбольного мяча, выполняем передачу мяча в парах друг другу от 10 раз в общем количестве, которое постепенно увеличивается до 30 раз. За время выполнения этого упражнения есть возможность подойти к каждому ученику, исправить ошибки, похвалить, подбодрить. Та же самая работа используется на освоение техники ведения мяча, бросков, но только уже с баскетбольным мячом. Благодаря методу многократных повторений дети быстрее обучаются технике ведения, бросков и передач мяча.
Для закрепления навыка передачи мяча в движении выполняем работу во встречных колоннах. Учащиеся располагаются на обеих сторонах площадки во встречных колоннах по 3-4 человека. При этом нужно стремиться, чтобы дети точно адресовали мяч встречному игроку, акцентировать их внимание на своевременный выход под летящий мяч и точность передачи. После того, как учащиеся осваивают передачи мяча во встречных колоннах ,включаем в данное упражнение ведение мяча(как правой так и левой рукой) При обучении броскам мяча обращаю внимание на постановку рук при броске, на траекторию полета мяча. После освоения броска с места перехожу к броску в движении. Обращаю внимание на постановку ног, на координацию движения. Для обучения ведению мяча часто использую игровой метод (пятнашки, мяч капитану, поднял руку – веди, «Охотники и утки» и т.д.).
По мере освоения технических приемов, передач, ведения и бросков конечно же очередь доходит и до двусторонней учебной игры по упрощенным правилам баскетбола (игра без ведения, игра спущенным мячом, игра без кольца, вместо кольца игрок, игра с определенным количеством передач, игра с забиванием по очереди и т.д.)
В тему «Баскетбол» включаю сдачу контрольных нормативов по технике владения мячом. Выставление оценок по контрольным нормативам провожу по мере освоения технических приемов, не отводя для этого специальных уроков.
Для развития физических качеств (ловкость, сила, быстрота, выносливость, гибкость) применяю методы круговой тренировки.
На каждом уроке дети выполняют различные прыжковые упражнения со скакалкой и без нее. Режим работы со скакалкой разный: либо количество прыжков, либо по времени.
На уроках показываю различные виды прыжков со скакалкой. Особенно детям нравятся двойные прыжки, и они стараются их выполнить. Прыжки со скакалкой входят в обязательное домашнее задание. Выполняем прыжки в длину с места, тройной прыжок, многоскоки, прыжки через скамейку, выпрыгивания и т.д.
Очень часто выполняем упражнения на шведской стенке для укрепления мышц брюшного пресса, рук, ног и др.
Для развития быстроты и координации выполняем челночный бег методом повторных упражнений, т.е. 3-5 подходов.
Бег выполняем в разных сочетаниях, например, 1 – бег, 2 – бег спиной вперед, 3 – приставными шагами вправо, 4 – приставными шагами влево и т.д.
Хочу раскрыть еще один очень маленький секрет, используемый мною при обучении баскетболу – это обращение к образному мышлению, которое у детей очень хорошо развито. Например, можно много рассказывать о работе рук при выполнении броска одной рукой, показывать его. Но всегда найдутся учащиеся, которые будут держать мяч неправильно. Поэтому при обучении данному приему я предлагаю ученикам мысленно поиграть на пианино или гитаре. Мелодия на данных инструментах возникает только тогда, когда музыкант перебирает клавиши или струны пальцами. Баскетбольный мяч тоже любит, когда его мягко касаются пальцами . Точная, своевременная, удобная для партнера передача – это ведь тоже своеобразная мелодия. От красивого баскетбола поет душа. После таких объяснений учащемуся обычно достаточно напомнить только одно слово о гитаре и он сразу понимает суть своей ошибки.
Результативность опыта и его эффективность
Учебный год Кол-во обучающихсядетей Классы, в которых учитель работает согласно тарификации Успеваемость по предмету (в %) % обучающихся, успевающих на «4» и «5»
2009-2010 98 1-11 100% 89,7%
2010-2011 93 1-11 100% 91,2%
2011-2012 105 1-11 100% 96,4%
 
Баскетбол – командная игра, где каждый игрок действует с учетом действий партнера. Это хороший способ воспитания чувства коллективизма, настойчивости, решительности, целеустремленности, внимания и быстроты мышления, способности управлять своими эмоциями. Именно эти качества необходимо прививать детям, особенно в среднем звене. Труднее всех приходится четвероклассникам, им морально тяжело адаптироваться в новых для них условиях. Благодаря игре в баскетбол на уроках и вне урока они быстрее привыкают к новой роли в школе, находят товарищей из более старших классов и налаживают отношения среди своих сверстников.
Большое внимание уделяю внеклассной работе В школе работают секции: «Баскетбол - девушки», «Баскетбол - юноши», «ОФП – нач. классы», провожу Дни здоровья и неделю здоровья, месячник военно-патриотического воспитания,  школьные соревнования и первенства по футболу, волейболу, баскетболу, мини-футболу, кроссу. Основными в моей работе были  и остаются неизменные категории: доброта, справедливость, требовательность. Помочь каждому ребёнку реализоваться, наметить свою высоту, увидеть даже самый малейший успех.
Жизнь тем и интересна, что не позволяет останавливаться на достигнутом. Нужно совершенствоваться самому постоянно. 
Выбрав когда-то этот путь, педагога я нисколько не жалею. Ведь рядом много надёжных друзей, у которых я учусь, и которые учатся у меня. Рядом дети, они тебя ждут и, надеюсь, любят как учителя, как человека, как личность.
Список литературы.
1 А.А. Гужаловский «Развитие двигательных качеств у школьников».
2. Ю.Ю Палайма «Мотивы спортивной деятельности».
3. Л.П. Матвеев «Теория и методика физической культуры».
4. З.И. Кузнецова « Развитие двигательных качеств школьника».
5. Журнал «Физическая культура» №2 1997 год.
6. «Комплексная программа физического воспитания (1 -11 класс)» В.И.Лях, Л.Б.Кофман, Г.Б.Мейксон.
7. Материалы Интернета – виртуальное методическое объединение учителей физкультуры.