СИСТЕМА ИЗУЧЕНИЯ НЕПРОВЕРЯЕМЫХ НАПИСАНИЙ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ.


Е.С. Сараева
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №17» (г. Стерлитамак)
СИСТЕМА ИЗУЧЕНИЯ НЕПРОВЕРЯЕМЫХ НАПИСАНИЙ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ.
К числу наименее разработанных следует отнести вопрос о последовательности в изучении непроверяемых написаний. Несмотря на большое разнообразие приемов, предлагаемых методистами и учителями, отсутствует их разграничение по доминирующей направленности на запоминание правописания слов и на развитие речи учащихся. С этой точки зрения все приемы можно условно разделить на три группы:
1) приемы, направленные на запоминание орфографического облика слов, когда в центре внимания - написание слова;
2) приемы, направленные на развитие речи учащихся, когда в центре внимания - значение слова;
3) приемы, направленные и на запоминание написания, и на развитие речи.
Целесообразно выделить следующие этапы системы:
1) первичное восприятие группы слов, целью которого является рациональная организация запоминания орфографического облика слов, максимально исключающая их неверное написание;
2) закрепление правописания группы слов, цель которого - создание условий для прочного запоминания написания и активного употребления в речи слов с непроверяемыми написаниями.
Этап первичного восприятия группы слов является наиболее важным, так как ошибочная запись при первом знакомстве делает последующую работу с данными словами бессмысленной.
Организация работы.
Учитель читает вслух (с соблюдением орфоэпических норм) слова, записанные на доске. После орфоэпического произнесения даже в первом классе дети сразу могут назвать в этом слове «трудное» место. А, как известно, учащиеся лучше запоминают то, что, как им кажется, они нашли сами. Если дети умеют определять «трудное» место в слове до начала письма, то процесс письма становиться для них более осознанным. После чтения учащиеся под руководством учителя производят орфографический разбор: обозначают ударение, находят буквы, обозначающие безударные гласные, проверяемые и непроверяемые гласные и согласные, объясняют написание проверяемых орфограмм. Затем следует в течение 30-60 секунд запоминание с опорой на орфографическое проговаривание. После запоминания слова на доске закрываются, и обучающиеся записывают их под диктовку. Именно в этот момент активизируется, включается в работу кратковременная память. Особенно тщательно проводится проверка по вновь открытой записи на доске с обязательным орфографическим проговариванием. При этом учащиеся с низким уровнем орфографического самоконтроля и слабой памятью могут отмечать горизонтальной или вертикальной чертой каждый проверенный слог. После проверки учитель выясняет, кто из учащихся не допустил ни одной ошибки, кто допустил одну, две и более ошибок. Обычно количество допустивших ошибки бывает незначительным, и учитель должен вслух выразить свое удовлетворение и этим фактом, и тем, что некоторые ученики самостоятельно нашли и исправили свои ошибки уже в первый день знакомства с новой группой слов.
Таким образом, работа учителя и учащихся на данном этапе складывается из нескольких строго обязательных и последовательных действий:
1) орфоэпическое чтение вслух слов, записанных на доске или карточке;
2) краткий орфографический разбор;
3) запоминание с опорой на орфографическое проговаривание;
4) запись под диктовку (при закрытых словах);
5) орфографический самоконтроль (проверка по образцу).
В начале каждого последующего урока в течение одной или двух учебных недель обеспечивается повторное восприятие изучаемой группы слов. Но в целях более эффективного и прочного запоминания каждое такое восприятие осуществляется в новых условиях, то есть в процессе решения других задач: фонетических, лексических, речевых и т. д. Так организуется закрепление правописания слов с непроверяемыми орфограммами.
При отборе приемов для этапа закрепления должна учитываться их специфика. На первых уроках данного этапа целесообразно использовать приемы первой группы (направленные на запоминание правописания слов), затем - приемы третьей группы (направленные и на запоминание написания, и на развитие речи учащихся). Только в конце этапа закрепления следует применять приемы второй группы (направленные на развитие речи учащихся).
Изучение одной группы слов обычно осуществляется в течение пяти уроков. На каждом уроке на это может быть потрачено от 3 - 5 до 10 минут. На первом уроке происходит первичное восприятие группы слов, на последующем - проверка усвоения правописания данных слов.
Проверка усвоения может осуществляться с помощью перфокарт, упражнений с элементами программирования или в любой другой форме, удобной для последующего учета и анализа ошибок. Если в результате такого анализа учитель выясняет, что написание некоторых слов еще не усвоено, то корректируется состав следующих групп или продлевается этап закрепления группы в целом.
Контрольные словарные диктанты проводятся по мере накопления определенного программой (для такого диктанта) количества изученных слов. Во втором классе это 8 - 10 слов, в третьем классе - 10 - 12 слов, в четвертом классе - 12 - 15 слов. Следовательно, контрольные словарные диктанты могут проводиться 1 раз в 2 недели.
Подобный подход к изучению непроверяемых и труднопроверяемых написаний (распределение слов на группы, работа над каждой группой в течение определенного времени, обязательный учет ошибок) делает процесс усвоения слов из программных списков абсолютно управляемым. Это означает, что учитель совершенно точно знает, сколько слов изучено на данный момент времени, сколько раз каждое слово встретилось на уроках, какие слова необходимо включить в новые группы для организации повторных восприятий.
Работа над изложенной выше проблемой натолкнула на мысль – создать "Занимательный словарик русского языка для начальной школы".
Языковой материал по каждой лексической единице включает в себя несколько разделов.
1. Ребус (при разгадывании ребусов дети самостоятельно или с помощью учителя производят звуковой анализ, а затем и синтез слова, что способствует более прочному запоминанию слов с непроверяемыми написаниями).
2. Толкование лексемы и иллюстрация.
3. Этимологическая справка.
4. Однокоренные слова, позволяющие провести наблюдение над единообразным написанием в них корня.
5. Синонимические, антонимические и фразеологические отношения.
6. Практический материал: загадки, пословицы, поговорки, предложения и тексты, позволяющие вести наблюдение над функционированием слов в речи.
В процессе работы со "Словариками" у школьников формируется внимание к слову, к его значению и оттенкам значения, к его уместности в предложении и в тексте; вырабатывается быстрота выбора слова, точность выбора. Систематическое использование "Словариков" на уроках не только повышает орфографическую грамотность, обогащает и активизирует запас слов ребенка, но и постепенно формирует понятие о языке как функционирующей системе. Такой подход к работе над словарными словами повышает интерес к родному языку, обеспечивает наилучший развивающий эффект и мотивацию учения, снимает тормозящие факторы.
«Занимательный словарик» (фрагмент)
ЗАЯЦ
ТОЛКОВА-
НИЕ 1. Небольшой пугливый зверек семейства грызунов, с длинными задними ногами и длинными ушами.
2. Перен. Пассажир, не имеющий билета, или зритель, проникший без билета куда-либо.
ОДНО-
КОРЕННЫЕ
СЛОВА зайчик заюшка зайчишка
зайка заинька зайчонок
заячий зайчиха зайчатина
СИНОНИМ косойФРАЗЕОЛО-
ГИЗМЫ Убить двух зайцев – одновременно выполнить два дела, добиться осуществления двух целей.
Заячья душа – о трусливом, робком человеке.
ЗАГАДКИ Не барашек и не кот, Зимой и летом -
Носит шубу круглый год. Одним цветом.
Шуба серая – для лета,
Для зимы – другого цвета.
ПОСЛОВИЦЫ И
ПОГОВОРКИ 1. За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь.
2. Трусливому зайке и пенек – волк.
3. Лиса живет хитростью, а заяц – прыткостью.
ПРЕДЛОЖЕ-
НИЯ 1.Заячьими, лисьими, птичьими следами расписана белая скатерть.
2.Собрались старые зайцы, сбежались маленькие зайчата, приплелись старые
зайчихи – все слушают, как хвастается заяц Длинные Уши-Косые глаза-Короткийхвост.
ТЕКСТ Ехал ЗАЙКА на трамвае,
Едет ЗАЙКА рассуждает:
«Если я купил билет,
Кто я заяц или нет?»
Литература:
Костромина Н.В., Журкина Ш.В. Дидактический материал по русскому языку. – М.: Просвещение, 1989.
Агафонов В.В. «Неправильные правила» для словарных слов – и не только. Издательство «Ювента», 2007.
Парамонова Л.Г. как овладеть правописанием «словарных слов». Издательство «Союз», 2005
Лёвушкина О.Н. Словарная работа в начальных классах.1-4класс. Владос, 2010.
Ярославцева С.В. Работа над словарными словами в начальной школе. – М.: Айрис-Пресс, 2010 .