Презентация «Имидж педагога как важнейшая составляющая успешной педагогической деятельности»
Имидж педагога как важнейшая составляющая успешной педагогической деятельности Я есть то, чем признают меня окружающие. У.Джеймс Педагог – психолог МОУ СОШ № 4г. Луга ИМИДЖ (в переводе с лат.) целенаправленно формируемый образ. -- можно определить как эмоционально окрашенный стереотип восприятия образа педагога в сознании воспитанников, коллег, социального окружения, в массовом сознании. ИМИДЖ ПЕДАГОГА В России понятие «ИМИДЖ» стало предметом общественного внимания и научного анализа лишь в конце XX столетия. В середине 90-х годов появились первые серьезные отечественные разработки по имиджированию, посвященные психологическим аспектам формирования имиджей (Р.Ф. Ромашкина, Е.И. Манякина, Е.В. Гришунина, П.С. и др.). Вышедшее в свет в 1994 г. первое издание книги В.М. Шепеля « Имиджелогия: Секреты личного обаяния» обозначило не только обоснование нового для российского менталитета понятия имидж, но и формирование новой области научного исследования — имиджелогии, а в профессиональной сфере формирование новой специальности - имиджмейкер. Имидж педагога с 30-х г.19в. по начало 21в. Что такое хороший учитель? Старшеклассникам предлагалось написать сочинение на тему: Мой учитель. Ученики 30-х годов, по данным Г.С. Прозорова, включали в портрет хорошего учителя: 1. Знание предмета и владение методикой. 2. Хорошие взаимоотношения с учащимися. 3. Умение правильно оценивать знания учащихся. 4. Создание дисциплины. 5. Внешний вид.Образ плохого педагога в глазах учеников: 1. Слабое владение предметом. 2. Плохой подход к учащимся. 3. Неумение создать дисциплину. 4. Неправильная оценка знаний учащихся.5. Внешний вид. в 40-е годы ученики в учителе ценили знание предмета, общую эрудицию, политическую зрелость. Черты идеального учителя в глазах школьников 60-х годов: уравновешенность, гармоничность, авторитет, знание предмета, сильная воля, храбрость, остроумие, приятная наружность, понимание своих учеников, умение говорить логично и выразительно, требовательность самостоятельности, любовь к педагогической работе ( Ф.Н.Гоноболин, Н.В. Кузьмина и др.). В 70-е годы,по данным Ж. Лендел, портрет хорошего учителя описывался детьми набором следующих качеств: справедливый, умный, энергичный, требовательный, авторитетный, хороший организатор, приветливый, любящий детей, любящий свой предмет. В 1996 г., в исследовании Г.И. Михалевской школьникам предлагалось ранжировать качества учителя по степени их важности для ученика. Первые места ученики отводят доброте, внимательности, чувству юмора, такту. Педагог глазами учеников и учителей (21 век) Учителя выделяют:1м. - дидактические способности;2 м. - коммуникативные способности;3 м. - организаторские способности.Ученики:1 м. - «уважает, понимает, любит учеников»;2 м. - чувство юмора;3 м. - «интересно объясняет и глубоко знает свой предмет» «Учитель - это непривлекательная и неуспешная женщина старше сорока лет" Интересно В преподавательской сфере далеко не все озабочены тем, какое впечатление они производят на окружающих. Бывает, что визуальный образ учителя не вызывает интереса ни к его личности, ни к предмету, который он преподает, складывается очень непривлекательный образ педагога в целом. Психологи выработали варианты имиджа современной учительницы: «синий чулок»,«железная леди», «безумная профессорша», «веселая креативщица», «навязчивая просветительница»,«заботливая мамочка»,«серая мышка», «своя в доску» Каждый из названных образов состоит из сочетания одежды, прически, стиля поведения и речи. КЛАССИФИКАЦИЯ ИМИДЖА ПО ЗНАКУ:«+» «-» ВОСПРИНИМАЕМЫЙТРЕБУЕМЫЙЛИЧНОСТНЫЙПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ С точки зрения образующих факторов:СРЕДОВЫЙ – рабочее место педагога.ГАБИТАРНЫЙ – внешний вид педагога (одежда, прическа, обувь, аксессуары, макияж, парфюм, силуэт).ВЕРБАЛЬНЫЙ – голос, интонация, дикция, грамотная речь...КИНЕТИЧЕСКИЙ – телодвижения, мимика, жесты Кто же создает имидж? Во-первых, сам человек, который продумывает, какой гранью повернуться к окружающим, какие сведения о себе представить. Во-вторых, имиджмейкеры – профессионалы, занимающиеся созданием имиджа для известных лиц: политиков, государственных деятелей, артистов и т.п. В-третьих, большую роль в создании имиджа играют средства массовой информации - печать, радио, телевидении.В-четвертых, его создают и окружающие люди - друзья, родные, сотрудники. СОСТАВНЫЕ ЧАСТИ ИМИДЖА Внешний вид МОДНАЯ СТРИЖКА ИЛИ УКЛАДКА ЦВЕТОВАЯ ГАММА РАБОЧЕГО КОСТЮМА ПРАВИЛЬНО ВЫПОЛНЕННЫЙ МАКИЯЖ Внутренне содержание Профессиональная компетентность Педагогическая эрудиция Педагогическое мышление и интуиция Педагогическое общение Педагогическая рефлексия ВЫСОКОСТАТУСНАЯ ЦВЕТОВАЯ ГАММА ОДЕЖДЫ НИЗКОСТАТУСНАЯ ЦВЕТОВАЯ ГАММА ОДЕЖДЫ Красный следует использовать с осторожностью его нужно носить, когда ситуация требует мобилизации и «закладки непререкаемого авторитета» При всех его положительных оценках он лишает его обладателя права на эмоции и чувства. Использовать его лучше дозировано Помогает сконцентриро-ваться на самом необходимом: не распыляться по мелочам, не разбрасываться цвет внутренней сосредото-ченности Помогает от всего отгородиться, замкнуться и сконцентрироваться на решении той или иной задачи Цвет полной открытости, готовности воспринимать мир во всем его многообразии, хорошо использовать с другими цветами Компромиссный вариант черного и белого. Часто этот цвет выдает внутреннюю усталость Урок или контрольная работа - мисс "Строгость". На праздник - мисс "Торжественность" или мисс "Элегантность". На педсовет - мисс "Сдержанность". На спортигры - мисс "Здоровье". Одежда учителя должна соответствовать современным нормам, правилам и этикету общества, а также должна соответствовать определённому дню, например: КРАСИВО ВЫГЛЯДЕТЬ – ЗНАЧИТ ПРОЯВЛЯТЬ УВАЖЕНИЕ К ОКРУЖАЮЩИМ ЛЮДЯМ ДЕТИ УЧАТСЯ У ВЗРОСЛЫХ ЛЮДЕЙ,И ПРАВИЛЬНО ОДЕВАТЬСЯ ОНИ УЧАТСЯ, ПРЕЖДЕ ВСЕГО, У ЛЮБИМОГО УЧИТЕЛЯ. Настоящий учитель не станет подчеркивать одеждой свою привлекательность, он будет демонстрировать на работе свой ум, профессиональные навыки и способности, более важные во всех отношениях, чем внешность. • испытывает страх, нерешителен, ему недостает веры в свои силы;• пессимист, отличается недоверчивостью, рассчитывает только на плохое;• редко смеется и проявляет свою радость, редко говорит «спасибо»;• часто отказывается, чаще говорит «нет», чем «да»;• о себе говорит, что работа приводит его в стрессовое состояние, что у него практически нет свободного времени;• ругается, брюзжит, выказывает себя умником;• слишком много говорит о себе и слишком мало слушает;• часто действует суетливо, нервозно, с раздражением;• распространяет вокруг себя гнетущую, недружелюбную обстановку, он действует «против». Типичные признаки человека, который «закрыт» для других: - часто и охотно улыбаются;- обладают хорошим чувством юмора;- естественно себя ведут;- веселы;- часто и охотно говорят комплименты;- знакомы с этикетом и следуют ему;- уверены в себе;- умеют посмеяться над собой;- быстро вызывают человека на разговор о нем самом;- осознают рамки свих возможностей и то, что у них нет ответов на все вопросы;- дружелюбны, с ними легко в общении. Привлекательные, открытые люди... «В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли», - так сказал русский писатель Антон Павлович Чехов устами доктора Астрова из пьесы «Дядя Ваня». Эта литературная цитата с точностью характеризует требования, предъявляемые к имиджу современного педагога. Литература М. В. Зюзько. Психологические консультации для начинающего учителя. Москва, “Просвещение”, 1995 г. Удовенко М. На уроке и после звонка. Газета “Школьный психолог”, №7, 2006 г. Степанов М. Творческая личность нашего времени. Газета “Школьный психолог”, №31, 2004 г. Рогов Е.И. Психология общения. Москва «Владос»,2004г.Руководство “Виды одежды. Когда и как одеваться”. Москва, ассоциация “Книга”, 1992 г.