Статья «Здоровьесберегающие технологии — важная составляющая уроков иностранного языка»
Самсонова Кристина Викторовна
учитель английского языка
МБОУ СОШ№20 г. Абакан, РХ
Здоровьесберегающие технологии – важная составляющая уроков иностранного языка.
Здоровьесберегающие технологии на уроках в школе – важный аспект педагогического процесса. Это то, что поможет детям освоить современную школьную программу и остаться здоровыми.
В наши дни проблема здоровья школьников стала приоритетной, т.к. (по данным исследований психологов) более 60 % учащихся постоянно или часто испытывают учебный стресс, что приводит к ухудшению показателей психического и физического здоровья учащихся; снижается успеваемость, усиливается состояние тревожности. Поэтому ухудшение здоровья детей школьного возраста в России стало не только медицинской, но и серьезной педагогической проблемой. Современный урок иностранного языка характеризуется большой интенсивностью и требует от учеников концентрации внимания, напряжения сил. Быстрая утомляемость учеников на уроках вызвана ещё и спецификой предмета: необходимостью выполнять большое количество тренировочных упражнений. Поэтому одна из задач учителя - повысить мотивацию учеников к изучению английского языка и при этом избежать стресса, утомления и падения интереса во время урока. Часто учителя ошибочно полагают, что решением данного вопроса может стать только проведение физминутки на уроке. На самом деле, во-первых, следует учитывать физиологические и психологические особенности детей, а во-вторых, необходимо предусматривать такие виды работы, которые снимали бы усталость. На уроке необходима частая смена видов активности, включение игровой деятельности, стимулирование творческого отношения к теме урока, наличие соревновательных моментов. Все это повышает умственную работоспособность, познавательную активность, мотивацию к изучению языка. Цель использования здоровьесберегающих технологий на уроке - снять напряжение, дать детям небольшой отдых, вызвать положительные эмоции, хорошее настроение; всё это способствует сохранению и укреплению здоровья учащихся.
Немного подробнее я бы хотела остановиться на тех приемах, которые я сама активно использую на своих уроках. Ученик способен сосредоточиться лишь на том, что ему интересно, нравится, поэтому задача учителя – помочь ученику преодолеть усталость, уныние, неудовлетворенность. Ведь часто мы слышим от своих учеников: “Мне тогда все понятно, когда интересно”. Значит, ребенку должно быть интересно на уроке. С первых минут урока, с приветствия нужно создать обстановку доброжелательности, положительный эмоциональный настрой, т.к. у учащихся развита интуитивная способность улавливать эмоциональный настрой учителя.Не нужно забывать и о том, что отдых – это смена видов деятельности. Поэтому при планировании урока нельзя допускать однообразия работы. В норме должно быть 4–7 смен видов деятельности на уроке (послушайте, прочитайте, напишите, подчеркните, найдите в тексте знакомые слова, запишите другим цветом, разыграйте диалог и т.д.)
Игровые моменты использую для снятия напряженности, монотонности при активизации лексики и отработке грамматических структур. На уроках часто использую мягкую игрушку или мяч.
Во время физкультминуток часто использую игру «I can.»:называю глаголы действия, а ученики эти действия показывают (например: run, jump, swim..). Также важно включать в физкультминутки профилактические упражнения для глаз. Например, в кабинете можно поместить картинки по теме (цвета, еда, животные). Учитель называет слова, а дети ищут взглядом соответствующую картинку. Музыкальное сопровождение тоже помогает снять напряжение.
В заключении хочу сказать: « Заботьтесь о здоровье детей. Следите за чистотой воздуха в классе, освещенностью и температурным режимом. Приучайте учащихся к здоровому образу жизни ».