Педагогический проект Тема: Формирование культуры читательской деятельности дошкольника на основе литературных произведений П.П Бажова для детей дошкольного возраста


Педагогический проект
( информационно - исследовательский, творческий, практико-ориентированный, долгосрочный, для детей подготовительной группы).
Тема: Формирование культуры читательской деятельности дошкольника на основе литературных произведений П.П Бажова.
Цель реализации проекта:

Формирование у детей культуры читательской деятельности через погружение в текст художественного произведения, осмысление содержания на репродуктивном и аналитическом уровне, развитие эмоциональной сферы и включение в систему базовых ценностей.
Развитие способности воспроизводить прочитанное на творчески-изобразительном, речевом уровнях.
Задачи:
1. Погружение детей в текст, формирование эмоциональной отзывчивости, активности читательских чувств через медленное чтение текста с остановками, комментированием отдельных ситуаций. Работа над улавливанием основных эмоций героев через сопереживание детей и реакции на отдельные события.
2. Формирование способности к активному слушанию, пониманию смысла художественного текста путем пояснения новых незнакомых слов, выделения ключевых моментов в тексте, выразительной передачи содержания произведения. Активизация базы познания путем воспроизведения прочитанного в форме ответов на вопросы, обращений к тексту.
3. Постижение содержания произведения на аналитическом уровне путем мотивации событий и поступков героев и размышления о прочитанном на обобщающем уровне.
4. Формирование проявления читательской деятельности, умения детей выражать прочитанное на уровне творческого воспроизведения через эмоциональное рассказывание, творчески-продуктивную и речевую практику в форме сочинения, продолжения текста.

Алгоритм действий педагога с детьми в проектной деятельности на развивающем уровне проектирования.
Педагог:
-предлагает тему;
- выдвигает проблему;
- инициирует идеи;
-подключается к реализации идей;
- увлекается интересами ребенка;
- помогает расширять цели и задачи.
Ребенок:
- участвует в обсуждении и выборе темы;
- обсуждает и принимает проблему;
- уточняет цели;
- выбирает необходимые средства для достижения результата;
- организует совместную деятельность со сверстниками;
- оценивает поступки сверстников;
- проявляет готовность участвовать в проекте;
- создает собственные варианты продолжения сказа;
- разыгрывает отдельные сцены в театральной деятельности.

Прогнозируемый результат
Ребенок:
- проявляет интерес к литературному произведению;
- понимает смысл художественного произведения;
- представляет себе ситуации из текста;
- проявляет желание по- своему изобразить впечатление;- получает новую информацию о разнообразии художественной формы (сказ);
- осмысляет художественную форму;
- частично пересказывает фрагменты текста языком автора;
- создает собственные варианты продолжения сказа;
- разыгрывает отдельные сцены и ситуации в театральной деятельности.

Реализация проекта
I этап
Тема: Чтение произведения П.П.Бажова «Серебряное копытце» (фрагменты).
Цель: Погружение детей в текст, формирование эмоциональной отзывчивости, активности читательских чувств через медленное чтение текста с остановками, комментированием отдельных ситуаций. Работа над улавливанием основных эмоций героев через сопереживания и реакции детей на отдельные события.
Планируемая работа:
- организация выставки детской художественной литературы;
- подбор художественной литературы «Круг чтение»;
- художественно-эстетическая деятельность детей , связанная с содержанием текста;
- организация учебной деятельности.
Прогнозируемый результат I этапа:
Ребенок:
- понимает содержания сказа;
- эмоционально отзывается на отдельные ситуации из текста;
- проявляет интерес к процессу чтения;
- умеет оценивать характер поступков;
- комментирует отдельные ситуации из текста.
II этап
Тема: Чтение произведения П.П.Бажова «Серебряное копытце». (окончание).
Цель: Формирование способности к активному слушанию, пониманию смысла художественного текста путем пояснения новых незнакомых слов, выделения ключевых моментов в тексте, выразительной передачи содержания произведения. Активизация базы познания путем воспроизведения прочитанного в форме ответов на вопросы, обращений к тексту.
Планируемая работа:
- художественно- эстетическая деятельность по мотивам сказа;
- оформление выставки произведений П.Бажова;
- рассматривание иллюстраций с моделированием коммуникативных ситуаций по теме сказа;
- игра «Договори….»(отдельные фразы из текста);
- задание на синектику «На кого ты будешь похож…»;
- организация учебной деятельности.
Прогнозируемый результат II этапа:
Ребенок
- внимательно слушает произведение;
- получает новую информацию;
- понимает смысл прочитанного;
- отвечает на поставленные вопросы;
- характеризует героев;
- правильно оценивает их поступки;
- реализация знаний в деятельности детей.
III этап
Тема: Анализ произведения П.П. Бажова «Серебряное копытце».
Цель: Постижение содержания произведения на аналитическом уровне путем мотивации событий, поступков героев и размышления о прочитанном на обобщающем уровне.
Планируемая работа:
- разыгрывание ситуаций в лицах (воспитатель от автора, а дети от лица героя);
- оживление эпизода из текста;
- пересказ по зрительным опорным схемам;
- придумывание необычных вариантов конца сказа;
- рассказы детей и впечатления от чтения-слушания сказа;
- задание на воображение «Представь, что ты….»;
- задания на оценку «Выбери себе героя»;
- выставка детских рисунков по теме сказа;
- рисунчатый мульфильм.
Прогнозируемый результат III этапа:
Ребенок:
- знает содержание произведения;
- отвечает на вопросы;
- оценивает поступки героев;
- размышляет о предлагаемых событиях героев;
- проявляет желание по-своему изобразить впечатление;
- разыгрывает отдельные сцены и ситуации в театральной деятельности.

IV этап
Тема: Придумывание концовки сказа «Серебряное копытце».
Цель: Формирование проявления читательской деятельности, умения детей выражать прочитанное на уровне творческого воспроизведения через эмоциональное рассказывание, творчески-продуктивную и речевую практику в форме сочинения, продолжения текста.
Планируемая работа:
- разыгрывание ситуаций в лицах (дети от лица героя);
- пересказ отдельных фрагментов по модели;
- разыгрывание небольших ситуаций из текста;
- придумывание необычных вариантов конца сказа;
- рассказ по - своему рисунку;
- инсценирование эпизода произведения.
Прогнозируемый результат IV этапа:
Ребенок:
- осмысляет художественную форму;
- частично пересказывает фрагменты текста языком автора;
- создает собственные варианты продолжения сказа;
- разыгрывает отдельные сцены и ситуации в театральной деятельности.

Презентация проекта:
Создание своей книги.