Статья «Использование информационных технологий в учебно-тренировочном процессе»


Сергачев Николай Александрович, методист
СП «ДЮСШ» ГБОУ СОШ №2 с. Приволжье
«Использование информационных технологий в учебно-тренировочном процессе»
   Одним из главных инструментов в образовании, открывающих путь в новый мир, являются современные информационные технологии. Они позволяют изменить системные свойства важнейших компонент нашего бытия. Разработка стратегии использования информационных технологий в сфере образования — одна из ключевых проблем стратегического планирования, как на национальном, так и на глобальном уровне.
  Быть успешным человеком можно только хорошо владея информационными технологиями. Целостная реализация этой потребности невозможна без включения информационной компоненты в систему подготовки будущего специалиста. Это полностью относится и к тренерам-преподавателям. Ведь не секрет, что на сегодняшний день большинство из них не подготовлены к работе в условиях информатизации как профессионально, так и психологически.
   Однако до настоящего времени не разработана педагогическая концепция подготовки указанных специалистов в условиях использования современных информационных технологий, требующих внесения значительных коррективов в физкультурное образование с тем, чтобы специалист в этой области имел четкое представление о том, где и с какой целью использовать возможности персонального компьютера, какие программные продукты должны это обеспечить, как работать в условиях информатизации общества. В связи с этим логично заключить, что данные требования должны найти свое отражение в квалификационных характеристиках специалистов, в требованиях государственных образовательных стандартов нового поколения.
   В связи с этим целью работы является обоснование возможностей использования информационных технологий на тренировках в учебно-тренировочных группах.
   Объект – информационные технологии на тренировках в учебно-тренировочных группах.
  Предмет – возможности успешного использования компьютерных технологий на тренировках в учебно-тренировочных группах.
   Задачи исследования:
   — обосновать необходимость и возможность использования информационных технологий на тренировках в учебно-тренировочных группах;
  — выявить психолого-педагогические условия использования информационных технологий на тренировках в учебно-тренировочных группах;
  — проанализировать эффективность использования информационных технологий на тренировках в учебно-тренировочных группах (из опыта работы).
Информационные технологии в тренировочном процессе:
   Несмотря на определенные трудности, связанные с организационными, материально-техническими, научно-методическими аспектами разработки и внедрения современных информационных технологий в тренировочный процесс, они вызывают определенный интерес у ряда специалистов в области физического воспитания и спорта, так как здесь, как и в других областях, назрела необходимость перехода от традиционных форм подготовки, направленных в первую очередь на накопление определенных знаний, умений и навыков, к использованию современных компьютерных, а точнее информационно-коммуникационных, технологий, позволяющих значительно эффективнее осуществлять сбор, обработку и передачу информации, вести самостоятельную работу и самообразование, качественно изменить содержание, методы и организационные формы обучения.
Психолого-педагогические условия применения информационных технологий на тренировках в учебно-тренировочных группах.
    Компьютерные технологии как часть информационных технологий формируют принципиально отличный стиль учебной деятельности, который оказывается более психологически приемлемым, комфортным, мобилизующим творческие возможности и интеллектуальный потенциал учащегося.
  Применительно к практическому использованию информационных технологий в образовательном процессе это означает:
-тщательно отработанную мотивацию обучения не только «принудительного» характера (оценки), но и личной заинтересованности и удовлетворения тренировочным процессом;
-оценку по конечному результату, широкую свободу выбора, поощрение разумного творчества в процессе тренировок;
-индивидуальный подход к обучаемому и его адаптацию в процессе тренировок.
   Управление тренировочным процессом включает в себя два взаимосвязанных процесса: организацию деятельности спортсмена и контроль, за этой деятельностью. Эти процессы непрерывно взаимодействуют: результат контроля влияет на содержание управляющих воздействий, т.е. на дальнейшую организацию деятельности. В свою очередь, организация определенной деятельности требует и определенной формы контроля, и конкретного способа регистрации этой деятельности. Возможны сочетания этих процессов и переходы от одного к другому.
2. Возможности использования информационных технологий на тренировках в учебно-тренировочных группах
  Информационные технологии давно нашли широкое применение в тренировочном процессе современной спортивной школы. Но, несмотря на это, существующие разработки в области использования информационных технологий в физическом воспитании носят, как правило, частный характер: создание баз данных спортсменов, мониторинг их физического развития и физической подготовленности, проектный метод, – и не имеют широкого распространения в школьной практике. Анализ психолого-педагогической литературы позволяет сделать вывод о том, что основными направлениями использования информационных технологий в физической культуре спортивной школы являются: статистический анализ и графическое изображение цифрового материала; текстовое редактирование методической и деловой документации; обучение и контроль теоретических знаний обучающихся; контроль физического развития и подготовленности занимающихся; подготовка и обработка результатов соревнований; контроль и оптимизация техники спортивных движений; контроль физической работоспособности испытуемых; создание компьютеризированных тренажерных комплексов на базе персональных компьютеров.
     В настоящее время разработаны и внедрены в тренировочный процесс спортивных школ обучающие системы по пулевой стрельбе, гимнастике, лыжному спорту, физиологии, биомеханике, восточным единоборствам, баскетболу, программы, позволяющие проводить имитационное моделирование срочных и долговременных адаптационных процессов, протекающих в организме учащихся.
   Конечно, информационные технологии значительно расширяют возможности предоставления информации. Применение цвета, графики, мультипликации, звука – всех современных средств видеотехники – позволяет воссоздавать реальную обстановку деятельности (например, поставить спортсмена в положение участника соревнований).
   Мыслительная деятельность обучающихся на тренировках с использованием информационных технологий способствует быстрому усвоению теоретического материала, а получение знаний и двигательных навыков становятся интенсивнее и многообразнее.
   По-другому строится и планирование тренировки: тренер специально продумывает отдельные элементы занятия, в которых использует информационные технологии, предусматривает интеграцию традиционных и интерактивных средств обучения, разрабатывает способы управления познавательной деятельностью спортсменов в ходе занятия.
   В ходе всего тренировочного процесса в учебно-тренировочной группе можно выделить несколько этапов освоения обучающимися спортивно-информационных умений и навыков.
  I этап – визуальный – предусматривает просмотр учащимися техники двигательных действий великих спортсменов, собирание пазла целостного двигательного действия из элементов. Эти упражнения способствуют развитию абстрактного, образного мышления. Обучающиеся получают возможность составлять целостные двигательные действия из отдельных элементов, успешно переносить теоретические знания по выполнению упражнений на практику.
  II этап – технический – предполагает использование видеоаппаратуры (камер, фотоаппаратов, сотовых телефонов) для съемки двигательного действия, а затем его изучение и обработку в программе «Покадровое движение». У обучающихся развиваются навыки работы с видеоаппаратурой и ПК, аналитическое мышление, ребята получают возможность детально изучить технику двигательного действия.
  На III этапе – аналитическом – спортсмены учатся принимать решения на основе анализа данных, перестраивать двигательное действие в зависимости от условий (тренировка, соревнование, рельеф местности, активность сопротивления), у них формируется адекватная самооценка.
  На начальных этапах занятий в спортивной школе (группы начальной подготовки) закладываются основы техники специфических двигательных действий (бросок баскетбольного мяча, нападающий удар, ведение, блокирование и подача мяча и др.), которые будут востребованы в течение всего процесса обучения. Важно, что для освоения двигательных действий необходимо с самого начала создать правильное представление о технике движений. Все то, что изучается вначале, закрепляется особенно прочно, и впоследствии не требуются усилия для какого-либо переучивания.
  Применение информационных технологий возможно на всех этапах обучения. При изучении нового материала координируется, направляется и организуется тренировочный процесс, а сам материал «объясняет» компьютер. С помощью видеоряда, звука и текста обучающийся получает представление об изучаемом двигательном действии, учится моделировать последовательность движений, что делает тренировку более содержательной и увлекательной.
  На стадии закрепления знаний информационные технологии позволяют решить проблему традиционного занятия – индивидуального учета знаний, а также способствует коррекции полученных умений и навыков в каждом конкретном случае.
  На этапе повторения в компьютерном варианте обучающиеся решают различные проблемные ситуации. В результате в мыслительную деятельность оказываются включены все участники. Степень их самостоятельности в освоении материала регулируется тренером.
  Информационный (компьютерный) контроль знаний по сравнению с традиционным имеет ряд преимуществ, которые состоят в следующем:
  — используется индивидуальный подход: учитывается разная скорость выполнения заданий спортсменами, упражнения дифференцируются по степени трудности;
  — повышается объективность оценивания;
  — фиксируется детальная картина успехов и ошибок обучающихся.
  Формами контроля являются самоконтроль, взаимоконтроль, творческое применение полученных знаний на практике.
  Таким образом, применение информационных технологий обучения в учебно-тренировочном процессе позволяет реализовать требования теоретического и методического разделов учебных программ посредством самостоятельной внеурочной учебной работы спортсменов, сохраняя тем самым учебные часы для занятий непосредственно физическими упражнениями.
  Разработка и внедрение электронных средств поддержки обучения способствуют повышению уровня тренировочной работы спортсменов.
  Информационные технологии обучения обладают более высокой дидактической эффективностью по сравнению с традиционными методами и средствами поддержки обучения. При этом высокий уровень интереса обучающихся, обусловленный сначала технологической стороной использования электронных средств, способствует в дальнейшем росту интереса к содержанию теоретических и методических аспектов..Информационные технологии обучения в учебно-тренировочном процессе.
  Информационные технологии позволяют модифицировать тренировочный процесс и гарантируют большую эффективность в достижении результатов обучения. Использование информационных технологий существенно обогащает педагогические методы обучения спортсменов. Возможности информационных технологий (электронных учебных пособий и глобальной сети Интернет) по хранению, поиску и передаче информации позволяют решить такие задачи как: повысить информационную насыщенность тренировки, выйти за рамки тренировочного процесса, дополнить и углубить их содержание.
  Рассмотрим подробнее применение информационных технологий в различных методах обучения в учебно-тренировочных группах.
1. Опыт использования информационных технологий в учебно-тренировочном процессе.
   Анализ литературных источников показал, что часто используемые информационные технологии представляют собой информационные аудио- и видеопрограммы, динамические иллюстративные материалы. Применяя информационные технологии, тренер делает акцент на возможность их комплексного использования, т.е. на составление, нахождение или создание тематических комплексов по определенной тематике.
   Информационные тематические комплексы могут включать методические разработки, целенаправленно созданные для конкретной задачи, или методические разработки комплексного назначения.
   Рассмотрим примеры некоторых информационных тематических комплексов, разработанных для проведения учебно-тренировочного процесса в учебно-тренировочных группах.
   Комплекс «Атлетическая подготовка».
   ИТК содержит следующие разработки по использованию атлетической подготовки в тренировочном и вне тренировочного процессах:
1. Печатные методические рекомендации: «Организация и методика проведения занятий физическими упражнениями с использованием тренажерных средств», «Методика занятий атлетизмом».
2. Учебный видеофильм «Тренировка в тренажерном зале».
3. Обучающая компьютерная программа (КП) «Атлет».
   В печатных материалах рассматриваются проблемы организации занятий с применением тренажеров; приведены общие положения методики развития силы с описанием наиболее распространенных методов тренировки и регламентацией подходов, повторений, отдыха и темпа выполнения; описана методика контроля и самоконтроля на занятиях по атлетической подготовке.
   Основной и связующей разработкой в данном тематическом комплексе является обучающая КП «Атлет». Она, по сути, служит компьютерным самоучителем по атлетической подготовке спортсменов, в нее вошли и теоретические разделы, и методические указания по выполнению, как отдельных упражнений, так и учебного процесса в целом от одного занятия до нескольких лет подготовки.
   Дополнением всего тематического комплекса служит учебный видеофильм «Тренировка в тренажерном зале». В нем показаны особенности работы на типичных тренажерах, практически развивающих все группы мышц, по ходу фильма рассказывается о методических особенностях проведения учебных занятий.
   Так, обучающая компьютерная программа «Атлет» разработана по принципу сетевого представления материала (система гипертекста).
   Программа не имеет модели данных, которая бы служила каркасом для хранения информации, т.е. отсутствует жесткий алгоритм прокручивания текста. Ученик или учитель, работая с этой программой, устанавливает те связи, ту последовательность, которую считает необходимой, что позволяет максимально использовать индивидуальный подход в обучении. Программа разработана по 4 уровням, что облегчает ориентацию при работе с нею, но в то же время позволяет обучаемому выбрать желаемый лично для него уровень получения знаний.
   Программа включает как плоскостную мультипликацию (рис. 1), так и экраны с роликами видеомультипликации.
 
Рис. 1. Экран КП «Атлет», раздел – мышцы.
   Оценка усвоения теоретического материала позволяет занимающемуся или тренеру выявить степень усвоения полученных знаний по курсу «Атлетическая подготовка» в процентах (за 100% взято отсутствие ошибок при ответах на контрольные вопросы).
   В разделе «Рекомендуемая литература» учащийся, выбрав интересующее его издание, может прочитать аннотацию и познакомиться с оглавлением выбранной книги.
   Компьютерная программа «Техника метания гранаты»
  КП «Техника метания гранаты» направлена на детальное изучение особенностей метания гранаты с колена и позволяет с любой скоростью просматривать с трех различных сторон выполнение данного спортивного движения (рис. 2).

Рис. 2. Экран КП «Техника метания гранаты»
   Такой тип демонстрации техники движения выгодно отличается от видеосъемки тем, что устранены все второстепенные объекты и при выполнении движения внимание сосредоточено на главных элементах.
   КП позволяет быстро и качественно проводить соревнования. Организация и проведение мини-соревнований, безусловно, хороший стимул для регулярного посещения занятий, проведения самостоятельных занятий, оптимизации режима питания, труда и отдыха.
  Применение информационных технологий на тренировках не исчерпывается возможностью создания информационных тематических комплексов, содержащих элементы использования различных информационных технологий. Наиболее распространённым является создание тренировок – презентаций по предмету.
Заключение
   Современная система образования направлена на формирование высокообразованной, интеллектуально развитой личности с целостным представлением картины мира, с пониманием глубины связей явлений и процессов, представляющих данную картину. Новый этап развития компьютерной техники и её применение в тренировочном процессе характеризуется широчайшим использованием современных информационных технологий при создании обучающих программ.
   Безусловно, информационные технологии не заменят тренера, поэтому он рассчитан на использование в комплексе с другими имеющимися методическими средствами. Естественно, что использование современной техники на каждом занятии нереально, да это и не нужно. Умелое использование информационных технологий на тренировках не только повышает их эффективность, но, в первую очередь, способствует повышению познавательных потребностей учеников. Каждый тренер в состоянии распланировать свои уроки таким образом, чтобы использование информационной поддержки было наиболее продуктивным, уместным и интересным для обучающихся.
  
Список использованной литературы
1. Барчуков И.С., Нестеров А.А. Физическая культура и спорт: методология, теория, практика / И.С.Барчуков, А.А.Нестеров. — М.: Academia, 2009.- 528 с.
2. Васильков А.А. Теория и методика спорта / А.А.Васильков. – М.: Феникс, 2008. – 379 с.
3. Волков В.Ю. Компьютерные технологии в образовательном процессе по физической культуре /Матер. всерос. науч.-практ. конф. СПб., 2000.
4. Волков В.Ю., Волкова Л.М. Компьютерный дистанционный курс по дисциплине «Физическая культура» /Матер. всерос. науч.-практ. конф. СПб., 2000.
5. Горбунов Г. Д., Гогунов Е. Н. Психология физической культуры и спорта / Г. Д.Горбунов, Е. Н. Гогунов. – М.: Academia, 2009.- 256 с.
6. Жбанков О.В., Соловьев Е.В. Информационно-методическая система как средство индивидуализации процесса физического воспитания в вузе // Теор. и практ. физ. культ. 1995, № 6.
7. Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании / И.Г. Захарова. — 4-е изд., стер. — М.: 2008. — 192 с.
8. Информатизация общего среднего образования: Науч.-метод. пособие /под ред. Д. Ш. Матроса. – М.: Педагогическое общество России, 2004.