Формирование информационной компетенции обучающихся через развитие умений работы с текстом


«Формирование информационной компетенции
обучающихся через развитие умений работы с текстом»
(на примере техники сжатия полученной информации на уроках истории).
Введение
Быстрый рост объёма информации ставит перед нами трудную и неотложную задачу - сжатие учебного материала, повышение ёмкости знаний, которые входят в минимум содержания образования. Естественная реакция современной педагогики на данные требования — поиск путей синтеза и переработки учебной информации.
Согласно концепции И.М. Амосова мозг человека перерабатывает информацию этажной системы кодов, связанных друг с другом многосторонними переходами (код звуков, знаков, код-слов, код-фраз, код-смысла). «Указанные этажи переработки информации функционируют у человека одновременно: он слышит, слушает, видит и смотрит. Существенно при этом, что все этажи информации не только взаимодействуют, но и функционируют самостоятельно. Т.о. информация усваивается и перерабатывается на нижних этажах кодовой системы»[Эрдниев П.М. Укрупнение дидактических единиц как технология обучения.Ч. 1 М. Просвещение 1992г. с,49-50].
В психологии различают память произвольную и непроизвольную. Применяя данную методику, можно успешно использовать ресурсы непроизвольного запоминания и переработку информации в- нижних этажах памяти. В связи с рассматриваемым вопросом заслуживает специального внимания исследование П.Шеварёва, посвященное так называемым обобщённым ассоциациям. Сущность этого исследования сводится к следующему: «Даже в формальной логике, не интересующейся процессом развития мысли, а изучающей лишь результаты мышления, рассматриваются сокращённые формы умозаключений. Человек не думает цепью силлогизмов, в реальном мышлении, вовнутренней речи колоссальную роль играют свёрнутые умозаключения, которые сводятся, в конечном счёте, к сокращённым, правилосообразнымсвязям» [Эрдниев П.М. там же с. 52].
Первосигнальный компонент информирует помимо всяких словесных пояснений, на коде, знаков, и так успешно, что обучающийся запомнит этот момент навсегда. Многое можно зафиксировать в виде опорных конспектов, таблиц, схем.
На своих уроках я столкнулась с рядом проблем:
1. Учащиеся не могут найти необходимую информацию, проанализировать и обобщить неупорядоченные сведения;
2. Не обладают навыком преобразования информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмм);
3. Не способны извлекать из неадаптированных оригинальных текстов (философских, научно-популярных, публицистических, художественных) знания по заданным темам.
Поэтому в своей педагогической деятельности я ставлю перед собой цель: формирование информационной компетенции обучающихся через развитие умений работы с текстом.
Для реализации этой цели необходимо научить школьников:
выделять в тексте главные положения и мысли;
составлять различные виды планов, схем;
развертывать текст, строя по плану собственное высказывание;
конспектировать и реферировать текст;
на основе сопоставления нескольких источников восстанавливать поврежденный текст;
составлять устное или письменное высказывание на основе представленной цифровой информации.
Техника сжатия полученной информации
Любой объем информации можно сжать до одной фразы, до определенной схемы. Редукция как упрощение, сведение к общему наглядно присутствует в следующих приемах педагогической деятельности.
Среди приемов, направленных на применение знаний и их трансформацию, при работе с текстом на уроках следует обратить внимание на приемы сжатия полученной информации. Учебники истории и обществознания изобилуют второстепенной информацией. Вполне естественно желание учителя, чтобы в умах учеников отложилось самое важное, самое существенное по изучаемому учебному материалу. Речь идет не о просто повторении пройденного, а о целенаправленной трансформации знаний.
Прием «Своя опора»
Установлено, что с помощью органов зрения и соответствующих центров мозга человек перерабатывает большой поток: информации (в 100 раз больше чем с помощью органов слуха, и слуховых центров мозга). Однако обучающиеся редко используют цвет, часто он черно – белый, поэтому использование опорных конспектов (ОК) посредством схем, цветных и выразительных рисунков, таблиц, как показала практика облегчает процесс усвоения ими новогоматериала и позволяет качественно преобразовывать его. Срабатывает и долговременная память. Таким образом, для результативности процесса усвоения и применения знаний большое значение имеет методика использования знаков, символов, несущих учебную информацию в концентрированном виде. Это нетронутые резервы совершенствования и ускорения учебной работы учащихся.
П.М.Эрдниев отмечает немаловажную деталь, что если при изучениинового материала процесс мышления идёт по принципу «слово-символ», то усвоение материала совершаемся в обратном направлении - «символ-слово». В итоге при непосредственном следовании проявляется связь замкнутой мысли - «слово-символ-слово», являющаяся главным условиемпрочности знаний, т. е. длительного сохранения информации. Так, например, при рассмотрении вопроса «Международные отношения вXIX - XXв.в. «Путьк войне» можно использовать символы30480-12065, которые заключают в себе всю информацию.Особенности содержания материал дается крупными блоками, оформление материала опорными конспектами-схемами. Требование к оформлению - лаконизм, простота, доступность понимания, оригинальность, творчество, эмоциональность. Опорный конспект представляет собой наглядную схему, в которой отражаются единицы информации и представлены различные связи между ними, а также введены знаки.
Опорный конспект представляет систему опорных сигналов в видекраткого условного конспекта, завершающего систему фактов, понятий, идейкак взаимосвязанных элементов целой части учебного материала. В. Ф.Шаталов разработал учебную деятельностьшкольников, котораяобеспечивала полную и всеобщую активность на уроке.
Для ОК необходимо использовать простейшие значки, сокращения, аббревиатуры.Некоторые из них понятны без специальных комментариев.Например: (гос-во» — государство, «прол-т» — пролетариат, скрещенные мечи-битву, сражение. Корону — короля. Буквенные аббревиатуры не вызывают затруднений и легко понимаются учениками. «3» - Запал. «В»- Восток ;- «Др.В» -- Древний Восток, «Др.Р» -Древний Рим. Употребляются и математические знаки: ≠ неравенство, ↑— возвышение, -↓- снижение, + увеличение и т.д.. Опорный конспект не исчерпывает отображение всего учебного материала, а является средством, чтобы выделить главное, дать в виде УДЕ, привлечь внимание школьников к учебному материалу, идеям, фактам.
Вот несколько примеров: История России. Тема « Процесс формирование государства».
ПЛЕМЯ → → → ≠ →гос-во
↑ ↑ ↑
Род+род+ род создание формирование
Родовая община металлических соседской
орудий труда общины
При рассмотрении темы «Первая мировая война» использую схему для объяснения причин войны.
Англия Франция Германия
♥ ≠ ▲
Россия Австро - Венгрия Италия
В символах уже заложена характеристика названия военно- политических блоков
Антанта- сердечное согласие Тройственный союз
↓ ↓
Сердце Треугольник
Расположение государств не случайно. Первыми вошли в Антанту –Англия и Франция, затем Россия. В Тройственном союзе организатором явилась Германия.Франция и Германия находятся рядом, продолжается конфликт после франко-прусской войны, когда Германии отошли территории- Эльзас и Лотарингия.Англия продолжает вести политику «блестящей изоляции». А у России с Австро-Венгрией конфликт на Балканах.
Учитель может объяснить схему, а лучше задать учащимся вопрос:
- Почему я расположила так государства (для подсказки предлагается карта). Учащиеся владеют материалом, но он не всегда систематизирован. Эта схема работает на причинно-следственную связь.
ОК даёт эффективные развивающие и воспитательные результаты. Каждый приобщается к труду - творчеству, воспитывается трудолюбие, воля. Развивается самостоятельность — учащийся знает, по какой схеме, какими знаками оперировать принаписании ОК. Появляется уверенность в своих силах, способностях. Формируется ответственность, честность, социализация, товарищество.
Я использую различные схемы, приёмы, позволяющие наглядно изобразить исторические события и явления. При этом эмоционально окрашиваю материал. Например, рассказываю наиболее яркие эпизоды или биографии политических деятелей, привожу фрагменты исторических документов.
Работа с ОК не решает проблем всего исторического образования, можно потерять эмоциональность. Поэтому следует постоянно напоминать учащимся, что в событиях участвуют люди, что они имеют свои интересы, взгляды. Не следует забывать о роли личности в истории, личностного отношения к фактам. Необходимо приучать учеников высказывать оценочное суждение об исторических деятелях иих поступках. Важно
поддержать ученика, даже если его суждение не совпадает с общим мнением - это тоже часть творческого процесса, и главное в этом - желание и логика мышления. Если обучающийся ошибся, то в процессе обсуждения проблемы в классе у него появится возможность исправить ошибку и прийти к правильному выводу. Хорошие результаты дают учебные тесты, т.к. в них заложены минимум и конкретность, которые необходимо усвоить учащимся. ОК позволяют учащимся успешно справиться и освоить большой объём материала.
Использование ОК поможет учащимся составить более чёткое представление об основных составляющих исторического процесса, о наиболее характерных чертах событий, явлений. Порой, ученик, от которого редко можно получить вразумительный ответ, вполне удовлетворительно расскажет о событиях, глядя на схему.
Дай определение
Многие современные учебники ряд важных понятий, терминов преподносят без определений. Эти термины выделены жирным шрифтом, курсивом. Иногда на одной-двух страницах идет пояснение, а вот четкого определения нет.
Прием «Дай определение» - один из эффективных редуктивных механизмов обучения. Что остается в голове учащегося к концу урока, к концу изученной темы в условиях перенасыщенной информационно-образовательной среды? Современные учебники грешат описательностью, избытком второстепенной информации. Ученикам предлагается дать определение того или иного термина, события, явления. Определение понятия – это выявления наиболее важных, существенных и повторяющихся признаков предмета или явления. После самостоятельной работы следует обсуждение предложенных опаределений, выбирается наиболее оптимальное. Можно составить целый словарик таких понятий. И ценность такого словаря будет намного выше, чем механически списанных из учебника или справочников, если учащиеся сами будут работать над составлением определений.
В определении исторического понятия, как правило, обязательным атрибутом должны стать временные рамки, а возможно, и исторические персонажи (или социальные группы), с кем связано данное явление (событие).
Учитель способствует организации процесса продуктивного творческого мышления (эвристической деятельности) учащихся.
Ключевые слова
Учитель предлагает подобрать в тексте «ключевые слова», которые являются наиболее важными или запоминающимися в изученном материале. Лучше всего указать количество таких слов. Например, пять. Обучающиеся должны обосновать свой выбор: в связи с чем они выбрали эти слова. Учитель организует обсуждение, в результате которого на доске или в тетради фиксируются «ключевые слова». На последующих уроках учитель может написать их на доске или вывесить таблички, устно произнести «ключевые слова». Обучающиеся должны объяснитиь, в связи с чем упоминались эти слова. Полный ответ не требуется. Происходитсвоеобразная разминка перед более полным повторением ранее изученного материала. Хорошо, если в такой форме обучающиеся неоднократно будут обращаться к ключевым словам прошлых тем.
Сжатая информация (резюме)
Резюме – это краткое изложение чего-либо. Обучающимся предлагается несколькими предложениями описать событие или явление, рассказать или написать одним абзацем, о чем данный параграф. Порой очень непросто одной фразой изложить суть, самое главное. Лаконичности надо учиться.
Прием "Завершим схему"
Учитель предлагает учащимся самостоятельно завершить неоконченную схему. Заполнить пробелы в схеме. Установить и графически изобразить логические связи между звеньями схемы. Учащиеся выполняют работу, обсуждают предложенные варианты.
Пример: Тема: "Международные отношения накануне второй мировой войны" (11 класс).
ПУТИ ВЫХОДА ИЗ КРИЗИСА


?
ПОЛИТИКА УМИРОТВОРЕНИЯ АГРЕССОРА


?

?


СССР

При использовании данного приема учитель формирует у учащихся навыки составления опорных схем, преобразования текстовой информации в различные знаковые системы.
Заключение
Таким образом, на уроках истории я использую ОК, схемы, знаки и т.п. Злоупотреблять этим не стоит, но и недооценивать их тоже нельзя. Эмоциональность учителя, любящего свои предмет, учебные игры, использование наглядных пособий, просмотр фильмов, умело организованная беседа по вопросам, лекции, зачёты - всё это может и должно существовать.
А самое главное обучающийся может сознательно организовывать свою познавательную деятельность от постановки целей до результата. У него вырабатывается способность реально оценить ситуацию. Выбирать адекватные способы деятельности в рамках основных социальных ролей. Овладеть различными видами публичных выступлений.
Позволяет учителю и обучающимся быстро и точно, вспомнив посредством символов, знаков и схем изученный ранее материал (в среднем звене), затратив минимум учебного времени, проанализировать и сформулировать причинно-следственные связи, выводы. Подобно тому, как возводить здание удобно и быстро посредством крупных блоков, также и учебный материал в старшем звене удобнее и быстрее вводить укрупнёнными единицами. В этом случае проявляется дидактическая закономерность, целое содержит больше информации, чем сумма информации, содержащихся во всех частях, слагающих целое. Оптимизации учебного процесса способствует принцип обратной связи. Если учитель на уроке больше говорит сам и не опрашивает учеников или невнимательно слушает их ответы, то ослабевает поток обратной связи, а поэтому снижается и результативность. Опорный конспект позволяет в процессе объяснения беседовать с учащимися, актуализировать их внимание, даёт возможность высказать свою точку зрения, участвовать в учебном процессе.
Литература.
1. Агафонов С.В. «Тематическое и поурочное планирование по истории России 16-18 веков». К учебнику А.А.Данилова, Л.Г.Косулиной «История России. Конец 16-18 век. 7 класс» М., 2006
2. Агафонов С.В. Схемы по Всеобщей истории. 9 класс. – 2-е изд., - М.,ООО «Русское слово - РС», 2007.
3. Аствацатуров Г.О. «Модульно – редуктивное обучение на уроках истории и обществознания». Волгоград, 2009
4. Сечина Т.И. и (др.). «Справочник учителя истории и обществорзнания». Волгоград, 2013
5. Загладин Н.В. «Новейшая история зарубежных стран. XX век»: Учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений. – 7-е изд. – М., ООО «Русское слово - РС», 2006.