Сценарий урока «Москва – центр борьбы с ордынским владычеством. Куликовская битва»


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Шаминская средняя общеобразовательная школа»
Семикаракорского района Ростовской области
Тема урока: «Москва – центр борьбы с ордынским владычеством.
Куликовская битва»
-26289012209
00

Автор: Ушакова Елена Николаевна
Место работы: МБОУ Шаминская СОШ
Семикаракорского района
Ростовской области
Должность:
учитель истории и обществознания
Телефон: раб. 8(86356)2-77-36
дом. 8(86356)2-77-55
моб. 8928-175-94-60
2014 г.
Автор урока: учитель истории и обществознания Ушакова Елена Николаевна
Класс: 6
Тип урока:
Урок изучения нового материала с использованием ЭОР.
Технологии, применяемые на уроке:
Коучинг - технология, технология критического мышления.
Тема урока: «Москва – центр борьбы с ордынским владычеством.
Куликовская битва»
Цели урока:
Изучить причины возвышения Москвы. Раскрыть величие подвига русского народа, сокрушившего на Куликовом поле могучее монголо-татарское войско и положившего начало освобождению Руси от золотоордынского ига.
Учебно-воспитательные задачи:
Способствовать формированию у учащихся личностного восприятия исторических фактов, событий, помочь учащимся ощутить дух Куликовской битвы.
Организовать деятельность учащихся по отработке умения объяснять термины и понятия, работать с текстом, историческим источником, картой, выделять главное, устанавливать причинно-следственные связи, анализировать исторические явления и события; развивать умения логически мыслить, обобщать, делать выводы, высказывать свою точку зрения; развивать связную речь и логическое мышление учащихся; воспитывать чувство любви к Родине, чувство товарищества, долга, уважения к окружающим; прививать познавательный интерес к предмету путем применения информационных технологий. 
Формировать способность к самостоятельному оценочному суждению событий и роли личности в истории.
Метапредметные результаты:
Оборудование:
учебник: Данилов А.А., Косулина Л.Н. История России с древнейших времен до конца XVII века. – М.: Просвещение, 2009.
Диск 1С «История России. 6-9 класс. Библиотека наглядных пособий».
Презентация.
Маршрутный лист учащегося.
Компьютер, проектор.
Наглядные пособия для работы у доски.
Структура урока (план, отражающий этапы урока):
1. Москва -  центр борьбы за политическое первенство.
2. Русь и Орда накануне решающего столкновения.
3. Битва на поле Куликовом.
4. Набег Тохтамыша.
5. Значение Куликовской битвы.
Использованная литература
Учебник: Данилов А.А., Косулина Л.Н. История России с древнейших времен до конца XVII века. – М.: Просвещение, 2009.
Н.И. Костомаров «Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей». – М.: ЭКСМО, 2009.
Иллюстрированная энциклопедия «Россия» под редакцией к.и.н. Ю.А. Никифорова. – М.: ОЛМА Медиа Групп, 2008.
Ход урока
Учитель:
Здравствуйте ребята! Давайте знакомиться. Меня зовут Ушакова Елена Николаевна, я - учитель истории и обществознания МБОУ Шаминская СОШ. Я очень рада сегодня вместе с вами провести занятие. Сегодня у нас необычный урок - «открытый», на уроке присутствуют гости. Я думаю, что от сегодняшнего занятия мы все приобретем не только прочные знания, но и зарядимся положительными эмоциями.
Президент РФ Владимир Владимирович Путин обратил внимание всей страны на то, что каждый гражданин обязан знать историю своего народа. Вы - будущее нашей страны, поэтому вы обязаны знать свою историю, чтобы сохранить обычаи и традиции русского народа.
Учитель читает учащимся отрывок из стихотворения К.Ф. Рылеева «Димитрий Донской»
33020330263500Эпиграф:
«Туда! За Дон!.. Настало время!
Надежда наша – бог и меч!
Сразим моголов и, как бремя,
Ярмо Мамая сбросим с плеч!
Так Дмитрий, рать обозревая,
Красуясь, на коне гремел»
К. Ф. Рылеев «Димитрий Донской»
(Слайд №1)
Учитель: Ребята, давайте проанализируем стихотворение К.Ф.Рылеева и попробуем определить тему сегодняшнего урока.
Учитель предлагает ученикам определить тему сегодняшнего урока.
Учитель обобщает ответы детей и сообщает тему урока.
Учитель:
Итак, тема нашего урока «Москва – центр борьбы с ордынским владычеством. Куликовская битва».
(Слайд №2) Я попрошу вас открыть ваши маршрутные листы и записать тему урока. Сегодня на нашем занятии мы выясним, почему именно Москва стала центром борьбы с Золотой Ордой, мы раскроем величие подвига русского народа, сокрушившего на Куликовом поле могучее ордынское войско, выявим причины победы в Куликовской битве и ее значение.
Учитель: У каждого из вас перед глазами в рабочей тетради расположено колесо истории. (Слайд №3)
730257620000Я попрошу закрасить цветными карандашами сегмент № 2 настолько, насколько вы владеете информацией по данной теме. Может вы просто слышали о данном историческом событии, а может быть читали, либо видел телепередачу или художественный фильм.
Ребята закрашивают сегмент.
Учитель:
Ребята, перед тем, как мы начнем изучать новую тему, я хотела бы вам задать вопрос: «Какого наилучшего результата каждый из вас ожидает от урока?» Запишите свои ожидания в тетрадях.
Рядом с записью, на шкале от 1 до 10, отметьте, где вы сейчас находитесь по отношению к идеальному результату?».
Учащиеся отмечают свое положение на шкале,
а учитель свое положение на шкале, расположенной на доске.
Учитель:
А теперь давайте представим себе Русь XIV века и окунемся в исторические события того времени.
(Слайд №4)
730257302500По словам историка Василия Осиповича Ключевского «Московское государство родилось на Куликовом поле». Как вы понимаете эти слова? Почему историк так считает? Я думаю, что к концу нашего занятия мы ответим на этот вопрос, но для этого мы должны как можно больше узнать об этих события.
Учитель:
В 1359 голу на московском престоле оказался Дмитрий Иванович (1359-1389), 9-летний внук Ивана Калиты.

(Слайд №5) Запишите, пожалуйста, годы правления Дмитрия Иванович
Учащиеся записывают в рабочей тетради годы правления Дмитрия Ивановича
Далее учитель предлагает посмотреть словарь биографий Диск 1С «История России. 6-9 класс. Библиотека наглядных пособий»

Учитель:
Назовите, пожалуйста, годы правления Ивана Калиты.
Примерный ответ учащихся:
1325-1340
Учитель:
Во второй половине 14 века разгорелась борьба между сильнейшими княжествами за политическое первенство на Руси, возобновились нападения Золотой Орды, а с запада вторгались войска великого князя литовского Ольгерда. В 1359 году ставший московским князем Дмитрий Иванович (внук Калиты), опираясь на поддержку митрополита Алексея, укрепил Московское княжество.
Далее учитель демонстрирует изображение Митрополита Алексия из словаря биографий Диска 1С «История России. 6-9 класс. Библиотека наглядных пособий»

С помощью текста учебника, стр. 147, назовите основного противника Москвы в борьбе за великое княжение.
Примерный ответ учащихся:
Основным противником Москвы стал тверской князь Михаил Александрович.
Учитель:
С кем заключил союз Михаил Александрович?
Примерный ответ учащихся:
Михаил Александрович заключил союз с литовским великим князем Ольгердом.
Учитель:
Что сделал Михаил Александрович в 1371 году?
Примерный ответ учащихся:
Михаил Александрович в 1371 году с помощью богатых даров склонил на свою сторону Орду. Но жители Владимира не пустили тверского князя в город.
Учитель:
Как ответил на данное событие Дмитрий Иванович?
Примерный ответ учащихся:
Дмитрий Иванович заявил, что на великое княжение никого не пустит. Хан был вынужден оставить ярлык у Дмитрия.
Учитель:
Что было сделано Дмитрием Ивановичем после этих событий?
Примерный ответ учащихся:
Дмитрий собрал войска всех русских княжеств и осадил Тверь. Михаил признал поражение и объявил себя «малодшим братом» Дмитрия. В московско-тверском договоре владимирский престол был признан наследственным владением московских князей. Оба князя договорились в случае войны с Ордой действовать вместе.
Учитель:
Орда никак не хотела смириться с усилением Московского княжества.
Отрывок из летописи:
(Слайд №6)
“Осенью пришел окаянный Мамай на Русь с единомышленниками своими. Возгордившись и считая себя царем начал осуществлять злой замысел, темных своих князей звать. И сказал им: “Пойдем на русского князя и на всю силу русскую, как при Батые было, христианство уничтожим, и церкви божии спалим, и кровь их прольем, и законы их погубим”.
Учитель:
Ребята, какую же цель преследовал Мамай?
Примерный ответ учащихся:
Мамай мечтал о славе Батыя, стремился унизить московское княжество
Учитель:
В рабочей тетради в таблице запишите цель Мамая.
Учащиеся заполняют 1 часть таблицы.
Цель Мамая Цель Московского княжества
Учитель:
Что делать в этой ситуации русскому князю? Какая же цель стояла перед Московским княжеством?
Примерный ответ учащихся:
Объединение русских земель, освобождение от ордынского владычества
Учитель:
В рабочей тетради в таблице запишите цель Московского княжества.
Учащиеся заполняют 2 часть таблицы.
Цель Мамая Цель Московского княжества
Учитель:
Первое крупное столкновение с монголо-татарами произошло 11 августа 1378 г. на реке Воже.

(Слайд 7)
Работа с документом
«И послал безбожный Мамай вперёд себя на Русь войною своего  воеводу, окаянного Бегича, с большим войском и со многими князьями ордынскими. Узнал об этом великий князь Дмитрий Иванович и пошел ему навстречу с многочисленным войском и бился с погаными на Рязанской земле, на реке Воже,.., а поганые агаряне были посрамлены, одни были побиты, а иные побежали… Бесславный же Мамай, позором объятый, вместо похвалы получивший бесчестие, сам пошел на Русскую землю, похваляясь победить великого князя…»
Учитель: Но что же в результате этого столкновения вышло?
Просмотр отрывка мультфильма. Сюжет о поражении на р.Воже.
Учитель:
Ребята, как вы думаете, почему сражение на р. Воже стало первым сражением, которое русская рать смогла выиграть у ордынцев?
Примерный ответ учащихся:
Дмитрий Иванович в этом сражении сам возглавил объединенное русское войско, организовал разведку, установил жесткую дисциплину.
Учитель:
С помощью учебника, стр. 150, определите союзников Московского князя Дмитрия Ивановича и союзников Мамая. Результаты занесите в таблицу, которая предоставлена у вас в маршрутном листе к уроку.
Учащиеся заполняют таблицу.
Подготовка к сражению
Союзники Московского князя Союзники Мамая
Князь Полоцкий Литовский князь Ягайло
Князь Брянский Рязанский князь Олег
Сыновья литовского князя Ольгерда Ополчения большинства русских земель Учитель: Давайте проверим ваши работы.
Учитель предлагает поочередно выйти к доске учащихся и с помощью заготовок заполнить таблицу на доске. В этот момент учитель проводит физминутку.
Учитель:
По всем городам и весям зазвучали призывы Московского князя собираться в войско. Звонили колокола по всей земле Русской… Собралось невиданное для того времени войско. В русской армии, по словам источников, были не только “князья русские”, “воеводы”, бояре, но “вся люди”, “народ”, т.е. крестьяне, горожане, дружинники.
Ребята, представьте себя русским князем. Что бы вы сказали своему народу, призывая его на бой с врагом.
В режиме одного микрофона учащиеся, представив себя Дмитрием Ивановичем, произносят речь от имени Московского князя.
Просмотр видеоролика «Выдвижение к Дону»
Учитель:
Как вы думаете, почему Дмитрий Иванович решил перейти реку?
Учащиеся высказывают свое мнение
Учитель:
Дмитрий Донской сказал: “Братья! Лучше честная смерть, чем злая жизнь. Лучше было не выходить против врага, чем придя и, ничего не сделав, возвратиться обратно. Перейдем сегодня все за Дон и там положим головы свои, за православную веру и братью нашу”.
Дмитрий Донской сам выбрал местность для сражения – Куликово поле.
Посмотрите на карту – почему именно это поле? В чем преимущество?
Учащиеся работают с картой. (Слайд №8)

Правильный ответ: С 3-х сторон: запада севера и востока – поле ограничено реками Дон и Непрядва.
За р. Смолка находился лес, в который можно было поставить общий резерв и частично засадный полк.
По фронту русская позиция имела протяженность свыше 8 километров, а местность для конницы противника – 4 километра (а вообще монголы развертывали конницу по фронту свыше 12 километров).
Учитель:
В ночь с 7 на 8 сентября 1380 г. началась переправа главных сил. Пешие войска и обозы переходили через Дон по наведенным мостам, конница – вброд. После переправы князь Дмитрий приказал уничтожить мосты через Дон.
Почему?
Правильный ответ: Переправа через Дон имела не только моральное, но и огромное военно-тактическое значение, предопределив дальнейший способ действий русской рати. На левом берегу реки можно было только обороняться. Переправившись же и уничтожив за собой мосты, необходимо было действовать наступательно. Кроме того, водная преграда в тылу русских обеспечивала их от возможного удара с тыла, где могли появиться литовцы и рязанцы. И в выборе местности и в расположении войск полностью проявился полководческий талант Дмитрия Донского. Здесь был использован принцип “щита и меча” (посмотреть на рисунок).
Просмотр видеоролика «Перед битвой».
Далее учитель предлагает посмотреть анимированную карту «Куликовская битва» Диск 1С «История России. 6-9 класс. Библиотека наглядных пособий» (Момент 7-8, со слов «Перед битвой…» до момента 9).

Учитель:
На данном этапе я хотела бы вернуться к словам известного историка В. О. Ключевского «Московское государство родилось на Куликовом поле». Вот сейчас, на данном этапе урока, как вы понимаете эти слова?
Учащиеся высказывают свое мнение.
Учитель:
А сейчас я предлагаю в хронологическом порядке расположить ход битвы. Для этого задания у вас в рабочей тетради в неправильной последовательности расположены события, соедините стрелками событие с цифрами.
Учащиеся выполняют задание, меняются друг с другом рабочими тетрадями и проверяют самостоятельно у своего соседа по парте.
Далее вместе с учителем проверяют на доске.
1 Поединок Пересвета и Челубея (оба погибли)
2 Лобовая схватка противоборствующих сторон
3 Отступление русского полка левой руки, который заманивал конницу противника под удар засадного полка
4 Внезапный удар в тыл и флаг ордынцев
5 Паническое бегство войск Мамая
Далее учитель предлагает посмотреть анимированную карту «Куликовская битва» Диск 1С «История России. 6-9 класс. Библиотека наглядных пособий» (С момента 9 до момента 10).
Учитель:
Ребята, так какое значение имела Куликовская битва?
Примерный ответ учащихся:
Крах ордынско-литовских планов ослабления Руси
Импульс к дальнейшему объединению русских земель под властью Москвы
Создание предпосылок для освобождения Руси от ордынской зависимости.
Учитель вместе с детьми делают выводы.
Учитель:
Давайте вернемся к словам историка и ответим на вопрос, который мы поставили в начале урока.
Учитель предлагает зачитать высказывание В.О. Ключевского и ответить на поставленный вопрос.
Вывод: Победой в Куликовской битве Москва окончательно закрепила за собой роль объединителя, а ее князья – защитников Русской земли.
Учитель:
Ребята, давайте вернемся к колесу истории. Сейчас на сегменте отметьте, насколько вы продвинулись по шкале? Что вам помогло двигаться по шкале? Что нужно еще сделать, чтобы продвинуться дальше?
Учащиеся высказывают свое мнение.
Учитель: Сегодня в начале урока мы все отвечали для себя на вопрос: «Какого наилучшего результата каждый из вас ожидает от урока? На шкале мы отметили, где мы находимся по отношению к этому результату. А сейчас я попрошу вас еще раз вернуться к шкале
Что наиболее ценное для тебя на уроке?
Как ты можешь пойти дальше?
Учащиеся высказывают свое мнение. На этом этапе урока можно применить технику «Режим одного микрофона».
Учитель: Подводя итоги урока, учитель подчеркивает, что Русь не раз переживала трудные времена и на её долю выпало немало испытаний. Но наш народ всегда находил в себе силы преодолеть все невзгоды и сохранял веру и надежду на лучшее будущее.
Мне очень приятно было с вами работать. Это занятие стало испытанием не только для меня, но и для вас.
Учитель оценивает работу детей.
Домашнее задание вы найдете в своих рабочих тетрадях. Спасибо большое за урок.
(Слайд №10)