«Формирование экономического мышления у обучающихся в условиях внедрениях образовательных стандартов нового поколения »


Статья «Формирование экономического мышления у обучающихся в условиях внедрениях образовательных стандартов нового поколения »
Автор: Емченова Маргарита Николаевна – преподаватель экономических дисциплин ГБПОУ «Колледж малого бизнеса №4», г. Москва, Почетный работник СПО РФ.


Большая часть жизни каждого человека связана с системой образования. Образование пронизывает наши лучшие годы. Оно не только передает человеку знания, но формирует его как личность.
С начала 20-го века система образования претерпела несколько коренных реформ и изменений. В связи с изменившимися условиями жизни проблема реформирования образования в России на сегодня обострилась крайне. Сейчас это положение необходимо коренным образом изменить. Главной целью образовательной деятельности становится целенаправленное воспитание личности. При этом воспитание должно быть направлено на формирование таких качеств, как высокая нравственность поведения, общая культура, творческая инициатива, активность, предприимчивость, профессиональная компетентность, социальная зрелость. А так как личность каждого учащегося неповторима и индивидуальна в своих особенностях, то необходимо создать условия развития способностей каждого до максимально возможного его уровня, до полного удовлетворения его интересов и возможностей.
Одна из важнейших проблем деятельности всех типов профессиональных учебных заведений – создание системы воспитания развития личности, основанной на качественно новом уровне общечеловеческих ценностей и потребностей в соответствии с ориентирами рыночных отношений. Фактически речь идет о подготовке принципиально нового поколения рабочей интеллигенции – высокообразованных профессионально компетентных, сильных духом и нравственно развитых людей. Этим требованиям отвечают альтернативные виды обучения, как профессиональные лицеи, колледжи, техникумы. Поэтому не случайно возникла необходимость разработки в системе профессионального образования учебных стандартов нового поколения.
Главная задача российской образовательной политики, определённая «Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года», «Национальной доктриной образования в Российской Федерации до 2025 года», федеральными государственными стандартами нового поколения - это обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности, общегосударственного конституционного характера, соответствия актуальным и перспективным потребностям и запросам личности, общества, государства, направленные, прежде всего, на развитие и формирование личности обладающей социальной и нравственной ответственностью, специалиста свободно владеющего профессиональными навыками, востребованного на рынке труда.
Мир экономики – это особая, внешне невидимая, но хорошо ощущаемая каждым человеком сфера его деятельности. Это богатый и многогранный мир, эхо которого, особенно в последнее время, напоминает о себе в различных формах и проявлениях, заполняя газетные полосы, радио и телевизионный эфир, отражаясь в горячих спорах видных ученых, в дискуссиях, в учебной деятельности, в деловых и творческих встречах. Достаточно только обратиться к таким распространенным терминам, как экономическая реформа, экономическая самостоятельность, экономическое сотрудничество, рынок, инфляция заработной платы, налогообложение, пенсионное обеспечение, чтобы хоть как-то представить себе тот широкий круг сложных, многообразных и постоянно переплетающихся отношений, которые складываются непосредственно между людьми, между людьми и производством, рынком, природой, государством. К этому кругу следует добавить и отношения между различными группами людей, различающихся по профессиональному, классовому, национальному признакам, по социальному положению в обществе. От того, как складываются эти отношения, во многом зависит место человека, его благополучие в мире экономики, познание которого всегда притягивало человечество.
На современном этапе учебным заведениям по подготовки специалистов при организации воспитательной работы учащихся необходимо учесть, что в новых условиях процесс обучения и воспитания требует поиска новых, более эффективных методов, форм и средств организации учебного процесса, требует решительного, всестороннего совершенствования всех сторон учебной жизни. С изменением отношения общества к проблеме образования, учебным заведениям необходимо считаться с заказом общества. Система профессионального образования оправдывала себя в прошлой системе трудовых отношений, где была высокая потребность в кадрах массовых профессий на промышленных гигантах. В современных условиях возникла потребность производства в новых руководителях среднего звена, квалифицированных рабочих, в совершенстве владеющих организацией и технологией производства, способных работать не только на государственных предприятиях, но и сфере частного бизнеса, на малых предприятиях, кооперативах, крестьянско-фермерских хозяйствах. Поэтому наиболее перспективным для решения поставленных задач является создание средних специальных учебных заведений нового типа – колледжей, которые будут осуществлять поэтапную подготовку специалистов. Этот тип учебного заведения позволит оперативно реагировать на требования по подготовке кадров, и в то же время создавать условия для отбора наиболее способной молодежи и последовательного повышения уровня ее профессионального и общего образования. В современных рыночных условиях развития экономики, когда конкурентоспособность и востребованность квалифицированных работников и специалистов во многом зависит от их способностей гибко адаптироваться к изменениям требований рынка труда, возможностей оперативно осваивать новые профили трудовой деятельности, а нередко и профессию, наиболее важным является формирование профессиональных компетенций.
Федеральный образовательный стандарт нового поколения СПО содержит этапы психолого-педагогического сопровождения по формированию экономического мышления, профессионально-личностного становления студентов, включая социальную и профессиональную адаптацию, взаимосвязь ключевых и профессиональных компетенций. Компетентностный подход в профессиональном образовании, его ориентация на формирование ключевых компетенций выпускника как основы его профессиональной мобильности – и есть тот основной механизм, который призван обеспечить социальную защиту молодёжи в условиях рыночной экономики.
Таким примером является ГБПОУ «Колледж малого бизнеса №4», который был создан в январе 2005 г. в результате слияния трех профессиональных училищ № 102, 114, 178. Наработанный опыт инженерно-педагогического коллектива позволяет вести подготовку кадров по достаточно широкому спектру профессий и специальностей: мастер по отработке цифровой информации, секретарь, техник по компьютерным системам, менеджер по продажам, товаровед-эксперт, бухгалтер, специалист по туризму. Команда наших студентов каждый год принимает активное участие в Городской деловой игре «Инвестиции в экономику», в конкурсах «Предпринимательский проект», «Славная профессия бухгалтер», «Озарение», в дистанционных Всероссийских конкурсах: «Озарение», «Молодежное движение», «Я -энциклопедия», «Новый урок», международном интеллектуальном интернет – марафоне «ЭДУКОНец», экономической олимпиаде для школьников и студентов колледжей «Интеллектуальный марафон». В декабре 2014 года студенты колледжа приняли участие в съемках цикла передач Детского телевизионного учебного центра «Диалоги о финансовой грамотности».
Несомненно, изучение экономических дисциплин формирует у обучающихся колледжа целостное представление об экономике, знакомит их с простейшими понятиями, категориями экономической науки, формирует первичные навыки экономического мышления. Познавая свою профессию, учащиеся изучают хозяйственную деятельность людей этой области, производство, обмен и потребление, экономические отношения. На этом этапе система обучения и воспитания ставит цели не только познания и развития экономического мышления, но формирования экономического мировоззрения.
Для качественной реализации учебной программы по подготовке компетентных специалистов коллектив колледжа внедряет модульное обучение, которое является наиболее приоритетным направлением при использовании личностно – ориентированных технологий в учебном процессе.
Модульное обучение - это технология обучения, сущность которой состоит в том, чтобы обучающийся мог самостоятельно работать с предложенной ему программой, включающей в себя банк информации и методическое руководство; ставит своей целью обеспечение гибкости, приспособления к индивидуальным потребностям личности и уровню его базовой подготовки. Технология модульного обучения является одним из направлений самостоятельного обучения, цели и задачи которого развитие познавательных способностей, инициативы в принятии решений, творческого мышления. При модульном обучении педагог выполняет помимо формирующих и контролирующих функций еще и функции консультанта и координатора. Использование принципа модульного обучения на практике позволяет строить учебный материал так, чтобы разделы не были независимы друг от друга, что дает возможность дополнять и создавать учебный материал, не нарушая единого содержания.
Педагогический коллектив колледжа ставит перед собой задачи по переосмыслению педагогических и методических подходов к профессиональной подготовке выпускников, поиск новых эффективных путей их переподготовки в условиях современного производства. Данным требованиям могут ответить государственные стандарты третьего поколения, которые внедряются в КМБ №4, они формируют как профессиональные компетенции, так и общие, в тоже время они выдвигают требования к определенному уровню сформированности личностных качеств специалиста, способствующих успешной реализации их творческого потенциала. Также в процессе обучения преподаватели осуществляют работу по формированию профессиональных качеств будущих специалистов, связанную со становлением целостной, гуманной, всесторонне развитой личности, с высоким уровнем профессиональной подготовки. Ориентируясь на современные принципы обучения и воспитания, на повышение статуса специалиста в определенной сфере, преподаватели применяют соответствующие подходы к подготовке квалифицированного специалиста, которые определяются такими условиями:
- разработка профессиональных модулей с учетом современных требований социальных партнеров;
- постоянный рост профессионального мастерства, участие в конкурсах педагогического мастерства;
- использование на уроках новейших образовательных технологий;
- взаимное посещение уроков преподавателями;
- оснащение учебных кабинетов современным учебно-методическим комплексом;
- вовлечение студентов в научно-исследовательскую деятельность.
Таким образом, образование в наше время становится приоритетным направлением, содержание образования является одним из важных аспектов экономического и социального общества, оно должно быть ориентировано на самоопределение и самореализацию личности как в профессиональном, так и личностном плане, на формирование общих и профессиональных компетенций.