Открытый урок Рельеф и полезные ископаемые Северной Америки ФГОС 7 класс


Ф.И.О.: Гончаренко Елена Викторовна
Место работы: МБОУ СОШ №2 ст. Старощербиновская Щербиновский район Краснодарский край
Должность: учитель
Предмет: География
Класс: 7
Тема урока: Урок № 67 «Рельеф и полезные ископаемые Северной Америки». Раздел «Северная Америка».
Оборудование: физическая карта Северной Америки., Интерактивная карта «Строение земной коры», презентация «Рельеф и полезные ископаемые», раздаточный материал, рабочие тетради с комплектом контурных карт под редакцией В.И.Сиротина «Материки, океаны, страны и народы», атлас, компьютер, интерактивная доска.
Цель: сформировать у учащихся представление о тектоническом строении и разнообразии рельефа, размещения полезных ископаемых Северной Америки.
Задачи:
Образовательные:
продолжить формировать у учащихся знания о природе Северной Америки;
сформировать представление о тектоническом строении, рельефе, оледенении и его влиянии на рельеф материка и размещение полезных ископаемых;
продолжить формирование умений устанавливать причинно-следственные связи, работая с различными источниками географической информации, в том числе и с географическими картами.
Развивающие:
продолжить развивать интерес к предмету, эмоции;
закрепить практические умения учащихся работать с контурной картой и атласом; совершенствовать навыки работы с картами.
продолжить развивать интеллектуальные способности – критическое мышление, устную речь, память, внимание, воображение, восприятие;
развивать умение работать в учебных парах.
 Воспитательные:
способствовать формированию чувства прекрасного и развитию кругозора.
Тип урока: комбинированный урок с элементами проектной, поисково-исследовательской деятельности.
Методы: наглядно-иллюстративный, частично-поисковый, репродуктивный, рефлексивный.
Планируемые результаты:
Предметные УУД:
- Сформировать у учащихся умение определять по географической карте и находить месторасположение полезных ископаемых, указывать
вид рельефа в той или иной части Северной Америки.
- Уметь обозначать на контурной карте крупные формы рельефа.
Личностные УУД:
- Аргументировано оценивать свои и чужие поступки в однозначных и неоднозначных ситуациях, опираясь на общечеловеческие
нравственные ценности.
- Осознавать целостность мира и многообразие взглядов на него, выработать свои мировоззренческие позиции;
- Осваивать новые социальные роли и правила, учиться критически, осмысливать их и свое поведение.
Метапредметные УУД:
Познавательные УУД:
- Находить достоверную информацию, необходимую для решения учебных и жизненных задач;
- Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления.
- Выявлять причины и следствия простых явлений.
- Устанавливать причинно- следственные связи – на простом и сложном уровне.
- Представлять информацию в разных формах
Регулятивные УУД:
- Определять цель, проблему в деятельности; выдвигать версии, выбирать средства достижения цели в паре;
- Работать по плану, сверяясь с целью, находить и исправлять ошибки, в т.ч. самостоятельно.
Коммуникативные УУД:
- Излагать свое мнение (в монологе, диалоге), аргументируя его, подтверждая фактами, выдвигая контраргументы в дискуссии.
- Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в паре (определять общие цели, договариваться друг с другом и т.д.).
Основные понятия: Кордильеры, г. Мак-Кинли, каньоны, Миссисипская низменность, Аппалачи, г. Митчелл.
Форма работы: индивидуальная, парная.
Ход урока
Этапы урока
Деятельность учителя Деятельность ученика
Организационный этап Приветствие учащихся. Проверка готовности к уроку.
Здравствуйте ребята, проверьте, все ли у вас готово к уроку. У вас на партах должны лежать учебники, атласы, контурные карты, тетради, раздаточный материал.
Готовятся к уроку. Приветствуют учителя.
Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности – на прошлом уроке мы с вами совершили путешествие по Северной Америке и узнали географическое положение материка, историю его исследования
Теперь мы отправимся в новое путешествие и нам в этом поможет материал предыдущего урока.
Географическая дуэль. Условие дуэли: на столах лежат зелёные листы. На одной стороне листа написаны буквы, на другой вопросы. Те ребята, у которых будут положительные ответы к вопросам выходят к доске. Проверяют знания:
определяют ФГП материка,
показывают крайние точки континента.
Выполняют задание, и выходят к доске, показывают географические объекты.
Мотивация к учебной деятельности
Постановка цели, учебной задачи. Учащиеся с положительными ответами держат в руках листы зелёного цвета, с другой стороны которого написаны буквы. С помощью творческой смекалки ребята помогут нам определить тему урока.
Ваши предложения…
Записывают тему урока.
Определяют цель и задачи урока. Учащиеся перестраиваются, и одноклассники озвучивают тему урока: «Рельеф».
На индивидуальных листах «Проектная деятельность на уроках географии» записывают дату, тему урока: «Рельеф и полезные ископаемые Северной Америки».
Реализация построения проекта «Открытие новых знаний».
Составляют план проектной деятельности.
Для работы нам понадобятся атласы, рабочие тетради с комплектом контурных карт, листы проектной деятельности.
- На какой плите лежит материк С. Америка?
- Как это влияет на рельеф материка?
- Какие породы сложились на этом материке?
Ребята открывают атласы стр 4-5, рабочие тетради стр.50. листы проектной деятельности.
Включаются в диалог. Отвечают на вопросы.
Получение первичных знание, закреплениеФизкультминутка


Ребята, откройте, пожалуйста, карту атласа "Строение земной коры" на странице 4-5 и посмотрим на тектоническую карту, изучим легенду карты.
Итак, весь материк можно условно разделить на две части: Какие? (Западную и Восточную).
- Какова особенность строения земной коры материка?
- Какие плиты столкнулись, каков результат этого столкновения? Посмотрите на слайд и на карту.
- Теперь обратите внимание на восточную часть материка.
- Центральная часть находится на древней платформе. - Может ли в пределах древней платформы быть землетрясение, как вы думаете, ребята
- Почему не может?,
- А восточная окраина Северной Америки к чему относится?
А теперь сопоставим карту "Строение земной коры" с "Физической картой Северной Америки". Не закрывая страницу 4, откройте страницу 47 атласа.
- Какие формы рельефа соответствуют средней и новой складчатости ?
Давайте немного отдохнем.
А теперь, давайте определим формы рельефа, пользуясь схемой на экране. Для этого у вас на партах лежат листочки со схемой, которую вы самостоятельно заполняете до конца, приводя свои примеры. 
Запишите названия форм рельефа в листочках.
- Какие формы рельефа соответствуют древней платформе? Запишите названия форм рельефа в листы проектной деятельности.

Итак, теперь давайте проверим, что относится древней, новой и средней складчатости, а что относится к платформе. (используем шторку)
- Какая существует взаимосвязь между строением земной коры, рельефом и размещением полезных ископаемых?
Характеризуют формы рельефа и размещение полезных ископаемых.
Кордильеры необычайно красивы. Они расчленены глубокими речными долинами, которые называют каньонами. Некоторые ледники в северной части Кордильер сползают с гор прямо в море.
- Какими полезными ископаемыми сложены горы?
Кордильеры богаты как осадочными (нефть, природный газ, каменный уголь), так и магматическими ископаемыми (руды цветных металлов, золото, урановые руды)
 Аппалачи сильно разрушены, пересечены долинами многочисленных рек, склоны гор пологие, вершины округлые, высота немногих более 2000м. В Аппалачах и в их предгорьях залегают железные руды и каменный уголь.
В осадочных породах Центральных и Великих равнин, Миссисипской низменности много нефти, природного газа, каменного угля, известняк.
Мягкие горные породы типа известняков, выходят на поверхность и легко размываются водой. Найдите в тексте учебника как называются подобные явления. образуют КАРСТ.
На севере, где выход кристаллического фундамента платформы, выделяются месторождения руд металлов: железа, меди, никеля и др.
По гиперссылкам учитель показывает ребятам, как выглядят горы Кордильеры, Аппалачи, Великие равнины, Центральные равнины и т. д. и преобладающие полезные ископаемые на этих территориях). (по времени)
- Ребята, скажите, согласны ли вы с утверждением, что рельеф Северной Америки уникален и разнообразен.
Если да, то почему? 
- Как вы думаете, какое влияние на рельеф оказало древнее оледенение?
Работают с картами атласа, легендой карты.
Вступают в диалог:
Называют плиты, условия формирования форм рельефа.
Не может,
т.к. платформа – устойчивый участок земной коры.
к области древней складчатости.
Сопоставляют карты, определяют формы рельефа.
горная цепь Кордильер.
Выполняют физминутку с учителем.
Определяют формы рельефа по физ карте Северной Америки.
Записывают результат в листы проектной деятельности.
Информацию заносят в листы проектной деятельности. Наносят формы рельефа на контурную карту.
Проверяют результаты своей работы.
Ребята, вспоминают ранее пройденный материал:
- древней платформе в рельефе соответствуют равнины, преобладают осадочные полезные ископаемые,
- средней и новой складчатости соответствуют высокие горы, где преобладают магматические полезные ископаемые,
- древняя складчатость соответствует в рельефе низким горам
Рассуждают и делают выводы о строении форм рельефа с помощью горных пород.
Работают с картами атласа (тектоника, физ карта), определяют виды полезных ископаемых.
Информацию заносят в листы проектной деятельности.
Полезные ископаемые наносят в контурную карту и выписывают в легенду карты.
Работают с текстом учебника стр 248.
Высказывают своё мнение о разрушительной и созидательной деятельности ледника.
Закрепление И так, мы с вами познакомились с тектоническим строением, рельефом Северной Америки и полезными ископаемыми на территории этого материка. А сейчас проверим, на сколько вы усвоили эту тему!
1. Какая часть материка относится к средней и новой складчатости, а какая к древней?
2. Может ли в пределах древней платформы быть землетрясение? Почему? (не может, платформа – устойчивый участок земной коры)
3. Какие полезные ископаемые преобладают на территории материка в складчатой области и на платформе?
Сегодня мы с вами познакомились с особенностями рельефа Северной Америки. Мы еще раз убедились в том, что в размещении основных форм рельефа проявляются определенные закономерности. Современный рельеф - это результат взаимодействия внутренних и внешних процессов.
Выполняют задания.
Отвечают на вопросы учителя
Рефлексия Мы переходим к последнему этапу - подводим итог работы.
-Так как в Америке добывают в горах много золота, то я прошу вас оценить свою деятельность на уроке, тем слитком золота, которое сегодня вы заработали на уроке. Внимательно изучите слитки и сделайте свою оценку. А поскольку слитки хранят в кейсе, сложите их на хранение, и мы пока будем записывать домашнее задание дадим возможность нашим гостям определить сколько килограмм знаний мы вынесли с сегодняшнего урока. У гостей урока также в конвертах лежат слитки золота. Они тоже могут оценить работу на уроке внеся свой золотой вклад.
Делают самооценку (оценивают качество работы на уроке, степень выполнения проекта с помощью сигнальных листов - слитков золота). Сдают проекты исследовательской деятельности.
Домашнее задание п.43 пересказ, п 42 повторить. Выучить номенклатуру по теме «Рельеф Северной Америки». В цвете показать формы рельефа, в легенде карты указать название полезных ископаемых.
По желанию для получения дополнительной оценки можно взять текст «Природа Северной Америки». и выписать ошибки, допущенные автором в тексе
Найдите ошибки в тексте и исправьте их:
Вдоль западного побережья Северной Америки протянулись горы Аппалачи с самой высокой горой Мак-Кинли. Особенности этих гор обусловлены возрастом – это старые горы, имеющие пологие, заросшие растительностью вершины. Главное богатство гор – железная руда и каменный уголь. Горы сильно изменены хозяйственной деятельностью человека. На западе Центральной равнины находится Мамонтова пещера. Кордильеры – невысокие горы, расположенные в центральной части материка. В них имеются значительные запасы каменного угля и железных руд.
Ребята, вы как всегда молодцы, спасибо за урок. Записывают домашнее задание.
Получают по желанию дополнительное задание.
Приложение 1
38108064500
Поднимает руки класс -это разПовернулась голова -это два.Руки вниз, вперёд смотри - это три,Руки в сторону по шире развернули на четыре.С силой их к плечам прижать и немного повращать - это пять.
А на шесть - в ладони хлопнуть
И на семь - ногою топнуть
И на восемь - потянуться
И друг другу улыбнулись
Что ж заряд хороший есть
Разрешаю всем присесть.
Приложение 2
Проектная деятельность на уроках географии.
Дата_______________, тема урока:_________________________________________________________________________________________
Рельеф - __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Таблица 1
Строение земной коры Форма рельефа Полезные ископаемые
Складчатость
Платформа Общий вывод о выявленной зависимости___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Приложение 3
Проверка знаний ФГП материка Северная Америка с последующим определением темы нового урока.
1.Северная Америка пересекается экватором.
2.Полность лежит в западном полушарии.
3.Омывается Индийским океаном.
4.Крайней северной точкой является мыс Принца Уэльского.
5.От Евразии отделяется Беринговым проливом.
6.Северная Америка больше вытянута с севера на юг, чем с запада на восток.
7. Самый большой остров у берегов Северной Америки – Баффинова Земля.
8.На северо-востоке Северной Америки расположен полуостров Лабрадор.
9.Море Бофорта омывает материк на юге.
10.Крайняя южная точка – мыс Марьято.
11.Северную Америку пересекает северный тропик.
Ответы:
1.Нет
2.Да
3.Нет
4.Нет
5.Да
6.Да
7.Нет 8.Да
9.Нет
10.Да
11.Да
На оборотной стороне листа проставлены буквы алфавита. Из правильных ответов должно сложиться слово «РЕЛЬЕФ».