Конспект урока по географии Рельеф Северной Америки


Конспект открытого урока в 7 классе по теме
«Рельеф Северной Америки».
Цель: сформировать у учащихся представления о рельефе материка Северная Америка. Задачи: 1. Сформировать представления о рельефе, тектоническом строении, оледенении и его влиянии на рельеф материка. Познакомить учащихся с полезными ископаемыми и их распространением на территории материка 2. Организация самостоятельной познавательной деятельности учащихся на поисковом и исследовательском уровнях.
Тип урока: комбинированный. Методы: беседа, работа с картами и учебником, опорными листами. Оборудование: физическая карта Северной Америки, тектоническая карта мира; опорные листы, презентация.План урока. 1.Организационный этап. Проверка домашнего задания. 2.Основная часть:
А) рельеф материка;
Б) полезные ископаемые и их распространение по материку.
3. Заключительная часть. Закрепление материала. Подведение итогов урока.
4.Домашнее задание.
Ход урока.
I.Организационный момент.
Взаимное приветствие учителя и учащихся. Проверка готовности к уроку.
II.Проверка домашнего задания по теме «Географическое положение Северной Америки. История открытия и изучение материка».
Тесты
1 Выберите правильные характеристики ГП С. Америки.
А) находиться полностью в западном полушарии;
Б) от Ю. Америки удалена;
В) от Евразии отделена Беринговым проливом;
Г) омывают все 4 океана.
2. Сильно изрезана береговая линия:
А) у северных берегов; Б) у западных берегов;
В) у южных берегов; Г) у восточных берегов.
3. Выберите правильный ответ: площадь С. Америки равна
А) 30,0 млн. кв. км. Б) 24,0 млн. кв. км.
В) 17, 0 млн. кв. км.
4. Какой мыс не является крайней точкой С. Америки.
А) мыс Принца Уэльского; Б) мыс Дежнёва;
В) мыс Мерчисон; Г) мыс Сент-Чарльз.
5. Какая условная линия пересекает С. Америку.
А) северный тропик; Б) экватор;
В) южный полярный круг; Г) начальный меридиан.
6. Какой географический объект не принадлежит С.Америке.
А) остров Ньюфаундленд; Б) полуостров Лабрадор;
В) полуостров Аляска; Г) остров Мадагаскар.
7. Воды какого залива не омывают берега С. Америки.
А) Мексиканского; Б) Гудзонова;
В) Калифорнийского; Г) Гвинейского.
8. Кого из исследователей называют «Русским Колумбом».
А) С. Дежнёва; Б) В. Беринга;
В) Г. Шелихова; Г) А. Чирикова.
9. Кто из исследователей создал первые русские поселения.
А) С. Дежнёв; Б) А. Чириков;
Б) Ф. Попов; Г) Г. Шелихов.
2.Фронтальный опрос на знание номенклатуры
1. В каких полушариях относительно экватора и начального меридиана расположен материк. (С. Америка по отношению к экватору расположена в северном полушарии, а по отношению к начальному меридиану – в западном)
2. Водами каких океанов омывается материк? (На западе материк омывается Тихим океаном, на востоке – Атлантическим, на севере – Северным Ледовитым океаном)
3. Какой канал соединяет Северную и Южную Америку? (Панамский)
4. Какой пролив отделяет Северную Америку от Евразии? (Берингов)
5. Как называется скопление островов в Северном Ледовитом океане к северу от материка? (Канадский Арктический архипелаг)
6. Назовите самый большой по площади остров Северной Америки. (Гренландия)
7. Назовите самый большой по площади полуостров Северной Америки. (Лабрадор)
8. Назовите самый залив, расположенный на юге Северной Америки. (Мексиканский)
9. Назовите остров, расположенный к востоку от материка. (Ньюфаундленд)
10. Назовите полуостров, расположенный на юго-западе Северной Америки. (Калифорния)
3. Расскажите об истории открытия Северной Америки, а также исследованиях этого материка.
Ш.Водная беседа и подготовка к восприятию новых знаний.
В темноте космического пространства одиноко сияет лунным светом планета, несущая в себе благодать и загадок. Много выдвинуто гипотез о происхождении самой планеты, а сколько еще не раскрыто тайн о происхождении ее крупных форм рельефа.
Как вы уже догадались тема нашего урока, «Рельеф Северной Америки».
Мы закончили изучать южные материки. Давайте освежим в своей памяти план характеристики материка?
Сегодня мы продолжим изучение Северной Америки. Для работы нам понадобятся атласы, учебники и опорные листы.
Запишите в них тему урока :«Рельеф и полезные ископаемые Северной Америки».
Зная тему урока, попробуем сформулировать задачи урока?
О чем мы будем говорить?
На вашем рабочем листе схема логического этапа урока, где отражены все задачи урока.(прилагается). По этой опорной схеме вы будете определять свое продвижение на уроке.
И так наша с вами сегодня задача.
Рассмотреть взаимодействие тектонических структур и форм рельефа
Взаимосвязи полезных ископаемых от рельефа и соответственно от тектонических структур.
Тот, кто будет хорошо ориентироваться по данной теме, поднимется на вершину этой горы.
Откройте в атласах физическую карту мира. Мы изучили южные материки . Что мы модем сказать о общих чертах их рельефа?
Большую часть рельефа южных материков занимают равнины.
Что вы скажете на первый взгляд о особенностях рельефа Северной Америки?
Рельеф разнообразный.
IV.Получение новых знаний.
1.Прежде чем перейти к рассмотрению нам с вами необходимо вспомнить ряд определений? Что такое рельеф? Какие основные формы рельефа в знаете? Что такое горы? (выпуклая)Что такое равнины? (выровненный)Что такое платформы? Что такое складчатые области?
И так начинаем изучение рельефа как я уже сказала с тектонической карты.
Что мы по ней можем определить?
С точки зрения тектонического строения весь материк можно разделить на 3 части.
Рассмотрим более подробно.
-Западное побережье сложено тектоническими структурами мезозойской и кайнозойской складчатости. На какой плите лежит данная территория? На Североамериканской. О чем это говорит? Что данная территория не устойчива. А как это выражается? Области землетрясений и вулканов. Теперь сопоставим карту тектоническую с физической. Какой форме рельефа соответствуют складчатые области? Горы Кордильеры. С испанского переводится как шнур, цепь, протяженностью 7000 км. Вершины остроконечные, покрыты снегами.В системе хребтов выделяется две ветви: сами Кордильеры и Скалистые горы. Их формирование еще продолжается. Они необычно красивы. Найдите самую высокую точку Кордильер?. Гора Мак-Кинли (6194 м.). Горы расчленены каньонами. Записали в опорные листы определение. Самый глубокий каньон, каньон Колорадо
-( опережающее задание) На материке находится и Большой каньон – огромное ущелье глубиной до 1800 метров, прорытое рекой Колорадо. По разным оценкам, на прокладку этого гигантского ущелья реке понадобилось от 2 до 9 миллионов лет.
-Центральная часть. К востоку ступенями гигантских лестниц раскинулись Великие равнины, в центральной части Центральные равнины. Что лежит в основании равнины? Североамериканская платформа. Какой это участок? Устойчивый. Какому рельефу соответствует? Равнинам. Центральные равнины –холмистые равнины, сглаженные формы рельефа поэтому кругом раскинуты валуны. Такие формы можно увидеть у нас в Мурманской области, на Кольском полуострове.
-Восточное побережье представлено герцинской складчатостью. Какой форме рельефа соответствует? Горы Аппалачи. Они сильно разрушены, склоны гор пологие, вершины округлые. Свое название получили от названия племени индейцев, проживающих на полуострове Флорида. Какая самая высокая точка? Гора Митчел (2037 м.).
Задание № 1 В рабочих листах на контурной карте обозначить цифрами географические объекты. Один ученик у доски. Проверяем по слайду.
V.Физминутка. (Полет кондора видео)
3.Кроме каньона Колорадо есть еще другая уникальная форма.
( опережающие задания),
На юго-западе США находится огромная долина, названная Долиной Смерти. Такое название закрепилось за долиной после того, как здесь погибли несколько золотоискателей. Они плохо ориентировались, не знали местности и не смогли отыскать выход из Долины.
В Северной Америке находится Мамонтова пещера – самая длинная пещера в мире. Здесь были найдены скелеты вымершей расы, когда-то населявшей эти пещеры.
Между хребтами скалистых гор расположено Йеллоустонское вулканическое плато - одно из природных чудес Северной Америки, где действуют более 3000 гейзеров и горячих источников
Спасибо ребята за интересную информацию об уникальных объектах материка!
4. На опорных листах находим следующую задачу.
Полезные ископаемые и их соответствие формам рельефа.
На странице 246 найти и выписать в опорные листы полезные ископаемые. В западной части, где горный рельеф будут рудные полезные ископаемые: железные, урановые, медные, никелевые руды, серебро, золото. Низменности материка богаты нефтью, газом, фосфоритами. Аппалачи богаты каменным углем.
VI.Закрепление. Открываем свои схемы. Какая первая задача стояла перед нами? Если вы можете для себя сказать, что я могу объяснить взаимосвязь тектонического строения, то можете поставить себе звездочку на схеме.
Задание 2. На рабочем листе. Это задание будем итогом нашего урока. Весь рельеф материка разделем на три части. Они отображаются н схеме. Нужно заполнить пустые колонки.
Тектоническое строение
Мезозойская и кайназойская складчатости ?
платформа Герцинская складчатость
Рельеф
? Центральные равнины
? ?
Полезные ископаемые
? Осадочные
?

VII. Домашнее задание -прочитать §42, нанести на контурную карту Северной Америки формы и объекты рельефа, и полезные ископаемые.
Учитель – Молодцы, ребята. Вы хорошо поработали сегодня на уроке.
VIII.Рефлексия (2 минуты)
Учитель – Мне очень понравился наш сегодняшний урок, потому что вы активно работали А теперь, ребята, давайте посмотрим , кто из вас поднялся на вершину, значит все усвоил, а кто остановился на пол пути. Учитель – Сдайте листочки с выполнимыми заданиями. Спасибо за урок!!0
0
0
0
0
0