Статья Научно-исследовательская работа студентов по литературе как фактор формирования негативного отношения подростков к наркомании
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Челябинский государственный промышленно-гуманитарный техникум
им. А.В. Яковлева»
Преподаватель литературы Лавриненко С.Ф.
Научно-исследовательская работа студентов по литературе как фактор формирования негативного отношения подростков к наркомании.
Проблема наркомании стоит в настоящее время очень остро. Наркомания всегда поражает людей, для которых характерен низкий уровень культуры здоровья.
Я остановлюсь на опыте работы по профилактике ПАВ в рамках научно-исследовательской работы по литературе. Одной из тем работы научно-исследовательского общества студентов в этом году является: «Влияние произведений литературы на формирование негативного отношения подростков к наркомании»
В русской литературе тема наркозависимости реально изображается в произведениях М.А. Булгакова «Морфий», Ч.Т.Айтматова «Плаха». В ходе данного исследования проведен анализ жизненного опыта М.Булгакова, самого перенесшего эту тяжелую болезнь и сумевшего избавиться от наркотической зависимости.
Исследование на данном литературном материале дает возможность увидеть и прочувствовать весь трагизм героев, степень их деградации, вследствие распада их личностей, так как борьба с наркоманией в первую очередь должна быть направлена на профилактику этой пагубной привычки, то лучшей профилактикой для студентов может стать чтение произведений, где с большой достоверностью изображены трагические судьбы литературных героев (доктора Полякова, малолетнего наркомана Лёньки). В ходе работы над темой разработан «Тренинг профилактики наркомании с элементами литературного информирования», позволяющий эффективно формировать здоровый образ жизни подростков.
Мы не только узнаём наркоманов в толпе, но, как ни трудно об этом говорить, многие из нас столкнулись с фактом употребления наркотиков в кругу друзей. Мы провели опрос среди студентов техникума, который подтверждает наше предположение. У многих студентов есть знакомые наркоманы. Среди знакомых наркоманов, большая часть - это друзья (сверстники). Студенты считают, что попробовать могут все, но не все смогут бросить, даже если захотят. ПАВ наркоманы могут распространять везде, чаще - на улице. Большинство студентов знают, где продают наркотики и некоторые ответили, что даже знают - кто продает наркотики.
Одним их «рычажков», способном помочь молодому человеку противостоять такой «трясине», предостеречь подростка от шага в «бездну» под названием «наркотическая эйфория» является литература.Взаимосвязь личностного и литературного развития – реальный факт.
Основная функция художественной литературы – это формирование у людей глубоких и устойчивых обобщенных «теоретических» чувств, побуждающих их продумывать свое мировоззрение.
Позитивные примеры успешных людей (литературных героев) могут и должны перемежаться с примерами отрицательными. Под последними следует понимать и героев, демонстрирующих деградацию личности, пристрастившейся в наркотикам (доктор Поляков). Поскольку последние являются примерами тупика человеческого развития, чего следует избегать, а не принимать за образец. Важный момент заключается в том, чтобы герои были привлекательны практически – вряд ли кто-то из читателей захочет походить на вышеперечисленных героев.
В контексте нашего исследования было важно изучить ценностные ориентации здорового образа жизни студентов, установить динамику их изменений в перспективе воспитательного влияния произведений М.Булгакова и Ч.Айтматова.
Проведено эмпирическое исследование, направленное на изучение ценностных ориентаций подростков на здоровый образ жизни. Данные, полученные нами в результате проведенного исследования обучающихся ЧГПГТ им. А.В.Яковлева, выявили, что в результате проведения «Тренинга профилактики наркомании с элементами литературного информирования» изменились ценностные ориентации подростков на здоровый образ жизни.
В ходе данного исследования определено, что увеличились показатели типов ценностей. (Средние показатели значимости такого типа ценности как «здоровье» увеличились с 4,40 до 5,95; «активная, деятельная жизнь» с 4,30 до 5,50; «уверенность в себе» с 4,50 до 5,10; «свобода поступков и действий» с 4,04 до 5,04).
Студенты пришли к выводу: Физически и психически здоровый человек имеет надежных друзей, любовь, материально обеспечен, может вести активную жизнь, уверен в себе, свободен в своих поступках.
Наиболее оптимальным средством развития качеств личности подростков являются тренинговые упражнения. Реализована программа «Тренинга профилактики наркомании с элементами литературного информирования».
Цель программы: формировать ценностные ориентации подростков на здоровый образ жизни посредством произведений М.Булгакова и Ч.Айтматова.
Значительно изменились показатели критериев влияния наркотиков на здоровье «наркомания – это болезнь» (с 38 до 77%), «человек, употребляющий наркотик, деградирует» (с 31 до 69%), легко манипулировать человеком, употребляющим наркотики (с 18 до 38%). И в целом повысилось осознание студентами опасности употребления наркотиков (с 39 до 63%).
Таким образом, установлено, что выдвинутая нами гипотеза о том, что «Тренинг профилактики наркомании с элементами литературного информирования» является эффективным средством формирования устойчиво-негативного личностного отношения подростков к наркомании подтвердилась.
Практическая ценность, проведенного нами исследования заключается в том, что показала действенность целенаправленного воспитательного влияния произведений М.Булгакова и Ч.Айтматова для формирования у студентов устойчиво-негативного личностного отношения к наркомании.
В наше время комплексное педагогическое и воспитательное влияние жизненно необходимо подросткам для формирования у них мотивации здорового образа жизни.