Статья Преодоление негативного отношения к некоторым животным


Преодоление негативного отношения к некоторым животным
Проблема взаимодействия человека и природы приобрела в настоящее время глобальный, планетарный характер. Для формирования у детей экологической компетенции, необходимо особое внимание уделить развитию их эмоциональной сферы, формированию положительных чувств к природным объектам, которые, в свою очередь, будут мотивировать и приобретение знаний о природе, и гуманное поведение дошкольников в естественном окружении. Изучив педагогическую и методическую литературу, сделаны выводы о целесообразности формирования у детей дошкольного возраста экологической компетентности, а в частности: положительного отношения к животным.
Цель: разработка путей преодоления негативного отношения детей к некоторым животным.
Объект: процесс формирования экологически правильного отношения детей к природе.
Формируя гуманистически направленное расположение к природе, следует руководствоваться тем, что мироощущение к природе является отношением к самому себе, ведь человек живет в природе, а природа живет в человеке. «Сострадание к животным так тесно связано с добротою характера, что можно с уверенностью утверждать, что не может быть добрым тот, кто жесток с животными».
Эмоционально-ценностное отношение к природе как составляющая экологической культуры личности формируется в процессе социального развития ребенка, и является, собственно, усвоением социально-исторического опыта в процессе активного взаимодействия с природой, которая способствует формированию личностного опыта.
Беззащитными чувствуют себя насекомые, птицы, детеныши домашних животных и др. Самый маленький ребенок против муравья или бабочки - почти великан, поэтому может нанести им вред. Для любого существа жизнь и воля самые дорогие. А отсюда правило: «Наблюдая за животными, стой тихо».
Детям нравится рассматривать домашних жителей. Главное - заинтересовать малышей, а в дальнейшем они будут сами замечать множество деталей во внешнем виде и поведении живых существ, сообщать о них взрослым и ровесникам. Детям, которые наблюдают за муравьями, жуками и другими насекомыми, можно положить свою руку рядом с существами и сравнить их по размерам.
Из литературных источников можно выделить следующие причины неправильного отношения к природе:
Недостаток или отсутствие представлений о живых объектах;
Низкий уровень развития наблюдательности;
Недостаточный опыт общения с природой;
Слабый уровень владения навыками ухода;
Плохой пример взрослых;
Несформированность эмоционально-чувственного положительного опыта взаимодействия с природой.
Как показывает практика, дети упорно делят животных на «полезных» и «вредных». Они относят к «вредным» всех, кто представляет угрозу жизни и здоровью человека, наносит ущерб хозяйству или просто имеет неприятный внешний вид.
Так как первоначальное представление о животных ребенок получает от родителей, учителю необходимо спланировать следующее:
1. Ознакомить родителей с содержанием и методами формирования представлений о животных у детей. Для этого проводятся родительские собрания, открытые занятия , коллективные экскурсии в лес.
2. Раскрыть родителям особенности ознакомления дошкольников с животными в домашних условиях.
3. Давать практические советы по уходу за животными, их содержанием дома, по организации живого уголка.
4. Повышать экологическую культуру родителей, углублять их знания о природоохранительных мероприятиях, проводимых в нашей стране.
Основными методами, которые используются в воспитании, являются:
1. Наблюдение за объектами живой и неживой природы, рассматривание иллюстраций и картин на темы природы.
2. Беседы и рассказы о природе, экологические сказки, речевые логические задачи.
3. Труд в природе.
Для того чтобы дать наиболее полное представление о животных, можно следовать следующему плану:
1. Внешний вид животного, его жизненные проявления (части тела, издаваемые звуки, характерные движения, особенности питания и размножения).
2. Среда обитания, характер приспособления к условиям жизни.
3. Приносимая польза.
Знания о животных дети приобретают разными путями: через книгу и картинку, рассказ взрослого и кинофильм. Но особое значение имеет непосредственное общение с природой - наблюдения. Правильно организованные наблюдения учат ребенка не только смотреть, но и видеть, не только слушать, но и слышать. Именно на их основе и рождаются самостоятельные суждения, умения обобщать, замечать изменения, постепенно накапливать и углублять знания.
Классификация причин негативного отношения к животным
1прагматические - опасность или вред для человека, вред другим животным
2 эстетические - некрасивый, безобразный вид
3 нравственные - злые, хитрые, безжалостные
4 объективные - врожденные эмоции страха, брезгливости, отрицательное отношение, приобретенное через соответствующие характеристики животных в сказках
Для того, чтобы преодолеть негативное отношение к некоторым животным можно разработать план конкретных мероприятий. Проводить систематические работы по расширению знаний детей о животных:
1. Индивидуальные беседы с детьми;
2. Проводить следующие работы с родителями:
- родительские собрания (направленное на формирование положительного отношения к некоторым животным у детей)- выставки поделок из овощей и ягод (образы животных);
- придумывания вместе с ребёнком загадок о животном, которое можно встретить в наших лесах;
- разучивания с детьми стихотворений о животных;
- выставки рисунков на тему «Что видели на экскурсии»;
- изготовление вместе с детьми кормушек для птиц;
3. Экскурсии в лес (наблюдение за обитателями леса);
4. Рисование на тему «Что видели на экскурсии»
5. Конкурс загадок;
6. Создавать игровые ситуации (детям выступать в своеобразных сценках в роли насекомых).
Список использованных источников
1. Балаценко Л. Работа с родителями по экологическому воспитанию детей // Ребенок в детском саду. - 2002. - №5. - с. 80-82.
2. Бобылева Л. Бывают ли "полезные" и "вредные" животные? // Дошкольное воспитание. - 2004. - №7. - с. 38-46.
4. Васильева А. И. Учите детей наблюдать за природой. - М, 2002. - с. 56.
6. Зебзеева В. О формах и методах экологического образования дошкольников // Дошкольное воспитание. - 2004.- №7. - с. 45-49.
7. Зерщикова Т., Ярошевич Т. Экологическое развитие в процессе ознакомления с окружающим // Дошкольное воспитание. - 2005. - №7. - с. 3-9
8. Иванова Г., Курашова В. Об организации работы по экологическому воспитанию // Дошкольное воспитание. - 2006. - №3. - с. 10-12.
10. Королева А. Земля - наш дом // Дошкольное воспитание. - 2004. - №10. - с. 34-36.
11. Мир природы и ребенок: Методика экологического воспитания дошкольников / Л.А. Каменева, Н.Н. Кондратьева, Л.М. Маневцова, Е.Ф. Терентьева; под ред. Л. М. Маневцовой, П.Г. Саморуковой. - С-Пб.: Детство-пресс, 2003. - 319 с.
12. Рыжова Н. "Наш дом - природа". Программа экологического воспитания дошкольников // Дошкольное воспитание. - 2003. - №5. - с. 26-34.