Урок развития речи по русскому языку в 5 классе по теме Письмо ( ФГОС)

Технологическая карта урока
Предмет:
Русский язык
Класс
5

Тема урока:
Р.Р.Письмо. §43

Учитель:


Тип урока:
Урок развития речи, урок «открытия» нового знания, комплексного применения УУД при выполнении компетентностно ориентированных заданий

Цель:
Создать условия для овладения способами поиска и изложения нового материала, возродить традицию эпистолярного жанра; развитие коммуникативных способностей

Задачи:
Образовательные: Научиться писать и оформлять письма; совершенствовать орфографические и пунктуационные навыки.
Развивающие: Создать условия для осмысления теоретических знаний по теме, отработки навыка правильного написания и оформления писем, выбора средств обучения с учётом особенностей учащихся 5 класса; содействовать развитию грамматически правильной речи, использованию формул этикета, принятых в письме.
Воспитательные : пропагандировать ценностное отношение к слову; содействовать взаимодействию учащихся в парной работе, проявлению уважения друг к другу. Воспитывать у учащихся средствами урока уверенность в своих силах

Планируемые результаты
Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.
Регулятивные: осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции.
Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования жанра письмо.

Формы работы на уроке:
Групповая, индивидуальная, фронтальная

Понятия и термины
адрес, адресат, адресант, эпистолярный жанр, речевой этикет

Модернизация урока:
Урок с применением средств ИКТ C:\Users\Emachines\Documents\презентация по русскому языку\, видеоролик
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]


УМК:
Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова и др.) -М.: Просвещение, 2015

Ход урока


Этап урока
Деятельность учителя
Формирование УУД и технология оценивания, духовно-нравственное воспитание.

I.
Организация начала урока.
Друзья мои, я очень рада
войти в приветливый ваш класс.
И для меня уже награда
Вниманье ваших умных глаз!
- Добрый день, ребята. Присаживайтесь на свои места.
-С каким настроением вы пришли в школу? Подарите свое хорошее настроение друг другу. Улыбнитесь всем нам. Пусть нам принесет радость общение друг с другом. С этим настроением мы начнем наше занятие.


Принцип психологической комфортности.
УУД: личностные, коммуникативные.
Цель – создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха


II.
Мотивация учебной деятельности.

Сегодня к нам в гости пришёл почтальон Печкин. Он нам что-то принёс. Ответ вы узнаете из загадки.(Учитель загадывает загадки. Слад №1)
-Правильно! Это письмо. Отгадка – тема нашего урока.
- Что мы сегодня узнаем на уроке? (Какие бывают письма, какие части включает письмо, какую роль играет обращение в письме, как доставить радость близким и родным людям. Слайд №2)
- Чему научимся?
Наш урок будет посвящён древнему, благородному, но, к сожалению, утраченному нами искусству – умению писать письма. Современный молодой человек не стесняется произнести: «Я не умею писать писем, лучше я вам по телефону позвоню» Ему и в голову не придёт, что сознаваться в этом почти так же неприлично, как если бы он бесхитростно объявил: «Я, знаете ли, прочитать этого не сумею – грамоты не одолел». Это факт – утрачено искусство писать письма.
Регулятивное умение:
- умение выполнять учебное действие в соответствии с целью.

Коммуникативное умение:
- умение адекватно использовать речевые средства для представления результата.


III.
Актуализация знаний, умений, навыков. (Актуализировать учебное содержание, необходимое для изучения нового материала)

1. Ассоциативный ряд
-Письмо Какие ассоциации возникают у вас, когда вы слышите это слово? Запишите ассоциативный ряд к этому слову в тетради. Назовите свои ассоциации.(Письмо- рассказ- сообщение-информация- известие- поздравление – просьба- общение. Слайд. №3). Прокомментируйте свои ассоциации.
2. Словарно-лексическая работа.
- Что такое письмо? ( Слайд №4)
Письмо – 1.Написанный текст, посылаемый для сообщения чего-нибудь кому-нибудь. 2.Умение писать. 3.Система графических знаков для передачи, запечатления речи. 4. Манера художественного изображения.
- Что вы заметили? Это слово однозначное или многозначное?
Регулятивное умение:
- умение выполнять учебное действие в соответствии с целью.
Коммуникативное умение:
- умение адекватно использовать речевые средства для представления результата. Организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.


IV.
Усвоение новых знаний.
1. Беседа.
- Скажите, вы любите получать письма от родных и близких? Вам нравится их читать ?
- Чем отличается письменное общение от устного?
Эпиграфом нашего урока являются слова поэтессы Т. Кузовлёвой: «Прошу тебя, пиши мне письма! В наш громкий век им нет цены» (Слайд №5)
- Как вы поняли слова поэтессы?
-Зачем люди пишут друг другу?
Чего не хватает коротким электронным сообщениям или мобильным звонкам? 2.Сообщение
Мы живём среди людей, и главное в нашей жизни – возможность устного и письменного общения, при помощи которого мы передаём свои мысли, чувства, эмоции, получаем и сообщаем информацию. Устная речь возможна лишь при непосредственном общении людей, а когда нас разделяют тысячи километров на помощь приходит письмо. До середины двадцатого века письмо было основным средством общения людей на расстоянии. Затем появился телефон, а сейчас – Интернет. Вследствие чего письмо всё реже используется людьми как средство общения. А ведь это не совсем справедливо. Почему мы ждем писем от близких нам людей? Мы ждём именно писем, а не звонков? Ответ очевиден: письма помогают общаться душою. Письмо – это художественное произведение, искусство слова. А чего не хватает коротким электронным сообщениям или мобильным звонкам? Им не хватает теплоты, душевности, ведь, когда читаешь письмо, словно разговариваешь с близким тебе человеком. В этом заключается тайна письма.
- Подумайте, какие виды писем бывают, и обменяйтесь своими мыслями с соседом по парте.(Письмо деловое, личное, благодарственное, письмо- поздравление. Слайд №6)
3. Словарно-лексическая работа.
Адресат – лицо, которому адресовано письмо, телеграмма и т.д.
Адресант – автор письма, телеграммы и т.д.
Эпистолярный жанр ( ЭПИСТОЛА – послание)- жанр, в котором пишутся письма, ведётся переписка.
Познавательные УУД:
1. Извлекать информацию, представленную в разных формах, ориентироваться в своей системе знаний, отграничивать новое от старого, свёртывать информацию до ключевых слов.
2. Анализировать, сравнивать, делать выводы, устанавливать закономерности

V.
Релаксация
Фрагмент мультфильма « Каникулы в Простоквашино» ( письмо)
Личностные УУД:
установка на здоровый образ жизни и её реализация на уроке.

VI.
Первичная проверка усвоения знаний.
1. Решите лингвистическую задачу.

-Укажите вариант ответа, в котором выделенное слово употреблено неверно.
1)Почтальон вручил письмо адресанту.(правильный ответ)
2)Адресат выбыл по новому месту жительства.
3) Адресант верно заполнил конверт.
4)Адресат с интересом прочитал деловое письмо.
- Почему нельзя сразу решить эту задачу?(не знают значение выделенных слов)
- Что поможет нам в этом?(корень)
Вывод. Такие слова называются паронимами, они близки по звучанию, но отличаются лексическим значением. (Слайд №9)
-Выборочная проверка выполненной работы

2. Творческая работа . Письмо другу ( работа в парах)





Личностные умения:
- проявлять интерес к процессу творчества (написанию понятного и содержательного письма), к природе (описанию золотой осени).

Регулятивное умение:
- умение выполнять учебное действие в соответствии с целью.

Коммуникативное умение:
- умение адекватно использовать речевые средства для представления результата.


VII.

Рефлексия.
-Над какой темой вы работали?
-Что узнали? Как теперь понимаете слова эпиграфа?
-Что удалось? Какое задание вызвало у вас затруднение?
-Что ещё хотели бы узнать по теме?

Регулятивные УУД
1. Соотносить цели и результаты своей деятельности.
2. Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы.


VIII.

Информация о домашнем задании:

-Какой праздник мы отмечаем зимой? От кого в детстве мы мечтаем получить подарок?
-А знаете ли вы, где живёт Дед Мороз?
-Ему мы и подпишем конверт.
Вы сегодня сходите на почту, купите конверт, правильно подпишете его. Напишете письмо Деду Морозу, но не отправляйте, а принесите его сначала мне на проверку, ведь стыдно отправлять письмо с ошибками.

Личностные УУД:
Формирование навыков организации своей деятельности











От кого











Кому

Откуда









Индекс места отправления









Куда








Индекс места назначения
















13 PAGE \* MERGEFORMAT 14115




ђ Заголовок 1ђ Заголовок 2ђ Заголовок 3ђ Заголовок 4ђ Заголовок 5ђ Заголовок 6ђ Заголовок 7ђ Заголовок 8ђ Заголовок 915