Разработка урока Развитие речи. Деловое письмо. Реклама 6 класс
"Развитие речи. Деловое письмо. Реклама" 6 класс
Цели урока:
Обобщение и систематизация сведений о стилях речи.
Акцентирование внимания на деловом письме, его особенностях при составлении объявлений, афиш, реклам.
Углубить знания о сфере употребления языковых средств, характерных для объявления, афиши, рекламы.
Подготовка учащихся к самостоятельному сочинению рекламы.
Развитие креативных способностей учащихся.
Воспитание творческой личности.
Форма урока: урок-презентация.
Оборудование урока:
толково-этимологический словарь иностранных слов;
толковый словарь русского языка;
школьное объявление о Дне Матери;
афиша Кукольного театра.
Межпредметная связь: русский язык и литература, и обществознание, риторика, история.
Дидактическое пространство:
компьютерная презентация рекламы
инсценировка сказки С. Михалкова "Как старик корову продавал";
реквизиты для инсценировки.
Подготовительная работа: учащиеся подразделяются на 4 группы, одна группа готовит инсценировку, другая – примеры объявлений из произведений художественной литературы, третья – примеры афиш, четвёртая готовит сообщения из истории объявлений, афиш, реклам.
Ход урока
I. Организационный момент. Погружение в тему урока.
(Выступление ученика в форме глашатая со свитком в руках.)
Внимание! Внимание!Только сегодня на уроке русского языка в 6 классе проводится единственное занятие по овладению секретами рекламы!С собой иметь набор цветных ручек, фломастеров, простой карандаш, рабочую тетрадь, альбомные листы.
(Затем свиток вывешивается на доску.)
II. Активизация прежних знаний учащихся, необходимых на уроке.
1. Аналитическая беседа с классом.
- Что представляет собой текст, помещённый на свитке?
- Правильно, это объявление. К какому стилю речи относятся объявления?
- Приведите ещё примеры официально-делового письма. (Расписка, объяснительная записка, справка, указы, приказы, акты, договора, то есть различные документы.)
- А что представляет собой официально-деловой стиль? Какова его основная цель? (Официально-деловой стиль – это определённый тип точных текстов, которые строятся по чётким структурным схемам. Его основная цель – это точная передача деловой информации.)
- С помощью чего достигается точность передачи деловой информации? (В этом стиле употребляются официальные слова и выражения, речевые штампы. Слова используются только в прямом значении и без всякой экспрессии – выражения чувств. Для этого стиля характерны повествовательные предложения, точные обозначения дат, количеств, величин.)
- Вернемся к нашему объявлению. Давайте сначала вспомним требования к объявлению (смотрят по словарям, можно использовать памятки).
Объявление – письменное и словесное извещение, заявка. (В. Даль)
Объявление – извещение о чём-нибудь, напечатанное в журнале, газете или вывешенное где-нибудь. (С.И. Ожегов)
Объявления – это определённый тип жёстких текстов, которые строятся по чётким структурным схемам. Объявление должно быть достаточно полным, чтобы из него всё можно было понять, и в то же время предельно кратким, чтобы его легко и быстро можно было почитать. По форме речи объявления могут быть устными и письменными. В зависимости от задач, стоящих пред автором, объявления могут быть самыми различными: информационными, объявлениями-приглашениями, объявлениями-запретами и т.д.
Самое важное в объявлениях выделяется цветом, другим шрифтом и т.п., чтобы читатель быстрее сориентировался и вычитал в них то, что для него важно. В основном текст объявления отвечает на вопросы: что? (наименование мероприятия), где? (место проведения), когда? (время) и кто? (ответственный за проведение мероприятия). Условно к объявлениям можно отнести вывески на улицах города, села)
- Теперь посмотрим, полностью ли соответствует данное объявление требованиям делового письма. (Отсутствует конкретизация даты и ответственного лица)
2. Примеры объявлений из произведений художественной литературы (учащиеся подготовили задание заранее с последующим анализом отрывков).
А) В. Драгунский, рассказ "Где это видано, где это слыхано?"
Внимание!Сегодня на большой перемене в малом зале состоится выступление летучего патруля "ШКОЛЬНОГО САТИРИКОНА"!Исполняет дуэт малышей!На злобу дня!Приходите все!
(Это объявление-приглашение, рассчитанное воздействовать на чувства детей, но отсутствует дата.)
б) Туве Янсон, сказка "Шляпа волшебника".
Тотчас вышла газета с сенсационной новость на первой полосе:"Пропала сумка Муми-мамы! Никаких путеводных нитей! Розыски продолжаюся. Неслыханное пиршество – вознаграждение за находку!"
3. Творческая работа учащихся.
- Вспомните, на какие вопросы отвечают объявления-сообщения. Помогите Муми-троллю и Снорку правильно составить объявление. Укажите, где и когда пропала сумка. Опишите, какая она была. Главное выделите цветом и шрифтом. ("Вчера, 30 ноября, пропала розовая с зелёными замочками кожаная сумка Муми-мамы. Вас ждёт неслыханное вознаграждение – пиршество. Обращаться к Муми-маме".)
4. Выступление историков.
- История объявлений насчитывает много веков. Объявления делали специально подготовленные для этого люди, имевшие громкий и зычный голос, хорошую дикцию. Это были глашатаи при царском дворе, глашатаи города, или герольды на рыцарских турнирах, объявлявшие о своих хозяевах. Первоначально объявления существовали только в устном виде для всех и один печатный вариант мог быть у глашатая. Объявления зачитывались на так называемом лобном месте города – возвышенности на центральной площади. Отсюда пошло выражение "кричать во всю Ивановскую" – так называлась площадь в Москве, где зачитывались объявления
- Существует ещё один тип объявлений – это афиши, извещающие о концерте, спектакле. Ещё в Древней Греции, Египте и Древнем Риме вывешивали афиши. Их вырезали на папирусах, деревянных дощечках, а иногда писали прямо на белых стенах домов. В 16 веке во Франции появились афиши окрашенные в разные цвета, чтобы понятно было, о каком театре идёт речь. В них стали писать не только название пьесы, но и излагали краткое её содержание.
Главная задача афиш – привлекать внимание зрителей к кинофильму, спектаклю, лекции, поэтому бывают афиши, написанные более живо, оформленные более красочно, чем простое объявление, это делается для привлечения внимания.
5. Демонстрация афиш Кукольного театра.
6. Анализ афиш.
- Чем отличается афиша от простого объявления?
- С какой целью афиша допускает рисунки, яркие цвета и разные буквы?
III. Формирование новых понятий и способов действия (объяснение новой темы).
1. Работа со словарём.
- Посмотрите в словарях значение слова "афиша".
Афиша – объявление о спектакле, концерте, лекции и т.п. (С.И. Ожегов. Словарь русского языка.)
Афиша (фр.) – вид рекламы, объявление о спектакле, концерте, лекции и т.п., вывешиваемое в публичных местах. (Словарь иностранных слов.)
- Как ещё названа афиша в Словаре иностранных слов? (Объявление, реклама.)
- Что вы можете сказать о рекламе? Где мы с ней встречаемся? О чём гласит реклама?
2. Инсценировка рекламы "Двойка".
- Посмотрим сценку, чтобы немножко отдохнуть.
Участвуют два мальчика, в руках держат "двойки".
- "Двойка" отличается твёрдостью, она никогда не бывает натянутой, как, например, "четвёрка" или "пятёрка"!
- "Двойка" отличается качеством, так как её почти всегда получают "профессионалы своего дела!
- "Двойка" не подлежит налогообложению, хотя её можно получать, сколько угодно, даже не скрывая этого.
- "Двойка". Чем больше получаешь их, тем быстрее станешь известным, и твоё имя будет занесено крупным чёрным шрифтом в книгу протоколов директора школы Овчинниковой Татьяны Ивановны.
- "Двойка". Она содействует тому, что мама и папа уделяют тебе больше внимания и даже играют в игры "Догони!" и "Ремешки".
- "Двойка" – это "сладкая парочка", на уроке она снимает усталость, как "Марс", и помогает сохранить бодрость духа на весь день, как напиток "Фанта".
- За "двойками" обращаться по адресу: с. Старое Ильмово, школа, 6 класс.
Приходите, господа! Мы вас ждём. "Двоек" хватит на всех!
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Текст рекламы "Двойки".
- Что за объявление представляет собой данный текст?
- Сколько типов объявлений мы уже знаем?
Слайд №2
Типы объявлений:
Простое объявление-сообщение.
Объявление-афиша.
Объявление-реклама.
- Наша задача сегодня – овладеть секретами рекламы, т.е. научиться её составлять. Этому и призывает объявление, сделанное в начале урока. Запишите тему урока в тетрадь.
- В чём особенность рекламы, на ваш взгляд, от остальных типов объявлений?
-Что же такое обозначает "реклама" в точности посмотрим по словарям.
Слайд №3 Значение слова "реклама".
- Реклама (от лат. выкрикиваю) – 1) информация о потребительских свойствах товаров и различных видах услуг с целью и реализации (продажи), создание спроса на них. 2) Распространение сведений о лице, организации, произведении литературы и искусства и т.д. с целью создания им популярности (известности).
- Перепишите данный текст в тетрадь.
Слайд №4"История рекламы".
- История рекламы: простейшие формы рекламы существовали ещё до нашей эры. В Древней Греции и Риме рекламные объявления писали на деревянных досках, гравировали на меди, кости, громко зачитывали на площадях и в других местах скопления народа. Наибольшее развитие реклама получила в эпоху капитализма. В 1611 году в Лондоне было создано первое в мире рекламное бюро А. Горжа и У. Копа.
Слайд №5 Средства рекламы.
Современными средствами рекламы служат печать (газеты, журналы, афиши, проспекты...), радио, телевидение, кинематограф, а также витрины, вывески, световые объявления, упаковка товаров, товарные и фирменные знаки... В рекламе обязательно присутствуют призывы, хвалебные слова, яркие примеры, свет, цвет и т.д. – то есть всё то, что даже невольно привлекает внимание. Текст должен быть небольшим, ярким, запоминающимся и точным по отношению к тому, что рекламируется.
- Выпишите из текста предложения, которые можно озаглавить "Особенности рекламы".
Слайд №6 Примерный план составления рекламы.
Необычное броское название.
Содержание рекламы (можно рисунки).
Наименование организации или лица, подавшего рекламу.
Адрес.
- Перепишите эту памятку в тетрадь.
IV. Формирование умений, навыков (выход на творческую работу).
1. Инсценировка сказки С. Михалкова "Как старик корову продавал".
- На рынке корову старик продавал,Никто за корову цены не давал.Хоть многим была коровёнка нужна,Но, видно, не нравилась людям она.- Хозяин, продашь нам корову свою?- Продам. Я с утра с ней на рынке стою!- Не много ли просишь, старик, за неё?- Да где наживаться! Вернуть бы своё!- Уж больно твоя коровёнка худа!- Болеет, проклятая. Прямо беда!- А много ль корова даёт молока?- Да мы молока не видали пока...Весь день на базаре старик торговал,Никто за корову цены не давал.
- Почему старик не смог продать свою корову?
- Правильно, он не владел секретами рекламы и рассказывал про свою корову только плохое. А помните, что было в сказке дальше?
Слайд №72 часть сказки С. Михалкова "Как старик корову продавал".
Один паренёк пожалел старика:- Папаша, рука у тебя нелегка!Я возле коровы твоей постою,Авось продадим мы корову твою.Идёт покупатель с тугим кошельком,И вот уж торгуется он с пареньком:- Корову продашь?- Покупай коль богат!Корова гляди не корова, а клад!- Да так ли! Уж выглядит больно худой!- Не очень жирна, но хороший удой!- А много ль корова даёт молока?- Не выдаешь за день устанет рука!Старик посмотрел на корову свою:- Зачем я, Бурёнка, тебя продаю?Корову свою не продам никому –Такая корова нужна самому!
- Понравилась вам эта весёлая сказка? Почему вы смеялись, когда старик решил не продавать свою корову, а оставить её себе? Благодаря чему этот произошло?
- Составьте по этому тексту на отдельном листе бумаги текст рекламы продажи коровы, используя слова и выражения из текста.
- Послушаем, что у вас получилось, выберем удачные рекламы, отметим ошибки.
Слайд №8 Иллюстрации из русской народной сказки "Колобок".
- Составьте рекламу безопасности главному герою русской народной сказки "Колобок", чтобы не было такого печального конца этой истории.
V. Итоги урока.
- Назовите ещё раз типы объявлений и их особенности.
- Дайте своё определение термину "реклама".
VI. Домашнее задание.
Слайд №8