Методическая разработка урока развития речи Письмо о моей семье

Всероссийский конкурс «Лучший урок письма»











Методическая разработка урока
развития речи в 5 в классе
по номинации «Письмо о моей семье»






Выполнила учитель
русского языка и литературы
МБОУ г. Астрахани «СОШ № 49»
Саблина Валентина Васильевна



















2014
Тема урока «Я к вам пишу, или Как писать письма»
Цели урока:
познакомить учащихся с историей развития почтовой связи;
помочь осознать роль писем в жизни человека;
дать представление о видах писем;
развивать навыки правильного оформления и написания письма.
Задачи урока
Образовательные:
1. Возрождать российские традиции эпистолярного жанра.
2. Сконцентрировать внимание учащихся на ценностях родного языка.
3. Научить грамотному оформлению писем.
Развивающие:
1. Способствовать формированию информационной культуры.
2. Способствовать развитию навыка использования эпистолярного жанра.
Воспитательные:
1. Дать возможность проявить себя в написании письма.
2. Воспитывать способности поддерживать дружеские отношения с людьми разного возраста.
3. Совместно с учащимися определить, кого они считают своими друзьями.
Оборудование урока:
конверт у каждого ученика; образец заполнения конверта;
распечатка «Правила эпистолярного этикета»;
презентация «Из истории почты»;
выставка «Из истории почтовой связи»;
коллекции марок, конвертов, открыток;
фотоматериалы из семейных альбомов учащихся.

Оформление доски:

Чтобы научиться хорошо говорить, надо постоянно обращать внимание на речь свою и других, записывать удачные выражения, но, чтобы научиться писать,-
надо писать, писать письма
Д. С. Лихачёв
Ход урока

НАЧАЛО УРОКА (вместо оргмомента).
-- Запишите дату, тему и эпиграф к уроку. Списывайте с доски без ошибок. Обратите внимание на то, как оформляется на письме эпиграф: справа внизу под названием темы, без кавычек, внизу справа фамилия и инициалы автора высказывания. Эти слова принадлежат великому деятелю нашей культуры Дмитрию Сергеевичу Лихачёву.

МОТИВАЦИОННЫЙ ЭТАП (постановка целей).
Коллективный словарный диктант.
-- Итак, тема сегодняшнего урока развития речи «Я к вам пишу, или Как писать письма». Какие слова, словосочетания приходят вам на ум в связи с такой формулировкой темы урока. Вспомнили слово, поднимайте руку, называйте слово в составе словосочетания, и мы все запишем его. У нас получится коллективный словарный диктант. (Учащиеся записывают следующие слова: отправить письмо, красивый конверт, почтовая марка, штемпель, почтовый ящик, указать адрес, голубиная почта, получить посылку, бандероль, авиапочта. Правописание слов ученики комментируют). Проверьте друг у друга, как вы справились с заданием (работа в парах).
-- Что же вы хотели бы узнать сегодня на уроке, чему научиться? (Постановка личной цели на уроке каждым учеником. Дети формулируют свои цели, учитель корректирует формулировки и предлагает записать: Моя цель на уроке – узнать).
Итак, вы поставили своими целями узнать об истории возникновения писем, об истории возникновения почты и её развитии, хотите узнать, как по правилам писать письма. Конечным продуктом вашей деятельности на уроке должна стать заполненная таблица «Этикетные формы письма».

РЕШАЕМ ПОСТАВЛЕННЫЕ ЗАДАЧИ (основное содержание урока).
-- Вы хотели узнать об истории возникновения писем, почты. Уверена, что вам
интересно узнать, как шло развитие почтовой связи. (Сообщения учащихся сопровождаются показом слайдов презентации «Из истории почты»).

Схематично историю развития почты можно представить так:
ПОЧТОВЫЕ – ГОНЦЫ – ЯМЩИКИ -- ПЕРВАЯ -- ПЕРВАЯ РУКОПИСНАЯ ГОЛУБИ В РОССИИ ГАЗЕТА «КУРАНТЫ»
РЕГУЛЯРНАЯ
ПОЧТА

Сообщения подготовленных учеников.

1 ученик: -- Письма стали отправлять в те далёкие времена, когда люди ещё не владели письменностью. Правители хотели знать о планах соседних государств, купцов интересовали возможности торговли в других городах и странах, а девушки мечтали получить весточку от любимого.
Оказывается, проблема в способах передачи информации возникла очень давно, и разные народы по- своему научились её решать. В Африке использовали барабаны, индейцы при помощи дыма своих костров «писали письма» соседним племенам, в Монголии пользовались цветными лоскутками.
Люди узнали, что голуби безошибочно находят свои гнёзда независимо от того, как долго их держали вдали от дома. Поэтому их стали использовать для передачи сообщения, привязывая к лапке голубя записочку. Так, например, информировали о приближении неприятеля. Одна пара почтовых голубей ценилась очень высоко и стоила более тысячи золотых монет. Известен интересный случай.
Халиф Северной Африки захотел вишни. Тогда его визирь собрал около 600 голубей, к лапке каждого привязал по шёлковому мешочку с вишней и таким образом попотчевал своего господина. Можно сказать, что так была отправлена первая бандероль.
Следующим этапом развития почтовых сообщений было использование гонца - «скорохода», а затем и почтовых крестьян, которые мчались от одного селения к другому.
Совсем другая жизнь пошла, когда изобрели письменность. 4000 лет назад неизвестный художник на стене гробницы изобразил воина, передававшего послание начальнику. А вот в III тысячелетии до н.э. ассирийцы и вавилоняне изобрели «почтовый конверт» из обожжённой глины.

2 ученик: -- А как же установление почтовой связи проходило на Руси?
Ещё до монгольского нашествия княжеские депеши без задержки доставлялись из конца в конец державы. Воеводы и приказные люди посылали деловые письма со специальными гонцами.
История регулярного почтового сообщения ведёт своё начало с так называемой «ямской службы» эпохи Ивана Грозного. Тогда почтовые сообщения, а это были, как правило, «государевы послания», доставлялись ямщиками.
Первая в России регулярная почта была создана при Алексее Михайловиче Романове в 1665 году, прежде всего для связи с иностранными государствами. Отсюда её название – «немецкая» или «заморская». Первая рукописная газета называлась «Куранты».
Начиная с 17 века, почта России претерпевала много изменений, участвовала в войнах и важных стройках, поднимала страну из руин и помогала людям поддерживать друг друга в трудных жизненных ситуациях.

--Ребята, что нужно, чтобы отправить простое письмо? Очень немногое: конверт, марка и почтовый ящик. Оказывается, все они имеют свою историю.

Сообщения подготовленных учеников.
3 ученик: -- Почтовый ящик появился впервые в 19 веке. Интересно, что в то время и адресат и отправитель пользовались одним почтовым ящиком. Письма перевозились вместе с почтовым ящиком. В 17 веке, например, в Австралии почтовый ящик висел не на стене, а на ремне у почтальона. И только в 18 веке привычный для нас почтовый ящик появился в европейских столицах.
-- Ребята, как вы считаете, для чего нужен конверт?
4 ученик: -- Он охраняет тайну письма. Первым бумажным конвертом было само письмо. Его складывали в старину, как аптекарский пакетик для порошков. Снаружи писался адрес, а внутри – текст. Скреплялся конверт сургучной печатью, затем стали использовать клей. Наши привычные конверты были изобретены в Англии в начале 20 века.
-- Для чего нужен штемпель?
5 ученик: -- Штемпель стали ставить ещё в 17 веке. Представлял он из себя маленький кружочек диаметром 13 мм, разделённый чертой. В одной половинке двумя буквами записывали название месяца, во второй – день отправления письма.
Ну, а марка была изобретена в Англии и выглядела, как небольшой прямоугольник с изображением королевы и надписью «Почта». В России первая марка появилась в 1857 году. На ней был изображён герб Российской империи, и стоила она 10 копеек.

Экспозиция почтовых марок России из коллекций учащихся.
Учимся подписывать конверты.
-- Теперь, ребята, после того, как мы много узнали из истории почты, давайте научимся правильно оформлять надпись на конверте. (Ученики подписывают конверты).


От кого Соколова Кирилла
5 в класс, СОШ № 49

Откуда ул. Н. Островского, д. 154, корп.1, кв. 11
г. Астрахань,
4143022
Кому Жюри конкурса
«Лучший урок письма»

Куда Ананьевский переулок,
4/2, стр.1,
г. Москва, 107045

Правила эпистолярного этикета (ученики комментируют пункты соответствующей распечатки правил).
-- А теперь давайте выделим несколько важных правил эпистолярного этикета.
Ответить на полученное письмо нужно как можно быстрее – не позднее, чем через 5-7 дней после получения.
Письмо начинается, как правило, с обращения: «Здравствуй» «Добрый день»
«Уважаемые» «Дорогой» «Милый»
Близкому человеку можно писать в тех выражениях, в которых ты привык с ним
говорить. Человеку малознакомому пиши сдержанно.
Закончи письмо пожеланием здоровья, успехов или выражениями: «Счастливо!» «Всего доброго» и т. п.
Если случайно забыл о чём-то написать, можешь добавить это уже после подписи,
поставив две латинские буквы P.S., что означает post scriptum – «после написанного».
Никогда не употребляй шаблонных, безвкусных выражений: «Лети с приветом – вернись с ответом», «Жду ответа, как соловей лета».
Если хочешь пошутить – шути сам, если хочешь что-то сказать – скажи своё, а не чужое, пустое и вычурное.
Никогда не читай чужих писем! Если к тебе случайно попало чужое письмо, отправь его, не вскрывая, обратно по указанному адресу. (Если адрес не указан, отнеси на почту.)
Если просишь кого-нибудь передать своё письмо, не запечатывай конверт, это не принято! Этим ты покажешь, что доверяешь человеку, с которым отправляешь письмо.

-- Можно заглянуть в международный эпистолярный этикет.
(Сообщения заранее подготовленных учащихся)
В Корее, как и в американских странах, сначала пишется имя, потом фамилия.
Во Франции не принято обращаться к собеседнику по имени. Обычно употребляются слова «месье» и «мадам».
В Перу принято посылать по поводу различных важных событий не только открытки и письма, но и сувениры.

5. Что сделали дома? (Проверка домашнего задания)

-- В качестве домашнего задания вы подготовили рисунки о своих семьях, выбрали фотографии из семейных альбомов. Давайте познакомимся с вашими семьями. (Дети рассказывают про свои семьи, показывают свои рисунки и семейные фотографии на стенде.)
-- Молодцы! Спасибо за ваши интересные рассказы, как много нового мы узнали друг о друге! Это общий семейный портрет нашего класса. Теперь ваши папы и мамы, сестрички и братишки, бабушки и дедушки будут рядом с нами даже в школе.

-- И ещё одно задание на дом было к этому уроку. Я предложила вам, помните, написать письмо либо о своей семье, либо о любимой книге, либо о своём увлечении. Хотите почитать их?

Чтение написанных дома писем. (Ученики читают письма, адресованные друзьям, родственникам, учителям, и заполняют таблицу «Этикетные формы письма». Это задание они выполняют, работая в командах по 4-5 человек. Заполненная таблица должна стать окончательным продуктом данного урока развития речи).

Мелина Кужахметова:
Здравствуй, дорогой друг!
Хотела бы рассказать тебе о своей семье. Папа наш – хозяин дома. Делает так, чтобы дома был уют и покой. Мама у нас хозяюшка. Отвечает за чистоту, чтобы мы были сыты, обуты, одеты, опрятны и аккуратны. Братик любит смотреть телевизор, играть, бегать и прыгать. Ему четыре года. Я хожу в школу. Люблю уроки физкультуры. С удовольствием помогаю маме.
По выходным мы ездим проведать бабушку с дедушкой, других родственников. Чтобы быть уверенными. Что у них всё хорошо, они живы и здоровы. Ведь бабушка и дедушка уже пожилые люди и болеют.
Расскажи и ты, роман, о своей семье. Я надеюсь. Что мы с тобой будем переписываться, лучше узнаем друг друга, и ты к нам приедешь в гости.
До свидания.
-- Мелина, назови обращение в твоём письме и как ты расставила знаки препинания при нём.

Виктория Киселёва: -- Я адресую своё письмо Вам, Валентина Васильевна.
Здравствуйте, дорогая Валентина Васильевна! Я хочу рассказать Вам о моей дружной семье.
У нас в семье четыре человека. Мама с папой очень много работают. Мы с сестрой занимаемся домашними делами. И знаете, как мы радуемся, когда видим вечером счастливые глаза родителей. Они одобрительно относятся к нашей самостоятельной работе по дому. С весны мы обычно начинаем готовиться к поездке на море. Подбираем хорошее место для отдыха, покупаем купальники, шляпы, маски и ласты. После каждой поездки на юг остается много приятных воспоминаний, забавных фотографий и радости от того, что мы целый месяц бываем все вместе.
Надо беречь своих близких и радоваться, что они у тебя есть.
До свидания, Валентина Васильевна! Желаю Вам крепкого здоровья и радостных дней. С уважением, Вика.
-- Спасибо, Вика! Как ты пунктуационно оформила обращения в своём письме? Ребята, обратите внимание на то, как Вика закончила письмо – пожеланием здоровья. Доброе пожелание – необходимое этикетное требование эпистолярного жанра

Всеволод Демидов: -- Я вот в черновике своего письма не употребил обращение. Исправляю ошибку. Например, я адресую свой рассказ о семье нашему классному руководителю Инне Анатольевне.
Здравствуйте, уважаемая Инна Анатольевна! Вы попросили нас рассказать о своих семьях. Я с удовольствием это делаю.
У нас дружная и весёлая семья. Она представлена двумя национальностями: русскими и украинцами. Мы ценим и уважаем традиции обеих национальностей. Каждый год мы ездим в Украину повидаться с родными и близким. Там нас встречают очень гостеприимно. Большой дружной семьёй мы за накрытый стол и делимся радостными новостями. По утрам бабушка поит меня парным молоком. За лето я набираюсь сил и здоровья. Грустно бывает расставаться с родными, но надо возвращаться домой.
Дома в выходные мы ездим на рыбалку, жарим шашлыки, собираем грибы на зиму. Нам нравится бывать на природе. Очень весело проводим время. Я очень люблю свою семью.
До свидания, Валентина Васильевна. Всего Вам доброго. (Прим.: письмо было написано до событий на Украине).
-- Друзья, вы заметили, какое прилагательное употребил Сева, обращаясь к своему адресату, то есть ко мне. Уважаемая. Так принято обращаться к людям взрослым, незнакомым или знакомым, но не родственникам, не приятелям. Это официальное вежливое общепринятое обращение. А какие прилагательные уместны в письмах к родным, близким, друзьям? (Дети отвечают: милая, дорогая, любимая, родная – к маме, бабушке К приятелю – Привет, здорово)

Диана Хасанова:
Здравствуйте, мои дорогие и горячо любимые дедушка и бабушка!
Вы не устаёте повторять: чтение – вот лучшее учение. Я добавлю и развлечение. Вот спешу поделиться с вами своими впечатлениями о книге «Шляпа волшебника». Автор её Туве Янссон. Мне книга про мумми-троллей очень понравилась. Её герои стали моими любимыми. По книге еще мультик сделан. Поэтому, когда я её читала, то очень хорошо представляла всё написанное. Книга добрая и забавная. Думаю, что и вам она покажется интересной.
Пока всё. До скорого свидания, когда вместе будем смотреть мультик. А я побежала сравнивать мультик с книжкой. Ваша Диана.
-- Ребята, заполняя вторую строку таблицы, можете записать, что в основной части письма могут быть сообщения, предложения, пожелания, просьбы, приветы родным и близким. Одним словом, в личном неофициальном письме можно писать обо всём том, что интересует, что важно и нужно и адресанту(то есть тому, кто пишет письмо), и адресату.

Диана Курепчикова адресует свое письмо младшей двоюродной сестрёнке:
Привет, моя дорогая сестрёнка!
Хочу поделиться с тобой мыслями о книгах. Я очень люблю читать. И когда читаю, то как бы погружаюсь, попадаю в книгу и со мной происходит то, о чём написано в книге.
С ранних лет нам читают сказки на ночь, и мы уже тогда узнали Кае и Герде, Тотошке и Оле Лукойе, о Золотом Петушке и царе Салтане.
Помню, когда я была маленькая, мама читала мне сказки Пушкина и Андерсена. Сказки Пушкина мне нравились все. Я полюбила Русалочку и Дюймовочку, Принцессу на горошине из сказок Андерсена.
Сейчас я читаю познавательные книги и детективы. О Шерлоке Холмсе, например.
В книгах можно найти интересные сведения о разных народах, из истории, из мира природы. Помни: чтение – вот лучшее учение.
На этом я заканчиваю своё письмо. Пока, сестричка. Удачи и здоровья тебе. Диана.

Выделим основные компоненты письма:
а) начало (дата, место, форма обращения к адресату);
б) основная часть (деловая или сугубо личная информация; просьбы, предложения; приветы родным и знакомым);
в) конец (пожелания адресату, подпись; дата и местонахождение отправителя письма – если они не были указаны в самом начале).

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА.
-- Сверьте свои заполненные таблицы с материалами параграфа в учебном пособии «Русская речь» и внесите необходимые дополнения или изменения.
Достигли ли вы своей цели на уроке? Выберите подходящий смайлик и прикрепите его на доске. Мы посчитаем и решим, как с поставленными на уроке целями справился весь класс.
За работу на уроке получили отметки.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.
-- Ребята, заканчивая наш урок, отправляемся домой. А дома будет ещё одно творческое задание для каждого из вас: грамотно написать письмо из своего будущего, правильно подписать конверт и отправить письмо по почте на мой домашний адрес. А я, поглядывая в свой почтовой ящик, с нетерпением буду ждать ваши письма из будущего.
СПАСИБО
Приложение
Правила эпистолярного этикета
Словарь
Эпистолярный -- (от греч. epistole – письмо, послание) – текст, имеющий форму письма, открытки, телеграммы, посылаемый адресату для сообщения определенных сведений.

Ответить на полученное письмо нужно как можно быстрее – не позднее, чем через 5-7 дней после получения.
Письмо начинается, как правило, с обращения: «Здравствуй» «Добрый день»
«Уважаемые» «Дорогой» «Милый»
Близкому человеку можно писать в тех выражениях, в которых ты привык с ним
говорить. Человеку малознакомому пиши сдержанно.
Закончи письмо пожеланием здоровья, успехов или выражениями: «Счастливо!» «Всего доброго» и т. п.
Если случайно забыл о чём-то написать, можешь добавить это уже после подписи,
поставив две латинские буквы P.S., что означает post scriptum – «после написанного».
Никогда не употребляй шаблонных, безвкусных выражений: «Лети с приветом – вернись с ответом», «Жду ответа, как соловей лета».
Если хочешь пошутить – шути сам, если хочешь что-то сказать – скажи своё, а не чужое, пустое и вычурное.
Никогда не читай чужих писем! Если к тебе случайно попало чужое письмо, отправь его, не вскрывая, обратно по указанному адресу. (Если адрес не указан, отнеси на почту.)
Если просишь кого-нибудь передать своё письмо, не запечатывай конверт, это не принято! Этим ты покажешь, что доверяешь человеку, с которым отправляешь письмо.

Заголовок 315