Родительское собрание в подготовительной группеКаким я представляю своего ребёнка в школе?


Подготовил: Богданов Пётр Витальевич
воспитатель подготовительной к школе группы
Родительское собрание-практикум
Тема: «Каким я представляю своего ребёнка в школе».
Цель: Обсуждение точек зрения родителей, воспитателей о роли семьи в предшкольный период жизни ребенка. Активизировать и обогащать воспитательные умения родителей; поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях, осознание родителями своего опыта взаимоотношений с ребенком.
Ход практикума
Ведущий: Скоро наступит волнительный момент для вас и ваших детей поступление в школу. И тема нашего диспута, «Каким я представляю своего ребёнка в школе». Перед вами первое задание.
Задание 1
На карточках написано:
Определите степень волнения сына или дочери в связи с приближающимся школьным обучением.
На столах лежат цветные полоски: черная означает сильное волнение; синяя – умеренное; красная – радость, уверенность.Выберите полоску и обоснуйте (по желанию) свой выбор.
(Подводится итог теста, родителям которые выбрали синие и черные полоски даются рекомендации).
Ведущий: Теперь мы предлагаем вашему вниманию рассмотреть и обсудить рисунки детей на тему «Как я представляю себя в школе».
Задание 2. Давайте попробуем, глядя на рисунок, поразмышлять над тем, хочет ли ребенок взрослеть, хочет ли стать школьником. Каким, на ваш взгляд, видится ребенку его будущее: привлекательным или не очень? Его представления складываются из прошлого и настоящего опыта: общение, оценка его умений другими и оценка самого себя.
Попытайтесь почувствовать общую тональность рисунка. Какое настроение ребенка передает он? Радость? Тревогу? Неуверенность или даже страх перед школой? Есть ли на рисунке ученики, учитель? Каковы размеры фигуры учителя в сравнении с фигурами детей?
Пофантазируйте, что ребенок хочет сказать своим рисунком взрослым – родителям, учителям, воспитателям: «Я не боюсь, школы и буду рад сесть за парту», «Мне интересно выйти к доске…», «Мне интересно идти в школу, ведь со мной маа и папа, которые меня любят», «Мне тревожно и не на кого рассчитывать, мне страшно войти в школу…», «Мне радостнее возвращаться из школы домой, чем идти в школу» и др.Ведущий стремится к тому, чтобы все родители высказались и задумались о характере взаимоотношений с ребенком (сопричастность, сопереживание друг другу или его зависимость от них). Относятся ли они с доверием к ребенку, его умениям, способностям и есть ли у него доверие к самому себе? Уверен ли ребенок, что родители считают его большим, самостоятельным? И каждый из Вас хотел бы, чтобы его ребёнок был, как можно лучше подготовлен к школе. А что это значит готовность ребёнка к школе?
Задание 3 Мы предлагаем Вам небольшой тест «Пирамида», где Вы определите основные показатели готовности ребёнка к школе. Это то, что должно быть сформировано, выработано в ребёнке, то, что ему будет помогать хорошо, учиться в школе.
На демонстрационном стенде:
Факторы успешной подготовки и адаптации ребенка к школе.
-Ответственность
-Умение считать, считать, писать
-Умение общаться со взрослыми и сверстниками
-Самостоятельность
-Настойчивость
-Состояние здоровья
-Умение логически мыслить
-Умение организовать рабочее место
-Развитие речи и памяти.
Родители разбиваются на несколько рабочих групп по 3 -4 человека
Им предлагается следующее задание: Вам предлагаются на первую (верхнюю) строчку необходимо выложить тот показатель, который Вы считаете наиболее главным. На вторую выкладываете 2 наиболее главных из оставшихся показателей. На третью – три. На четвёртую – два. На пятую – один показатель.
Должна получиться вот такая пирамида:

Подводится итог теста (что родители ставят на первое, второе и т. д. место.)
Ведущий: Детские психологи выделяют несколько критериев готовности детей к обучению в школе.1. Интеллектуальная готовность (способность к концентрации внимания, умение строить логические связи, развитие памяти, мелкая моторика);
2. Эмоциональная готовность (мотивация к обучению, умение сосредоточиться, управление эмоциями);
3. Социальная готовность (потребность в общении, коррекция поведения в коллективе, способность обучаться).
4. Физическая готовность: состояние здоровья; физическое развитие; развитие основных движений.
В принципе, то интеллектуальное развитие, которое получает ребенок с рождения, как в семье, так и в детском садике, те сведения о жизни вообще, которые он черпает из окружающей обстановки, для подготовки к началу обучения в обычной школе, в общем, достаточны. Любой ребенок к окончанию детского садика, как правило, умеет считать до десяти, знает буквы (может, не все, но это не страшно), может в какой-то мере пользоваться логическим мышлением.
Кстати, если не отмахиваться от вопросов, которые начинает вам задавать ребенок, и не отгораживать его от вашей окружающей взрослой жизни – подготовка к школе будет идти естественно и без напряжения. Важно помнить: развитый ребенок и готовый к школе ребенок – это не одно и то же. Обученность – это те умения и навыки, которым ребенка обучили: умение писать, читать, считать. Интеллектуальное развитие – это некий умственный потенциал, способность ребенка к самодвижению, к самостоятельному обучению, к решению проблемных задач.Оценить развитие будущего первоклассника можно самим или проконсультироваться у детского психолога. Специальные тесты для диагностики готовности к школе сейчас вполне доступны, продаются во многих книжных магазинах. Но одна отдельно взятая методика не позволяет полностью оценить все стороны развития ребенка. И все же такая проверка покажет, над, чем стоит еще поработать до 1 сентября.
Такие тесты обычно проверяют: (вопросы раздают каждому родителю)- развитие памяти (норма при запоминании 10 слов – 6 и более слов);- чистоту произношения; умение повторить сложное слово; умение различать звуки в словах;- развитие речи (богатство словаря, способность составить рассказ по картинкам, пересказать услышанное и т.д.);- произвольное внимание (умение работать над учебным заданием в течение 10 минут, не отвлекаясь);- готовность руки к письму (нужно скопировать несложный рисунок, несложную фразу);- умение действовать по инструкции (нарисовать узор по клеточкам под диктовку, сложить узор из кубиков по образцу);- развитие логического мышления (умение найти сходство-различие, обобщать, назвать лишний из предложенных предметов; расположить картинки, связанные сюжетом, в нужной последовательности и т.д.);- пространственную ориентацию (умение назвать, где находится предмет – справа, слева, за, над, под и т.д.);- общую осведомленность ребенка об окружающем мире;- элементарные математические навыки (порядковый счет до десяти, прямой и обратный; умение решить не сложную задачу с помощью предметов). Оценивают также, что привлекает ребенка в школе (возможность получить новые знания или чисто внешние атрибуты – новый рюкзак, интересный пенал и т.п.); как он контактирует с незнакомыми взрослыми и детьми; какой у него личный темп работы и многое другое.
Ребенка считают неготовым к школе, если он:
- настроен исключительно на игру;- недостаточно самостоятелен;- чрезмерно возбудим, импульсивен, неуправляем;- не умеет сосредоточиться на задании, понять словесную инструкцию;- мало знает об окружающем мире, не может сравнить предметы, не может назвать обобщающее слово для группы знакомых предметов и др.;- имеет серьезные нарушения речевого развития;- не умеет общаться со сверстниками;- не хочет контактировать со взрослыми или, наоборот, слишком развязен.
При любом уровне готовности ваш ребенок будет принят в первый класс.
Оценка уровня эмоционального развития.- Выглядит ли ребенок веселым (дома и среди товарищей)?- Сформировался ли у ребенка образ себя как человека, который многое может?- Легко ли малышу «переключиться» при изменениях в привычном распорядке дня, перейти к решению новой задачи?- Способен ли ребенок работать самостоятельно, соревноваться в выполнении заданий с другими детьми?
Оценка умения общаться.- Включается ли малыш в игру других детей, делится ли с ними?- Соблюдает ли он очередность, когда этого требует ситуация?- Способен ли ребенок слушать других не перебивая?
Оценка физического развития.- Хорошо ли ребенок слышит?- Хорошо ли он видит?- Способен ли он посидеть спокойно в течение некоторого времени?- Развита ли у него координация моторных навыков, например, может ли он играть в мяч, прыгать, спускаться и подниматься по лестнице?- Выглядит ли ребенок бодрым и увлеченным?- Выглядит ли ребенок здоровым, сытым и отдохнувшим?
Ваши взаимоотношения с ребенком, ваша роль в подготовке его к учебе.(тут важно отвечать честно хотя бы перед собой)- Нравится ли вам ваш малыш?- Слушаете ли вы то, что ребенок говорит?- Смотрите ли вы на малыша, когда он говорит с вами?- Стараетесь ли вы создать у ребенка ощущение значимости того, о чем он говорит?- Поправляете ли вы речь малыша?- Позволяете ли вы ребенку совершать ошибки?- Хвалите ли вы малыша, обнимаете ли его?- Смеетесь ли вы вместе с ним?- Отводите ли вы каждый день время для чтения ребенку и для бесед с ним?- Играете ли с малышом в какие-нибудь игры?- Поощряете ли вы интересы и увлечения ребенка?- Есть ли у малыша хотя бы одна - две собственные книги?- Есть ли у ребенка дома место, которое отведено только ему?- Стараетесь ли вы подать малышу пример, читая газеты, журналы, книги, вообще интересуясь окружающими событиями?- Обсуждаете ли вы с малышом и со всей семьей что-то интересное из прочитанного или услышанного вами?- Стараетесь ли вы сказать все за ребёнка, прежде чем он сам успеет открыть рот, в магазине или у зубного врача?- Смотрите ли вы телевизор вместе с ребенком?- Задаете ли вы ребёнку вопросы о смысле увиденного по телевизору?- Ограничиваете ли вы возможность ребенка смотреть телевизор?- Стараетесь ли вы ходить с детьми на прогулки?- Собираетесь ли вы сводить ребенка в зоопарк, в театр, в музей?
Хотим обратить ваше внимание на то, что все перечисленные критерии – тоже далеко не истина в последней инстанции, и вовсе не нужно стараться, чтобы ваш ребенок соответствовал им всем без исключения и в полной мере: кстати, ориентируясь по этому тесту, не обязательно пользоваться только оценками «да» или «нет»: допускаются и варианты «всегда, иногда, часто, редко, никогда». Домашнее задание родителям: дома поговорить с ребенком, понаблюдать за ним задать ему выше изложенные вопросы.
В конце встречи можно предложить родителям домашние игры для подготовки к школе, например: «Выложи сам» (на умение анализировать форму предметов); «Угадай, что спрятано» (на умение узнавать предметы по их словесному описанию и самому давать описание разных предметов и др.).
Ведущий рекомендует родителям ознакомиться со следующими книгами.
Матвеева Л., Выбойшик И., Мякушкин Д Практическая психология для родителей, или Что я могу узнать о своем ребенке. М, 1997.
Виноградова Н.Ф., Журова Л.Е. Готов ли ваш ребенок к школе? Советы педагога и психолога: Книга для родителей / Под ред. А.Г. Хрипковой. М., 1992.
Готовы ли ВЫ отдать своего ребенка в школу?
(Тест для родителей)
Мне кажется, что мой ребенок будет учиться хуже других детей.
Я опасаюсь, что мой ребенок часто будет обижать других детей.
На мой взгляд, четыре урока - непомерная нагрузка для маленького ребенка.
Трудно быть уверенным, что учителя младших классов хорошо понимают детей.
Ребенок может спокойно учиться только в том случае, если учительница - его собственная мама.
Трудно представить, что первоклассник может быстро научиться Читать, считать и писать.
Мне кажется, что дети в этом возрасте еще не способны
Боюсь даже думать о том, как мой ребенок будет обходиться без дневного сна.
Мой ребенок часто плачет, когда к нему обращается незнакомый человек.
Мой ребенок не ходит в детский сад, и никогда не расстается с матерью.
Начальная школа, по-моему, редко способна чему-либо научить ребенка.
Я опасаюсь, что дети будут дразнить моего ребенка.
Мой малыш, по-моему, значительно слабее своих сверстников.
Боюсь, что учительница не имеет возможности точно оценить успехи каждого ребенка.
Мой ребенок часто говорит: «Мама, мы пойдем в школу вместе?»
Занесите свои ответы в табличку:
если Вы согласны с утверждением, поставьте крестик после косой черты, если не согласны, оставьте клетку пустой.
1        2        3        4        5        
1/        2/        3/        4/        5/
6/        7/        8/        9/        10/
11/        12/        13/        14/        15/
Всего
А теперь подсчитайте, сколько крестиков оказалось в каждом столбце и какова общая сумма. Если общий показатель принимает значение
до 4 баллов - это означает, что у Вас есть все основания оптимистично ждать первого сентября - по крайней мере Вы сами вполне готовы к школьной жизни Вашего ребенка;
5-10 баллов - лучше подготовиться к возможным трудностям заранее;
10 баллов и больше - было бы неплохо посоветоваться с детским психологом.
А теперь обратим внимание на то, в каких столбцах получено 2 и 3 крестика.
- необходимо больше заниматься играми и заданиями, развивающими память, внимание, тонкую моторику.
- нужно обратить внимание на то, умеет ли Ваш ребенок общаться с другими детьми.
- предвидятся сложности, связанные со здоровьем ребенка, но есть время заняться закаливанием и общеукрепляющими упражнениями.
- есть опасения, что ребенок не найдет контакта с учительницей, надо обратить внимание на сюжетные игры.
- ребенок слишком привязан к матери, может быть, стоит отдать его в малочисленный класс или вообще отложить школу на год. В любом случае полезно поиграть в школу.