Разработка урока по теме Давление. Давление твердого тела
Предмет: физика. Класс: 7
Базовый учебник: А. В.«Перышкин». Физика-7»
Тема урока: Давление. Давление твердых тел.Составила: учитель физики Заровняева С.А.
Цель урока: ввести понятие давления, сформировать представление о зависимости давления от силы давления и от площади опоры.
Задачи урока:
Познавательные:углубить и закрепить знания о силе как физической величине; ввести понятие давления – физической величины; способствовать формированию умений практического приложения полученных знаний в повседневной жизни; помочь осмыслить практическую значимость и полезность приобретённых знаний и умений.
Развивающие: развивать мышление и мировоззрение учащихся через использование метода научного познания; развитие познавательного интереса к физике, познавательной активности; умения владеть внутрипредметными связями; формировать навыки исследовательской деятельности (производить наблюдения, обобщать, выделять главное, делать выводы), развитие речи- владение физическими понятиями и терминами.
Воспитательные: содействовать воспитанию интереса к предмету и как следствие – позитивному отношению к учению; создание ситуаций для самостоятельного поиска решений проблемных ситуаций; воспитывать навыки культуры общения и умения работать в группах и коллективе.
Образовательные результаты:
Предметные :уметь формулировать понятие давления;
выражать единицы измерения давления в различных системах единиц измерения;
наблюдать и описывать физические явления, для объяснения которых необходимо представление о давлении;
уметь записывать формулу для вычисления давления;
уметь словесно интерпретировать формулу для вычисления давления твердых тел;
уметь рассчитывать давление поизвестным силе и площади, на которую оказывалось давление;
формирование целостной научной картины мира;
овладение умениями формулировать гипотезы, оценивать полученные результаты;
Метапредметные :регулятивные:
развитие мотивов и интересов познавательной деятельности;
построение цепи рассуждений и речевого высказывания;
работать и оценивать свои действия по эталону,
коммуникативные :сформировать умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе (паре).
умение аргументировать свою точку зрения,
познавательные:
сформировать умение анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; выявлять причины и следствия простых явлений (подводящий диалог с учителем, выполнение продуктивных заданий), приводящих к выводу физических величин,
проводить наблюдения, обнаруживать зависимость давления от площади опоры;
объяснять полученные результаты во время проведения опыта «Зависимость давления от площади опоры»;
сравнивать, анализировать и делать выводы.
Личностные:
сформировать познавательный интерес, творческие способности и практические умения;
развивать ценностное отношение кдруг другу, к результатам обучения;
самостоятельно принимать решения, обосновывать и оценивать результаты своих действий, развивать инициативу
Тип занятия:урок-открытие и получения новых знаний
Ведущие методы:технология ИКТ, проблемные: проблемное изложение материала, частично - поисковый.
Оборудование: бруски из набора по «Механике», доски с гвоздями, вбитыми шляпками вверх, вниз; ящики с песком, компьютер; проектор; Вид доски (экрана), которая формируется в процессе урока.
Проект урока представьте в форме следующей таблицы:
Этапы урока
(в соответствии со структурой учебной деятельности) Планируемая деятельность учащихся
Деятельность учителя
1.Организационный этап. -Приветствие учителя, друг друга.
-Здравствуйте ребята. Садитесь. Я очень рада видеть вас сегодня на нашем уроке.
2.Мотивирование к учебной деятельности.
Дети читают и вставляют слов
-ДАВЛЕНИЕ
-Это слово пропущено во всех предложениях!
-«Давление. Давление твердых тел. Единица измерения давления».
Учащиеся записывают тему урока в тетрадях
Учащиеся записывают:
- определение величины
- что она характеризует?
- как она обозначается?
-в каких единицах измеряется?
- по какой формуле находиться?
(цели прописаны на слайде№1) Ребята, обратите внимание на экран, попробуйте прочитать предложения полностью. Какое слово пропущено во всех предложениях?
На слайдах:
Часто в жизни мы сталкиваемся с этим словом, только в разных ситуациях.
А что с точки зрения физики оно может означать? Тема нашего урока связана с этим словом и спрятана в следующем слайде
Какая? Правильно. Молодцы! Тема нашего урока «Давление. Давление твердых тел. Единица измерения давления».
Записываем в тетрадях.
Давление могут оказывать твердые тела, жидкости и газы. Сегодня мы рассмотрим давление твердых тел. Для вас данная тема является новой. Что бы вы хотели узнать об этой величине? Я вас слушаю, можно выйти и записать на доске.
3.Актуализация знаний. -Их действие, тяжесть, тела давят на ладонь.
- На грузы действует сила тяжести со стороны Земли, которая направлена вертикально вниз.
- F = m*9.8 Н/кг.
-Сила тяжести, сила упругости, вес тела, сила трения.
-Сила – это физическая величина, которая характеризует действие одного тела на другое, в результате оба тела изменяют свою скорость.
-От точки приложения, от модуля, от направления.
-Да, нет, не знаю…. -У вас на столах лежат бруски массой 100 грамм. Возьмите их в ладонь. Что вы ощущаете?
- А почему это происходит?
-По какой формуле рассчитывают силу тяжести, действующую на тело?
-Какие еще силы действуют на груз?
- А что такое сила?
-От чего зависит результат действия силы?
- А зависит ли результат действия этой силы от площади поверхности?
Итак, в данный момент ответа на вопрос нет.
4. Первичное усвоение новых знаний. -Да зависит.
-Результат действия силы на опору зависит от площади.
-Сила действует на всю площадь!
-Сила распределяется по всей площади.
-формулу для расчета физической величины.
-в ньютонах.
- в метрах квадратных.
- Н/м2.
-Эта единица называется Паскалем, в честь французского ученого Блеза Паскаля. Зачитывают кратные и дольные единицы измеренияр:
1 кПа = 1000 Па;1 МПа = 1000 000 Па; 1 гПа = 100 Па. 1Па =0,001 кПа, 1Па=0,01 гПа. 1 Па = 0,000001 МПа(Записывают в тетради0 -для решения данного вопроса посмотрим следующее видео
-Зависит ли результат действия силы шляпку на острие гвоздя.
-А теперь главное: Сила, приходящаяся на единицу площади, это и есть давление.(записывают определение из книги)
-Итак, мы познакомились с понятием давления.
-давление обозначается латинской буквой р.
Итак, ребята мы с вами вывели формулу для вычисления давления.
-Так как давление - это физическая величина, то у нее есть единица измерения в СИ. Давайте, ее определим. В чем измеряется сила, площадь?
-Тогда, единица измерения давления -это…?
- Найдите в учебнике, кто ввел в физику эту единицу и как она называется? Какие кратные и дольные единицы измерения есть у этой величины?
Раз, два, три, четыре.
Руки выше, руки шире.
Поворот направо, влево –
Все мы делаем умело.
Одну ногу поднимаем,
Этим площадь уменьшаем.
А давление растет..Мы потрудились, давайте немного разомнемся и применим полученные знания -ФИЗКУЛЬТМИНУТКА-встаньте ровно, разведите руки в стороны. Как уменьшить и увеличить давление на пол? Какие упражнения и действия нужно сделать?
-тоже вариант!
4.Первичная проверка понимания.
Тест на слайде Мы узнали, что такое давление, как вычисляется и в чем измеряется, теперь, я вам предлагаю выполнить тестовое задание, ответ вы мне покажете с помощью карточки
5.Первичное закрепление новых знаний Для закрепления изученного материала решим несколько задач. Для этого разделимся на группы. Каждой группе дается задание, которое необходимо выполнить в течение 5 минут.
1 группа
Пользуясь формулой для определения давления твердого тела, решить задачу:
-Человек нажимает на лопату силой 600 Н. Какое давление оказывает лопата на почву, если площадь лезвия 00001 м22 группа
Определите максимальное давление спичечного коробка массой 15 г, лежащего на одной из грани.
3 группа
Предложите несколько способов уменьшения и увеличения давления, выбрав 2 учеников из группы по определенному параметру.
4 группа
Как легче идти по рыхлому снегу: на лыжах или без них? Почему?
5 группа
Выразите в паскалях давление: 5 гПа; 0,4 кПа;
Выразите в килопаскалях: 10000 Па;
Выразите в гектопаскалях: 5800 Па
Во время работы учащихся в группах учитель выполняет роль консультанта по выполнению заданий.
6.Иформация о домашнем задании. Записывают д/задание
Предлагаю вам побывать учеными, философами, писателями ,но для этого необходимо выполнитьдомашнее задание: § 33; и вы можете выбрать одно из интересных для вас практических заданий:
2).Вычислить собственное давление на пол.
3).Подготовить сообщение о Б.Паскале.
4).Написать небольшое физическое сочинение на тему «Человек и давление»