Словарь речевого этикета учителей
Формулы
речевого этикета учителя
МАОУ «СОШ № 100»
г. Пермь, 2011 г.
Данная работа представляет интерес для тех, кто сталкивается в своей профессии с педагогической деятельностью, а также для тех, кто планирует посетить открытые уроки и воспитательные мероприятия учителей в школе или любом другом образовательном учреждении, с целью выбора для себя или ребенка грамотного педагога, умеющего целенаправленно, точно и корректно оперировать главным орудием воздействия и взаимодействия с учащимися и воспитанниками - речью.
В работе даны формулы речевого этикета учителя, помогающие организовать обучение учащихся, контроль усвоения учебного материала, способствующие поддержанию работоспособности и учебной дисциплины учащихся.
Читатель найдет в работе около 200 речевых оборотов и клише, употребляемых учителями в разных коммуникативных ситуациях.
Составители:
Ведущий редактор Ведерникова Р.Г.
Технический редактор Шепенкова Н.В.
Редакторы: Шмырина Ф.В
Кайгородова В.Н.
Канюкова Е.Н
Жунева О.В.
Постникова Т.Г.
Дылдина С.М.
Микова И.Э.
Формулы речевого этикета. Около 200 речевых оборотов и клише. Под ред. кандидата педагогических наук Киркиной Е.Э. П., МАОУ «СШ № 100», 2011.
стр.
Содержание.
Введение.
Глава I. Формулы речевого этикета учителя на разных этапах урока:
Оргмомент
Целеполагание
Актуализация знаний
Введение нового учебного материала
Контроль усвоения учебного материала
Применение знаний, полученных на уроке
Организация самоконтроля и рефлексия
Организация домашнего задания
Глава II. Способы поддержания работоспособности и дисциплины.
Глава III. Динамическая пауза.
Глава IV. «Внештатные» ситуации.
Введение.
Данная работа представляет интерес для тех, кто сталкивается в своей профессии с педагогической деятельностью, а также для тех, кто планирует посетить открытые уроки и воспитательные мероприятия учителей в школе или любом другом образовательном учреждении, с целью выбора для себя или ребенка грамотного педагога, умеющего целенаправленно, точно и корректно оперировать главным орудием воздействия и взаимодействия с учащимися и воспитанниками - речью.
Что позволяет хорошему учителю, начиная с приветствия, нацелить аудиторию на определенный вид творческой деятельности, превратить урок в увлекательное путешествие или научный эксперимент и дать творческий импульс для продолжения их самостоятельного поиска?
В первую очередь - культура речи. Речевые ошибки, речевая двусмысленность, иногда позволительные в повседневном общении, совершенно недопустимы в профессиональной речи педагога, так как учитель должен быть коммуникативным лидером.
К сожалению, в школе встречаются преподаватели, которые являются носителями «среднелитературной» языковой культуры. Их речевое поведение отражает низкий уровень их общей культуры: невозможность творческого использования крылатых выражений разных эпох и народов, художественных образцов классической литературы, незнание литературных норм произношения слов, а нередко и значений порождает языковую бедность, грубость и неправильность речи. Как следствие всего этого: монотонность в голосе, раздражение или излишняя самоуверенность, отсутствие эмоциональности, скупость на синонимы, сравнения, эпитеты, частая повторяемость одного и того же слова при объяснении, недостаточное уважение к ученику. Некоторые учителя считают, что с учениками необходимо говорить понятным им языком, и поэтому стараются преподавать материал, подражая молодежной речевой культуре, прибегая к сленговым оборотам и выражениям, думая, что таким образом им удастся завоевать уважение школьников, «влиться» в их мир. Следует отметить, что в большинстве случаев этим «грешат» молодые педагоги, которые часто видят в школьниках своих будущих друзей. Однако такое речевое поведение недопустимо, ибо педагог является человеком, который воспитывает в ребенке понятия не только о нравственности, но и о культуре, в том числе, о культуре общения.
Любое обучающее занятие не может обойтись без таких важных коммуникативных структурных элементов, как приветствие, прощание, обращение, приказ, просьба, приглашение к ответу (вызов), вопрос, похвала и порицание. Все они должны строго выдерживаться в рамках речевого этикета урока. «Речевая культура - визитная карточка любого учителя, и даже при всей предметной эрудиции отсутствие или недостаток речевой культуры может оказаться причиной важных профессиональных ошибок» (Мурашов А.А., «Культура речи учителя»).
Любой урок начинается с приветствия. Приветствие призывает аудиторию к определенному виду творческой деятельности, например диалогу по теме. Именно поэтому классическое обезличенное «Здравствуйте, садитесь» употреблять не стоит, так как оно настраивает учеников исключительно на монолог. «Приветствую путешественников в Древний Рим!», - говорит педагог, и урок сразу же превращается в увлекательную экскурсию в историческое прошлое, а класс настраивается на творческую деятельность. Также важна и зрительная коммуникация: собеседники видят друг друга, и безразличие, невнимание, стереотипность начала занятия в этом случае исключены. Учащимся важно чувствовать, что это не просто приветствие, а что каждый из них находится во внимании у педагога, каждый может стать его собеседником. Приветствие не должно быть затянутым, фальшивым или неестественным (измененный форсированный голос, отсутствие зрительного контакта). Это препятствует взаимопониманию. В то же время, с приветствием не стоит торопиться. Оно должно прозвучать в тишине ожидания. Каждый учащийся должен услышать и почувствовать, что это одновременно короткое и властное требование внимания.
Здороваясь, учитель формирует тональность урока (собственные домашние проблемы не должны стать причиной не радостного и не активного приветствия учащихся), настраивает на творческую инициативу. Не следует употреблять в приветствии, да и на протяжении всего педагогического общения, слова «говорю», «требую», «прошу». Они не вносят никакой дополнительной информации, поскольку эти действия очевидны.
Прощание завершает занятие, но в то же время дает толчок для самостоятельной мыслительной работы учащихся. Разрешение одной проблемы может породить следующую, и точка в конце занятия не всегда уместна. Тем не менее, фактический комплекс прощания необходим. Хорошо, если по русской университетской традиции это будет благодарность за внимание, за участие в совместном поиске или разрешении трудной проблемы. Даже если урок был в форме лекции, учащиеся много поработали: слушали, реагировали, формировали образы, искали ответы на возникшие вопросы, делали выводы.
Прощание - это расставание. Многие не рассмотренные или вновь возникшие вопросы приходится переносить на следующие занятия. Прощаясь, педагог может готовить учеников к продолжению диалога: «Благодарю, сегодня мы вместе открыли много нового и интересного, но главное - впереди!».
Прощаясь, следует избегать высокопарных фраз: «Выражаю сердечную признательность», «Позвольте вас поблагодарить». В данном случае они неуместны и скорее вызывают комический эффект.
Обращение к учащимся на «ты/вы» вызывает множество вопросов. Обращение на «ты», имеющие в русском языке длительную историю, довольно многозначно. С одной стороны оно может значить дружеское расположение, а с другой, - пренебрежение и даже грубость. По мнению многих авторов работ по речевому этикету, на «вы» следует обращаться к взрослым людям и подросткам. Такое обращение дисциплинирует, поднимает учащегося в собственных глазах, подчеркивает деловое отношения. Только сами старшеклассники, стремящиеся к тесным взаимоотношениям, могут разрешить педагогу обращение на «ты».
Обращение по имени и фамилии к учащемуся также бывает предметом острых дискуссий. Официально-деловое общение предусматривает обращение по фамилии. Такая традиция существовала и у гимназистов, которые стремились выглядеть более взрослыми. Обращение по имени часто требует дополнительного жеста, ведь в классе может быть несколько человек с одним и тем же именем. Обращение «фамилия + имя» слишком формально, а вот «имя + фамилия» вполне уместно. В процессе общения не рекомендуется модифицировать или просторечно сокращать имя учащегося. Такая ошибка часто встречается у молодых учителей, стремящихся завоевать расположение класса, и, как правило, достигающих противоположного эффекта. Рано или поздно такой учитель перестает быть интересен как коммуникативный лидер, учащиеся видят позицию «равенства» в ущерб превосходству. У учителей, называющих учеников по именам в разговорном варианте «Миш», «Ленуся» и т.п., чаще всего серьезные проблемы с дисциплиной класса. Право педагога на неформальное общение определяется только учащимися и только в случае достаточного уважения ими.
Приказ и просьба - структуры, произносимые чаще всего неправильно и с неверной интонацией. Этикет школьного урока допускает множество форм приказа и требования, в том числе «приказ-просьбу». В педагогическом общении много ситуаций, когда приказ уместнее и точнее любого другого речевого действия. Важно понимать, что такой приказ должен звучать как увлекательный призыв и осмысляться учеником как внутренняя необходимость, ведущая к определенному результату.
Приказ-просьба должен произноситься вежливо, но категорично, не сомневаясь в выполнении: «откроем тетради», «посмотрим на доску». Внешне такой приказ выглядит просьбой, однако это требование, которое подчеркивается особым тоном - твердым, спокойным и корректным. Необходимо четко расставить акценты и паузы, произнести приказ чуть более громко. Недопустимы требования типа «открыть тетради!», «смотреть на доску!», «Петрова! Устно - упражнение 7!» Это выдает отсутствие компетентности педагога. Также не следует употреблять просторечные формы в прошедшем времени: «Сели», «Подняли стулья на парты», и глаголы несовершенного вида в повелительном наклонении: «Выходи», «Рассказывай», «Читай». Правильными будут формы: «Выйди», «Расскажи», «Прочитай». Приказ учителя должен нацеливать на совместное решение проблем, совместное творчество: «Представим себе ситуацию...», «Подумаем над такой-то проблемой». Нельзя говорить о присутствующем ученике в третьем лице: «Вот она идет к доске». Получается, что учитель комментирует то, чего нет.
Важно внимательно следить за формулировкой приказа, чтобы исключить негативный характер такого обращения. Тем не менее, не следует злоупотреблять излишней вежливостью: «Машенька, если тебе не трудно, выйди, пожалуйста, к доске...». Такое обращение в условиях школьного урока выглядит как ирония и воспринимается соответствующе.
Вызов учащегося или приглашение его к диалогу предполагает общение и желательно, чтобы оно сопровождалось эмоциональной настройкой на решение проблемы: «Я знаю, Михаил, у Вас есть собственное мнение по этому вопросу. Поделитесь своими мыслями!» Нет необходимости произносить пресловутое «к доске», фантазии педагога должно хватать на то, чтобы пригласить учащегося и в кабину самолета, пролетающего над материком, и в судебный зал, где разбирается интересное дело, и в лабораторию, где идет научный эксперимент. Также важно исключить тревожное ожидание после слов: «К доске пойдет...» Излишняя напряженность разрушает атмосферу всего урока, поэтому учителю стоит заранее знать, кого он хочет вызвать.
Вопрос - один из самых главных структурных элементов урока. Именно вопросы порождают дискуссии, раскрывают новые проблемы. «Важно, чтобы учитель, задавая вопрос, именно спрашивал, интересовался, готовясь извлечь что-то новое и для себя, а не экзаменовал, чтобы заполнить очередную клетку журнала» (Мурашов А.А., «Культура речи учителя»). Учитель должен обязательно подчеркнуть, что сам заинтересован в ответе, что он готов выслушать, вникнуть в речь собеседника.
Вопрос не должен повторять тему урока: «химический элемент азот». Такое обращение к творческому общению не призывает. На уроке не следует задавать вопросы дисциплинирующего характера: «кого сегодня нет?», или вообще не относящихся к теме: «где у нас мел?», предоставляя учащимся возможность не слушать себя и не ценить собственных слов.
Похвала и порицание - оценочные формы, от которых, прежде всего, зависит ход урока и взаимоотношения учащихся и учителя.
Формулировка похвалы более удачна, если в нее включена констатация реальных достижений учащегося: «Молодец. Тебе удалось сформулировать всё точно и ясно, нам было интересно тебя слушать!». Речевой этикет урока исключает элемент противопоставления учащегося остальным. Это возможно использовать только в порицании.
Иногда учителя считают возможным на уроке возмущаться поведением или уровнем подготовленности учащихся, тем самым разрывая живую ткань урока, в то время как значимое выразительное молчание может быть более действенным. Все порицания, если они не укладываются в краткие структуры, лучше вынести за рамки занятия, при этом желательно, чтобы сам учащийся дал оценку своему проступку.
Исправление ошибки как педагога, так и ученика - частый элемент урока. Исправляя, не следует перебивать учащегося. Необходимо дождаться завершения ответа, и либо исправить ошибку непосредственно, либо сопоставлением с доказанным или общепринятым. Допустивший ошибку должен обязательно увидеть её, понять, что было сказано неверно. Чтобы исправить концептуальную ошибку, стоит начать с изложения фактов, которым она противоречит. Участие других учащихся обычно приводит к положительным результатам. Возникает равноправное общение в поиске истины.
Формулы речевого этикета учителя – это не только система рекомендаций, это и система творческих ситуаций, в которых они видоизменяются исходя из конкретной ситуации. Соблюдение его расширяет коммуникативные возможности педагога и привлекает потенциальных собеседников. Уроки таких учителей будут интересны любому человеку, независимо от его возраста.
В основу словаря, предлагаемого вниманию читателя, легла работа творческой группы преподавателей – практиков.
Р.Г. Ведерникова.
Cписок литературы.
С.И. Львова. Позвольте пригласить вас, или Речевой этикет, М., Дрофа, 2004
А.А.Мурашов. Культура речи учителя, МПСИ, Модек, 1996.
Л.А. Введенская. Русский язык и культура речи, М., 2002.
В.Е. Гольдин. Речевой этикет, М., Просвещение, 1983.
Н.И. Формановская. Русский речевой этикет, М., 1983.
В.Е. Янышев. Речь и этикет, М., 1993.
Э.В. Арова. Будьте добры, М., 1998.
Глава I.
Формулы речевого этикета учителя на разных этапах урока:
Оргмомент.
Здравствуйте! Доброе утро! Добрый день!
Рад(а) вас приветствовать!
Рад(а) вас видеть!
Как приятно посмотреть на вас!
Сегодня вы отлично выглядите!
Надеюсь, что урок пройдет на одном дыхании!
Уверен(а), урок вас порадует!
Давайте улыбнемся друг другу!
Давайте с вами познакомимся!
Вы прекрасно (отлично) выглядите!
Рад(а) видеть ваш рабочий настрой
Вы всегда радовали меня на уроке, надеюсь, и сегодня вы доставите мне радость от общения с вами
Приветствую путешественников в Древний Рим
Расправим плечи, сядем прямо
Держим спину прямо
Целеполагание.
Определим цель урока вместе.
Посмотрите на тему урока (иллюстрацию и т.п.) и попробуйте сформулировать цели и задачи урока
Подумайте, какой будет цель нашего урока
Какими знаниями и умениями Вы сегодня должны овладеть
Чему должны научиться на уроке?
Какой результат получить?
Как Вам удобно работать: в группах, в парах или индивидуально?
Обдумайте главные интересующие Вас вопросы по данной теме
Актуализация знаний.
Какую тему изучали на предыдущем уроке?
Вспомните этапы изучения темы:
Вспомните алгоритм применения (действий)
В связи с этим приведу высказывание, афоризм (ученого, писателя)
В связи с этим расскажу Вам притчу (шутку, рассказ, историю)
Введение нового учебного материала.
Откроем учебник
Откроем тетради
Посмотрим на доску
Сравним два примера
Давайте посмотрим опыт
Какие существуют гипотезы по данной теме?
Какие гипотезы (версии) мы выдвинем?
Какие Вы можете сделать предположения?
Давайте успокоимся
Мы не будем терять самообладания
Не будем волноваться
Сосредоточимся
Предлагаю прочесть два текста
Как Вы думаете, о чем они?
Вспомните
Попробуйте дать характеристику
Давайте совершим путешествие
Представим, что в эпохе (на материке)
Сегодня мы переместимся
Сегодня Вы выступите в роли
Сопоставьте
Представим себе ситуацию
Подумаем над такой-то проблемой
Контроль усвоения учебного материала.
Покажите сигнальные знаки
Каково Ваше отношение к изученному явлению (событию, человеку)?
Сопоставьте
Нарисуйте
Продолжите
Очень хороший довод
Оригинальная мысль
Интересное предложение
Я жду от Вас аргументированных ответов
Я жду от Вас глубоких ответов
Применение знаний, полученных на уроке.
Выполним самостоятельно
Сопоставим факты
Составим таблицу, план
Послушаем меня (выступление товарища, запись, музыку)
Посмотрим презентацию (фильм, иллюстрацию, таблицу, диаграмму, опыт)
Прочитаем текст (правило, алгоритм)
Проговорим произношение слов (последовательность действий)
Пропишем алгоритм
Преобразуем текст в диалог
Каким способом пользовались при сравнении?
Составим вопросы к изученному параграфу
Составим алгоритм выполнения задачи
Как будем сравнивать?
Чем пользовались при сравнении?
Как докажем, кто же прав, каким алгоритмом воспользуемся?
Чья точка зрения ближе Вам?
Какой способ решения задачи является более рациональным?
Предложите другой способ решения задачи
В какой части задания испытывали затруднения?
С чем справиться было сложнее?
В чем причина этих трудностей?
Задайте вопрос умной головушке
Порассуждайте над проблемой
Кому близка авторская позиция?
Попробуем обобщить, систематизировать
Советую, предлагаю сделать
Я предложил бы Вам
Согласен с Вашей точкой зрения (позицией, вашим отношением)
Сделайте так, как Вы считаете нужным
Я не могу (не в силах) Вам помочь, разрешить, оказать содействие
В настоящее время это невозможно
В настоящее время это неуместно
В данный момент это недопустимо
Простите, я не могу выполнить эту просьбу
Я не могу не похвалить
Я не могу не отметить
Поправьте себя, пожалуйста
Вот теперь гораздо лучше
Организация самоконтроля и рефлексия.
Оцените свою работу на уроке
Оцените ответ Вашего одноклассника
Проверьте выполнение задачи
Сформулируйте тему следующего урока
Я благодарен Вам за то, что
Большое спасибо за
Вы очень сообразительны, находчивы, рассудительны, практичны
Вы так умны
Сегодня Вы удивили меня своей работоспособностью
Я приятно удивлена Вашей активностью на уроке
Я получила истинное удовольствие от урока (от общения с Вами)
Вы хорошие собеседники
Вы умеете отлично работать
Вы умеете отлично отстаивать свою позицию
Вы сегодня хорошо справились с ролью
Вы поразили меня своей работоспособностью
Благодарю, сегодня мы вместе открыли много нового и интересного, но главное – впереди!
Разрешите объявить благодарность за (выставку, макет, контрольную работу, домашнее задание)
От всей души поздравляю Вас с
Разрешите поздравить Вас с
Я могу пригласить Вас в путешествие (экскурсию)
Приглашаем Вас
Спасибо Вам за урок
Надеюсь, мы расстаемся ненадолго
Мы основательно обсудили эту тему
После обсуждения мы согласились с тем, что
Итак, общее мнение, по-видимому, сводится к тому, что
Может ли кто-нибудь обобщить все, что было сказано?
Может ли кто-нибудь обобщить все аргументы за и против?
В заключение я хотел бы сказать, что
Похоже, что Вы это прекрасно поняли
Мне было приятно работать с Вами
Кто в Вашей группе работал активнее?
Что нового по теме урока Вам хотелось бы узнать?
Что Вам особенно понравилось на уроке?
Как Вы думаете, где могут пригодиться полученные знания?
Давайте обсудим ошибки, которые возникли в ходе урока
Молодец. Тебе удалось сформулировать все точно и ясно, нам было интересно тебя слушать!
Организация домашнего задания.
Какая форма выполнения домашнего задания является предпочтительной для Вас?
Мне бы хотелось, чтобы результаты работы Вы оформили в виде (форме)
Я надеюсь, Вы ответите на вопросы без единой ошибки
С какими трудностями Вы столкнулись при выполнении домашнего задания?
Подумайте, какие вопросы ещё можно задать?
Подумайте, чем полезно выполнение данного домашнего задания?
Помните, что Вы можете пользоваться разными источниками информации
Эту задачу можно решить разными способами. Подумайте как?
Постарайтесь ничего не забыть
Глава II.
Способы поддержания работоспособности и дисциплины.
Приготовимся к уроку
Я жду, чтобы Вы успокоились
Я прошу тишины
Дождемся тишины
Мы начнем урок, когда все успокоятся
Давайте перестанем разговаривать и настроимся на урок
Проверим, все ли у Вас приготовлено к уроку?
Послушаем, что говорит ваш товарищ
Спасибо, что Вы успокоились, и мы можем начать урок
Сегодня мы должны услышать все, что будет на уроке
Сегодня мы не должны пропустить ничего, что
Уважайте друг друга, работая в группах
Учимся слушать друг друга
Внимательно слушаем друг друга
Постарайтесь не перебивать друг друга
У Вас есть минутка, чтобы Вы приготовились к уроку (к выполнению задания, к ответу)
Глава III.
Динамическая пауза.
Сделаем перерыв в работе
После напряженной работы немножко передохнем
Мы хорошо потрудились и сейчас переключим внимание на другой вид деятельности
Немного отдохнем и подвигаемся
Улыбнитесь друг другу
Подумайте о самом приятном
Помечтайте
Глава IV.
«Внештатные» ситуации.
(опоздание учащегося, извинение учителя, учитель замещает другого учителя, у кого-то из учащихся день рождения, праздники, перед экзаменами, после экзаменов, если учителю необходимо отлучиться из класса, перед тем как войти в класс, если учитель чувствует себя плохо, если ученик чувствует себя плохо, звонок сотового телефона, конфликт между учащимися)
Проходи и настройся на урок
Постарайся побыстрее включиться в работу
Сегодня урок начнем с поздравления/приятного события (именинника, победителя олимпиады, героя дня)
С хорошим настроением начнем урок
Пусть праздник (дата, событие) создаст особую атмосферу на сегодняшнем уроке
Какие эмоции вызывает праздник, оформите мысль в виде предложения
Как наш урок (химии, биологии) связан с этим праздником
К сожалению, это было моей ошибкой
К сожалению, я был не прав
Мне жаль, но я ошибся
У Вас завтра экзамен (контрольная работа, тестирование). Желаю Вам удачи (всего наилучшего)
Надеюсь, что Вы будете успешными
Здравствуйте, меня зовут (Людмила Павловна). Я буду сегодня заменять (Ирину Петровну). Надеюсь, вы будете такими же активными и доброжелательными, как Вас мне представили
Извините, через мгновение я вернусь
Не возражаете, если я сяду
Я не могу говорить громко. Сегодня будьте особенно внимательны и ничего не пропустите
Жаль, что (Петя) чувствует себя плохо, проводите его в кабинет врача
Прошу отключить сотовый телефон
Умейте владеть собой
Будьте терпимы друг к другу
Умейте прощать друг друга
Давайте говорить друг другу комплименты
Для заметок
Для заметок
13PAGE 15
13PAGE 14615
15