ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА(по ФГОС) Имя числительное как часть речи(6 класс)



ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
по русскому языку в 6 классе
учителя муниципального бюджетного образовательного учреждения Рябовской средней общеобразовательной школы
Алексеевского муниципального района Волгоградской области
Сапроновой Лидии Николаевны

Тема урока: Имя числительное как часть речи
Тип урока: урок получения новых знаний
Цель урока: дать понятие о числительном как о части речи, показать общее значение, морфологические признаки и синтаксическую роль числительных; формировать умения находить в тексте числительные, развивать умения обобщать изученный материал, делать самостоятельные выводы; на материале заданий создать условия для воспитания любви к родному языку и культуре; способствовать развитию культуры речи учащихся.
Целеполагающие задачи:
предметные: обучающиеся смогут дать определение понятиям «числительное», его общее грамматическое значение, морфологические свойства, синтаксические функции, дать определение понятиям «порядковое числительное», «количественное числительное»,» и выявлять отличия между ними.
метапредметные: обучающиеся смогут анализировать и характеризовать общее грамматическое значение, морфологические признаки имени числительного, определять синтаксическую роль имен числительных разных разрядов, отличать имена числительные от слов других частей речи со значением количества, распознавать количественные, порядковые, собирательные имена числительные: приводить примеры.
личностные: обучающиеся смогут определять границы собственного знания и незнания; осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к языку; стремление к речевому совершенствованию.


Оборудование: учебник «Русский язык. 6 класс», М.Т. Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А. Тростенцова и др М., «Просвещение», 2014г.,мультимедийный проектор, интерактивная доска, презентация.

Этапы урока
Действия учителя
Действия учеников

1.Организационный момент. Подготовка к активной деятельности учащихся.
Цель этапа для учителя:
мотивация учащихся на активную и плодотворную работу.
Задачи:
-создание доброжелательного психологического настроя на уроке;
-стимуляция деятельности и организация внимания обучающихся.
Цель этапа для учащихся:
готовность и быстрое включение в деловой ритм.
Задачи:
позитивный и эмоциональный настрой на урок.
Метод:
объяснительно-иллюстративный.
Предполагаемый итог этапа:
готовность класса к уроку.

Включение детей в деятельность.

Нас две ниточки связали
Теплоты и доброты.
-Добрый день!- тебе сказали.
-Добрый день,- ответил ты.

Вот, мы поприветствовали друг друга, давайте начнем урок.
Запишем в тетради, какое сегодня число.












Включение в работу, самоопределение.

1 мин

2. Актуализация знаний
Цель этапа для учителя:
организовать познавательную деятельность учащихся, поготовить к усвоению нового материала.
Задачи:
-проверка усвоения материала учашимися при помощи работы с текстом;
Цель этапа для учащихся:
Осознать недостаточность знаний для полных ответов.
Задачи:
-выполнить работу с предложениями,
-выявить слова с числовым значением
Метод:
Частично-поисковый, эвристический
Предполагаемый итог этапа:
-установление уровня знаний по изученному материалу;
-формирование умения нахождения слов с числовым значением.







3
Целеполагание.
Создание проблемной ситуации.
Цель этапа для учителя:
определить тему, цели и задачи изучения нового материала.
Задачи:
-подведение учащихся к самостоятельному формулированию темы, цели урока;
-привлечение внимания и вызов интереса к изучению новой темы.
Цель этапа для учащихся:
сформулировать при помощи учителя тему и цель урока.
Задачи:
-проявление активности в постановке целей и задач урока;
- осознанное понимание целей и задач урока.
Метод:
проблемно-поисковый.
Предполагаемый итог этапа:
готовность учащихся к активной учебно-познавательной деятельности на основе опорных знаний.




















4.Творческая практическая деятельность, иллюстрирующая природу изучаемого явления, составление связного рассказа об изучаемом явлении.


Цель этапа для учителя:
Сформулировать определение имени числительного
Задачи:
-подведение учащихся к самостоятельному формулированию определения
-привлечение внимания и вызов интереса к изучению новой темы.
Цель этапа для учащихся:
сформулировать при помощи учителя определение имени числительного
Задачи:
-проявление активности,
- осознанное понимание целей и задач урока.
Метод:
проблемно-поисковый, наглядный.
Предполагаемый итог этапа:
готовность учащихся к активной учебно-познавательной деятельности на основе опорных знаний.



5. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи.



Цель этапа для учителя:
помочь учащимся в восприятии, осознании, первичном обобщении и систематизации новых знаний об имени числительном
Задачи:
-обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания нового материала, организация деятельности учащихся в процессе изучения и закрепления нового материала.
Цель этапа для учащихся:
получить представление о числительном
Задачи:
умение находить числительное в предложении, конструировать предложения с числительным.
Методы:
проблемно-поисковый, репродуктивный.
Предполагаемый итог этапа:
готовность учащихся к активной учебно-познавательной деятельности на основе полученных знаний по теме «Имя числительное как часть речи»




6. Физминутка





7. Закрепление изученного.
Цель этапа для учителя: Организовать самостоятельную деятельность обучающихся по применению новых знаний, создать условия для самостоятельной деятельности учащихся по закреплению и развитию полученных знаний, оказывать востребованную ими помощь.
Задача: 1) научить обучающихся находить имя числительное
2) проверить первичное усвоение материала по теме.
Цель этапа для учащихся:
Воспроизвести полученные новые знания;
Задачи:
умение находить числительное в предложении, определять его разряд
Методы:
репродуктивный.
Предполагаемый итог этапа:
готовность учащихся к активной учебно-познавательной деятельности на основе полученных знаний по теме «Имя числительное как часть речи»


8. Самостоятельная работа.

Цель этапа для учителя: Организовать самостоятельную деятельность обучающихся по применению новых знаний, создать условия для самостоятельной деятельности учащихся по закреплению и развитию полученных знаний, оказывать востребованную ими помощь.
Задача: 1) научить обучающихся находить числительное в тексте, сторить собственное высказывание с использованием числительного.
2) проверить первичное усвоение материала по теме.
Цель этапа для учащихся:
Воспроизвести полученные новые знания;
Задачи:
умение находить числительное в предложении, определять его разряд.
Методы:
репродуктивный.
Предполагаемый итог этапа:
готовность учащихся к активной учебно-познавательной деятельности на основе полученных знаний по теме «Имя числительное как часть речи»




















____________________________
9 .Подведение итогов. Рефлексия. Выставление отметок. Домашнее задание. Цель этапа для учителя:
дать анализ и оценку успешности достижения целей и задач урока, определить перспективу дальнейшей работы, сообщить о домашнем задании.
Задачи:
-соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом;
- оценка работы класса и отдельных учащихся;
- формирование у учащихся навыков самоанализа;
- проведение инструктажа по выполнению домашнего задания.
Цель этапа для учащихся:
учиться сопоставлять оценку своей деятельности на уроке с оценкой учителя.
Задачи:
- осмысление своей деятельности на уроке;
-понимание содержания и способов выполнения домашнего задания.
Методы:
репродуктивный.
Предполагаемый итог этапа:
обсуждение итогов урока по уровню и характеру деятельности учеников.





































Ответьте на мои вопросы, пожалуйста:


1.Какое сегодня число? - - Сегодня шестое февраля.
2.Сколько человек сегодня в классе? - В нашем классе десять человек.


- Какие слова вы использовали при ответе на мои вопросы, прочитайте. (двенадцать, одиннадцать, первый, пятнадцать)
- Вы знаете, какой частью речи являются эти слова? - При ответе вы использовали имена числительные.
Вы догадались, какую часть речи мы будем сегодня изучать?
Давайте сформулируем тему сегодняшнего урока (Имя числительное как часть речи)



(Слайд №1).













Давайте добавим к нашим предложениям еще два:
Десятиминутный перерыв заканчивается.
Построили новую трехэтажную школу.

Попробуем заменить слова с числовым значением цифрами. Что получается? Все эти слова можно заменить цифрами? Почему?
Значит, у нас пока недостаточно знаний о числительном.

Я предлагаю посмотреть в словаре, что значит слово «числительное», каково его происхождение.
(работа с толковым или этимологическим словарем)

- Как вы думаете, зачем нам нужны числительные?
Где в жизни вы встречаетесь с числительными?
(математика, история, география, биология, литература)
Имя числительное – уникальная часть речи. Все числительные можно назвать. Можно ли перечислить все существительные, прилагательные, глаголы? В любом толковом словаре числительные приведены полностью, и новые вряд ли появятся. Но это ограниченное количество слов может образовывать неограниченное число сочетаний для обозначения любогоколичества!
(По материалам «Энциклопедии для детей». «Языкознание. Русский язык»)





Итак, тема нашего урока, как вы сказали, имя числительное. (слайд 1)
Что же мы должны будем узнать и чему научиться? Давайте вместе определим круг наших задач.
Уч-ся называют цели. – Узнаем о признаках числительного как части речи (общее значение, морфологические признаки, синтаксическая роль в предложении), об отличии числительных от других частей речи с числовым значением, научимся находить числительное в тексте, различать количественные и порядковые числительные, употреблять числительные в речи правильно. (слайд 2)






(Кластер)
Учитель: Давайте еще раз посмотрим на наши предложения и назовем, какую часть речи мы начинаем изучать: имя числительное. (прикрепить на доску лист с названием темы урока)
2. На какие вопросы отвечает имя числительное? – какой? Сколько? (прикрепить листы с вопросами)
1.Что обозначает числительное? – число, количество, порядок предметов при счете. (прикрепить на доске листы с надписями)
3. Числительные делятся на количественные и порядковые. (прикрепить на доске листы с надписями)какой?вопросы отвечает имя числительное? речи мы начинаем изучать: имя числительное.ьное в тексте, различать количественные и
какой?вопросы отвечает имя числительное? речи мы начинаем изучать: имя числительное.ьное в тексте, различать количественные и
4.Каким членом предложения может быть числительное? - разными (прикрепить на доске листы с надписями)
3-4 мин.
- Откроем учебник на странице 43 и проверим, все ли правильно мы с вами сделали?
Обратите внимание, что числовые значения могут иметь и другие части речи: глаголы, существительные, прилагательные. Но мы помним, что числительные отвечают на вопросы: Сколько ? Какой? (слайд 3)

Приведите свои примеры, числительные, словосочетания сущ. + числительное, предложения с числительным.











Сейчас я предлагаю вам рассмотреть упражнение 394 на странице 44.
Рассмотрите рисунки. Какие однокоренные слова пытался проиллюстрировать художник? Определите часть речи каждого слова. –
Три мальчика. – сколько? - числительное.
- трехмачтовое судно – какое? - прилагательное (от словосочетания – три мачты)
- оценка три -
- тройка лошадей. (что?) - существительное.
( попробуйте записать эти слова с помощью цифр) – нельзя.
Какой вывод можно сделать? – числительное можно записать и цифрой, и словом, другие части речи цифрой нельзя записать.

























Слайд 4
«Урок физкультуры».




Работа с текстом (фронтальная)

Мы уже поняли, что числительные занимают важное место в нашей речи. Предлагаю вам провести небольшой урок истории, чтобы убедиться в этом. Согласны?
Вы знаете, какой праздник отмечают в нашей стране 9 Мая? А сколько лет со Дня Победы исполняется в этом году? -70.
«Урок истории»: прочитайте текст, назовите числительные и их разряд. (устно) (используется краеведческий материал)
(слайд 5- 6.)


Разноуровневые упражнения. (индивидуальная)
«Урок биологии.»
Сейчас предлагаю выполнить работу по карточкам. У меня два вида карточек.
Желтые – с заданием найти в тексте числительное, подчеркнуть его и определить разряд.
Розовые – с заданием- найти числительное, определить , каким членом предложения являются данные числительные.






2015 год в России объявлен годом литературы. И, как вы поняли, у нас – урок литературы.

Урок «Литературы» - (работа в парах)

В том, что имена числительные часто употребляются в нашей речи, мы можем убедиться, вспомнив фразеологизмы, загадки и пословицы с числительными.
А теперь загадайте друг другу загадки , в которых есть числительные.

1) Два конца, два кольца посредине гвоздик. (Ножницы) 2) Семьдесят одежек, все без застежек. (Кочан капусты) 3) Четыре братца под одной шляпой стоят. (Стол) 4) Два стоят, два лежат, пятый ходит, шестой водит, седьмой песенки поет. (Дверь) 5) Сто один брат, все в один ряд вместе связаны стоят. (Плетень) 6) Пять мальчиков пять чуланчиков, у каждого мальчика свой чуланчик. (Перчатки) 7) Три братца пошли купаться; два купаются, а третий на берегу валяется. (Ведра и коромысло)


В том, что имена числительные часто употребляются в нашей речи, мы можем убедиться, вспомнив фразеологизмы, загадки и пословицы с числительными.
Давайте посмотрим, хорошо ли вы знаете пословицы. Я даю вам непростые карточки, пословицы «потеряли» свое продолжение, вам нужно в парах быстро подобрать к первой части пословиц их продолжение. По моей команде вы начинаете собирать пословицы.



Предлагаю вам литературную игру « Найди числительное».
Прочитайте строки из известных сказок, назовите автора и вставьте попущенное числительное.
На экране слайды с текстами - фрагментами сказок А.С.Пушкина.) 2 мин.



Составьте небольшой рассказ о себе и своем классе, вставляя вместо точек имена числительные.
Меня зовут . Мне лет. Я учусь в классе.
В нашем классе человек: девочек и
мальчиков. Сегодня по расписанию у нас
уроков. Сейчас заканчивается урок.
(это задание – резервное)



___________________________________________________
Оценивает ответы учащихся.
- Что нового вы узнали на уроке?
Какие трудности встретились вам и как вы их преодолели? Где вам в жизни пригодится знание о числительном?
Понравилось ли вам на уроке? Какое настроение сейчас у вас?

Домашнее задание:
Выполните упражнение 395, 396, выполните одно упражнение по своему выбору.

































































Отвечают на вопросы. Смотрят презентацию. Осваивают лингвистические термины.
Участвуют в диалоге с учителем.
Осознают, что знаний недостаточно для полных ответов.
Примерные ответы:
Сегодня одиннадцатое февраля.
В классе шестнадцать учащихся.
У нас сегодня шесть уроков.
Урок продолжается сорок минут.
Наш класс на втором этаже.























Знакомятся с теоретическим материалом, данным в учебнике, словаре; формулируют цель учебной деятельности в диалоге с учителем.

Выясняют, что
не все слова с числовым значением можно заменить цифрами, потому что они не все числительные. (Среди них есть сложные прилагательные)



Ученик зачитывает значение слова «числительное»
Название числительное является производным от слова «число» и образовано по аналогии с наименованием двух других именных частей речи (существительное, прилагательное).




Узнают о признаках числительного как части речи (общее значение, морфологические признаки, синтаксическая роль в предложении), об отличии числительных от других частей речи с числовым значением, научимся находить числительное в тексте, различать количественные и порядковые числительные, употреблять числительные в речи правильно.




Отвечают на вопросы
В диалоге с учителем составляют кластер «Имя числительное»
Составляют словосочетания «числительное +сущесвительное», предложения с числительным.





















Несколько человек выполняют у доски остальные в рабочих тетрадях



Работают с учебником выполняют упражнение, отвечают на вопросы, выделяют главное, в сотрудничестве с учителем учатся делать выводы.




























Осознают необходимость заботы о здоровье, выполняют физические упражнения



Читают текст. Осуществляют поиск имени числительного, определяют разряд числительного.










Выполняют разноуровневые задания индивидуально.

















Приобретают новые знания, совершенствуют приобретенные навыки.
Осуществляют совместную работу в парах с учетом конкретной учебно-познавательной задачи, задают вопросы для уточнения последовательности действий

















Работают в парах.










Читают деформированный текст, восстанавливают пропущенные числительные, узнают название и автора произведения. Оценивают ответы друг друга.



Приобретают умение использовать знания в практической деятельности и повседневной жизни.







Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Делают выводы. Отвечают на вопросы.
4 мин























4 мин

































3 мин























3 мин
































1 мин.





4 мин










5 мин












3 мин









2 мин









1 мин









4 мин.





2 мин







_____
2 мин






1 мин.