Технологическая карта урока истоиии Древнего мира Единовластие Цезаря
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Учебный предмет: история
Класс 5
Тема урока: Установление единовластия в Риме
Тип урока: урок общеметодологической направленности
Цели урока: построение методов, связывающих изученные понятия в единую систему.
Деятельностная цель: формирование способности учащихся к новому способу действия, связанному с построением структуры изученных понятий и алгоритмов.
Содержательная цель: выявление теоретических основ построения содержательно-методических линий.
Результаты:
Предметные: работать с исторической терминологией, давать характеристики политическим деятелям; извлекать информацию из исторических источников и карты; раскрывать причинно – следственные связи событий и рассуждать о последствиях исторических событий.
Метапредметные: выявляют особенности и признаки объектов; приводят примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений; воспроизводят информацию, необходимую для решения учебной задачи; формулируют ответы на вопросы учителя.
Личностные: сохраняют мотивацию к учебной деятельности; выражают положительное отношение к процессу познания; адекватно понимают причины успешности (неуспешности) своей деятельности.
Оборудование: Учебник История Древнего мира. 5 класс. А.А. Вигасин, Г.И. Годер .
Мультимедийная презентация.
Этап урока,
цель этапа Деятельность учителя Деятельность ученика Формируемые УУД
Этап 1 МОТИВАЦИИ
выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности. Прием "Побуждение"
Учитель просит назвать, какую большую тему (главу) мы изучаем?
Какие события Гражданских войн нами изучены?
Между тем, восстанием Спартака период Гражданских войн в Риме не завершился…
Сегодня мы продолжим изучение этого периода истории Древнего Рима. Учащиеся называют тему «Гражданские войны в Риме» и называют темы двух предыдущих уроков. Личностные.
- формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе развития познавательных интересов, учебных мотивов.
Коммуникативные:
- понимание возможности различных позиций других людей, отличных от собственной, и ориентировка на позицию партнера в общении и взаимодействии
Познавательные:
- построение речевого высказывания в устной и письменной форме,
Регулятивные:
- принятие и сохранение учебной задачи.
Этап 2
АКТУАЛИЗАЦИИ И ФИКСИРОВАНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ЗАТРУДНЕНИЯ В ПРОБНОМ УЧЕБНОМ ДЕЙСТВИИ
Целью является подготовка мышления учащихся, организация осознания ими внутренней потребности к построению учебных действий и фиксирование каждым из них индивидуального затруднения в пробном действии.Для этого необходимо, чтобы учащиеся:воспроизвели и зафиксировали знания, умения и навыки, достаточные для построения нового способа действий, Применяет прием "Почини цепочку". Предлагает учащимся восстановить логическую цепочку и назвать тему сегодняшнего занятия
Направляет работу учащихся, комментирует предлагаемые варианты построения логической цепочки.
Учащиеся пытаются самостоятельно восстановить логическую цепочку и сталкиваются с трудностями.
Личностные:
- формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе формирования мотивов достижения и социального признания.
Коммуникативные:
- учет разных мнений и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве;
- формулирование собственного мнения (позиции)
Познавательные:
-использование знаково-символических средств, в том числе моделей и схем для решения задач;
Регулятивные:
- планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации и, в том числе во внутреннем плане;
-учет правила в планировании и контроле способа решения.
Этап 3
ВЫЯВЛЕНИЯ МЕСТА И ПРИЧИНЫ ЗАТРУДНЕНИЯ
Организовать анализ учащимися возникшей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения, осознать то, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей. Прием "Почини цепочку"
Предлагает учащимся прочитать материал §52 учебника (с. 251) и попытаться ответить на поставленный вопрос
Комментирует ответы учащихся.
Приходят к пониманию, что необходимо получить новые знания, чтобы решить поставленную задачу.
Работают с текстом учебника и восстанавливают логическую цепочку в рабочей тетради и называют тему урока «Единовластие…
Личностные:
- развитие "Я-концепции" и самооценки личности,
- формирование самоидентификации, адекватной позитивной самооценки, самоуважения и самопринятия.
Коммуникативные:
- построение понятных для партнёров высказываний,
- использование речи для регуляции своих действий.
Познавательные:
- использование знаково-символических средств, в том числе моделей и схем для решения задач,
- поиск разнообразных способов решения задач,
- структурирование знаний,
- установление причинно-следственных связей,
- построение рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях,
- формулирование проблемы,
- создание способов решения проблемы.
Этап 4ПОСТРОЕНИЯ ПРОЕКТА ВЫХОДА ИЗ ЗАТРУДНЕНИЯ
Постановка целей учебной деятельности и на этой основе – выбор способа и средств их реализации.
Прием "Работа над понятием"
Ставит проблему: Что означает понятие «единовластие»?
«единовластие» - управление, при котором вся власть сосредоточена в руках одного лица.
Какова тема сегодняшнего занятия?
«Установление единовластия в Риме».
Просит учащихся сформулировать цели урока.
(задает наводящие вопросы, комментирует ответы учащихся).
Вспомните, какое управление сложилось в Риме после изгнания царя Тарквиния Гордого?
Учащиеся объясняют значение понятия «единовластие».
Записывают определение в рабочую тетрадь.
Называют тему урока и записывают её в рабочую тетрадь.
Учащиеся приходят к выводу. Что необходимо узнать имя человека, установившего единовластие в Риме, почему это стало возможным. Как изменилась система управления Рима. Как установление единовластия связано с темой «Гражданские войны»
Личностные:
- формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе: развития познавательных интересов , учебных мотивов, формирование мотивов достижения, формирования границ собственного знания и "незнания".
Коммуникативные:
-учёт разных мнений и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве,
Регулятивные:
- принятие и сохранение учебной задачи,
- планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации,
Познавательные:
- выделение существенной информации,
- формулирование проблемы, самостоятельное создание способов решения проблемы,
- поиск разнообразных способов решения задачи,
- структурирование знания
Этап 5
РЕАЛИЗАЦИИ ПОСТРОЕННОГО ПРОЕКТА
Построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять как при решении задачи, вызвавшей затруднение, так и при решении задач такого класса или типа вообще. Приём «Работа с историческим источником»
Познакомьтесь с документом - рассказом Плутарха о Риме, подобном судну, несущемуся без управления (стр 254) Какие люди становились консулами? Заботились ли они о благе народа?
Сообщает, что в первой половине I века до н.э. было несколько претендентов на власть: Помпей, Красс и Цезарь
В связи с какими событиями мы встречали двух из представленных личностей.
Познакомимся с Юлием Цезарем.
Приём "Видеосюжет" с заданием до просмотра
Приём «Театрализация».
Подготовить выступление на Народном собрании в поддержку или против Цезаря (карточки командам)
Назвать качества личности Цезаря, способствовавшие его приходу к власти.
Работают с историческим источником на стр 254. Отвечают на вопросы учителя, армументируя ответы с помощью источника.
Ответы учащихся:
Красс и Помпей – полководцы, подавившие восстание Спартака.
Класс делится на группы
Просмотр видеосюжета о Цезаре
https://www.youtube.com/watch?v=AXTI5mr1r0kи чтение §52 стр. 252-253
Выступление представителей команд.
Учащиеся отмечают качества личности Цезаря, способствовавшие его достижению власти.
Личностные:
- формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе: развития познавательных интересов , учебных мотивов, формирование мотивов достижения, формирования границ собственного знания и «незнания».
Коммуникативные:
- формулирование собственного мнения (позиции),
- использование речи для регуляции своего действия,
- построение монологического высказывания.
Регулятивные:
- принятие и сохранение учебной задачи,
- учёт правила в планировании и контроле способа решения, различение способа и результата действия.
Познавательные:
- использование знаково-символических средств, в том числе моделей и схем для решения задач,
- поиск разнообразных способов решения задач,
Установление причинно-следственных связей.
Динамическая пауза
Этап 6ВКЛЮЧЕНИЯ В СИСТЕМУ ЗНАНИЙ И ПОВТОРЕНИЯ
Повторение и закрепление ранее изученного и подготовка к изучению следующих разделов курса, выявление границы применимости нового знания и использование его в системе изученных ранее знаний, повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности, включение нового способа действий в систему знаний.
Рассказ учителя об итогах борьбы за власть между Помпеем, Крассом и Цезарем.
Приём "Подводящий диалог "Подводит учащихся к выводу: Цезарь устранил всех своих противников на пути к единоличной власти
Приём «Составь систему»
Какие изменения произошли в системе управления после захвата власти Цезарем? Составьте схему, восполнив недостающие элементы.
§52 п. 4 стр. 254
Комментирует итоги работы учащихся.
Проблемный вопрос: какой орган власти представлял опасность для Цезаря?
Рассказ (или просмотр видеосюжета о гибели Цезаря).
Работа с картой на стр. 251 «Гражданские войны в Риме».
Участвуют в диалоге, делают вывод о том, что Цезарь устранил всех своих противников на пути к единоличной власти
Делают запись в тетради «49 г. до н.э. – захват власти Цезарем».
Составляют в тетради схему
Представляют итоги работы и сравнивают с образцом.
Записывают определение понятия «диктатор» в рабочей тетради
Ответы учащихся: В Сенате были враги Цезаря, желавшие его гибели.
Записывают в тетрадь дату : 15 марта 44 г. до н.э. убийство Цезаря в Сенате. Делают вывод о том, что убийство было предательским. Регулятивные:
- принятие и сохранение учебной задачи,
- различение способа и результата действия,
- оценка правильности выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки,
- выполнение учебных действий в материализованной громкоречевой и умственной форме.
Познавательные:
- структурирование знаний,
- построение рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях,
- доказательство.
Этап 7
РЕФЛЕКСИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия. Приём Синквейн
Учащиеся выполняют синквейны на тему «Цезарь»
Заслушивает отдельные примеры.
Задает задание на дом: §52, отвечать устно на вопросы (с. 255).
Задание: Как увековечено имя Цезаря после его имени и в наши дни. Составляют синквейн в рабочей тетради. Личностные:
- формирование самоидентификации, адекватной позитивной самооценки, самоуважения и самопринятия,
- формирование границ собственного «знания « и «незнания».
Регулятивные:
- восприятие оценки учителя,
- адекватная самооценка.
Познавательные:
- построение речевого высказывания в устной и письменной форме,
- анализ,
- синтез,
- установление причинно-следственных связей.
Лист индивидуальных достижений в изучении темы «Установление единовластия в Риме»
Класс __________
Фамилия и имя ученика ___________________________________________________
Планируемые результаты Самооценка Примечание
Достиг
2 Достиг частично
1 Не достиг
0 1.Я выполнил письменное домашнее задание по теме «Восстание Спартака» (рассказ от имени гладиатора) 2.Я знаю значение понятия «Гражданские войны в Риме» 3. Я могу самостоятельно составить логическую цепочку 4. Я могу самостоятельно сформулировать понятие «единовластие» 5. Я принимаю участие в постановке целей урока 6. Я умею работать с письменным источником 7. Я активно участвовал в работе группы над подготовкой «Выступления в народном собрании» 8. Я могу представить систему управления Римом при Цезаре графически 9. Я могу составить синквейн на тему «Цезарь» Итого ________________________
Отзыв учителя
Штрафные баллы
Максимальный результат: 18 баллов
Критерии выставления отметок:
От 18 – 15 – «5»
От 14 – 11 – «4»
От 10 – 7 – «3»
6 и менее – «2»
Приложение 2
4775200222885Воины армии Рима
«Свободные граждане Рима!
Доблестные воины Рима выступают (в поддержку или против) установления единовластия Цезаря,
потому, что…. (привести аргументы в подтверждение позиции (Какими действиями Цезарь мог привлечь воинов-легионеров на свою сторону?).
Легионеры – (за или против) Юлия Цезаря!
§52 стр. 252-253
020000Воины армии Рима
«Свободные граждане Рима!
Доблестные воины Рима выступают (в поддержку или против) установления единовластия Цезаря,
потому, что…. (привести аргументы в подтверждение позиции (Какими действиями Цезарь мог привлечь воинов-легионеров на свою сторону?).
Легионеры – (за или против) Юлия Цезаря!
§52 стр. 252-253
-149225224790Простой народ Рима
«Свободные граждане Рима!
Простой народ Рима выступает (в поддержку или против) установления единовластия Цезаря,
потому, что…. (привести аргументы в подтверждение позиции (Какими действиями Цезарь мог привлечь бедных римлян на свою сторону?).
Простой народ – (за или против) Юлия Цезаря!
§52 стр. 252-253
020000Простой народ Рима
«Свободные граждане Рима!
Простой народ Рима выступает (в поддержку или против) установления единовластия Цезаря,
потому, что…. (привести аргументы в подтверждение позиции (Какими действиями Цезарь мог привлечь бедных римлян на свою сторону?).
Простой народ – (за или против) Юлия Цезаря!
§52 стр. 252-253
0360045Сенаторы – сторонники республики
«Свободные граждане Рима!
Уважаемые сенаторы выступают (в поддержку или против) установления единовластия Цезаря,
потому, что…. (привести аргументы в подтверждение позиции (Какими действиями Цезарь мог настроить сенаторов против себя?).
Легионеры – (за или против) Юлия Цезаря!
§52 стр. 252-253
020000Сенаторы – сторонники республики
«Свободные граждане Рима!
Уважаемые сенаторы выступают (в поддержку или против) установления единовластия Цезаря,
потому, что…. (привести аргументы в подтверждение позиции (Какими действиями Цезарь мог настроить сенаторов против себя?).
Легионеры – (за или против) Юлия Цезаря!
§52 стр. 252-253