Воспитание толерантного отношения к себе и окружающим у старшеклассников


Воспитание толерантного отношения к себе и окружающим у старшеклассников.
Виноградова Елена Евгеньевна
учитель истории и обществознания
МКОУ «Тальменская СОШ №5»
Тальменского района Алтайского края
Winogradowa-elena@mail.ruВ современных условиях, на инновационно - технологическом этапе формирования системы образования, сформированы новые стратегические цели и обозначены тенденции обновления содержания образования и воспитания. Воспитательная работа должна стать специально организованным процессом формирования и принятия гуманных, социально одобряемых ценностей и образцов гражданского поведения. В ходе целенаправленной воспитательной работы нужно создать условия для формирования у учащихся толерантного сознания, толерантных отношений. Толерантность принято считать признаком высокого духовного и интеллектуального развития индивидуума, группы, общества в целом. Она полностью соответствует тем гуманитарным задачам, которые ставит перед нами новый век в новом тысячелетии.
Под толерантностью понимается готовность личности к осознанным действиям, направленным на достижение гуманистических отношений между людьми и группами людей, имеющих различное мировоззрение, разные ценностные ориентации, стереотипы поведения. Однако это не подразумевает отказ от ценностных ориентаций и идеалов, индифферентность и ущемление интересов, а предполагает, с одной стороны, устойчивость как способность человека реализовать свои личные позиции, с другой гибкость как способность с уважением относиться к позициям и ценностям других людей.
Важной задачей педагога, классного руководителя является формирование у ребенка способности активно защищать права человека, выражать протест против любых форм дискриминации. Задача классного руководителя не просто научить толерантному поведению и выработать общую установку на принятие другого, а сформировать активную толерантность, формула которой понимание плюс сотрудничество.
Современный старший школьник должен уметь правильно воспринимать и понимать и уважать права, обычаи, взгляды и традиции других людей, найти свое место в обществе, не нанося вреда и не ущемляя права других людей.
Кроме того, в современных условиях возникает необходимость формирования у старшеклассников чувства собственного достоинства и толерантности по отношению к самому себе, что рассматривается как необходимое условие толерантности по отношению к другим.
Главное в работе педагогов, классных руководителей – направленность содержания деятельности учащихся, регулирование межличностных отношений. Общение имеет непреходящую ценность лишь в том случае, если вызовет потребность взаимного обмена мыслями, идеями, способствует проявлению внимания и сочувствия к людям. Успешное решение этой задачи во многом зависит от характера свободного общения школьников, их психологической предрасположенности к контактам в коллективе.
Наиболее благоприятной для формирования толерантности, на мой взгляд, является коллективная творческая деятельность с общественно значимым смыслом, когда расширяются ее границы и учащиеся могут проявить свое личностное отношение к более широкому кругу людей, сверстников. Для этой цели могут быть использованы все виды учебной и внеурочной работы, содержание которых нацелено на формирование нравственных взаимоотношений между людьми.
Смысл  деятельности учителя, классного руководителя в формировании толерантных отношений – содействовать повышению коммуникативной компетентности учащихся, то есть готовности и умению вступать в диалог, вместе с другими искать истину и сообщать о результатах своих поисков в форме, понятной каждому, кто в этой истине нуждается. Толерантность являет собой новую основу педагогического общения учителя и ученика, сущность которого сводится к таким принципам обучения, которые создают оптимальные условия для формирования у обучающихся культуры достоинства, самовыражения личности, исключают фактор боязни неправильного ответа.
При правильной организации коллективная творческая деятельность позволяет увлечь детей общим делом, снять имеющуюся межличностную напряженность в отношениях между отдельными группами детей, раскрывает их лучшие стороны, показывает достоинства и проблемы школьников, учит детей находить компромиссы при коллективном планировании, выборе средств реализации намеченного. Коллективный анализ деятельности формирует умения доброжелательно давать оценки, высказывать мнения о действиях других людей. Коллективная творческая деятельность, общение детей способствуют формированию толерантности, если дети при этом приобретают опыт гуманного, партнерского взаимодействия с педагогом, своими сверстниками, старшими и младшими. С этой целью педагогу необходимо регулировать отношения между детьми, их общение, совместные действия.
Важно обеспечить психологическую защищенность ребенка, успешность его отношений в классе, микрогруппе. Для этого необходимо:
▪ при формировании микрогрупп учитывать психологические особенности, межличностные отношения учащихся, их совместимость, способность и готовность к независимости своей позиции;
▪ обеспечивать реализацию личности каждого, утверждение его достоинства, достижение успеха, признание товарищами;
▪ создавать специальные ситуации, позволяющие каждому школьнику проявить независимость своих суждений, уважительное отношение к мнению других; принимать самостоятельные решения;
▪ не допускать подавления, ущемления личного достоинства одних детей другими;
▪ с целью развития контактов и обогащения опыта общения использовать различные способы формирования микрогруппы;
▪ добиваться самокритичности и объективности детей, используя самооценку и взаимооценку, умение корректно высказывать мнение о поведении и действиях других;
▪ при анализе итогов совместной работы особое внимание обращать на оценку взаимоотношений детей, комфортность каждого в групповой работе, показать значимость действий каждого в достижении общих результатов.
Важно, чтобы педагог личным примером показывал, как надо относиться к суждениям других, говорить и слушать других, корректно отстаивать свою точку зрения.
В старших классах можно использовать следующую методику воспитания толерантности:
1. Слово педагога о толерантности. Игра "Ассоциации" (терпение; терпимость). Обсуждение ассоциативных понятий: сходство и различия, определение понятий «Терпение, терпимость, толерантность».
2. Способы воспитания терпимости (толерантности); развитие восприимчивости ко всему новому, необычному. Воспитание способности видеть Другого. Игра «Смотрящий и видящий».
Обсуждение поведенческих характеристик, этических умений «видеть Другого». Тест «Изменить себя или другого».
Причины конфликтности людей (нетерпимости). Упражнение «Дружеский шарж». Способность «не видеть», «не замечать». Игра «Почта комплиментов». Рефлексия.
3. Воспитание способности «слышать Другого».
Упражнение «Поза и интонация». Упражнение «Заговори, чтобы я увидел».
Рефлексия.
4. Воспитание способности «принимать Другого».
Игра-эксперимент «Ракурс. Аспект. Позиция».
Упражнение «А не странен ли кто?» Рефлексия
Планируемые результаты методики:
-Снижение агрессивности и конфликтности в классных коллективах.
-Уменьшение проявлений межличностных, этнических, религиозных, политических и т.п. разногласий.
- Достижение гармонии между «Я» каждого ученика и «МЫ», под которым подразумеваем школьное братство, причастность ко всем россиянам, людям.
Старший школьный возраст остается одним из главных этапов в становлении личности. Воспитание толерантности старшеклассников в современной школе следует рассматривать как социальную и педагогическую проблему, которую предстоит решать как окружающему нас обществу, так и педагогическому корпусу.
Литература:
Гудков В.В. Этапы развития толерантности учащихся общеобразовательной школы.
Степанов П. Как воспитать толерантность? // Народное образование. 2001. № 9. 2002. № 1.
Толерантность – мой шаг. Информационный сборник для учащихся 8-10 классов. Ростов-на-Дону, 2002.