Речевые игры,для развития разговорной речи ребёнка.


Речевые игры как средство формирования коммуникативной компетентности у дошкольников с нарушениями речи
Речевые игры являются одним из наиболее эффективных и доступных способов формирования коммуникативной компетентности дошкольников с нарушениями речи. Дошкольное образование является первой ступенью непрерывного образования человека, которое строится в соответствии с общей идеологией модернизации общего образования России, где основным результатом деятельности образовательной организации становится не система знаний, умений, навыков сама по себе, а овладение ребенком набором компетентностей. В дошкольном возрасте начинают закладываться ключевые компетентности, основной из которых является коммуникативная. Проблема формирования коммуникативной компетентности находится в центре внимания педагогов в связи с её значимостью во всех сферах жизнедеятельности каждого человека.
Формирование коммуникативной компетентности у детей с нарушениями речи затруднено, т.к. речевое недоразвитие является первичным в структуре дефекта данной категории детей. Наблюдения за воспитанниками в детском саду позволили обнаружить, что далеко не всегда отношения детей друг с другом складываются благополучно. Они не умеют выслушивать другого человека, с уважением относиться к его мнению, спокойно отстаивать свою точку зрения. Также отмечается недостаточность общей культуры поведения. Дошкольники не могут вести разговор с друзьями, вступают в конфликты и затрудняются разрешить его мирным путём и в вежливой форме. С учетом этого очевидна актуальность проблемы формирования у дошкольников с речевыми нарушениями коммуникативной компетентности. Однако в педагогической практике на современном этапе образования обозначился ряд противоречий: противоречия между традиционными подходами к воспитанию детей с речевыми нарушениями и новыми требованиями к образовательному процессу, изложенными в ФГОС ДО; организация образовательного процесса предполагает активное включение в социально-коммуникативное развитие ребёнка родителей, однако позиция современного родителя демонстрирует равнодушное отношение к образовательному процессу; современной идеологией образования, ориентирующего личность на самостоятельный поиск новых решений, непрерывное образование «через всю жизнь», и недостаточно развитой мотивацией общения, низким уровнем самостоятельной познавательной, речевой деятельности у детей с нарушением речи. Современное общество предъявляет высокие требования к коммуникативной деятельности личности.
Обществу нужны творческие личности, которые могут нестандартно мыслить, грамотно выражать свои мысли, находить решения в любых жизненных ситуациях. Условиями, необходимыми для развития коммуникативной компетентности дошкольников с речевыми нарушениями являются: социальная ситуация развития ребенка; совместная деятельность (ведущая игровая); обучение (на основе игровой деятельности). На основе проведенного анализа, можно сформулировать проблему: самостоятельно у детей с нарушениями речи не формируется коммуникативная компетентность, следовательно, необходима систематическая работа по овладению коммуникативными универсальными учебными действиями. А учитывая, что игра в дошкольном возрасте является ведущим видом деятельности, она и явилась одним из наиболее эффективных и доступных способов формирования коммуникативной компетентности дошкольников с нарушениями речи. Таким образом, целью деятельности педагога (логопеда, воспитателя) является формирование коммуникативной компетентности у дошкольников с речевыми нарушениями в игре. Данная цель реализуется в следующих задачах: использование новых форм работы по формированию коммуникативной компетентности; привлечение внимания и активное включение в образовательный процесс родителей дошкольника; создание условий для реализации коммуникативных универсальных учебных действий. Коммуникативная компетентность – это способность ставить и решать определенные типы коммуникативных задач: определять цели коммуникации, оценивать ситуацию, учитывать намерения и способы коммуникации, быть готовым к изменению соответственного речевого поведения. В процессе совместной образовательной деятельности у дошкольников с нарушениями речи необходимо сформировать следующие коммуникативные универсальные учебные действия: умение анализировать речевую ситуацию и прогнозировать речевое поведение участников общения; умение оформлять коммуникативное намерение высказывания в соответствии с определенным видом общения и речевым жанром; умение ориентироваться в способах диалогического общения с учетом норм речевого этикета; умение позитивно реагировать, используя средства невербального общения в речевой ситуации, для достижения положительного результата; умение корректировать собственное речевое поведение. Коммуникативная деятельность осуществляется в процессе использования ситуаций реального общения; при организации активной творческой деятельности; в коллективных формах работы; в проблемных ситуациях; в речевых играх; в творческих заданиях, предусматривающих вовлечение детей в общую деятельность, результатом которой является коммуникация.
Этапы работы по формированию коммуникативной компетентности у дошкольников с нарушениями речи. Основная задача первого этапа – вызвать коммуникативную потребность. Данная задача реализуется при соблюдении следующих условий: смена авторитарного стиля общения на демократический; соблюдение определенной системы правил, постепенно вводимых в образовательный процесс; активное участие детей в организации совместной деятельности, выборе вида деятельности; проведение рефлексии – обсуждение с детьми основных моментов деятельности, выяснение их мнения. Первый этап работы включает: формирование положительного настроя на совместную деятельность; привлечение внимания к сверстникам; обучение осознанию собственных эмоций и ощущений; введение невербальных средств общения. Основная задача второго этапа – формирование представлений о правилах и способах эффективного общения. Второй этап работы включает: дальнейшее развитие невербальных средств общения; обогащение способов эмоционального реагирования; формирование представлений о правилах общественного поведения и умения осознавать и воссоздавать различные типы взаимоотношений. Задача третьего этапа – автоматизация выработанных умений в игровой и свободной деятельности. Коммуникативные умения третьего этапа работы: активно вступать в диалог; уметь задавать вопросы, слушать и понимать речь; строить общение с учетом ситуации, легко входить в контакт; ясно и последовательно выражать свои мысли; пользоваться формами речевого этикета; регулировать свое поведение в соответствии с усвоенными нормами и правилами. У детей дошкольного возраста с нарушениями речи не сформирована коммуникативная компетентность, недостаточно определены и целевые ориентиры. Поэтому педагогу необходимы новые формы работы.
Одной из таких форм являются речевые игры. Игра – это ведущая деятельность детей дошкольного возраста. Организация игровой деятельности в образовательном процессе является требованием ФГОС ДО. Использование речевых игр в коррекционно-развивающей работе имеет свои особенности и преимущества: соответствие дидактическим принципам: развивающего образования; практической применимости; полноты, необходимости и достаточности (речевой материал подобран с учетом возраста детей); интеграции образовательных областей; комплексно-тематического построения образовательного процесса; наглядность (картинки, презентации); эффективное использование полученных знаний; возможность удерживать внимание и интерес дошкольников; подходят для использования в совместной деятельности взрослых и детей; возможность учитывать индивидуальные особенности детей. Речевые игры могут быть направлены на: развитие умения устанавливать контакт с собеседником: «Как можно нас назвать по-разному?», «Комплимент»; своевременное употребление слов благодарности: «Подарок другу»; развитие умения соблюдать дистанцию в общении: «Стоящие и сидящие»; развитие умения понимать настроение окружающих: «Что можно сделать для друга?»; развитие умения выслушать собеседника: «Испорченный телефон»; регулирование своего поведения: «Выдержанный человек»; развитие умения понимать эмоциональное состояние собеседника: разговор по телефону со сказочными персонажами; произнести знакомое четверостишие — шепотом, максимально громко, как робот, со скоростью пулеметной очереди, грустно, радостно, удивленно, безразлично; развитие умения подмечать желания другого человека: «Подари подарок другу» развитие умения вести диалог с взрослым или сверстником: диалог с дежурным, диалог с поваром; развитие умения получать необходимую информацию в общении: «Составь рассказ по плану». Следует отметить, что наиболее результативной будет та деятельность, в которой отмечается преемственность между педагогами и родителями. Таким образом, речевые игры должны быть включены в образовательный процесс, так как они являются средствами формирования коммуникативной компетентности. Коммуникативная компетентность, умение контактировать с окружающими людьми — необходимая составляющая самореализации человека, его успешности в различных видах деятельности, в обществе. Формирование данных компетентностей — важное условие нормального психического развития ребенка с нарушением речи, а также одна из основных задач подготовки его к дальнейшей жизни