Привитие элементарных навыков функциональной грамотности у учащихся 1-го класса на уроках и во внеурочное время (из опыта работы)
Привитие элементарных навыков функциональной грамотности у учащихся 1-го класса на уроках и во внеурочное время
(из опыта работы)
На Всемирном конгрессе министров просвещения по ликвидации неграмотности (Тегеран, сент. 1965) был предложен термин функциональная грамотность, а в 1978 пересмотрен текст рекомендации о международной стандартизации статистики в области образования, предложенный ЮНЕСКО. Согласно новой редакции этого документа, грамотным считается тот, кто может участвовать во всех видах деятельности, в которых грамотность необходима для эффективного функционирования группы.
В современном информационном обществе понятие грамотности становится ключевым для всех слоев общества. Сверх того, понятие грамотности значительно расширяется (информационная, техническая, музыкальная грамотность и т.п.) и приобретает статус атрибута культуры.
Своеобразием начального этапа в системе целостного среднего образования является то, что именно на этой ступени важно обеспечить условия для освоения основных умений учебной деятельности, потребности и желания учиться. Именно эта деятельность в комплексе других деятельностей (игровой, спортивной, художественной, трудовой), выполняемых ребенком, играет ведущую роль в его психическом развитии.
И важнейшим показателем возникновения субъектных качеств у школьника является, как известно из психолого-педагогических исследований, самостоятельность. В отличие от других видов познавательной деятельности, умения учебной деятельности не могут быть сформированы до и вне процесса обучения. Поэтому одна из целевых функций обучения любому предмету в начальной школе – формирование у школьников умений самостоятельной учебной деятельности.
Первый этап. Первоклассник приходит в школу и обычно хочет учиться, ждет сотрудничества с новым в его жизни взрослым, сначала он осуществляет учебные действия в сотрудничестве с учителем, при его непосредственном и пооперационном руководстве.
Второй этап. Усиление самостоятельности детей обеспечиваю за счет опосредованного руководства с моей стороны учителя и организации учебного сотрудничества детей в малых группах, через побуждение группы к инициативе в постановке вопросов адресованных учителю, т.е. мне.
На третьем этапе процесса формирования школьник становится способным максимально самостоятельно выполнять учебную деятельность, в случае необходимости он может построить взаимодействие со сверстником и учителем для преодоления своего незнания, проявляя индивидуальную учебную инициативу.
На четвертом этапе школьник осваивает позицию учителя (сначала более младшего ученика, затем и самого себя).
И этот этап имеет место выражению своего отношения (радости, желания помочь, увлеченности, готовности к самоанализу, предпочтения, ценит здоровье и др.) к явлениям окружающего мира, собственной жизни, учению различными средствами, в том числе в форме художественных образов и понятий. Осознает и проявляет положительное отношение к самому себе, к другим людям, к миру вообще, труду (в том числе и учебному), к Отчизне.
Но образование, ориентированное на развитие личности, достигает цели в той степени, в какой в учебном процессе востребована личность школьника. Т.е. в какой мере учебный процесс позволяет ему: проживать ситуации выбора, поставить цели задания, урока; возможности сформулировать свой, авторский, вопрос; побуждает выделять из жизненной ситуации те задачи, которые ему важно или интересно решить; критически относиться к предлагаемым нормам жизни, способу решения той или иной задачи; приобретать опыт при достижении целей; осуществлять нравственный выбор поступка; аргументировано изменять свою точку зрения; оценивать события урока и т. д.
Исходя из вышесказанного, что же удалось сделать для того чтобы наши первоклассники приобретали элементарные навыки функциональной грамотности.
Учебный предмет “Родное слово” ориентирован на овладение учащимися функциональной грамотностью, навыками грамотного беглого чтения, ознакомления с произведениями детской литературы и формированием умений работы с текстом, а также умением найти нужную книгу в библиотеке, на прилавке магазина (на уроке создаем обложку изучаемого произведения); умение подобрать произведение на заданную тему (для участия в конкурсе чтецов); умение оценить работу товарища (на конкурсе жюри – все ученики); умение слушать и слышать, высказывать своё отношение к прочитанному, к услышанному.
Вместе с этим ребята овладевают навыком организации своего рабочего места (что закрепляется и на других предметах); навыками работы с учебником, со словарем; распределения времени; проверки работы товарища; навыком нахождения ошибки; навыком словесной оценки качества работы.
Учебный предмет “Математика” предполагает формирование арифметических счетных навыков, ознакомление с основами геометрии; формирование навыка самостоятельного распознавания расположения предметов на плоскости и обозначение этого расположения языковым средствами: внизу, вверху, между, рядом, сзади, ближе, дальше; практическое умение ориентироваться во времени, умение решать задачи, сюжет которых связан с жизненными ситуациями.
Учебный предмет “Окружающий мир” является интегрированным и состоит из модулей естественнонаучной и социально-гуманитарной направленности, а также предусматривает изучение основ безопасности жизнедеятельности. На уроке отрабатываем навык обозначения событий во времени языковыми средствами: сначала, потом, раньше, позднее, до, в одно и то же время. Закрепляем признание ребенком здоровья как наиважнейшей ценности человеческого бытия, умение заботиться о своем физическом здоровье и соблюдать правила безопасности жизнедеятельности. У ребят есть возможность подготовить свой материал на заданную тему, а также свои вопросы и задания, что они делают с большим удовольствием.
Учебные предметы “Трудовое обучение” “Изобразительная деятельность” предусматривают овладение учащимися умениями самообслуживания, навыками ручных технологий обработки различных материалов; развитость индивидуально-творческих особенностей личности, необходимых для познания себя как личности, своих возможностей, осознания собственного достоинства.
В конце урока мы организуем выставку работ, а наш кабинет – это выставочный зал; прежде чем посетить выставку обсуждаем правила поведения: не трогать экспонаты руками, разговаривать тихо, не указывать пальцем, не смеяться над увиденным и т.п.
Работа по формированию элементарных навыков функциональной грамотности ведётся и во внеурочное время. Им приходится применять знания, умения и навыки полученные ранее на уроках.
Это, во-первых, организация рабочего места, а затем уборка рабочего места.
Во-вторых, распределение времени, умение работать в коллективе, умение внести в любую работу что-то своё, индивидуальное и т.п. А ещё знание основ геометрии, самостоятельного распознавания расположения предметов на плоскости, навыками ручных технологий обработки бумаги и т.д. Далее ребята видят результат своего труда (поделка, поздравительная открытка, газета к празднику, выставка работ), который получился благодаря применению полученных знаний, умений и навыков на практике.
В рамках внеклассной работы ставим небольшие сценки (для уроков, классных часов, праздников, родительских собраний), для такой совместной деятельности тоже необходимо вспомнить и применить полученные умения и навыки, что ребята делают с большим удовольствием.
Первый класс – только начало большой и кропотливой работы над навыками функциональной грамотности. К концу третьей четверти учебного года ребята сдружились, приняли правила жизни класса и школы, научились работать и играть в новом коллективе, соблюдать правила поведения.
И это уже немало.
Список использованной литературы
1. Послание Президента Республики Казахстан - Лидера нации Нурсултана Назарбаева народу Казахстана «Стратегия «Казахстан-2050»: новый политический курс состоявшегося государства». 14.12.2012.
2. Государственная Программа развития образования Республики Казахстана 2011-2020 годы от 7 декабря 2010 года.
3. Национальный план действий по развитию функциональной грамотности на 2012-2016 годы.
4. Компетенции в образовании: опыт проектирования: сб. науч. тр. / Под ред. А.В. Хуторского. – М.: Научно-внедренческое предприятие «ИНЭК», 2007. – 327 с.5. Перминова Л.М. Минимальное поле функциональной грамотности (из опыта С.-Петербургской школы)//Педагогика. 1999. - №2. - С.26-29.6. Перминова Л.М. Функциональная грамотность/ неграмотность как социально-педагогичекое явление. – М., 2003
7. Репкина Г.В., Заика Е.В. Оценка уровня сформированности учебной деятельности. – М., 1997.
8. Тянгян С.А. Грамотность в компьютерный век. – М.: Педагогика. – 1995. - №1.