Рекомендации по поэтапному формированию графических навыков у учащихся с РАС
Поэтапное формирования графических навыков
у детей с РАС.
Учитель Малютина Н.Н. Первый этап формирования.Цель: обучение элементарным графическим навыкам, развитие умения проводить прямые линии в вертикальном и горизонтальном направлении по опорным точкам.
Материал.
Цветные граненые карандаши или фломастеры, альбом для рисования. (Если ребенок с аутизмом отказывался работать с карандашом, мы предлагали ему доски, обмазанные пластилином, или ребенок обмазывал палец краской и рисовал с помощью него.)
Руководство.
Психолог или педагог показывает ребенку, как правильно держать карандаш, располагать руку в процессе рисования.
Задания:1. Рисование «ниточек» по опорным точкам в вертикальном направлении (рисование разноцветных, коротких, длинных отрезков).2. Рисование «дорожки» по опорным точкам в горизонтальном направлении (короткие, длинные отрезки).3.Рисование геометрических фигур по опорным точкам: квадрат, треугольник, ромб и др.4.Рисование дома с забором и деревом по опорным точкам.
Методические требования к занятиям первого этапа:1. Опорные точки наносятся на бумагу до занятия.2. На первых занятиях следует обращать внимание детей на правильное расположение карандаша в руке и положение руки в процессе рисования.3. Занятия по рисованию рекомендуется проводить в небольшой группе (по 2—3 человека).4. Продолжительность и количество занятий должны варьироваться в зависимости от динамики формирования графических умений у ребенка.5. Рекомендуется поощрять ребенка за успешное выполнение заданий, а также даже за минимальную активность. Рисунок ребенка следует повесить на видное место и на последующих занятиях обращать его внимание (а также внимание других детей, если занятия проводятся в группе) на результаты предыдущей работы. После того как дети овладеют элементарными изобразительными движениями, рекомендуется формировать у них изобразительные движения по следующим параметрам: скорости, направлению, темпу, амплитуде.
Второй этап формирования.Цель: обучение произвольному управлению графическими движениями.
Материал.
Альбом для рисования, утолщенные граненые карандаши, фломастеры, трафареты, изготовленные из пенопласта или картона, изображающие геометрические фигуры и фигуры животных.
Руководство.
Педагог показывает ребенку, как укреплять трафарет, обводит контур фигуры и затем закрашивает ее. При обведении контура фигуры движения должны быть медленными, а при закрашивании — быстрыми.
Задания1. Рисование и окраска по трафаретам квадрата и прямоугольника. 2. Рисование и окраска по трафаретам круга и овала.3. Рисование и окраска по трафаретам треугольника и ромба.4. Рисование и окраска по трафаретам флажков, неопределенных фигур разной величины.5. Рисование и окраска по трафаретам фигур животных.
Методические требования к занятиям второго этапа:1. Необходимо следить за тем, чтобы дети обводили контур фигуры медленно, а закрашивали фигуры быстрыми, размашистыми движениями.2. Окраску необходимо проводить в соответствии с формой фигуры. Например, круг необходимо закрашивать круговыми движениями, а квадрат прямыми линиями, треугольник — наклонными.3. Обязательно следует научить детей произвольно регулировать силу нажима.4. Перед началом рисования предварительно совместно с ребенком должен проводиться анализ фигуры трафарета. Необходимо учить детей обводить ее контуры указательным пальцем.5. В процессе занятия обязательно включать в работу вторую руку для удерживания трафарета на листе бумаги.6. Занятия должны проводиться в указанной последовательности.
Рекомендуется вешать рисунки детей на видное место, поощрять их активность. Если дети по-прежнему отказываются рисовать карандашами и фломастером, можно им предложить рисовать пальцем, однако необходимо соблюдать указанные выше требования, а именно регулировать темп и силу нажима.