Доклад на тему «Приёмы предупреждения орфографических ошибок».


Доклад на тему «Приёмы предупреждения орфографических ошибок».
В современной школе главнейшая задача обучения русскому языку школьников коррекционных школ– формирование орфографической грамотности. Она является одной из составных частей общей языковой культуры, обеспечивая точность выражения мысли и взаимопонимания в письменном общении.
Из практики обучения письму учеников коррекционных школ известно, что орфографическая грамотность учащихся не достигает высокого уровня, о чём свидетельствуют результаты итоговых контрольных работ по русскому языку.
Такое качество грамотности вызывает тревогу у учителей ,родителей. Одной из причин недостаточно высокой орфографической грамотности школьников является несформированность их орфографической зоркости, т.е.неумении «видеть» орфограммы.
В методике обучения орфографии не предусмотрено специальное обучение, направленное на развитие орфографической зоркости. Изучение состояния орфографической зоркости показало, что процент видения орфограмм школьниками низкий.
Опыт показывает, что только проведение целенаправленной и систематической работы по формированию орфографической зоркости учащихся, может дать положительные результаты: при систематической тренировке умение видеть орфограмму автоматизируется и становится частью орфографического навыка.
Упражнения, помогающие сформировать орфографическую зоркость.
Прочитать текст про себя, вставь нужную букву в корне.
Алёша распахнул окно, выгл…нул на улицу. Лужи сверкали, всё стало нарядным и весёлым, что зах…телось сейчас же выб…жать на улицу.
2.Словарные диктанты (с самопроверкой, взаимопроверкой)
3.Зрительные диктанты.
4.Письмо с проговариванием.
5.Комментированное письмо.
6.Работа по предупреждению ошибок перед контрольным диктантом.
7.Списывание-основа проговаривания по слогам.
В процессе списывания у детей развивается зрительная и слуховая память, внимание, сравнение, воспитывается самостоятельность, самоконтроль.
8.Комментированное письмо. Учащиеся не только проговаривают слова и предложения, но и обосновывают правописание правилами, подбором проверочных слов. Важно, чтобы все работали с комментатором, не отставая и не забегая вперед. Сначала комментирует сильный ученик, затем послабее.
9.Письмо под диктовку с предварительной подготовкой. Сначала разбираем правописание тех слов, которые требуют проверки. Затем дети пишут данное предложение под диктовку.
10.Письмо по памяти. Этот вид письма развивает память, мышление, речь, внимание.
Алгоритм (памятка).
а) Определи место, где ошибка.
б) В какой части слова находится ошибка.
в) Установите какую букву надо проверять: гласную или согласную.
г) Определите в слове ударение.
д) Определить, проверяемая или не проверяемая орфограмма.
е) Написать слово в соответствии с правилом.
Развивают орфографическую зоркость игры.
1.Игра «Спрячь Ь знак в середине слова».
2.Игра «Помоги Незнайке» (вставить пропущенные буквы)
Хорошо развивает орфографическую зоркость диктант «Проверь себя»
Если систематически использовать методику диктанта «Проверь себя», то развитие орфографической зоркости повышается.
Есть ещё вид диктанта с постукиванием (но не контрольный). Во время диктанта постукиваю по столу в тот момент ,когда произношу слово с какой-либо орфограммой. Это постукивание заставляет ученика думать, вспоминать орфограмму. Все выше перечисленные приёмы позволяют предупредить ошибки, развивают орфографическую зоркость, самоконтроль.
Таким образом, включая в работу игровые упражнения, я активизирую познавательную активность учащихся, прививаю интерес к предмету, воспитываю взаимовыручку, чувство товарищества, коллективизма.