ДокладФормирование патриотизма юных граждан на традициях прошлого и опыта современности


"Формирование патриотизма юных граждан на традициях прошлого и опыта современности"
Зам. директора по ВР – Абдурахманова Г.Т.
“Как нет человека без самолюбия, – так нет человека без любви к отечеству, и
эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека...”
К.Д. Ушинский.
Патриотическое воспитание на сегодняшний день является одной из актуальнейших проблем государственной политики, потому что Россия остро нуждается в людях, которые честно, с полной отдачей будут выполнять профессиональные задачи, принося пользу обществу.
Что есть патриотизм? Можно долго спорить, любовь ли это к родине (привязанность к месту рождения), или государству, или же, может, целый комплекс ощущений, мыслей, желаний, идей, целое мировоззрение, индивидуальное для каждого. И первое, и второе, и третье, и даже неназванное четвертое – все будет верным. Суть понятия патриотизма, вероятно, зависит лишь от того, кто этим понятием оперирует и в каком контексте.
Как пробудить в ребенке чувство к Родине? Именно «пробудить», потому что оно есть в каждой душе, и его надо взрастить, усилить. Нельзя заставить любить Отечество. Любовь надо воспитывать.
Поэтому перед школой стоит следующая цель.
Цель: воспитывать любовь к Родине, приобщать их к социальным ценностям – патриотизму, гражданственности, исторической памяти, долгу; формировать основы национального самосознания.
Для достижения цели по патриотическому воспитанию школа решает следующие основные задачи: ( эти задачи вы видите на слайде)
Задачи:
         изучать историю своего края;
         воспитывать чувства любви, гордости за свою Родину, готовности её защищать;
         развивать у подростков уважения, милосердия и сочувствия к ветеранам войны и труда, семьям погибших защитников Отечества, престарелым людям;
         создавать необходимые условия для воспитания патриотизма, как духовной составляющей личности гражданина.
Из прочных кирпичиков: любви к Родине, уважения к женщине, любви и почитания матери, сохранение семейных уз, уважение к традициям наших предков, добра и милосердия, памяти о нашем героическом прошлом – складывается великое чувство патриотизма. И я хочу выделить основные ступени формирования патриотизма.
Первая ступень формирования патриотизма.
Зарождается патриотизм с формирования родственных чувств к своей семье: маме, папе, бабушке, дедушке, ближним и дальним родственникам.
Вторая ступень патриотизма - идёт через воспитание любви к Малой Родине – деревне, городу, ученическому коллективу, местным традициям и истории. Без чувства Малой Родины нет и большого патриотизма.
Третья ступень - формирования патриотизма – воспитание любви к Отечеству, народу, его истории, культуре, традициям.
И в школе созданы все соответствующие условия для формирования чувств любви к Родине, краю, городу, школе, своей семье, для развития интереса к спорту.
Потому, что именно в школьном возрасте наиболее целесообразно приобщение детей к патриотизму и гражданственности.
Правильное определение цели и задач гражданско-патриотической работы помогает выбрать оптимальные методы и формы организации воспитательных мероприятий. На данный момент Школа работает в этом направлении, где уже имеет свой опыт, достижения, имеются победы и результаты.
Педагоги успешно решают вопросы обучения и воспитания школьников, как граждан, патриотов своей Родины через уроки, внеклассные мероприятия, спортивные соревнования, военизированные эстафеты.
Как видим, задача подготовки защитников Родины, стоящая перед нами, педагогами, весьма сложная и ответственная. Каждый учитель в школе должен пересмотреть как, с помощью каких средств, методов и приемов привить современному школьнику чувство патриотизма, которое гарантировало бы укрепление территориальной целостности России; любовь к ней; защиту Родины, как в мирное, так и в военное время .
Работа по патриотическому воспитанию в нашей школе идет по четырем системообразующим направлениям:
Основные направления нашей школы.
1 направление. 
Воспитание на боевых традициях народа и Вооруженных Сил.
Данное направление включает в себя следующие мероприятия:
Мероприятия по увековечиванию памяти павших в борьбе за независимость нашей Родины (митинг и школьный парад смотра строя и песни, которые традиционно проводятся на территории школы у памятника «Неизвестного солдата» ).
Проведение уроков Мужества, классных часов к Дням Воинской славы, встреч с ветеранами Великой Отечественной войны.
Символы и атрибуты Российского государства;
Проведение  военно-спортивной игры «Молодо не – зелено», «Зарница», «Только тот мужчина», «В бой идут одни малыши», а также других праздничных мероприятий, посвященных великим праздникам    
  В патриотическом воспитании подрастающего поколения велика роль ветеранов Великой Отечественной войны и локальных войн, военнослужащих, работников правоохранительных органов. Традиционным является связь со школой ветеранов ВОВ и труда, проживающих в микрорайоне школы. Выступления на уроках мужества, их рассказы о сражениях с врагом, о подвигах боевых друзей.
Площадкой для формирования настоящих защитников Отечества, патриотов Родины является  ряд мероприятий, которые проходят в школе и городе, такие конкурсы как: смотры песни и строя, конкурс патриотической песни, тематические конкурсы художественной самодеятельности
2 направление. Историко-краеведческая работа
Традиционно важное место в системе воспитательной деятельности школы занимает школьный музей. Основная цель работы школьного музея: создание условий для развития познавательной активности и коммуникативной культуры учащихся, а также активной гражданской патриотической жизненной позиции, направленной на сохранение исторических, культурных и нравственных ценностей и традиций истории малой родины, их приумножение и развитие.
Знание истории своего края обогащает духовно, развивает чувство патриотизма, гордости за свой народ. В этом направлении проводятся разнообразные мероприятия:
– экскурсии в краеведческий музей, школьный музей,  – уроки-знакомства с памятниками края; – изучение декоративно-прикладного искусства;
-знание и уважение к традициям наших предков, изучение праздников и обычаев.
III направление. Взаимосвязь школьного и воинского коллективов.
Работа по данному направлению осуществляется через руководство военно-прикладными кружками и секциями, совместную организацию оборонно-спортивных лагерей, военно-полевых сборов, встреч с военнослужащими. Данные направления являются военно-патриотическими воспитательными комплексами. 
Специальный раздел в предмете ОБЖ – ОСНОВЫ ВОЕННОЙ СЛУЖБЫ призван закрепить уже имеющиеся у обучающихся знания по допризывной подготовке, привести их в систему, дополнив новыми знаниями, научить применять на практике, полученные на уроках знания и умения – иными словами, сформировать умения и навыки военно-прикладного характера. 
4 направление. Воспитание на культурных традициях народа
– уроки гуманитарного цикла;
– организация и проведение тематических вечеров, бесед; – изучение обычаев, традиций, праздников своего народа «Навруз», «Сабантуй», «Масленица»и др; – изучение своей семьи, составление генеалогического дерева семьи «Моя родословная», «Шежере байрым»; – встречи с представителями религиозных конфессий, организация и проведение диспутов, дискуссий на нравственные и этические темы
Все эти мероприятия повышают интерес учащихся к истории Отечества, дают понимание значимости роли простого человека в исторических событиях, способствует воспитанию уважительного отношения к старшему поколению, любви к Родине, чувству долга и патриотизма
Данная система патриотического воспитания, созданная в нашей школе, реально помогает управлять процессом подготовки обучающихся к защите Родины, придает всей проводимой работе системность, последовательность и целенаправленность, обеспечивает преемственность в организации и развитии военно-патриотической деятельности школьников. Понимая всю сложность вопроса патриотического воспитания, мы считаем , что школа должна принять на себя основную нагрузку по патриотическому воспитанию подрастающего поколения, ведь именно здесь наше будущее, будущее нашей Родины. Остаюсь при мнении, что воспитание гражданина – патриота стратегическая цель школы, была, есть и будет. Патриотическое сознание наших граждан остается важнейшей ценностью, одной из основ духовно – нравственного единства общества. Воспитать человека любящим свою землю, свой народ, быть готовым к защите своей Родины – очень непростая задача. Но она, безусловно, осуществима, если мы, педагоги, будем выполнять ее с любовью и добротой, не забывая мудрых слов: “Ученик – это не сосуд, который нужно наполнить знаниями, а факел, который нужно зажечь!”