Формирование орфографических навыков у обучающихся с ОВЗ
Тема самообразования:Формирование орфографического навыка у обучащихся старших классов с легкой умственной отсталостью.
Актуальность выбранной темы Проблема орфографической грамотности обучащихся с легкой умственной отсталостью остается одной из центральных проблем обучения письму. Актуальность темы самобразования исходит из того, что, письмо вызывает значительные затруднения у обучащихся как начальных, так и старших классов с интеллектуальными нарушениями. Процесс формирования навыков письма у учащихся этой категории имеет свои специфические особенности. Данной проблемой занимались различные авторы, такие как Алгазина Н.Н., Бельдина Е.В., Гвоздев А.Н. Но, достижение высокого качества орфографических навыков по-прежнему остается одной из наиболее сложных задач обучения письму. Проблема обучения детей грамоте всегда стояла чрезвычайно остро в педагогике и в социальной жизни, так как грамотность народа – это его оружие в борьбе за культуру. Поэтому и ученые и учителя ищут новые, более эффективные подходы в организации процесса работы над формированием орфографических навыков. Особо важное значение имеет выработка орфографических навыков, основанных на сознательном использовании грамматических знаний, применение орфографических правил, предполагающих активную мыслительную деятельность учащихся.
Диагностика была осуществлена после проведения контрольного диктанта среди обучающихся 6 и 8-х классов, т.к. в результате анализа было выявлено, что большее количество ошибкок допушенных учениками носят орфографический характер.Цель - определение содержания работы по формированию орфографических навыков у обучащихся старших классов с легкой умственной отсталостью. Срок работы по теме самобразования:1 этап – 2016-2017 учебный год2 этап – 2017-2018 учебный год
Методы и задачи:Задачи исследования:1. Исследование проблемы формирования орфографических навыков у обучащихся старших классов с умственной отсталостью легкой степени.2. Практическое исследование состояния орфографических навыков обучащихся старших классов с умственной отсталостью легкой степени.3. Разработка методического пособия для формирования орфографического навыкаобучающихся старших классов с умственной отсталостью легкой степени. Методы исследования:- теоретический анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования; - количественный и качественный анализ результатов исследования.
Орфографический навык – это навык письменной речи. По словам Д.Н Богоявленского, орфографический навык, как и любой другой, – это «автоматизированные компоненты сознательной деятельности. Сознательная деятельность осуществляется на основе знания правил и правильного их применения». По определению М.Р. Львова, орфографический навык – это навык или способность, умение быстро обнаруживать в тексте, в словах и их сочетаниях орфограммы и определять их типы. Орфографический навык предполагает также умение обнаруживать ошибки, допущенные при записи. Другими словами, орфографический навык – это «выработанная способность обнаруживать те места в словах, где письменный знак не определяется произношением». Значительная сложность овладения правилами правописания заключается и в том, что умственно отсталые школьники, вследствие нарушения познавательной деятельности, не чувствуют орфографической трудности в слове, не понимают значения правил, необходимости применения их на письме, поэтому редко задумываются над тем, как пишется то или иное слово, не умеют использовать рекомендуемые правилом приемы для определения нужной орфограммы.
Условия, необходимые для формирования орфографических навыков, таковы:- высокий научный уровень преподавания орфографии;- связь между формированием орфографических навыков и развитием речи;- знание орфографических правил;- знание схемы применения правил (схемы орфографического разбора) и умение производить орфографический разбор, способствующий применению правил;- упражнения, отрабатывающие умения применять орфографическое правило.
Алгоритм сформированности орфографического навыка1. нахождение орфограммы и установления ее типа2. определение в какой части слова находится орфограмма3. изменения слова или подбор других слов с такой же морфемой4. нахождение среди подобных слов того, где звук находится в сильной позиции5. обозначение звука в слабой позиции буквой, которой передается звук в сильной позиции в той же части слова.
Результаты проведенных заданий
Приемы:1) Списывание . Рассмотрим комплексные виды списывания:Списывание со вставлением пропущенных букв;Списывание с подбором подходящих по смыслу слов из данных ниже;Восстановление деформированных предложений и текста. Выборочное списывание. Оно заключается в списывании слов на определённое правило, на одну орфограмму.Составление из имеющихся букв или слогов слов и списывание только тех слов, к которым применимо правило.2) Диктант. В школе используют следующие виды диктантов:Предупредительный диктант, при записи которого сначала объясняют услышанные орфограммы, а затем записывают.Объяснительный диктант помогает уже после записи проверить правильность написания слов с орфограммами.Выборочный диктант подразумевает запись только определённых слов или словосочетаний с изучаемой орфограммой.Самодиктант, или письмо по памяти. Обучающиеся запоминают текст, воспринятый зрительно или на слух, и затем пишут его самостоятельно. Проверочный диктант. Цель - выяснить уровень владения обучащимися только что изученным правилами.3) Лексико-орфографические упражнения. Сюда относится работа со словарями, для точного написания слов и уточнения его значения, что пополняет и активизирует словарный запас детей. 4) Работа с дидактическими пособиями позволяет организовать более сжатое закрепление и повторение изученных орфограмм, а так же знакомит учащихся с литературными произведениями, что способствует обогащению их словарного запаса и воспитанию интереса к языку. 5) Творческие письменные работы. К ним относятся изложения и сочинения.
Использование ребусов. (ОПЯТЬ) (ОКРЕСТНОСТЬ)В сочетаниях СТ, СН дети обычно на письме вставляют мягкий знак.
Игра «Лесенка» ЗМ ЯПЛ ТАЗВ ЗДАСВ СТОКХЛ ПУШКАСВ ТЛЯЧОК{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}ЗМЯПЛТАЗВЗДАСВСТОКХЛПУШКАСВТЛЯЧОК
Игра «Игротека». Например: "Начинай с буквы П"Свободное от деревьев место в лесу.Слово, противоположное по значению слову кривой.Грязное место на одежде.Часть туловища от шеи до руки.Место для игр.Насекомое, дающее мед.Тот, кто готовит пищу.Тот, кто пасет стадо.Детеныш птицы.(Поляна, прямой, пятно, плечо, площадка, пчела, повар, пастух, птенец).{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}ППППППППП
Практическая значимость Результаты проведенной диагностики подтвердили необходимость проведения коррекционной работы по формированию орфографических навыков у обучащихся старших классов с легкой умственной отсталостью на урокахписьма и развития речи. Практическая значимость работы заключена в следующем: результаты проведенного исследования, а также содержание работы по формированию орфографических навыков у обучащихся старших классов с легкой умственной отсталостью на уроках письма и развития речи могут быть использованы учителями школ для обучающихся с ОВЗ.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!