Пути преодоления школьной неуспешности в период обучения чтению и при отработке навыков чтения
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Факультет повышения квалификациии переподготовки педагогических кадров
ВЫПУСКНАЯ РАБОТА
курс: “Профилактика школьной неуспеваемости”
Тема: “Пути преодоления школьной неуспешности
в период обучения чтению
и при отработке навыков чтения.”
Выполнила: учитель начальных классов
Быкова Г.А.
Место работы: ГОУ СОШ № 436
ЮВОУО г. Москвы
Руководитель:_____________________
Москва 2007
Пути преодоления
школьной неуспешности
в период обучения чтению
и при отработке навыков чтения
СОДЕРЖАНИЕ:
Введение.
Основная часть:
1. Приёмы успешного овладения чтением в период обучения грамоте.
2. Эффективные приёмы по формированию навыков чтения.
3. Чтение “про себя” - формирование читательской
самостоятельности.
4. Рубежный контроль и процесс формирования навыка чтения
вслух.
Заключение.
Список использованной литературы
Введение.
Овладение учащимися навыком осознанного, правильного и выразитель-ного чтения является одним из важнейших общеучебных умений, от которого во многом зависит успешность дальнейшего обучения.
Литература является богатейшим источником познания жизни и инструментом воздействия на все стороны человеческой личности. И именно через чтение человек познаёт окружающий его мир. Нет необходимости доказывать, что чтение определяет и общее развитие человека, и успешность обучения его не только в школьные годы.
В “Программе для учреждений образования ”говорится: «Литература как искусство слова, имеет свои функции (воспитательную, образовательную, коммуникативную, эстетическую) и воздействует не на отдельные стороны психики человека, а на личность в целом. С помощью литературы можно воспитать у ребёнка высокие нравственные качества, развить эмоциональную сферу, творческие способности. Литературное чтение в начальной школе – первое звено в системе единого курса литературы».
Но формирование умения читать осложняется в настоящий момент наличием большого информационного пространства, которое вытесняет печатные издания из жизни современного человека.
Педагоги-учёные основную причину неуспеваемости школьников видят прежде всего в несовершенстве методов и приёмов преподавания.
Главная задача учителя в учебном процессе - это, используя как традиционные, так и инновационные формы, методы и приёмы, помочь ученикам преодолеть возникающие трудности к чтению и желание встречаться с книгой как можно чаще.
Психологическими причинами, лежащими в основе неуспеваемости, по мнению И. В. Дубровиной и других психологов, считают недостатки в познавательной деятельности и развитии мотивационной сферы детей.
О таких учащихся можно сказать, что они не умеют учиться.
Поэтому учителю необходимо вместе с психологом изучать личность и находить причины неуспеваемости каждого ученика с целью их устранения.
Основная часть
1. Приёмы успешного овладения чтением в период обучения грамоте.
На сегодняшнем этапе образовательного процесса представлено достаточно большое количество методической литературы по формированию навыков чтения у учащихся младших классов. Однако, во всём её многообразии, учителю необходимо выбрать те пособия, которые помогут ему в эффективном обучении чтению в период обучении грамоте и формировании навыков чтения маленьких учеников для дальнейшего их успешного развития.
Исходя из актуальности данной проблемы, творческая группа методического объединения учителей начальных классов средней общеобразовательной школы №436 г. Москвы создала несколько дидактических пособий в помощь учителю начальных классов для формирования и развития навыка чтения ”Уроки русской грамоты” и “Читарик”. А также для контроля за качеством чтения – это “Читательский дневник” и “Тренажёр по чтению” для учащихся 1-4 классов.
(Издательство “ЮВЕНТА”)
С первых школьных шагов ребёнка, с периода обучения грамоте принципи-ально важно привить любовь к чтению младшему школьнику, заинтересовать изу-чаемым предметом, чтобы в дальнейшем формировать прочный навык чтения у учащихся с разной мотивацией..
Ребёнок, открывающий Азбуку, хочет уметь читать. Но когда малыш учится сливать звуки, когда за минуты он осиливает 5-10 коротких слов, труд чтения ста-новится невыносимо тяжёлым.
Поэтому наших маленьких школьников уже в первый учебный день встречают ”Уроки русской грамоты” (авторы Н. Алдошина, Г. Быкова, Н. Куракина, Т. Мишакина, С. Чижикова) и “Читарик”( автор Н. Алдошина).
Они помогают детям научиться осознанно читать, готовят их к письму, расширяют словарный запас, прививают самостоятельность. Эти пособия отлично дополняют друг друга и делают процесс обучения чтению увлека-тельным, разнообразным по характеру используемых приёмов и методов.
Мощным источником совершенствования процесса обучения чтению является игра. Тягу ребенка к игровой деятельности нужно поощрять, используя для нужд обучения!
Но для того, чтобы учитель мог применять игры успешно, он должен хорошо знать, что любая игра развертывается в условной, воображаемой ситуации.
Например, ученики должны прочитать два столбика слов. В одном приводятся названия «взрослых» животных , в другом – имена малышей. Если учитель просит прочитать слова парами, то он ставит перед детьми учебную цель по чтению – прочитать. Если же учитель подскажет детям воображаемую ситуацию В лесу темнеет. Все зверята заигрались, и теперь в сумерках, они не могут найти дорогу домой. Родители страшно волнуются. Давайте поможем малышам найти самую короткую дорогу к папе с мамой. В игре должна звучать похвала: «Ты очень быстро спас тигренка.»
Игра расширяет кругозор детей, способствует развитию правильного, осознанного, беглого, выразительного чтения; способствует совершенствованию способа чтения (от плавного слогового к чтению целыми словами).
Примеры игровых моментов на уроках обучения грамоте:
1. «Слоговой аукцион»: - закончить слово, например, ба(ня), ка(ша)
- (помоги слову один слог пропущен) валёк, дика
- придумать слова, начинающиеся со слога бу -, ми -
- измени слово (убрать один слог так, чтобы получилось
новое слово: например, смородина, бабочки)
2.«Волшебные превращения»: - превратить односложные слова в двух-, трёх
сложные, например, ключ, ключик, ключики
- изменить слово так, чтобы последний слог стал
первым, например, рыба – бабочки
- составить из одного слова несколько других,
на пример, ствол (стол, вол)
3. « Узнай, кто спрятался?»: На плакате пишу 4-5 рядов букв (25 слов). Дети вы
бирают нужные буквы, составляют слова и опреде
ляют, кто же играет с ними в прятки: звери, птицы,
насекомые, растения, грибы.
4. «Что растёт в лесу?» Среди множества написанных слов, выбираются
слова на заданную тему.
Кроме того, игра развивает восприятие, внимание, память, мышление, стимулирует интерес к чтению. Поэтому использование игр и игровых моментов в каждом классе необходимо на уроках литературного чтения.
Отличительной особенностью этой учебной литературы является наличие разноуровневых заданий, которые дают возможность чувствовать себя уверенно на уроке учащимся с разной мотивацией.
Дифференцированная работа на уроке также помогает младшим школьникам представить описанные автором события.
Ещё К.Д. Ушинский утверждал, что «деление класса на группы, из которых одна сильней другой, не только не вредно, но и даже полезно, если наставник умеет, занимаясь с одной группой, сам давать двум другим полезные самостоятельные упражнения».
Учащиеся низкого уровня обучаемости усваивают материал после многократных упражнений и не всегда в полном объёме, затрудняются в выделении существенного, закономерного после общей тренировочной работы со всем классом, выполняют задания репродуктивного характера; овладевают знаниями за более длительное время, чем предыдущая группа учащихся.
Комплектование групп-уровней проводится на основе критериев, описанных выше. Деление класса, негласно и условно, так как состав групп не постоянен. Динамика читательских умений является основанием для перевода в другую условную группу. Для удобства каждая группа получает название, не раскрывающее напрямую дифференциации. Например: «Зайчики», «Ёжики» и «Колобки» или «Ёлочки», «Берёзки», «Дубки» или «Красные», «Синие», «Белые» и т.п. При выборе названия учитывается возраст и желание учащихся. Так, первоклассники предпочитают названия сказочных героев, игрушек и т.д. Для второклассников и учащихся более старшего возраста в название можно вкладывать более абстрактную классификацию, связывая её с содержанием понравившихся произведений или героев. Выбранные названия можно использовать в течение одного или нескольких уроков, при этом в рамках одного урока названия групп-уровней сохраняются. На последующих уроках группы, по желанию, могут поменяться этими названиями.
Очень важным по реализации дифференцированного обучения заключается в подборе разноуровневых заданий к каждому изучаемому тексту.
В последние годы в методике обучения литературному чтению появилось немало подходов и идей. Они позволяют заинтересовать учащихся предстоящим чтением, создают атмосферу поиска, расширяют границы творческой активности школьников.
Так, для учащихся низкого уровня обучаемости подбираются задания репродуктивного характера, например:
- прочитай текст;
- подчеркни (отметь) непонятные слова;
- отметь трудные для чтения слова;
- прочитай и расставь ударения;
- выдели все гласные в слове и прочитай без ошибок;
- просмотри каждое слово до конца и назови его целиком;
- прочитай все восклицательные, вопросительные предложения;
- выполни задания, данные после текста;
Таким образом, эти задания направлены на овладение и совершенствование навыка чтения учащихся, создание ситуации успеха для слабочитающих детей.
Для учащихся среднего уровня обучаемости можно предложить задания конструктивного характера. Таковыми могут быть задания вида:
- подбери другой заголовок рассказа;
- на карточке напечатана часть текста, которую мы сейчас прочитали, но с про
пущенными словами – впиши по памяти недостающие слова;
- распространи предложение ;
- на отдельных полосках бумаги написаны разрозненные предложения; составь
из них текст;
- на доске помещена часть текста, найди лишнее предложение, проверь по книге;
- на карточке написана часть текста, но одно предложение пропущено – догадай
ся, какое и где, сверь по книге;
- подчеркни в каждом предложении самые главные по смыслу слова, расставь
паузы, прочитай выразительно.
Подобные задания направлены на формирование познавательного интереса и осознание читаемого, совершенствование речевых умений.
Для учащихся высокого уровня обучаемости подбираются задания исследовательского характера, например:
- почему это произведение можно отнести к сказке (стихотворению, рассказу ..?)
- какое настроение передаёт автор в первой части, во второй, в третьей?
Какими средствами?
- прочитай рассказ по ролям;
- почему текст так называется? Докажи;
- отметь в тексте кульминацию повествования;
- какие сказочные элементы присутствуют в этом тексте?
- подготовь сценарий данного текста;
- выбери группу исполнителей и создай по отрывку живую картинку; докажи,
почему именно так она должна выглядеть.
Эти задания способствуют осознанию идеи произведения и развитию творческих способностей.
Младшим школьникам даются разноуровневые задания и они выполняют задания того уровня, с которыми могут справиться.
Дифференцированные задания могут выполнятся не только индивидуально, но и в группах.
Использование на уроках перечисленных упражнений, приёмов помогают сделать урок интересным, активизировать познавательную деятельность учащихся, привить им любовь к урокам чтения и к чтению в целом.
2. Эффективные приёмы по формированию навыков чтения.
Словосочетание «навык чтения» прочно вошло в школьную жизнь. Оно охватывает сложный комплекс умений и навыков. Навык чтения – это умение понимать смысл читаемого текста (осознанность, понимание прочитанного); способ чтения (по буквам, по слогам, словами и по слогам, словами); умение правильно читать (без технических ошибок и искажений); выразительность чтения, ориентированная на знаки препинания и содержание текста; темп, скорость чтения, которые зависят от множества факторов. Каждый из компонентов, входящих в состав навыка чтения, сначала формируется у ребёнка, отрабатывается как умение, а затем посредством разнообразных упражнений, постепенно поднимается на уровень навыка, а это значит, что ребёнок научился читать без напряжения, полуавтоматически или автоматически.
Ведущее место в комплексе умений и навыков чтения занимает такой компо-нент как осознанность, понимание того, что ребёнок читает. И это не удивительно, ведь чтение осуществляется ради того, чтобы получить определённую информацию, узнать что-то новое, наконец, получить удовлетворение от самого процесса чтения, от знакомства с произведением словесного искусства. Именно поэтому тексты на начальном этапе обучения чтению должны быть короткими, фразы – простыми, слова – знакомыми, шрифт крупный.
Осознанность чтения – это понимание читающим:
основного смысла всего содержания текста, т.е. осознание читающим содержания и своего отношения к прочитанному;
содержания и смысла отдельных частей текста (абзацев, эпизодов, глав), не только того, о чём говорится в данной части, но и что этим сказано;
содержания каждого предложения, входящего в состав текста, а также смысловой связи между предложениями;
слов, употреблённых как в прямом, так и в переносном смысле.
В своей работе по формированию навыков чтения я использую разнообраз-ные приёмы и методы.
Вот самые эффективные, при которых были получены неплохие результаты.
Главный из них – это многочтение, такой приём, при котором ученик, отвечая на тот или иной вопрос, обращается к тексту вновь и вновь. При этом глубина погружения в художественный текст увеличивается, возрастает интерес к чтению.
Эту работу нужно начинать уже в первом классе на уроках обучения грамоте в игровой форме, используя следующие упражнения:
- чтение слов, начинающихся с указанной буквы(со слога);
- чтение слов, начинающихся с большой буквы;
- чтение слов-названий животных (деревьев, овощей, мебели, транспорта);
- прочитать первое (последнее слова в предложении);
- прочитать двух(трёх-, четырёх-) сложные слова;
- прочитать слова в предложении, которые надо прочитать громко (тихо), быстро (медленно);
- прочитать ответ на вопрос;
- прочитать слова определённого героя.
Задания этого типа направляют на главную сущность чтения – соотношение звукового образа слова с его графическим образом, на целостное восприятие образа слова. Навык чтения словами формируется медленно. Для того, чтобы читать со скоростью, с какой мы говорим, большинство слов в тексте должно быстро опознаваться, а не собираться по слогам. Для чтения важно накапливание зрительных образов слов.
В каждом классе постепенно задания усложняются.
1. Чтение текста с целью деления на части и составления плана.
2. Чтение по готовому плану.
3. Чтение с сокращением текста (дети не читают предложения или слова, кото
рые можно опустить). Подготовка к сжатому пересказу.
4. Чтение цепочкой по предложению, по абзацу.
5. Чтение с целью нахождения подходящего отрывка к рисунку.
6. Нахождение предложения или отрывка, отражающего главную мысль текста
7. Чтение с целью нахождения отрывка, который поможет ответить на вопрос.
Навык чтения должен быть сформирован в начальной школе.
Одним из приёмов достижения высокой результативности является «жужжащее» чтение. Оно даёт хорошие результаты. При обычной методике учитель опрашивает за урок не более 10 учеников. При этом каждый из них упражняется в течение 1 – 2 минут. При «жужжащем» чтении, когда все ученики читают одновременно вслух, вполголоса, чтобы не мешать товарищам, каждый со своей скоростью в течение 5 минут, время тренажа резко увеличивается.
Для результативности такой работы необходимо давать ребёнку такой текст, который он успеет прочитать за отведённое время. Мне почему-то кажется, что если человек ясно видит конечную цель своей работы, то и работа спорится.
Следует обратить внимание на чтение перед сном. Яркие впечатления от интересной книги перед сном укрепляют вкус к чтению.
Если ребёнок не любит читать, то это значит, что у него при чтении возникают трудности. Ему трудно читать, поэтому он не любит читать. Режим щадящего чтения – это такой режим, когда ребёнок прочитывает 2-3 строчки и после этого получает кратковременный отдых.
Для формирования прочного навыка чтения необходимо развитие оператив-ной памяти. Можно наблюдать такую картину. Ребёнок читает предложение, состоящее из 6-8 слов. Дочитав его до 3-4 слова, забывает первое. Поэтому он не может уловить смысл предложения, не может увязать все слова воедино. В этом случае необходимо развивать оперативную память. Делается это с помощью зрительных диктантов, тексты которых разработаны и предложены профессором И. Т. Федоренко.
Не менее важны коллективные комплексные упражнения: многократное чтение, чтение в темпе скороговорки, выразительное чтение с переходом на не-знакомую часть текста. Все три упражнения проводятся коллективно, то есть читают одновременно все ученики вполголоса.
Многократное чтение проводится таким образом. Учитель устанавливает для всех детей одинаковый промежуток времени. После того, как начало нового рас-сказа прочитано учителем и осознанно детьми, им предлагается начать чтение и продолжать его в течение 1 минуты. По истечению минуты каждый из учеников замечает, до какого слова он успел прочитать. Затем следует повторное чтение этого же отрывка. При этом ученик снова замечает, до какого слова успел дойти и сравнивает с первым результатом. Естественно, что во второй раз он прочитал на несколько слов больше, увеличение темпа чтения вызывает у школьников положительные эмоции, им хочется читать ещё раз.
Чтение с переходом на незнакомую часть текста. Ученикам даётся задание читать этот же отрывок, но уже в необходимом темпе, выразительно. Ребята про-читывают знакомую часть до конца, и учитель не останавливает их. Они переходят на незнакомую часть текста. Ребёнок, несколько раз, прочитавший один и тот же отрывок текста, выработавший уже повышенный темп чтения, при переходе на незнакомую часть продолжает её читать в том же повышенном темпе.
Посещая уроки чтения своих коллег, читая дополнительную литературу и периодическую печать, мы составили список всевозможных упражнений, направ-ленных на формирование навыков чтения. Все виды работ разделила на три групп-пы: задания, направленные на отработку техники, выразительности и осмыслен-ности чтения.
Упражнения для развития техники чтения:
- упражнение «Догонялки» (учитель или быстро читающий ученик читает вслух, остальные шёпотом стараются его обогнать, можно ведущему замолчать и читать про себя, через некоторое время опять начать читать вслух, сверится с детьми, кто обогнал, кто отстал);
- чтение в парах или группах по одному предложению (чья пара (группа) быстрее закончит чтение; чтение в паре тренирует умение распределять внимание и положительно влияет на улучшение качества чтения слабых учащихся);
- динамическое чтение (на доске или карточке записан столбик из 5-7 слов с постепенным увеличением количества букв в словах);
- бинарное чтение (один текст читают два ученика одновременно);
- упражнение «Ловушка» (учитель или хорошо читающий ученик читает знакомый текст и заменяет некоторые слова синонимами; ученики ищут замену);
- упражнение «Прыжки» (чтение через слово);
- упражнение «Самый внимательный» (учитель или ученик начинает читать предложение, дети быстро находят его и дочитывают все вместе);
- упражнение «Первый и последний» (чтение первой и последней буквы в слове; первого или последнего слова в предложении);
- упражнение «Прятки» (нахождение в тексте слова с определённым признаком: начинается на букву а, состоит из двух слогов, с ударением в конце слова и др.);
- упражнение «Кто быстрее?» (на доске написано предложение, на столе рассыпаны тексты; по сигналу учителя ученики ищут в текстах данное предложение);
- упражнение «Фотоглаз»: на доске столбик слов, которые ученики читают определённое время; слова закрываются, дети по памяти называют прочитанные слова;
- упражнение «Найди меня» (на листах написаны строчки букв, между буквами «спрятаны» целые слова, их нужно найти);
- упражнение «Сканирование» (за 20-30 секунд ученики «пробегают» глазами текст в поисках важной информации).
Больное место на уроках чтения – это невыразительное монотонное «бубнение» вместо выразительного чтения. Очень часто ребята допускают ошибки в произношении ; не соблюдают остановок на точках; читают монотонно – на одной ноте; не реагируют на такие знаки препинания, как тире, двоеточие, точка с запятой, кавычки.
Поэтому на каждом уроке должен звучать образец учительского чтения.
Большую помощь в обучении детей выразительному чтению могут оказать небольшие по объёму произведения, написанные в форме диалога.
Под выразительностью чтения следует понимать умение читателя использовать паузу, ставить логическое и психологическое ударение, находить нужную интонацию, подсказываемую знаками препинания, читать достаточно громко и внятно.
Умение выразительно читать формируется на протяжении всей начальной школы. Подготовку к выразительному чтению условно делят на три этапа:
· выяснение конкретного содержания произведения, анализа мотивов поведения действующих лиц, установление идеи произведения, иначе говоря: осмысливание идейно-тематической основы произведения, его образов в единстве с художественными средствами;
· разметка текста: проставление пауз, логических ударений, определение темпа, тона, громкости чтения;
· упражнение в чтении (возможно повторное чтение, пока не удастся голосом передать отношение автора к изображённым событиям и действующим лицам).
Значит, прежде чем прочитать произведение выразительно, надо предварительно изучить его, понять содержание
Упражнения для формирования навыков выразительного чтения:
- чтение труднопроизносимых слов (демократия, экскаватор, эскалатор
- чтение скороговорок;
- выделение голосом то одного, то другого слова в предложении;
- выборочное чтение вопросительных и восклицательных предложений;
- чтение одного предложения с разной интонацией;
- упражнение «Эхо» (учитель читает 1-2 строчки стихотворения, ученики повторяют его с той же интонацией);
- упражнение «Ускорение» (одно предложение повторяется несколько раз, постепенно увеличивая темп и силу голоса);
- чтение под музыку (сначала учитель сам подбирает соответствующую мелодию к тексту; в дальнейшем предлагает ученикам 3-4 фрагмента мелодий – дети должны выбрать ту, которая больше подходит к тексту, и прочитать текст под музыку);
- чтение с настроением (один ученик читает текст, другие должны угадать его настроение);
- упражнение «Замена» (чтение с изменением голоса героя; например, слова кошки голосом мышки);
- чтение по ролям;
- инсценирование;
- конкурс чтецов (ученики готовятся самостоятельно).
Упражнения для понимания смысла текста:
- словарная работа (чтение слов и объяснение их лексического значения);
- озаглавливание текста;
- деление текста на части, составление плана;
- определение темы текста, главной мысли;
- определение типа текста;
- подбор иллюстрации к тексту;
- по иллюстрации определить содержание текста;
- составление диафильма (текст делится на части и распределяется между детьми; ученик читает свой отрывок, выполняет к нему рисунок и делает короткую подпись; все рисунки скрепляются друг с другом и используются для краткого пересказа);
- выборочное чтение (найти в тексте описание героя, природы и др.)
- работа по вопросам учителя, учебника или ученика;
- чтение для подготовки к пересказу;
- упражнение «Пропущенное слово» (учитель читает текст и пропускает одно слово – дети должны вставить слово, подходящее по смыслу);
- восстановление логической последовательности текста (статьи из журналов, газет разрезаются на части, перемешиваются и даются ученику в конверте);
- распространение предложений;
- придумать продолжение рассказа;
- составление кроссвордов по тексту;
- викторины по одному большому произведению или нескольким маленьким;
- мини-сочинения с целью анализа характера или поступка героя;
- подбор загадок к словам из текста;
- подбор пословиц и поговорок, раскрывающих тему текста;
- составление ребусов к словам из текста.
Очень эффективны приёмы «пометки на полях». Они вносят в работу над текстом новизну и разнообразие.
Прием «пометки на полях».
Учеников надо познакомить с рядом маркировочных знаков и предложить им по мере чтения ставить их карандашом на полях специально подобранного и распечатанного текста. Помечать следует отдельные абзацы или предложения в тексте.
Пометки могут быть следующие:
Знаком «галочка» (v) отмечается в тексте информация, которая уже известна ученику. Он ранее с ней познакомился. При этом источник информации и степень достоверности её не имеет значения.
Знаком «плюс» (+) отмечается новое знание, новая информация. Ученик ставит этот знак только в том случае, если он впервые встречается с прочитанным текстом.
Знаком «минус» (-) отмечается то, что идёт вразрез с имеющимися у ученика представлениями, о чём он думал иначе.
Знаком «вопрос» (?) отмечается то, что осталось непонятным ученику и требует дополнительных сведений, вызывает желание узнать подробнее.
Данный приём требует от ученика не привычного пассивного чтения, а активного и внимательного. Он обязывает не просто читать, а вчитываться в текст.
3. Чтение “про себя” - формирование читательской самостоятельности.
В современном мире человек большую часть информации усваивает все же при чтении “про себя”, а не вслух.
Чтение “про себя” - особая форма чтения, обладающая своими механиз-мами образования, психическими особенностями.
Показатели темпа чтения “про себя” должны быть существенно выше, чем
при чтении вслух.
По мнению М.И. Омороковой, показатели скорости чтения “про себя” уже к концу обучения в начальной школе могут достигать 150 - 200 слов в минуту при внимательном чтении и стопроцентном понимании. В 3-4 классах чтение “про себя” должно доминировать, чтобы учащиеся были готовы к обучению в среднем звене. В целях обеспечения успешности дальнейшего обучения более важным представляется не наращивать до бесконечности скорость чтения вслух, а обучить школьников правильному и быстрому чтению “про себя”, помочь учащимся уже в начальной школе овладеть в той или иной степени разными видами чтения: изучающим, просмотровым, поисковым.
Обязательный минимум содержания литературного образования нацеливает учителя на необходимость усиления внимания к решению еще одной задачи – формированию читательской самостоятельности. Уже младшие школьники должны понимать, что книга имеет особое значение в жизни людей, что интерес к чтению является необходимым элементом культуры каждого человека. Этот мотив становится основой для развития читательского умения – чтения про себя. Это будет способствовать развитию читательской самостоятельности младших школьников как качества личности.
Поэтому, для детей младшего школьного возраста нужны такие произ-ведения, которые заинтересуют их, удивят. Способность удивиться событию, явлению для ребёнка очень необходима: из удивления рождается интерес к жизни, жажда познания, умение видеть прекрасное и дорожить им. Младшие школьники ищут в чтении занимательность, сильные эмоциональные переживания. Их воображение захватывают остросюжетные произведения.
В издательстве “Ювента” выпущен ”Тренажер по чтению” ( авторы
Т. Мишакина и С. Гладкова). Главная задача данного дидактического пособия – помочь учителю в формировании навыка осознанного чтения младших школьников про себя. С 2006 года именно такой вид контроля стал использоваться, вытеснив собой традиционную проверку техники чтения вслух. Тексты в тренажере подобраны с учётом усложнения структурных единиц текста, а также содержания. Конечная цель чтения – осмысление прочитанного текста. В пособии к текстам подобраны не только вопросы на восстановление последовательности событий, выявление темы и озаглавливании текста. Наряду с этим в пособии есть вопросы на развитие внимания, сообразительности, логического мышления, установление причинно-следственных связей.
4. Рубежный контроль и процесс формирования навыка чтения вслух.
Важнейшим положением стандарта образования является снятие жестких нормативных требований к скорости чтения (количеству слов, прочитанных за минуту) и усиление внимания к осознанности чтения, предполагающего уяснение учащимся при чтении фактического содержания читаемого.
Сегодня существует достаточное количество различных сборников текстов, специально предназначенных для проверки техники чтения. Однако это не снимает проблемы отбора текстов, так как не всегда тексты в этих сборниках соответствуют определенным требованиям. Тексты, используемые в ходе проверки техники чтения, должны отвечать следующим требованиям:
- иметь прозрачную сюжетную основу;
- состоять из предложений несложной конструкции;
- не включать в свой состав диалоги, пространные описания, стихотворные строки;
- состоять из слов, знакомых детям (прочитанных ими ранее в составе других текстов).
- быть возможно более нейтральным в эмоциональном отношении (возможно
использование доступных ребенку нехудожественных текстов).
Необходимо учесть, что если в тексте содержатся незнакомые ребенку, трудные для чтения слова, темп чтения будет несколько ниже обычного для данного ученика, при этом естественно и не считается за ошибку, если учащийся при встрече с таким словом сделает паузу и попытается прочитать его сначала про себя, шепотом или по слогам. Напротив, это свидетельствует об умении учащегося переносить полученный навык в новые условия. Ошибочными признаются лишь те случаи, когда ребенок не может правильно прочитать слово либо читает его только с помощью взрослого.
В 1-ом классе трудные для чтения слова (например, содержащие большое количество слогов), могут быть заранее отмечены учителем дужками внизу.
С целью обеспечения максимального психологического комфорта проверка проводится в привычной для детей обстановке, в классе, где они учатся. При этом ученик, читающий текст, должен находиться рядом со своим учителем, который и проводит проверку. Лучше, если присутствующий при этом завуч, директор или другой учитель располагается несколько в стороне и, не вмешиваясь в процесс проверки, фиксирует результаты по заранее заготовленной схеме, включающей все существенные компоненты навыка чтения. Нет необходимости также удалять из класса других детей, лучше предложить им какое-то занятие (самостоятельно почитать интересную книгу, выполнить домашнее задание и т. д.). Не стоит слишком фиксировать внимание учащихся на процедуре проверки.
В ходе проверки все учащиеся читают один и тот же текст, при этом желательно не ограничивать читающего жесткими рамками: лучше засекать контрольное время после начала чтения, а не одновременно с ним, чтобы ребенок смог спокойно вчитаться в текст. После окончания контрольного времени нужно, не прерывая читающего, сделать соответствующую пометку в тексте и дать возможность дочитать до конца абзаца.
“Читательский дневник” (авторы Т. Мишакина и Н. Алдошина) представляет собой сборник текстов для учащихся с 1 по 4 класс. Сборник предназначен для организации рубежного контроля за процессом формиро-вания навыка чтения вслух. Сорок текстов подобранны с учётом постепенного усложнения слоговой структуры слов, содержания текстов, разнообразных по темам и жанрам, а также вопросов на понимание содержания прочитанного текстового материала.
Существует целый ряд закономерностей контроля и оценки знаний, на основе которых формулируются соответствующие принципы, ориентирован-ные на достижение удовлетворительного или оптимального результата.
Проверка умения читать вслух в этом случае приобретает прежде всего
функцию контроля за процессом формирования правильного и полноценного навыка чтения, который, характеризуется не только скоростью, но и такими показателями, как понимание смысла прочитанного, способ чтения, правильность и выразительность чтения.
Таким образом, предложенные творческой группой методического объедине-ния учителей начальных классов ГОУ СОШ № 436 г. Москвы дидактические пособия помогают учителям :
- обучать чтению;
- формировать навык осознанного, правильного, выразительного чтения;
- контролировать навык чтения вслух и про себя;
- регулировать качество обученности чтению младших школьников;
- формировать навыки самоконтроля и самооценки учащихся.
Заключение.
Содержание Обязательного минимума определяет практическую направленность процесса литературного образования. Это связано с тем, что приоритетными целями изучения этого предмета является обеспечение высокого уровня речевого развития младшего школьника, культуру его речи и читательской деятельности, интерес к самостоятельному чтению. От сформированности всех этих умений зависит успешность обучения школьника как в начальной, так и в основной школе. Отсюда вытекает существенный вклад уроков литературного чтения в формирование общих умений, навыков, способов деятельности.
Учитывая актуальность данного вопроса, цель данной работы состоит в том, чтобы формировать прочные навыки чтения младших школьников.
Исходя из выше поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:
· изучить психолого-педагогическую литературу по данной теме;
· подобрать наиболее эффективные формы, методы, приёмы по формированию беглого, осознанного, выразительного, правильного чтения;
· выявить уровень сформированности навыков чтения у учащихся класса.
В работах психологов и педагогов Л.И. Божович, Д.Б.Эльконин [1, с.103-109] указывается, что к шести-семи годам у ребёнка появляется осознание своего места в системе общественных отношений (Я- девочка, ученица). У ребёнка появляется потребность выйти за рамки своего детского образа жизни, занять новое, доступное ему место и осуществлять реальную, серьёзную, общественно-значимую деятельность.
Также опираясь на наблюдения и исследования психологов, можно утверждать, что на успеваемость ученика влияет более 200 факторов. Естественно, что все их учесть просто невозможно. Но даже если из 200 отобрать только 40 и исследовать их воздействие на успеваемость ученика, то окажется, что фактором номер один является всё-таки умение бегло читать[5, с.43-54]. Так что чтение действительно – самое главное учение.
Кроме того, психологи утверждают, что ребёнок к первому классу готов к достаточно серьёзной работе над художественным текстом, поскольку неосознанное, художественно-игровое восприятие текста у дошкольников уже способно перерасти в художественно-аналитическое. Именно с шести-семи лет у ребёнка уже может формироваться осознание своих представлений и переживаний при чтении художественного текста и осмысление содержания, а главное в этом возрасте у него появляется способность наслаждаться художественным словом.
В этом возрасте идёт чрезвычайно быстрое развитие эмоциональной сферы, так называемого чувственного интеллекта.
Обращая внимание на эту способность младшего школьного возраста, учитель может добиться высокой эффективности в своей работе по литературному чтению.
Список использованной литературы
1. Бугрименко Е.А., Цукерман Г.А. Чтение без принуждения. М., 1993.
2. Быстрова Н.Л. Обучение динамическому чтению. Из опыта работы// Начальная школа.- 1994.-№11.
3. Горбушина Л.А. Обучение выразительному чтению младших школьников: Пособие для учителей:-М., 1981.
4.Заика Е.В. Упражнения для формирования навыков чтения у младших школьников. Вопросы психологии. М., 1995. - №6.
5. Занков Л.В. Избранные педагогические труды. О начальном обучении. М., 1990.
6.Иванихин В.В. Почему у Ильина читают все? Книга для учителя.-М., 1990.
7. Одегова В.Ф. Дифференцированная работа при чтении художественного произведения//Начальная школа.- 2004.- №2.
8. Пальченко И.Т. О совершенствовании навыков чтения.
9. Программа для учреждений, обеспечивающих получение общего среднего образования с русским языком обучения с 12-летним сроком обучения 1-4 класса (литературное чтение). Мн., 2004 г.
10 .Сушко Э.А. Овладение чтением: суть процесса и возможности оптимизации//Психология.- 2006.- №1
11. Ушинский К.Д. Сборник сочинений. Том 1-2. М.,1952.
12 . Худенко Л.А. Как научиться учиться: школьнику младших классов. 1995.
13. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. Как научить детей читать. М., 1989
13PAGE 15
13PAGE 142015
·15