Сборник заданий по отработке орфографических умений и навыков с комментариями и ключами.
ТЕСТ 1.
Повтори правила:
1. Правописание слов с удвоенными согласными.
2. Правописание предлогов.
3. Правописание частиц не, ни, ли, бы
4. Правописание -н- и –нн- в суф прилагательных.
5. Правописание приставок рас-, не-, ни-, пре-, при-
6. Словарные слова
Задание 1. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки, запишите Ваш вариант.
Инт(е,и)(л, лл)(е, и)генция, инт(е, и)(л, лл)(е, и)ктуальный, (в)последстви(е, и) увид(е, и)т, (не, ни)смотря, на угрозу, (в)течени(е, и) всего пр(е, и)бывания в город(е, и), вряд(ли) ему присни(т, ть)ся, (не, ни) кто иной, как Печ(о, е)рин, ко(м, мм)ун(е, и)кабельный, быть на к (а, о)нференци(е, и), (не, ни) кто иной не способен на это, ма(с, сс)онская ложа, в(и, е)н(е, и)грет, герой-пр(е, и)дпр(е, -и)н(е, и)матель, фал...ш..., гу(м, мм)анизм и исти(н, нн)ый п(а, о)три(а, о)тизм, сплетня о сума...ше...стви(е, и) главного героя п....е(с, ес)ы, карась-ид(е, и)алист, балова(н, нн)ый ребенок, сведения о пред (и, ы)стори (и, е), с(е, и)нт(е, и)ментальная история, вое(н, нн)ая к(а, о)мпания, (е, и, э)гоист (по)н(е, и)вол(е, и), жизнь к(а, о)нтр(а, о)бандистов, без(и, ы)ску(с, сс)тве(н, нн)ый, гости(н, нн)ая, выйти (за)муж (по)ра(с, сс)(ч, щ)(е, о)ту, (не,ни)ра(с,сс)(ч,щ)итывая на успех, говорить (по)русски, в то(же) время, скажи, что (бы) он пришел, он придет, что(бы) (не)(ни) случилось, (по)исти(н,нн)е, буду...щий д(е,и)кабрист, издавн(а, о), нравстве(н,нн)ость, (не)(пре,при)емл(е,и)мый, приехать (из)(за) границ(и, ы), мирово(з, зз)рение Базарова, старуха пр(а, о)цент(ч, щ)ица, ранение под (б)(Б)ородин(о, ы)м.
Задание 2. Еще раз внимательно прочитайте слова и словосочетания из задания 1. Некоторые из них должны напомнить Вам кое-что из русской классики. Постарайтесь найти эти слова и выражения, назовите соответствующие им художественные произведения.
Ключ
Проверь себя
ТЕСТ 1.
Задание 1.
Интеллигенция, интеллектуальный, впоследствии увидит, несмотря на угрозу, в течение всего пребывания в городе, вряд ли ему приснится, не кто иной, как Печорин, коммуникабельный, быть на конференции, никто иной не способен на это, масонская ложа, винегрет, герой-предприниматель, фальшь, гуманизм и истинный патриотизм, сплетня о сумасшествии главного героя пьесы, карась-идеалист, балованный ребенок, сведения о предыстории, сентиментальная история, военная кампания, эгоист поневоле, жизнь контрабандистов, безыскусственный, гостиная, выйти замуж по расчету, не рассчитывая на успех, говорить по-русски, в то же время, скажи, чтобы он пришел, он придет, что бы ни случилось, поистине, будущий декабрист, издавна, нравственность, неприемлемый, приехать из-за границы, мировоззрение Базарова, старуха-процентщица, ранение под Бородином.
Задание 2. Запишите словосочетания напротив произведений, откуда они взяты.
_____________________________ М.Лермонтов "Герой нашего времени"
__________________________________________ Л.Толстой "Война и мир".
_______________________________________ Н.Гоголь "Мертвые души".
_______________________________________ А.Грибоедов "Горе от ума".
______________________________________М.Салтыков-Щедрин. Сказки.
_______________________________________И.Тургенев "Отцы и дети".
__________________________ Ф.Достоевский "Преступление и наказание".
Проверьте себя, заглянув в ключи. Выполни работу над ошибками по схеме:
Слово, где допущена ошибка
Правило
Пример
Если в задании 1 количество Ваших ошибок равно 0 Вас можно поздравить: Вы владеете орфографическими нормами, но не стойте на месте, совершенствуйте и углубляйте знания и навыки.
Если ошибок 2-5 Вам необходимо хотя бы в течение месяца потренироваться в письме. Это можно сделать самостоятельно, вооружившись орфографическим словарем и, например, практическим пособием по русскому языку Д. Розенталя. Если Вы способны увидеть сами свои "слабые" места, то без труда найдете в пособии нужные Вам упражнения. И учтите: регулярное чтение, обязательная письменная тренировка (пишите хотя бы письма!) поможет Вам вновь обрести "форму" и не терять ее в дальнейшем.
Если ошибок более 6 дело Ваше плохо. Вы дорожите своей репутацией? Вас унижает незнание родного языка? Необходимо повторить все правила и учиться применять их на практике. Выясните специфику Ваших ошибок и поработайте над этим правилом, выполняя работу над ошибками в таблице.
ТЕСТ 2.
Задание 1. Перепишите текст, вставляя пропущенные буквы и расставляя знаки препинания.
Очень мне х..телось увид...ть как садятся на насест фазаны. Я лиш... вид...л как один петуш...к подпрыгнул над землей подб...жал к моему шалашу громк... зацокал и пол...тел на дерево. Н...мног... спустя ра...двинулис... кусты н...против моего шалаша и на полянк... показался высокий вз...ероше...ый ком. Ком этот гремел словно обвеш...ный погремушками и хрюкал как п...р...сен...к. К...бан? Нет. К...бан б...льшой дли...ый и почти ч...рный а этот круглый и видимо рыжий. Камыш...вый кот? Пока я так думал зверь выш...л на осв...щен...ую лужайку. В гербе какого (то) государства был помещ...н такой иглошерст...ый т...лстяк с тупой как у моржа мордой.
(В. Архангельский)
Повтори правила:
О, Ё после шипящих и Ц
Правописание Ь
Правописание Ъ
–Н- и –НН- в суф причастий
Запятая при однородных членах предложения
Запятая при сравнительных оборотах.
Задание 2. Попросите кого-нибудь продиктовать Вам этот же текст, напишите его на другом листке бумаги. Затем загляните в ключ к тесту. Сравните, сколько ошибок Вы допустили, выполняя задание 1 и задание 2.
Задание 3.
Постарайтесь изложить на третьем листке бумаги текст, максимально приблизив Ваше изложение к оригиналу.
Загляните в ключи, посчитайте количество ошибок, а также проверьте, сохранилась ли в Вашем изложении целостность и логическая последовательность текста, его эмоциональная окраска.
Сделайте работу над ошибками.
Упражнение
Работа над ошибками
Диктант
Работа над ошибками
Изложение
Ключ
Проверь себя
ТЕСТ 2.
Задание 1.
Очень мне хотелось увидеть, как садятся на насест фазаны. Я лишь видел, как один петушок подпрыгнул над землей, подбежал к моему шалашу, громко зацокал и полетел на дерево.
Немного спустя раздвинулись кусты напротив моего шалаша, и на полянке показался высокий взъерошенный ком. Ком этот гремел, словно обвешанный погремушками, и хрюкал, как поросенок. Кабан? Нет. Кабан большой, длинный и почти черный, а этот круглый и, видимо, рыжий. Камышовый кот? Пока я так думал, зверь вышел на освещенную лужайку. В гербе какого-то государства был помещен такой иглошерстный толстяк с тупой, как у моржа, мордой.
В этом тесте нам важно не только выявить Вашу грамотность, но и определить, какие навыки у Вас "хромают". Поэтому приготовьтесь сравнивать все три листа после выполнения всех трех заданий.
Если в упражнении и в диктанте нет ошибок, а изложение похоже на предыдущие два, как близнец, Вы можете гордиться собой и добрым словом вспомнить своих преподавателей-словесников.
Если ошибок больше в упражнении, чем в диктанте, а имеющиеся дублируются, значит у Вас есть элементы моторного навыка, который позволяет Вам воспроизводить буквенный облик слов в соответствии с представлением, сформированным в процессе внимательного чтения. Но стойких знаний у Вас нет.
Совет, если ошибок не очень много (2-3) больше читайте, причем медленно, вдумчиво. В процессе чтения постарайтесь по памяти записать 1-2 фразы из текста, которые покажутся Вам особенно интересными. Постарайтесь для себя объяснить, почему наиболее трудные для Вас слова пишутся так, а не иначе.
Если ошибок больше в диктанте, чем в упражнении, и ошибки повторяются, Вам следует тренировать визуальный навык, т.е. навык безотчетного запоминания буквенного облика слов. Здесь тоже поможет регулярное чтение, тренировка в правописании. Играйте почаще в такую игру: выберите из орфографического словаря десяток слов с трудной орфографией, внимательно прочитайте каждое, стараясь проникнуть в смысл, а затем, закрыв словарь, напишите на бумаге все 10 слов сразу, стараясь соблюсти их последовательность.
Если ошибок одинаковое количество и они одни и те же и в упражнении и в диктанте, значит, у Вас не выработаны ни визуальный, ни моторный навыки (ни запоминание, ни воспроизведение). Вам следует немедленно заняться самоподготовкой. Чтобы не терять времени даром, каждый день выполняйте следующую работу: выделите в художественном тексте абзац в 10 фраз. Прочитайте его вдумчиво и внимательно. Постарайтесь мысленно объяснить постановку знаков препинания, написание трудных слов. Затем перепишите этот абзац, стараясь удерживать в памяти не менее 3-4 слов предложения сразу и думать о смысле того, что Вы пишете. Не торопитесь! Скорость придет постепенно, когда Вы доведете до автоматизма способность думать, видеть и писать одновременно. Главное делать это регулярно в течение времени, пока Вы не почувствуете, что напряжение при письме спало, ошибок стало меньше.
Если у Вас все хорошо и в диктанте и в упражнении, но в изложении связного и грамотного текста не получилось у Вас недостаточно развита логическая память.
Советы:
Учите наизусть стихи, а затем пишите их по памяти.
Старайтесь вдумчиво читать стихи или небольшие рассказы, разбивая их в уме на логически связанные друг с другом части: начало, середину и конец. Полезно составлять планы текстов, разбивая текст на части, выделите главную мысль каждой части. Пробуйте свои силы, записывая сначала содержание текста в виде плана, затем, добавляя подробности, расширяя план. И только затем попытайтесь изложить текст на бумаге максимально близко к оригиналу.
Если, выполняя задание N 2, Вы безрезультатно просидели над чистым листом бумаги знания Ваши, полученные в школе были неглубоки и непрочны.
Вы все забыли. Не помня таких хрестоматийных классиков, Вы вряд ли можете считать себя культурным и образованным человеком.
Если Вы вспомнили половину имен уже неплохо, но Вам нужно освежить свои знания; обидьтесь на свою память, возьмите в руки томик Пушкина, Гоголя и найдете не только забытое, но откроете новое, приобщитесь к великому таинству познания.
Если Вы вспомнили все, Ваш интеллект готов к любому напору информации.
Дерзайте для Вас открыты все дороги познания. Ведь приобретенные Вами знания только начало пути к открытию мира и себя.
ТЕСТ 3.
Повтори правила:
Правописание корней
Правописание приставок пре-, при-, бес-, без-.
Задание 1. Вставьте пропущенные гласные а или о.
3...ревой, з...рница, з...рька, возг...рание, возгораться, дог...рать, наг...р, пог...релец, ог...рок, разг...р, сг...рать, угорелый, кл...нить, накл...н, накл...нение, покл..няться, скл.. няться, скл...нность, прикосновение, к...сательная, прик...снуться, прик...саться, тв...рение, притв...ряться, пл...вец, пл...вчиха, плвучесть, р...стить, р...сли, пор...сль, зар...сли, выр...сший, приращивать, зар...стать, ур...вень, урвнение, ср...внять, ср...внить, пор...вняться, выр...внять, пром...кать, м...кать, обм...кнуть, вым...кнуть, см...чить, вск...чить, сккать, выск...чить.
Задание 2. Вставьте вместо точек гласные е или и.
Голос зам...рает, зверь зам..р на месте, ст...реть написанное, она ст...рает, соб...рать грибы, соб...рем ягоды, ум...рать от страха, список ум..рших, опереться о парапет, опираться на аркады, снег бл...стит на солнце, пристань бл...стала огнями, заж...гаются звезды, расст...лить постель, расст.„лается равнина, рассч...тывать, соч...тать, подп...рать, подп...ретъ.
Задание 3. Образуйте имена прилагательные по следующей модели, без сердца бессердечный.
Без ума, без страха, без забот, без смысла, без денег, без снега, без воды, без остановки, без края, без системы, без земли, без обиды, без сознания, без пошлины, без опасности, без работы, без защиты, без просвета, без содержания, без срока, без характера, без чувств, без чести, без радости, без вкуса.
Задание 4. Постарайтесь правильно употребить приставки пре-, при-, вдумываясь в смысл словосочетаний.
Пр...бывать в неведении пр...бывать по расписанию; старинное пр...дание пр...дание силы; пр...данный патриот пр...данный врагами пр...дать силы; пр...емник традиций пр..емник "Турист" пр..емственность поколений приемлемый вариант; пр...зрение к смерти прзрение сироты; пр...зирать угрозы пр...зирать детей; пр...зреть страх пр...зреть малютку; пр...творить в жизнь пр...творить дверь; камень пр...ткновения пр...ткнуться в уголок; непр...ходящие ценности пр...ходящая няня; пр...дел в храме пр...дел терпению; пр...клонить ветви пр...клонить колена; пр...падать к земле пр...подать урок.
Задание 5. Назовите орфограммы, которые отрабатывались в заданиях 1-4.
1.
2.
3.
4.
Задание 6. Сформулируйте правила. Забыли?
Смотрите пособие.
1.
2.
3.
4.
Ключ
Проверь себя
ТЕСТ 3.
Задание 1.
Заревой, зарница, зорька, возгорание, возгораться, догорать, нагар, погорелец, огарок, разгар, сгорать, угорелый, клонить, наклон, наклонение, поклоняться, склоняться, склонность, прикосновение, касательная, прикоснуться, прикасаться, творение, притворяться, пловец, пловчиха, плавучесть, растить, росли, поросль, заросли, выросший, приращивать, зарастать, уровень, уравнение, сравнять, сравнить, поровняться, выровнять, промокать, макать, обмакнуть, вымокнуть, смочить, вскочить, скакать, выскочить.
Задание 2.
Голос замирает, зверь замер на месте, стереть написанное, она стирает собирать грибы, соберем ягоды, умирать от страха, список умерших, опереться о парапет, опираться на аркады, снег блестит на солнце, пристань блистала огнями, зажигаются звезды, расстелить постель, расстилается равнина, рассчитывать, сочетать, подпирать, подпереть.
Задание 3.
Безумный, бесстрашный, беззаботный, бессмысленный, безденежный, бесснежный, безводный, безостановочный, бескрайний, бессистемный, безземельный, безобидный, бессознательный, беспошлинный, безопасный, безработный, беззащитный, беспросветный, бессодержательный, бессрочный, бесхарактерный, бесчувственный, бесчестный, безрадостный, безвкусный.
Задание 4.
пребывать в неведении прибывать по расписанию
старинное предание придание силы
преданный патриот преданный врагами придать силы
преемник традиций приемник "Турист" преемственность поколений приемлемый вариант
презрение к смерти призрение сироты
презирать угрозы призирать детей
презреть страх призреть малютку
претворить в жизнь притворить дверь
камень преткновения приткнуться в уголок
непреходящие ценности приходящая няня
придел в храме предел терпению
приклонить ветви преклонить колена
припадать к земле преподать урок.
Если Вы сделали более одной ошибки в любом из 4 заданий этого теста, значит, Вы не знаете самых азов орфографии, того, чему Вы должны были научиться еще в начальной школе. Если ошибок в тестах 1-2 больше 5-ти в каждом, и Вы не осознали их, прочитав детально ключи, попробуйте реабилитироваться, проштудировав раздел "Чередование гласных в корне слова".
Если у Вас не более 4 ошибок в заданиях 3-4 Вы еще имеете шанс поправить дело самостоятельно, уяснив особенности употребления приставок в русском языке, изучая хотя бы вышеназванное пособие Ежедневно по 20 минут практикуйтесь, записывая по памяти или под диктовку слова, в которых Вы сделали ошибки.
ТЕСТ 4.
Задание 1. Внимательно прочитайте словосочетания. Постарайтесь объяснить, почему в одном случае одно и то же слово пишется с "н", а в другом с "нн" в суффиксе. Если затрудняетесь запишите на листке в одну колонку слова с "н", в другую с "нн".
а) Жареное филе трески, жаренный в масле картофель, вам вредно жареное; жженая пробка, жженный для переработки уголь; званый вечер с ужином, званные к обеду гости; кованая ограда, кованный в кузнице меч; длительно копченный окорок, копченый угорь; кошеный луг, кошенная вчера поляна; крошенный уткам хлеб, крошеный мел; мазаная хата, мазанный маслом хлеб; меченые атомы, меченный клеймом товар; сливочное мороженое, мороженное в холодильнике мясо, мороженая рыба; серебренный мастером кубок, серебренный, а не серебряный нож; точеная фигура, точенные на станке детали; тушенное с перцем рагу, тушеная крольчатина; хваленый лекарственный препарат, хваленные за успехи спортсмены; щипаный гусь, щипанный гусями.
б) Вареный переваренный, кошеный скошенный, жареный прожаренный, мороженый замороженный, вязаный связанный, читаный прочитанный, ученый выученный, чищеный очищенный.
Графически обозначьте орфограмму (суффиксы, приставки, зависимые слова).
Задание 2. Попросите продиктовать Вам словосочетания из задания 1.
Запишите их под диктовку, распределяя в две колонки: в одну слова с "н", в другую слова с "нн".
Н
НН
Диктант
Ключ
Проверь себя
ТЕСТ 4
а) Если Вы внимательно, вдумчиво прочитаете словосочетания, то обратите внимание на то, что в словосочетаниях, где появляется вторая "н", одновременно появляется "волшебное" слово, расширяющее, распространяющее, поясняющее значение контрольного слова.
Посмотрите сами: была просто "тушеная крольчатина", а стало "тушенное (с чем?) с перцем рагу". Подчеркнутое слово напрямую зависит именно от контрольного, только от контрольного можно задать вопрос к нему. Поэтому оно и называется зависимым. Его появление и ведет согласно правилам орфографии, к удвоению "н" в суффиксах причастий.
Попробуйте сами поставить все вопросы от контрольных слов к зависимым (но не наоборот!).
б) В этом задании даже не очень внимательный читатель обнаружит "пришельца", удваивающего "н" в суффиксе это приставка. Заметили, что среди приставок не встретилась приставка "не"?
Правильно! Удваивают "н" в суффиксах любые приставки, кроме приставки "не". Например: кошеный, скошенный, но некошеный.
Если после выполнения задания 2 у Вас есть ошибки, значит, Вы много забыли, утратили навык систематических занятий. Визуальная и моторная память у Вас требует активных и постоянных тренировок (см.ключ к тесту 2).
Изучите раздел "Правописание "н" в суффиксах прилагательных и причастий".
ТЕСТ 5.
Повтори правила:
Правописание союзов.
Правописание предлогов.
Правописание частиц.
Задание 1. Раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы, запишите Ваш вариант.
1) (Что) бы(то) ни(было)
2) (в)следстви... непогоды
3) (в)течени... лета
4) учитель то(же) пришел и рассказал то(же) самое
5) надо(же) разобраться
6) что(бы) ни случилось, хочется, что(бы) все остались друзьями
7) улетели ласточки, за(тем) грачи
8) (в)отличи... от других
9) (не)взирая на ливень
10) (в)закючени... выступления
11) послушай(ка)
12) (не) (по)товарищески
13) устал, за(то) закончил работу
14) я за(то) уже рассчитался
15) писать быстро, при (чем) красиво
16) (на)перерез течению
17) говорить (на)счет подписки
18) положить (на)счет в банке
19) кто(либо)
20) (кое)(с)кем
21) (кое)какой
22) почему(то)
23) (не) (за)что благодарить
24) (ни) (за)что не благодарил
25) был в театре (н...)раз
26) не был в театре (н...)разу
27) (н...)один из них не пришел
28) он был в кино (н...)один
29) (н...)(при)чем
30) (н...)на что купить
31) сообщил (н...)кому иному, как декану
32) (н...)кого иного не увидел
33) увидел (н...)что странное
34) ему все (н...)(по)чем.
Задание 2. Перепишите, раскрывая скобки.
1) Юноша молчал, девушка то(же) молчала.
2) Лети то(же) подошли к елке.
3) Ковер лежал на полу, стены то (же) были увешаны коврами.
4) Я нашел своего друга на том(же) месте, он читал ту(же) книгу.
5) Все те(же) берега, те(же) холмы увидел я в окне
6) Я за вами на коне поскакал бы то(же).
7) Что(бы) он ни говорил, все слушали его внимательно.
8) Я очень много занимаюсь, что(бы) хорошо сдать экзамен.
9) Он напряг зрение, что(бы) получше разглядеть дорогу.
10) Я дождусь ее во что(бы) то (ни)стало.
11) Надо подумать, что (бы) такое заказать?
12) Он видел, как (от)того берега отплыла лодка.
13) Я (от)того так смирен, что сыт.
14) Я люблю ее за(то), что она красива и умна.
15) Он не очень красив, за(то) умен и смел.
16) (И)так, я теперь студент.
17) Щенок обрадовался и (так) запрыгал, что чуть не сбил меня с ног.
18) (За)чем пойдешь, то и найдешь.
19) (За)чем ты столько суетишься?
20) (По)тому тракту ехать нельзя, и (по)тому мы поехали в объезд.
Задание 3. Сравните похожие словосочетания между собой. Постарайтесь угадать, почему в одних случаях "не" пишется раздельно, в других слитно. Объясните графически.
Неизвестный писатель. Совершенно неизвестный писатель. Отнюдь не известный писатель. Далеко не известный писатель. Не известный, а молодой писатель.
Нерешенная задача. Ничуть не решенная задача. Не решенная до конца задача. Не решенная, а только записанная задача. Задача не решена.
Он не высокий и не низкий. Он невысокий. Он отнюдь не высокий. Он не высокий, а низкий. Он невысокий, но обаятельный.
Повтори правила:
Правописание частицы не с прилагательными и причастиями.
Графически обозначьте орфограммы
Проверьте написание
Составьте аналогичные предложения вариантам, где были допущены ошибки.
Ключ
Проверь себя
ТЕСТ 5.
Задание 1.
1) что бы то ни было
2) вследствие непогоды
3) в течение лета
4) учитель тоже пришел и рассказал то же самое
5) надо же разобраться
6) что бы ни случилось, хочется, чтобы все остались друзьями
7) улетели ласточки, затем грачи
8) в отличие от других
9) невзирая на ливень
10) в заключение/выступления
11) послушай-ка
12) не по-товарищески
13) устал, зато закончил работу
14) я за то уже рассчитался
15) писать быстро, причем красиво
16) наперерез течению
17) говорить насчет подписки
18) положить на счет в банке
19) кто-либо
20) кое с кем
21) кое-какой
22) почему-то
23) не за что благодарить
24) ни за что не благодарил
25) был в театре не раз
26) не был в театре ни разу
27) ни один из них не пришел
28) он был в кино не один
29) ни при чем
30) не на что купить
31) сообщил не кому иному, как декану
32) никого иного не увидел
33) увидел нечто странное
34) ему все нипочем.
Этот тест по разделу "Правописание предлогов, союзов, частиц". По этой теме обычно бывает больше всего ошибок. Поэтому, если у Вас больше 2-3 ошибок, немедленно займитесь штудированием соответствующего раздела. Через несколько дней тренировки попросите продиктовать Вам этот тест еще раз. Сравните. Нет ошибок поздравляем Вас, Вы абсолютно грамотны! Ошибки остались работайте еще и еще! Писать по-русски нужно так же легко, как дышать.
Задание 2.
1) Юноша молчал, девушка тоже молчала.
2) Лети тоже подошли к елке.
3) Ковер лежал на полу, стены тоже были увешаны коврами.
4) Я нашел своего друга на том же месте, он читал ту же книгу.
5) Все те же берега, те же холмы увидел я в окно.
6) Я за вами на коне поскакал бы тоже.
7) Что бы он ни говорил, все слушали ею внимательно.
8) Я очень много занимаюсь, чтобы хорошо сдать экзамен.
9) Он напряг зрение, чтобы получше разглядеть дорогу.
10) Я дождусь ее во что бы то ни стало.
11) Надо подумать, что бы такое заказать?
12) Он видел, как от того берега отплыла лодка.
13) Я оттого так смирен, что сыт.
14) Я люблю ее за то, что она красива и умна.
15) Он не очень красив, зато умен и смел.
16) Итак, я теперь студент.
17) Щенок обрадовался и так запрыгал, что чуть не сбил меня с ног.
18) За чем пойдешь, то и найдешь.
19) Зачем ты столько суетишься?
20) По тому тракту ехать нельзя, и потому мы поехали в объезд.
Вы совсем запутались и голова пошла кругом от этого задания? Внимательное изучение смысла не помогло? Может быть Вам помогут наши "маленькие хитрости"? Вот они: союзы незнаменательные части речи, они не являются членами предложения, а служат только для связи слов в предложении. Их можно заменить только другими союзами. Например, союз "зато" имеет значение союза "но", а словосочетание с местоимением "за то" нельзя заменить союзом, к нему можно поставить вопрос "за что?"
Союз "чтобы" имеет значение цели, а в сочетании "что бы" частица "бы" легко переносится в другую часть предложения.
Союзы "тоже" и "также" взаимозаменяемы и имеют значение союза "и". Местоимение "то" и наречие "так" с частицей "же" пишутся отдельно; если есть сомнения, сделайте мысленно из них словосочетания "то же самое, что" и "так же, как" если это получается без ущерба для смысла предложения значит, пишите отдельно: "то же" , "так же" .
Задание 3. Наверное, Вы заметили, что для отделения "не" от причастия и прилагательного нужны следующие причины:
1) противопоставление с союзом "а"
2) сочетание: вовсе не, далеко не, отнюдь не, ничуть не
3) зависимые слова при причастии
4) краткость причастия
5) недостаточно выраженное отрицание: не высокий не низкий (т.е. средний)
ТЕСТ 6.
Задание 1. Составьте с данными глаголами предложения, по 2 предложения с каждым: одно предложение приказ, другое предложение вопрос.
Пример: Писать.- 1. Пишите быстрее! 2. Что вы пишете?
Лечить, падать, лениться, вспомнить, попросить, спрятать, приказать, давать, пропустить, курить, любить, похлопотать, колоть, поддержать, опустить, предложить, выходить, говорить, крикнуть, терпеть, пилить, доказать.
В чем разница написания?
Задание 2. Вместо точек вставьте, где это необходимо, мягкий знак.
1) Давайте не будем торопит...ся!
2) Он гордит...ся своей дочерью.
3) Сын собирается женит...ся, а когда женит...ся, то уедет с женой в Москву.
4) Я хочу перед вами извинит...ся. Мой друг тоже перед вами извинит...ся.
5) Этому зову невозможно противит...ся.
6) Становит...ся все холоднее.
7) Зачем нам ссорит...ся?
8) Постарайтесь улыбат...ся чаще!
9) Вам не к лицу сердит...ся.
10) Он давно хочет выговорит...ся.
11) Приходите сватат...ся, я не стану прятат...ся.
12) Наука стремит...ся облегчить труд человека.
13) По-моему, Вам надо сосредоточит...ся!
14) Мысли мои путают...ся.
15) Человек людей страшит...ся
16) Дело мастера боит...ся.
17) Волков боят...ся в лес не ходить.
18) Пусть тебе хороший сон приснит...ся.
Глаголы в неопределенной форме (что делать?) пишутся с Ь, глаголы настоящего времени (что делает?) – без Ь
Ключ
Проверь себя
ТЕСТ 6.
Задание 1. Если оно выполнено правильно, то глаголы будут выглядеть так:
Лечите! Лечите? Пашите! Пашете? Ленитесь! Ленитесь? Вспомните! Вспомните? Попросите! Попросите? Спрячьте! Спрячете? Прикажите! Прикажете? Дайте! Дадите? Пропустите! Пропустите? Курите! Курите? Любите! Любите? Похлопочите! Похлопочете? Колите! Колете? Поддержите! Поддержите? Опустите! Опустите? Предложите! Предложите? Выходите! Выходите? Говорите! Говорите? Крикните! Крикнете? Терпите! Терпите? Пилите! Пилите? Докажите! Докажете?
Задание на знание раздела "Глагол. Наклонение глагола". Если ошибок нет прекрасно! Если есть хотя бы одна срочно за работу. Во-первых, обратите внимание на правильное ударение. Во-вторых, нетрудно заметить, что окончание "-ите" и в слове-вопросе, и в слове-приказе имеют глаголы, относящиеся ко II спряжению (это все глаголы, имеющие в неопределенной форме окончание "-ить", а также 11 глаголов-исключений на "-ать", "-еть"). Если же глагол относится к I спряжению (т.е. имеет в неопределенной форме окончание не на "-ить" и не относится к 11 исключениям), то в слове-приказе пишется "-ите" (как у гла-голов II спряжения), а вот в слове-вопросе "-ете". Для тех, кто помнит терминологию, скажем более научно: глаголы II спряжения имеют и в изъявительном, и в повелительном наклонении 2 лица множественного числа окончание -ите .
Глаголы I спряжения имеют в изъявительном наклонении 2 лица множественного числа окончание "-ете", а в повелительном "-ите".
Учитесь приказывать и спрашивать правильно!
Задание 2. Оно не должно вызвать у Вас трудностей. Если есть хоть одна ошибка придется основательно поработать над разделом "Правописание глагольных окончаний".
1) Давайте не будем торопиться!
2) Он гордится своей дочерью.
3) Сын собирается жениться, а когда женится, то уедет с женой в Москву.
4) Я хочу перед вами извиниться. Мой друг тоже перед вами извинится.
5) Этому зову невозможно противиться.
6) Становится все холоднее.
7) Зачем нам ссориться?
8) Постарайтесь улыбаться чаще!
9) Вам не к лицу сердиться.
10) Он давно хочет выговориться.
11) Приходите свататься, я не стану прятаться.
12) Наука стремится облегчить труд человека.
13) По-моему, Вам надо сосредоточиться!
14) Мысли мои путаются.
15) Человек людей страшится.
16) Дело мастера боится.
17) Волков бояться в лес не ходить.
18) Пусть тебе хороший сон приснится.
ТЕСТ 7
Задание 1. Раскройте скобки, предварительно постаравшись вникнуть в смысл словосочетаний.
(В)высь подняться (в)высь небесную взлететь
(в)конец переулка уйти (в)конец разобидеться
(в)накидку носить пальто (в)накидку из шелка одеться
(во)время прийти (во)время семинара
(в)растяжку отдать обувь (в)растяжку говорить
(в)пору испытаний (в)пору сшит костюм
(в)тайне готовить сюрприз (в)тайне кроется ответ
(в) ширь раздаться (в) ширь полей степных
(к)верху поднять голову (к)верху двери прикрепить
(к)низу опустить голову (к)низу шкафа подставить
(на)верх взойти (на)верх склона подняться
(на)завтра будет праздник (на)завтра отложить дела
(на)лицо была ошибка (на)лицо упала прядь волос
(на)сколько можно судить (на)сколько больше суммы
(на)удачу стрелять (на)удачу в жизни надейся
(на)утро выпал снег (на)утро строить планы
(не) (во)время явиться (не) (во)время занятий разговаривают
(не) (в)пору сарафан (не) (в)пору возвратиться
(по)верху прочертить (по)верху забора
(с)боку зайти (с)боку на бок повернуться
(тот) час вернуться в (тот) час все произошло
(с)разбегу прыгнуть, (с)размаху ударить, (с)маху решать
(с)ходу отгадать, (с) непривычки испугаться
(с)верху (до)низу, (с)лева, (с)права, (с)позаранку, (с)роду
Задание 2. Прочитайте внимательно данные столбики наречий. Затем попросите продиктовать Вам это же.
без разбора во что бы то ни стало втридорога
без толку впервые довольно-таки
ввосьмером вполголоса донельзя
вдалеке впоследствии досуха
взаймы вничью в общем
впустую вправе впридачу
впрочем вовсю вразрез
вничью впрок за полдень
на бегу на боковую вообще
в рассрочку навеки на глаз
на выручку на веки вечные подолгу
по-людски по-охотничьему
Ключ
Проверь себя
ТЕСТ 7.
Правописание наречий представляет наибольшую трудность, как правило это словарные слова. И все же, несмотря на "коварство" этого класса слов, можно выделить безысключительные правила. Например, наречия, оканчивающиеся на -ому, -ему, -цки, -ски, -и пишутся с "по" через дефис, например, "по-новому", "по-людски".
Задание 1.
Ввысь подняться в высь небесную взлететь
в конец переулка уйти вконец разобидеться
внакидку носить пальто в накидку из шелка одеться
вовремя прийти во время семинара
в растяжку отдать обувь врастяжку говорить
в пору испытаний впору сшит костюм
втайне готовить сюрприз в тайне кроется ответ
вширь раздаться в ширь полей степных
кверху поднять голову к верху двери прикрепить
книзу опустить голову к низу шкафа подставить
наверх взойти на верх склона подняться
назавтра будет праздник на завтра отложить дела
налицо была ошибка на лицо упала прядь волос
насколько можно судить на сколько больше суммы
наудачу стрелять на удачу в жизни надейся
наутро выпал снег на утро строить планы
не вовремя явиться не во время занятий разговаривают
не впору сарафан не в пору возвратиться
поверху прочертить по верху забора
сбоку зайти с боку на бок повернуться
тотчас вернуться в тот час все произошло
с разбегу прыгнуть, с размаху ударить, с маху решать
с ходу отгадать, с непривычки испугаться
сверху донизу, слева, справа, спозаранку, сроду.
Задание 2. Если Вы допустили при написании под диктовку больше 2-х ошибок повторяйте попытку вновь и вновь только так добьетесь результата.
ТЕСТ 8.
Задание 1. Перепишите, вставляя пропущенные буквы, раскрывая скобки, вставляя пропущенные знаки препинания.
Базар.
Базар шумел. Чего только (н...)увидели мы в с.ес.ых рядах! За прилавками с (бело)к..ча...ой капустой за ро...сыпями золотого лука шафра...ной моркови за боч...нками с моч...ными яблоками и соле...ыми огурцами за п...росяч...ими тушами ст...яли в белых фартуках колхозные пр...давцы. В рядах за ними л...тали (на)ветру (полутора)метровые (дом...)ткан...ые льн...ные полотенца с которых кричали петухи п...лыхала гроздьями к...лина; ра...стилались полотня...ые скатерти вышитые ал...горическими сценами.
(Из)дали бросалась (в)глаза шерст...ная ткань сработаая в ч...ткую цветную по ч...рному полю клетку. Привлекали внимание варе...ки вяза...ые спицами. Но не я...твами и не рук...делием славятся окрес.ности этого городка.
Всем крестьянкам хорошо извс.ны с давних пор скопинские "синюхи". "Синюха" это (не,ни)что иное как (двух)литровый (широко)горлый вовсе (не)облитой горш...к.
Кто (ни.не)едал розового румя...ого томле...ого в крестьянской печке молока? Такое душистое молоко не удас.ся получить н... в стеклянной н... в облитой кр...нке. Хорошая хозяйка н...(за)что не возьмет (н...)какой другой посуды если стоит на прилавк... глин...ый горш...к простого обжига: во всякой другой посуд... молоко "не дыш...т" и скоро киснт.
(Из)давна закрепилась за Скопин...м слава благодаря его керамическому и...ку...тву, такому, какого (ни)кто и (ни)где (ни)когда не вид...вал.
Даже в Москве на весен...их б...зарах (на)расхват брали дикови...ые гончарные изделия и не (по)деш..вке. Это были сосуды п...р...жавшие изящными и целес...образными пр...порциями частей и разнообразием силуэ...та.
Удивляло умение так и...ку...но вылепить птиц и животных, будто (бы) мастера подсмотрели их (в)расплох в естествнм движени.... В изделиях смутно чу...твовался какой(то) почерк стари...ой осеребр...ной посуды (не)сохранившейся теперь уже (н...)где кроме музеев.
Задание 2. Проверив по ключам к текстам правильность выполнения задания 1, запишите его теперь под диктовку.
Ключ
Проверь себя
ТЕСТ 8.
Базар.
Базар шумел. Чего только не увидели мы в съестных рядах! За прилавками с белокочанной капустой, за россыпями золотого лука, шафранной моркови, за бочонками с мочеными яблоками и солеными огурцами, за поросячьими тушами стояли в белых фартуках колхозные продавцы.
В рядах за ними летали на ветру полутораметровые домотканые льняные полотенца, с которых кричали петухи, полыхала гроздьями калина; расстилались полотняные скатерти, вышитые аллегорическими сценами.
Издали бросалась в глаза шерстяная ткань, сработанная в четкую цветную по черному полю клетку. Привлекали внимание варежки, вязанные спицами. Но не яствами и не рукоделием славятся окрестности этого городка.
Всем крестьянкам хорошо известны с давних пор скопинские "синюхи". "Синюха" это не что иное, как двухлитровый широкогорлый, вовсе не облитой горшок.
Кто не едал розового, румяного, томленного в крестьянской печке молока? Такое душистое молоко не удастся получить ни в стеклянной, ни в облитой крынке. Хорошая хозяйка ни за что не возьмет никакой другой посуды, если стоит на прилавке глиняный горшок простого обжига: во всякой другой посуде молоко "не дышит" и скоро киснет.
Издавна закрепилась за Скопином слава благодаря его керамическому искусству, такому, какого никто и нигде никогда не видывал.
Даже в Москве на весенних базарах нарасхват брали диковинные гончарные изделия, и не по дешевке. Это были сосуды, поражавшие изящными и целесообразными пропорциями частей и разнообразием силуэта.
Удивляло умение так искусно вылепить птиц и животных, будто бы мастера подсмотрели их врасплох в естественном движении. В изделиях смутно чувствовался какой-то почерк старинной осеребренной посуды, не сохранившейся теперь уже нигде; кроме музеев.
Абсолютно грамотный 0-2 ошибки.
Грамотность "хромает" 3-5 ошибок.
Безграмотный более 6 ошибок.
Если в диктанте ошибок стало не меньше, а больше Вам необходима серьезная работа над собой. См. наши рекомендации в ключе к тесту 2.
ТЕСТ 9
Задание 1. Перепишите, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания.
Лес зимой.
Кто н... боится дождя и холода пусть идет в лес ноябрьским утром много (не)без...нтересных встреч ожидает Вас в притихшем но (по)прежнему живом лесу.
(В)начале зимы без особого труда Вы от...щ...те зайчишку его (снежно)белая шубка предательски выделяется на бурой земле (не)покрытой снегом.
Где(то) (в)верху на сосне перепрыгивают с сучка на суч...к синицы от...скивая (не)спрятавшихся под кору жучков. Тонко сви...нет ря...чик в ельник... и снов... тишина (н...)чем (н...)нарушаемая.
В мелкой пор...ели леса (из)дали видна рябина рдеют ее (ярко)красные гроздья точно к...ра...лы брош...ные чьей(то) рукой. Хлопочут на ее ветвях дрозды еще (не)улетевшие на юг. Слыш...тся (не)приятный крик сойки. Сейчас осенью когда еды (в)волю эти птицы прип...сают пищу (в)прок на зиму р...совывая ж...луди в разные щ...лки.
(В)глубине леса раздается испуг...ный заяч...й крик. Какой(то) хищник застал зверька (в)расплох. (Из)редка залетает в наши края полярная сова очень красивая только совсем (не)прош...ная гостья.
Если побуд...те дольше в лесу то увид...те (дли-.о)хвостую пуночку. Поздней осенью эти птицы (то)же перекоч...вывают из тундры на юг.
В декабре лес пр...образуется (не)узнаваемо белая перина спло... покрывает землю. Приятно отправи...ся в лес на санях по (не)е...женой с самой осени дороге. В (без)ветр...ную погоду дремл...щие деревья опуш...ные ин...ем стоят буд(то) в варе...ках. В лесу (по)праз...ичному чисто все сверкает (не)тронутой белизной. На (свеже)выпавшем снегу вы прочитаете о жизни лесных обитат...лей.
Л...б...ринт чьих(то) пут...ных следов уходит в чащ...бу смеш...ного леса. Это н...кто иной как лиса выслеживала (не) осторожного мыш...нка.
Вот под сосной груда клев...ных шишек а (в)вершине ствола вы обнаружите кузницу дятла.
След...пыты и юн...ты вернутся домой (н...) с пустыми руками (н...)мало зарисовок и фотографий можно сделать в лесу зимой.
(По Г. Скребицкому)
Задание 2. Загляните в ключи к тестам. Подсчитайте ошибки. Выпишите все слова, в которых Вы ошиблись. Сделайте работу над ошибками. Попробуйте понять, почему данные слова пишутся так, а не иначе. Если поймете напишите этот текст под диктовку. Ошибки устранены? Прекрасно! Нет? Или их стало даже больше? Читайте рекомендации в ключах к тестам.
Ключ
Проверь себя
ТЕСТ 9.
Лес зимой.
Кто не боится дождя и холода, пусть идет в лес ноябрьским утром: много небезынтересных встреч ожидает вас в притихшем, но по-прежнему живом лесу.
В начале зимы без особого труда вы отыщете зайчишку: его снежно-белая шубка предательски выделяется на бурой земле, не покрытой снегом.
Где-то вверху на сосне перепрыгивают с сучка на сучок синицы, отыскивая не спрятавшихся под кору жучков. Тонко свистнет рябчик в ельнике, и снова тишина, ничем не нарушаемая.
В мелкой поросли леса издали видна рябина: рдеют ее ярко-красные гроздья, точно кораллы, брошенные чьей-то рукой. Хлопочут на ее ветвях дрозды, еще не улетевшие на юг. Слышится неприятный крик сойки. Сейчас, осенью, когда еды вволю, эти птицы припасают пищу впрок на зиму, рассовывая желуди в разные щелки.
В глубине леса раздается испуганный заячий крик. Какой-то хищник застал зверька врасплох. Изредка залетает в наши края полярная сова очень красивая, да только совсем непрошеная гостья.
Если побудете дольше в лесу, то увидите длиннохвостую пуночку. Поздней осенью эти птицы тоже перекочевывают из тундры на юг.
В декабре лес преобразуется неузнаваемо: белая перина сплошь покрывает землю. Приятно отправиться в лес на санях по не езженной с самой осени дороге. В безветренную погоду дремлющие деревья, опушенные инеем, стоят будто в варежках. В лесу по-праздничному чисто, все сверкает нетронутой белизной. На свежевыпавшем снегу вы прочитаете о жизни лесных обитателей.
Лабиринт чьих-то путаных следов уходит в чащобу смешанного леса. Это не кто иной, как лиса выслеживала неосторожного мышонка.
Вот под сосной груда клеваных шишек, а в вершине ствола вы обнаружите кузницу дятла.
Следопыты и юннаты вернутся домой не с пустыми руками: немало зарисовок и фотографий можно сделать в лесу зимой.
Если у Вас не более 3-х ошибок Вы можете считать себя грамотным человеком.
Если 4-6 попробуйте еще раз переписать текст как в задании 1, потом как в задании 2.
Если Вы опять ошибаетесь Вам следует работать над собой так, как рекомендовали мы в ключах к предыдущим тестам.
ТЕСТ 10.
Задание 1. Перепишите, раскрывая скобки, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания.
Осенью в Балаклаве.
(В)конце октября когда последние курортные гости уже потянулись на станцию а дни еще теплы и (по)осенему ласковы в Балаклаве становится (по)домашнему уютно точно в комн...тах после от...езда (не)прош...ных гостей.
Кругом тишина (не)нарушаемая (н...)чем. Вода так густа и тяжела что звезды отражаются в ней (не)рябясь и (не)мигая. Раздают...ся ленивые шаги ночного сторожа и я различаю не только каждый удар его ков...ных рыбач...их сапог о камни тр...туара, но слышу так(же) как между двумя шагами он чиркает к...блуками. Но вот он завернул куда(то) (в)бок в мощ...ный пер...улок и шаги его смолкли.
На всем крымском побережь... в Анапе Судаке Керчи Балаклаве рыбаки готовя...ся к лову белуги. Чистят...ся огромные сапоги весом по(полу)пуду каждый подновляются (не)пр...м...каемые краш...ные ж...лтой масл...ной краской плащи и кож...ные штаны штопаются паруса.
И вот уже похлопав (не)решительно в воздухе вдруг надувает...ся парус как острое торчащее концом (в)верх белое птич...е крыло.
Под к...рмовой реш...ткой хранится (не)большой запас хлеба десяток копч...ных рыб и боч..нок с водой а на самом борту сидит молодой рыбак и с хвастливой (не)брежнстью р...скуривает верч...ную папиросу.
(На)утро его баркас (до)верху наполне...ый серебр..ной рыбой влетает в залив (не)брежно (на)ходу в то время когда гребцы почти еще не зам... дляют р...згона лодк Юра соскакивает на дерев...ную пристань.
(В)скоре из(за) горла бухты показывается следу...щий баркас еще один (по)том два сразу.
Присев на корточки в лодке рыбаки быстро хватают (по)две или (по) три рыбины и швыряют их в к...рзины ведя точный скорый н... на секунду (не)прекращающий счет.
Крепкий запах (свеже)пойма...ой и чадный запах жаре...ой рыбы стоит в воздухе (в)течени... многих дней.
Ленивые об...евшиеся рыбой коты валяются п...перек тр...туаров (не)хотя пр...открывают один глаз когда их толкнешь ногой и тот(час) же засыпают опять и домашние гуси то(же) сонные к...чаются (по)середине залива а из клювов у них торчат хвосты (не)доед...ной рыбы.
(По А. Куприну)
Ключ
Проверь себя
ТЕСТ 10.
Осенью в Балаклаве.
В конце октября, когда последние курортные гости уже потянулись на станцию, а дни еще теплый по-осеннему ласковы, в Балаклаве становится по-домашнему уютно, точно в комнатах после отъезда непрошеных гостей.
Кругом тишина, не нарушаемая ничем. Вода так густа и тяжела, что звезды отражаются в ней, не рябясь и не мигая. Раздаются ленивые шаги ночного сторожа, и я различаю не только каждый удар его кованых рыбачьих сапог о камни тротуара, но слышу также, как между двумя шагами он чиркает каблуками. Но вот он завернул куда-то вбок, в мощеный переулок, и шаги его смолкли.
На всем крымском побережье: в Анапе, Судаке, Керчи, Балаклаве рыбаки готовятся к лову белуги. Чистятся огромные сапоги, весом по полупуду каждый, подновляются непромокаемые крашенные желтой масляной краской плащи и кожаные штаны, штопаются паруса.
И вот уже, похлопав нерешительно в воздухе, вдруг надувается парус, как острое, торчащее концом вверх белое птичье крыло.
Под кормовой решеткой хранится небольшой запас хлеба, десяток копченых рыб и бочонок с водой, а на самом борту сидит молодой рыбак и с хвастливой небрежностью раскуривает верченую папиросу.
Наутро его баркас, доверху наполненный серебряной рыбой, влетает в залив, и небрежно, на ходу, в то время, когда гребцы почти еще не замедляют разгона лодки, Юра соскакивает на деревянную пристань.
Вскоре из-за горла бухты показывается следующий баркас, еще один, потом два сразу.
Присев на корточки в лодке, рыбаки быстро хватают, по две или по три рыбины и швыряют их в корзины, ведя точный, скорый, ни на секунду не прекращающийся счет.
Крепкий запах свежепойманной и чадный запах жареной рыбы стоит в воздухе в течение многих дней.
Ленивые, объевшиеся рыбой коты валяются поперек тротуаров, нехотя приоткрывают один глаз, когда их толкнешь ногой, и тотчас ж засыпают опять; и домашние гуси, тоже сонные, качаются посередине залива, а из клювов у них торчат хвосты недоеденной рыбы.
Этот тест серьезная проверка для людей, думающих о своей грамотности.
Если Вы напишете его без ошибок мы поздравляем Вас: школьные годы прошли не мимо, Вы получили прекрасные знания.
Если у Вас есть 1-3 ошибки, значит, Вы кое-что подзабыли, но быстро восстановите интенсивной тренировкой (см.ключ к тесту 2).
Если ошибок 4-8 Вам лучше усиленно самостоятельно позаниматься, следует повторить следующие разделы орфографии:
1) Правописание "н" и "нн" в суффиксах прилагательных и причастий.
2) Правописание наречий.
3) Правописание частицы "не".
4) Пунктуация при однородных членах, обособлениях и в сложном предложении.
Кроме того, тренируйте визуальный и моторный навыки (см. ключ к тесту 2).
Итак, подведем некоторые итоги.
Вы должны уже представлять, какие типичные ошибки делаете, как их исправлять, как вырабатывать орфографические навыки. Мы постарались даже в некоторых случаях объяснить Вам, почему нужно писать так, а не иначе, открыв несколько несложных приемов запоминания правил. Уже то, что Вы работаете с тестами, сделало Вас грамотней.
13PAGE 15
13PAGE 144515
?
?
!
?
!
!
!
?
!
!
Ура!
!
?
Ура!
!
!
!
!
!
Ура!
?
?
?
15