Статья Применение средств наглядности в преподавании дисциплины «Биология» в профессиональной образовательной организации

Применение средств наглядности в преподавании дисциплины «Биология» в профессиональной образовательной организации
Ибрянова Т.А., ГБПОУ «Самарское художественное училище
им. К.С. Петрова-Водкина» (г. Самара)
Одной из актуальных проблем современной методики обучения биологии в профессиональных образовательных организациях, реализующих программы среднего профессионального образования, является поиск методов и средств, способствующих эффективному усвоению студентами биологических понятий. В перечне понятий, составляющих биологические знания, особое место занимают физиологические, раскрывающие суть процессов жизнедеятельности. Познание обучающимися данных процессов позволит преподавателю глубже раскрыть явления, составляющие основу всего живого. Одним из аспектов решения данной проблемы является активное применение наглядного метода и средств наглядности. Эффективным способом изучения физиологических процессов является демонстрация физиологических опытов, но они не предусмотрены программой. Поэтому в решении данных проблем, а также в раскрытии природных процессов, особое место занимают изобразительные наглядные пособия, раскрывающие этапы физиологических процессов, их последовательность, содержание.
В настоящее время необходимость применения наглядности в преподавании дисциплины биология признается всеми. Наглядное преподавание провозглашалось многими педагогами с давних времен. Так, Ян Амос Коменский понимал наглядность широко, не только как зрительную, но и как привлечение всех органов чувств к лучшему и ясному восприятию вещей и явлений. Им было провозглашено «золотое правило» дидактики. Велика заслуга Я.А. Коменского в разработке наглядности как одного из важнейших дидактических принципов; он обосновал, обобщил, углубил и расширил имевшийся уже к тому времени некоторый практический опыт наглядного обучения.
Средства наглядности применяются почти на каждом уроке биологии. В большинстве случаев они служат иллюстрацией в подтверждение слов преподавателя, т.е. словесный метод ставится на первое место. В этом случае зачастую возникают трудности в понимании студентами процессов, протекающих в природе. Раскрыть последние позволяют наглядные пособия, выступающие как основной источник информации, подкрепленный словом. Именно в таком варианте можно будет вызвать и развивать активность восприятия и мышления обучающихся. Наглядность должна выступать в качестве источника знаний, а не как украшение урока или декорация для рассказа педагога. Как и любой другой метод наглядный - двусторонен, т.е. его использование предполагает получение преподавателем ответной реакции от учащихся. Этому будет способствовать применение, например, разнообразных видов самодельной изобразительной наглядности.
На отдельных уроках и в каждой теме можно использовать наглядные пособия в зависимости от развиваемых понятий. Несомненно то, что средства наглядности призваны облегчить усвоение учащимися знаний, активизировать учебный процесс. Следует также помнить, что наглядный метод предусматривает не только демонстрацию педагогом пособий, но и применение их обучающимися при ответах, самостоятельных работах. Это позволит студентам овладеть приемами демонстрации средств наглядности, что сделает их ответы более свободными, уверенными, интересными. Применение наглядного метода в сочетании с другими (словесным, практическим) позволит раскрыть научное содержание материала, в логической последовательности формировать и развивать биологические понятия.
Достоинством указанного метода является и то, что он позволяет развить у обучающихся интерес к сообщаемому материалу, умение обобщать и, наоборот, выделять части целого. Метод направлен на развитие мыслительных способностей студента, формирование понятий и их усложнение. В тоже время в применении средств наглядности существует ряд трудностей. Прежде всего, в образовательных организациях отмечается недостаток или полное отсутствие наглядных пособий, а имеющиеся в распоряжении педагога позволяют раскрыть лишь отдельные стороны изучаемого материала (как правило, вопросы анатомо-морфологического содержания). С другой стороны сами преподаватели зачастую уделяют пособиям мало внимания, предпочитая ограничиваться словесным методом.
В современных условиях особое место уделяется применению персонального компьютера (ПК), расширяющего возможности наглядного метода обучения. Наиболее эффективными средствами обучения и воспитания стали мультимедийные ресурсы, аудиовизуальные. Но нельзя ограничиваться только их применением в учебном процессе и заменять ими традиционные средства: плакаты, модели, стенды, муляжи, макеты, т.п. Это лишь некоторые проблемы, существующие в методике применения наглядности.
Совместно со студентами Самарского художественного училища разработаны самодельные динамические пособия и методика их демонстрации на уроке. Из всего многообразия средств наглядности мы не случайно остановились на самодельных пособиях: ведь именно они в наибольшей степени отвечают задачам, поставленным преподавателем на том или ином уроке; позволяют раскрыть и облегчить понимание студентами биологических понятий. К тому же указанные пособия вносят разнообразие в работу на уроке, влияют на активность обучающихся, они побуждают к старательному заинтересованному учению весь коллектив. Следовательно, как и любой другой метод обучения, наглядный обладает активизирующим потенциалом, реализация которого зависит от творчества педагога. Как правило, это достигается благодаря использованию целого комплекса средств наглядности (натуральных, изобразительных, технических средств обучения), раскрывающих материал. Обучающиеся не остаются пассивными, т.к. методы обучения направлены на сообщение знаний с подкреплением слова зрительным образом. И особенно важны наглядные подтверждения услышанного или прочитанного для студентов художественного училища.
Таким образом, учитывая психологические, эмоциональные, возрастные особенности восприятия студентов творческих специальностей, можно утверждать, что методика изучения биологических понятий в таких образовательных организациях должна базироваться на использовании средств наглядности.

















Заголовок 1 Заголовок 2 Заголовок 3 Заголовок 415