ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ НАГЛЯДНОСТИ НА УРОКАХ ИСТОРИИ (НА ПРИМЕРЕ КАРТИН И КАРИКАТУР)


Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Иркутской области «Усть-Илимский техникум лесопромышленныхтехнологий и сферы услуг»
(ГБПОУ «УИ ТЛТУ»)
ДОКЛАД
ТЕМА: ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ НАГЛЯДНОСТИ НА УРОКАХ ИСТОРИИ (НА ПРИМЕРЕ КАРТИН И КАРИКАТУР)
Усть-Илимск, 2016
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ НАГЛЯДНОСТИ НА УРОКАХ
ИСТОРИИ (НА ПРИМЕРЕ КАРТИН И КАРИКАТУР)
Наиболее распространенным типом исторической наглядности является картина, а при ее отсутствии - иллюстрация учебника. По меткому выражению В.Н. Бернадского картина представляется собой «параграф учебника, написанный кистью».
А.А. Вагин выделил пять способов применения картины на уроке истории: сюжетное изображение в сочетании с рассказом, изучение деталей на картине, анализ картины с целью серьезных обобщений, эмоциональное воздействие на учащихся во время просмотра, дополнительный информативный ряд. Д.Н.Никифоров указывал на целесообразность сочетания работы с картиной и документами, художественной литературой, условно-графическими средствами, иллюстрациями учебника.
Методисты И.В.Гиттис, Н.В.Андреевская, А.А. Вагин определили различные временные методические моменты в использовании картины на уроках. Она может стать отправным моментом урока, его завязкой, тогда все изучение нового материала строится вокруг нее. Для иллюстрации и деталиции объяснения картина может быть включена в процесс изучения нового материала по ходу изложения. Тогда она может быть одномоментно продемонстрирована и вновь убрана. Также картина может служить средством обобщения и закрепления материала, она демонстрируется в конце урока или при закреплении новых знаний.
Обучающих привлекает в картинах не столько внешняя занимательность, сколько содержащийся в ней познавательный материал. Его необходимо использовать в различных типах познавательных заданий. Начинать работу с картинами надо с простейших заданий по составлению рассказов и написанию сочинений. Другим вариантом работы с картинами могут стать логические задания на анализ, сравнение, синтез материала картины. Овладевая способами такой деятельности, обучающие приобретают умение рассматривать произведения живописи. Тогда возможны и творческие задания по картине.
Последовательность работы по картине на уроке. Методист В.Г. Карцов предложил следующие действия:
учитель открывает или вывешивает картину в тот момент,когда по ходу объяснения подходит к описанию изображенноюна ней; дает учащимся некоторое время для восприятия в целомтолько что появившегося перед ними изображения;
начиная рассказ, указывает место и время действия;
дав общее описание обстановки, фона, на котором развернулось действие, останавливается на главном;
выявляет детали и частности;
в заключение делает общий вывод, указывает существенныепризнаки явления.
Примерно по такому же плану возможно описание в ходе беседы любой жанровой картины, например художника Н.В. Неврева «Торг». Создана она уже после отмены крепостного права в 1866 г. Художник был очевидцем печальных сцен продажи крепостных в России.
Приступая к рассказу, учитель отмечает, что на картине изображена одна из богато меблированных комнат помещичьего дома.
Определите, где хозяин крепостных и где покупатель. (Хозяинсидит за столом в халате, в тапочках и курит трубку. Гость расположился рядом в кресле. На спинку кресла небрежно наброшена его верхняя одежда).Кого же уже решил купить приехавший? (Молодую женщину,которая стоит с ним рядом. Левую руку он положил ей па плечо, а вправой держит деньги). - Представьте, что у этой женщины есть муж, дети. Какая же их всех ждет участь? (Их могут разлучить).
Почему в дверях толпятся крестьяне? (Из них приезжий выбирает приглянувшихся ему крепостных.)
Картина называется «Торг» - Как вы думаете, почему?
Свой рассказ учитель заключает словами: крепостничество - это узаконенная работорговля. Лишь в 1861 г. она была прекращена в связи с отменой крепостного права. Но память о том жестоком времени хранит картина Н.В. Неврева «Торг».
Художественные картины выступают на уроках в качестве исторического факта – произведения искусства принадлежащего кисти конкретного художника, конкретной эпохи. В этом качестве художественные картины в основном привлекаются для изучения культуры. Например, в 6 классе изучать тему "Расцвет искусства в Италии" (эпоха Возрождения) нельзя без показа наиболее популярных произведений живописи художников: Леонардо да Винчи "Автопортрет", "Дама с горностаем", "Тайная вечеря"; Микеланджело Буонарроти и т.д.
Учащиеся, могут самостоятельно подготовить доклад, сообщение, затем, обращаясь к картине, описать ее замысел, сюжет, композицию, колорит.Историческая картина может являться непосредственным источником знаний учащихся. Например, в 6 классе, по теме "Средневековая деревня и ее обитатели", предлагается учащимся рассмотреть картину И. Лопеса " Сдача оброка феодалу".
Вопросы учителя, примерные ответы учащихся:
1.Какой вид повинности крестьян изображен на картине? (крестьяне сдают оброк феодалу);
2.Где крестьяне сдают оброк? (на господском дворе);
3. Как вы думаете, кто эти богато одетые люди, стоящие справа?
("Это феодал со своим помощником," - отвечают одни. Другие: "Это управляющий феодала и приказчик." (второй ответ правильный).
4. Опишите внешность крестьян, сдающих оброк. (ученики описывают внешность старика и его жены, а также группу людей, сдающих в складчину корову);
5. Почему на картине много людей с оружием, кто они и что им здесь надо? (Крестьяне сдают последние и скудные запасы. Чтобы крестьяне не протестовали, управляющий в разных концах двора расставил пеших и конных воинов, которые готовы проучить непокорных).Так историческая картина стала источником знаний учащихся об оброке.
Историческая картина также, может являться и средством закрепления знаний учащихся. Например, в 7 классе, по теме "Политический строй России в XVII веке" эпизодическая картина С.В.Иванова "В приказе Московских времен" позволяет учащимся сделать вывод о взяточничестве (крестьяне несут узелки с продуктами), о неразберихе в делах (столы завалены бумагами), о волоките (огромные свитки дел лежат на полке). Таким образом, в результате активного восприятия наглядного материала у учащихся развивается образное мышление, познавательные способности, образовываются представления об эпохе, историческом событии или явлении.
Ориентируясь на детей с разными психолого-познавательными возможностями (восприятием, вниманием, воображением и т.д.) учитель истории может использовать картины в виде зрительных опор, материализованных иллюстраций основных идей объяснения учителя, объектов сравнения и анализа, средств создания эмоционального эффекта и источника организации самостоятельной работы учеников. Учитель может предложить учащимся задания на нахождение в картинах деталей, дающих пищу для умозаключений, на сопоставительный анализ полотна с другими источниками, на восстановление истинной фактуры событий по нескольким произведениям, воссоздание образов времени, их «оживление», «опознание» действующих лиц и др.
Один тип деятельности при работе с событийными картинами — задания на восстановление истинной фактуры исторического события на основе определения верного или ошибочного воспроизведения в версии художника. Примером могут служить полотна, отражающие восстание декабристов (8 класс, тема: «Выступление декабристов»).Например, картина художника К.И. Кольмана «Восстание на Сенатской площади». О том, что картина не современна событиям восстания, свидетельствуют здания Сената и Синода, которые были построены позже. Налево изображен забор строящегося Исакиевского собора, на переднем плане — рельсы, проложенные для перевоза камня с берегов Невы. Всадник на белом коне — это Николай I. Детям предлагается провести исследование по этой картине и найти все ошибки в изображении восстания.
Данное произведение школьникам предлагается сравнить с двумя другими — картиной В.Ф.Тимма «Восстание 14 декабря 1825 года», написанной в 1853 г., и картиной Р.Р.Френца на ту же тему, созданной уже в XX в. В ходе сравнения выявляются различия в отображении восстания декабристов художниками, выясняются разные моменты хода восстания.
Картина может быть использована для организации творческой деятельности школьников. Одним из ее видов является «оживление» образов произведения путем драматизации и персонификации. Примером может служить известное полотно художника Г.Г.Мясоедова «Земство обедает». Давая задание составить диалог между героями картины, учитель обращает внимание, что у крыльца земской управы крестьянские депутаты подкрепляются черным хлебом и луком, а в открытом окне над ними виден официант, перетирающий тарелки для обильного обеда других депутатов (картина дана в качестве независимой иллюстрации в учебнике Л.М.Ляшенко; А.А.Данилова и Л.Т.Косулиной).Большое значение для формирования образов типичных представителей общественных групп и классов, выдающихся исторических деятелей имеют портреты. Приемами работы с портретом являются характеристика, рассказ о жизни и деятельности исторического лица. Свой рассказ учитель может заменить обращением к воспоминаниям людей, лично знавших человека, портрет которого демонстрируется на уроке. Так, демонстрируя портрет семьи В. И. Ленина, учитель, характеризуя И. Н. Ульянова и М. А. Ульянову, зачитывает фрагменты из воспоминаний М. П. Ульяновой:
«Отец и мать наши были люди культурные и идейные, самый пример которых влиял развивающим и гуманизирующим образом. Отец, мещанин по происхождению, выбрался в люди (как тогда говорили) или получил среднее и высшее образование благодаря своему упорству и большой трудоспособности... Работа по народному образованию была его любимым делом, делом всей его жизни, которому он отдавался с огромной энергией, беззаветной преданностью, не щадя своих сил <...> Пример отца, вечно занятого, всегда горящего на работе, был очень велик, но, помимо того, он и детям уделял очень много внимания, отдавал им весь свой досуг... Большой демократ по натуре, доступный всем, очень простой в обхождении и в своих потребностях он и тут влиял на детей благотворным образом. Большое влияние на воспитание детей в нашей семье имела и мать. Это был недюжинный человек, очень одаренный, обладающий большим педагогическим тактом, большой силой воли и горячим мужественным сердцем... не стесняя без нужды свободы детей, она имела на них огромное влияние, пользовалась их неограниченным уважением и любовью».
При рассмотрении портрета надо стремиться раскрыть его черты как личности. Наблюдения показывают более высокий интерес к портрету у старшеклассников. Он портрет заставляет их серьезно осмысливать личность и деятельность исторического лица и стимулирует в связи с этим стремление критически разобраться в самих себе и определить свое место в жизни.
Для отработки умений можно привлекать на урок несколько картин, но не более двух-трех. Обилие иллюстративного материала, особенно впервые используемого, ослабит интенсивность восприятия детей, а многочисленные образы перепутаются в их сознании и осложнят восприятие нового.
На уроках истории в довольно широко привлекается карикатура. Карикатура приобщает учащихся к источнику, вводит в творческую лабораторию историка. Это средство соответствует уровню мышления учащихся старших классов. Склонность учеников выпускных классов к критическому осмыслению изучаемых вопросов выдвигает на первый план среди изобразительных источников источники документального характера. Этими источниками и являются карикатуры.
При восприятии изображений на карикатурах у учеников складываются определенные обобщающие ассоциации. За внешним сюжетом рисунка кроется глубокий общественно-политический смысл. А.А. Вагин выделил два типа карикатур: карикатуры-иллюстрации, которые дополняют рассказ учителя, и не требуют особой расшифровки, привлекаются в качестве примера, и карикатуры-характеристики, которые подчеркивают типичные черты исторических явлений, вскрывают его политическую природу, его суть. Последний тип карикатур обычно сопровождается разбором ее и беседой с учениками.
К данной классификации следует добавить карикатуру-портрет, которая раскрывает образ исторического деятеля с негативной стороны. Демонстрацию такой карикатуры обычно сопровождают метким высказыванием, кратким изречением (например, о Сталине, Бисмарке, Гитлере, Наполеоне и др.). Четвертым типом является карикатура-символ, в которой степень обобщения исторического знания доводится до уровня определенного зрительного сигнала, эмблемы.
Например, при изучении темы: «Крестьянская реформа 1861г.», учащимся можно продемонстрировать карикатуру «Мужичок на одной ноге». Карикатура создает у ребят яркий образ ограбления крестьян помещиками во время реформы 1861 г. Условность карикатуры, ее «привязанность» к конкретному событию, показ в ней одной или нескольких черт явления требуют глубокого знания конкретных фактов, умения видеть мысль автора, его отношение к явлению, событию, «читать» язык карикатуры. В ходе анализа карикатуры надо выяснить: кто изображен или что изображено? Какие общественные явления олицетворены изображенными людьми, фигурами, животными или предметами? Какие черты людей или общественных явлений характеризует карикатура, какова их оценка? Какова общая идея карикатуры? Взгляды, какого класса она выражает? Какую роль в общественной жизни она играла или играет в настоящее время?
Вывод: Изобразительные средства в наглядном обучении истории занимает главное место. Использование на уроках истории картины, карикатуры способствует развитию памяти, мышления, воображения учащихся. Простейшими приемами работы с картинами являются описания, рассказы, сочинения по содержанию картины. Более сложным видом деятельности является ее анализ. Еще более сложным творческим видом деятельности является «оживление» произведения путем составления диалогов и придумывания их историй. Использование карикатур на уроке истории дает простор для развития методического творчества учителя. Основные черты карикатуры — острота, максимальная выразительность при лаконичности изобразительных средств, занимательность выгодно отличают ее от иных наглядных средств. Все это содействует эффективному усвоению материала.
Литература:
Абдулаев Э.Н. Наглядность и проблемный подход в обучении истории //Преподавание истории в школе. - 2008. - №1. – с.23-26.
Ушинский К.Д. Собрание сочинений т.6
Студеникин М.Т. Методика преподавания истории в школе: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. – с.240.