Рабочая программа внеурочной деятельности «ОСНОВЫ ТУРИЗМА И КРАЕВЕДЕНИЯ» для учащихся 6 класса
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ г. БРАТСКА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 35»
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА БРАТСКА
Рабочая программа
внеурочной деятельности
«ОСНОВЫ ТУРИЗМА И КРАЕВЕДЕНИЯ»
для учащихся 6 класса
Направление внеурочной деятельности: «спортивно-оздоровительное»
Разработал:
Кадычков В.П.,
учитель физической культуры.
Братск, 2014 г
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная рабочая программа внеурочной деятельности «Основы туризма и краеведения» для учащихся 6 класса разработана на основе примерной программы внеурочной туристско-краеведческой деятельности (Программы внеурочной деятельности.Туристско-краеведческая деятельность. / П.В. Степанов. С.В. Сизяев, Т.Н. Сафронов — М.: Просвещение, 2011. — 80 с. — (Работаем по новым стандартам),рекомендованной Министерством образования и науки РФ; в соответствии с требованиями ФГОС ООО и основной образовательной программой основного общего образования МБОУ «СОШ № 35».
Отличительной особенностью данной рабочей программы по сравнению с примерной (авторской) программой является перераспределение часов в учебно-тематическом планировании на 2 учебных года (в соответствии с возрастными особенностями учащихся темы «Спортивное туристское многоборье», «Спортивные походы» представлены обзорно, разделы «Туристская стенгазета», «Природоохранные акции» запланированы для изучения в 6 классе;), на качество освоение материала данное перераспределение часов не повлияет, так как за 2 года все разделы будут в планировании представлены в полном объеме.
Психолого-педагогические особенности обучающихся данного класса обусловлены:
переходом детей в основную школу и необходимостью создания условий для адаптации учащихся в новой образовательной среде;
переходом от учебных действий, характерных для начальной школы к новой внутренней позиции обучающегося - направленности на самостоятельный познавательный поиск, постановку учебных целей, освоение и самостоятельное осуществление контрольных и оценочных действий, инициативу в организации учебного сотрудничества;
изменением формы организации учебной деятельности и учебного сотрудничества.
началом перехода детей к кризису младшего подросткового возраста (11—13 лет, 5—7 классы), характеризующемуся началом перехода от детства к взрослости, при котором центральным и специфическим новообразованием в личности подростка является возникновение и развитие у него самосознания - представления о том, что он уже не ребёнок, т. е. чувства взрослости, а также внутренней переориентацией подростка с правил и ограничений, связанных с моралью послушания, на нормы поведения взрослых.
Результаты обучения на начальной ступени обучения следующие: успеваемость 100%, качество – 67%. Уровень мотивации достаточный соответственно 80%. В основном преобладают ситуативный интерес (средний балл 1,8 – оптимальный уровень). Мотивы «учение по необходимости» (средний балл 1,5), «интерес к учебе» (средний балл 1,5) и «познавательный интерес» находятся на достаточном уровне (средний балл 1,4).
Таким образом, с учетом выше изложенного для наиболее эффективной реализации программы необходимо:
- в предметном содержании организовать рефлексию и конкретизацию известных понятий посредством проб и испытаний; многомодельность (изображение одного и того же объекта разными средствами).
- в формах учебного сотрудничества создать условия для обмена мнениями, проектных форм групповой работы (проектная задача).
- в системе оценивания; давать развернутые представления для детей о том, какими знаниями и умениями они должны обладать, и о критериях оценки этих знаний и умений.
Цель программы:создать условия, способствующие сохранению здоровья учащихся, формированию ценностей и навыков здорового образа жизни и личной безопасности,посредством организации туристко - краеведческой деятельности.
Задачи:
сохранение и поддержка индивидуальности ребенка на основе учета его жизненного опыта – опыта городской жизни – с развитой инфраструктурой, с разнообразными источниками информации;
последовательное формирование у школьников туристических, краеведческих умений, основанных на способности ребенка наблюдать и анализировать, выделять существенные признаки и на их основе проводить обобщение; специальных умений: ориентироваться в пространстве и времени; работать с картами, таблицами, схемами; добывать информацию в соответствующей литературе, пользоваться справочниками, развивать устную и письменную речь;
освоить доступные способы изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт и др. с получением информации из разных источников);
изучение школьниками взаимосвязей жизнедеятельности человека и природы, человека и общества, знаний об объектах, явлениях, закономерностях окружающего ребенка мира и методах его познания с целью дальнейшего изучения в основной школе естественно-научных и обществоведческих дисциплин;
воспитание у школьников бережного отношения к объектам природы и результатам труда людей, сознательного отношения к здоровому образу жизни, формирование элементарной экологической культуры, навыков нравственного поведения в природе, быту, обществе;
охрана и укрепление психического и физического здоровья детей.
воздействие на развитие эмоционально-волевых, нравственных качеств личности; воспитывать чувство патриотизма и любви к Родине, гордости за свой край, уважения к своей семье, истории, культуре, способствовать эстетическому воспитанию.
Решению поставленных задач способствует особое структурирование содержание программы, направленное на поуровневое освоение каждой темы. Приращение результатов происходит в такой последовательности:
- приобретение социального знания (первый уровень);
- переживание ценности этого знания для реальной жизни (второй уровень);
- приобретение опыта (в походах) самостоятельного общественного действия (третий уровень).
Общая характеристика курса внеурочной деятельности
Самодеятельный пешеходный туризм -трудоемкий, но очень интересный и полезный способ организации досуга учащихся.Такой туризм обладает огромным воспитательным потенциалом Он приучаетдетей переносить бытовую неустроенность, различные трудности, брать на себя ответственность за общее дело учит бережному отношению к родной природе и памятникам культуры рациональному использованию своего времени, сил, имущества; формирует навыки труда по самообслуживанию;способствует развитию самостоятельности учащихся.
Воспитывая в школьниках самостоятельность, педагог помогает им решать те задачи, которые встанут перед ними в подростковом возрасте. Ведь позднее у школьника возникнет потребность ощущать себя взрослым, и зависимость от других все больше станет тяготить его. Подросток будет стремиться освободиться от статуса зависимого малыша и утвердить себя в качестве взрослого. С имеющимся же за спиной пережитым опытом самостоятельности ему будет легче решать новые задачи, легче проживать переходный возраст.
Попадая в новую обстановку, учащиеся имеют больше возможностей познакомиться с иными человеческими отношениями. При повышенных физических нагрузках, сильных эмоциональных переживаниях, включении в групповую работу у них появляется принципиальная возможность проверить себя, показать себя, что – то доказать себе и другим. В физически и морально сложных жизненных условиях при поддержке педагога школьники могут научиться поступаться собственными интересами, удобствами, благополучием ради других.
Туристско-краеведческая деятельность позволяет решать как возрастные задачи,которые встают перед учеником младшего школьного и подросткового возраста, так и собственно педагогические задачи, связанные с воспитанием учащихся.Эта особенность туристско - краеведческой деятельности и положена в основу данной программы.
В основе реализации программы лежит системно-деятельностный подход, согласно которому на всех уровнях организации образования – начиная с программных документов до методического обеспечения каждого педагогического действия, соблюдаются следующие условия:
понятия раскрываются через цели, способы и средства человеческих действий, лежащих за этими понятиями.
способы и средства действия не сообщаются в готовом виде – в форме образцов, правил и определений, а задаются в виде ситуаций, обеспечивающих самостоятельный поиск и открытие этих средств и способов.
присвоение способов и средств действия обеспечивается не только системой тренировки, но и через разнообразие организационных форм работы, обеспечивающих учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности.
создаются инструменты, позволяющие соотносить полученный результат действия и намеченную цель, и обеспечивающие непрерывный мониторинг образования для всех его участников.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
В процессе реализации программы у учащихся формируется следующая система ценностей:
Ценность жизни – признание человеческой жизни величайшей ценностью, что реализуется в бережном отношении к другим людям и к природе.
Ценность природы - эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание, экологическая этика
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и самосовершенствованию.
Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой способности – любви.
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.
Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, состояния нормального человеческого существования. Уважение к труду, творчество и созидание, целеустремлённость и настойчивость.
Ценность патриотизма – одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
Ценность человечества – этнокультурная и общероссийская идентичность, осознание человеком себя как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур.
Описание места и роли учебного предмета в учебном плане
Программа реализуется через план внеурочной деятельности. Программа «Основы туризма и краеведения» рассчитана на 2 года по 3 часа в неделю. Программа ориентирована на учащихся 6 классов и предполагает овладение детьми основными краеведческими и туристскими знаниями, умениями и навыками, укрепление их здоровья и развитие воли и выносливости, формирование адекватной самооценки школьников, воспитание у них чувства ответственности и сопричастности своей малой и большой родине.
Рабочая программа для учащихся 6 класса (1 год обучения) составлена из расчёта 102 часа в год (3 час в неделю).
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п Разделы Количество часов
Всего Теория Практика
1 Вводное занятие - - -
2 Краеведение 15 10 5
3 Тур .стенгазета 12 5 7
4 Природоохранные акции 12 7 5
5 Спортивное туристское многоборье 15 7 8
6 Спортивное ориентирование 3 1 2
7 Походы выходного дня 5 1 4
8 Спортивные походы 40 30 10
ИТОГО: 102 61 41
Основными видами деятельности обучающихся, связанные с освоением данного курса являются:
Совместно-распределенная учебная деятельность (С-РУД)
Совместно-распределенная проектная деятельность (С-РПД)
Деятельность управления системными объектами (группами людей) (ДУСО)
Спортивная деятельность (СД)
Задачи, решаемые обучающимися в разных видах деятельности
Научиться самостоятельно планировать учебную работу, свое участие в разных видах совместной деятельности, осуществлять целеполагание в знакомых видах деятельности.
Научиться осуществлять контроль и содержательную оценку собственного участия в разных видах деятельности.
Освоить разные способы представления результатов своей деятельности.
Научиться действовать по собственному замыслу, в соответствии с самостоятельно поставленными целями, находя способы реализации своего замысла.
Выстроить адекватное представление о собственном месте в мире, осознать собственные предпочтения и возможности в разных видах деятельности; выстроить собственную картину мира и свою позицию.
Научиться эффективно взаимодействовать со сверстниками, взрослыми и младшими детьми, осуществляя разнообразную совместную деятельность с ними
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Краеведение (15ч).
Рельеф и климатические особенности родного края. Животный и растительный мир родного края. История родного края. Краеведческая работа в походе. Правила сбора краеведческого материла. Презентация краеведческого материала. Подготовка, организация, проведение и анализ силами туристской группы фотовыставки «Знай родной край!».
Природоохранные акции(12ч.)
Анкетный опрос школьников ,родителей и жителей микрорайона об экологических проблемах микрорайона. Определение круга проблем .»Что мы можем сделать?»-проработка каждой проблемы методом мозгового штурма. Выбор дела.Создание Совета дела. Распределение обязанностей .Подготовка инвентаря и спецодежды. Реализация запланированного дела: проведение природоохранных мероприятий на улицах ,в парке, лесу и т .п .Анализ проведенного дела .Подведение итогов :рассказ об экологических проблемах микрорайона и проведенной акции учащимся младших классов.
Туристическая стенгазета(12ч.)
Виды газет ,работа редакционной коллегии, название, газетные рубрики ,и заголовки, верстка, оформление. Выбор названия для туристской газеты. Социальные пробы –интервью ,репортаж, соцопрос. Создание Совета дела для выпуска туристской газеты и распределение обязанностей. Выпуск и презентация первого номера газеты, посвященного Всемирному дню туризма Выпуски номеров, посвященных экологическим проблемам микрорайона, интересным страницам родной истории, совершенным туристским походам и экспедициям
Спортивное туристское многоборье (15ч).
Спортивное туристское снаряжение. Страховки и самостраховки. Преодоление препятствий. Траверс склона с альпенштоком. Горизонтальный и вертикальный маятник. Переправа по верёвке с перилами (параллельные перила). Подъём по склону по перилам спортивным способом. Спуск по склону по перилам с самостраховкой. Навесная переправа. Переправы с самонаведением и снятием перил
Спортивное ориентирование (3ч).
Гигиена спортсмена: гигиена тела, одежды и обуви. Правила соревнований по спортивному ориентированию.спортивное снаряжение. Действия участника перед стартом, на старте, на дистанции, на КП, в финишном коридоре, после финиша. Техника ориентирования. Измерение расстояний на местности (шагами, по времен, визуально). Спортивный компас. Приёмы пользования компасом. Определение сторон горизонта по компасу. Определение точки стояния. Движение по азимуту. Определение и контроль направлений с помощью компаса и карты, по объектам местности. Спортивные карты. Технические приёмы: азимут, линейное ориентирование, точечное ориентирование. Тренировки и соревнования по спортивному ориентированию
Походы выходного дня (5ч).
Совместная подготовка, осуществление и последующий анализ походов выходного дня с целью отработки навыков ориентирования, техники пешеходного туризма, сбора краеведческого материала и т.п.
Спортивные походы (40ч).
Пешеходный, лыжный, горный, водный спортивные походы, комбинация. Протяженность спортивных походов, локальные и протяжённые препятствия, категории сложности спортивных походов. Принципы комплектования группы и требования к участникам спортивных походов. Ориентирование на маршруте. Хронометраж на маршруте. Краеведение на маршруте. Маршрутно-квалификационная комиссия, маршрутная книжка и маршрутный лист, отчёт о спортивном походе и МКК. Спортивные значки и разряды. Подведение итогов похода,подготовка фотоотчета, технического и краеведческого описания маршрута.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА
Личностные универсальные учебные действия
В рамках когнитивного компонента будут сформированы:
знание истории и географии края;
ориентация в системе моральных норм и ценностей;
знание основных принципов и правил отношения к природе; знание основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий; правил поведения в чрезвычайных ситуациях.
В рамках ценностного и эмоционального компонентовбудут сформированы:
гражданский патриотизм, любовь к Родине, чувство гордости за свою страну;
уважение к истории, культурным и историческим памятникам;
уважение к личности и её достоинствам, доброжелательное отношение к окружающим, нетерпимость к любым видам насилия и готовность противостоять им;
уважение к ценностям семьи, любовь к природе, признание ценности здоровья, своего и других людей, оптимизм в восприятии мира;
потребность в самовыражении и самореализации, социальном признании;
В рамках деятельностного (поведенческого) компонентабудут сформированы:
готовность и способность к выполнению норм и требований школьной жизни, прав и обязанностей ученика;
умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия; умение конструктивно разрешать конфликты;
готовность и способность к выполнению моральных норм в отношении взрослых и сверстников в школе, дома, во внеучебных видах деятельности;
потребность в участии в общественной жизни ближайшего социального окружения, общественно полезной деятельности;
умение строить жизненные планы с учётом конкретных социально-исторических, политических и экономических условий;
устойчивый познавательный интерес и становление смыслообразующей функции познавательного мотива;
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
целеполаганию, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную;
самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале;
адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации;
Обучающийся получит возможность научиться:
самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи;
выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ;
основам саморегуляции в учебной и познавательной деятельности в форме осознанного управления своим поведением и деятельностью, направленной на достижение поставленных целей;
осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач;
адекватно оценивать объективную трудность как меру фактического или предполагаемого расхода ресурсов на решение задачи;
основам саморегуляции эмоциональных состояний;
прилагать волевые усилия и преодолевать трудности и препятствия на пути достижения целей.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом;
задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;
организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определять цели и функции участников, способы взаимодействия;
Обучающийся получит возможность научиться:
учитывать и координировать отличные от собственной позиции других людей, в сотрудничестве;учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство);
в совместной деятельности чётко формулировать цели группы и позволять её участникам проявлять собственную энергию для достижения этих целей.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
давать определение понятиям;
устанавливать причинно-следственные связи;
обобщать понятия - осуществлять логическую операцию перехода от видовых признаков к родовому понятию, от понятия с меньшим объёмом к понятию с большим объёмом;
строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования;
Формирование ИКТ-компетентности обучающихсяОбращение с устройствами ИКТ
Обучающийся научится:
использовать различные приёмы поиска информации в Интернете, поисковые сервисы, строить запросы для поиска информации и анализировать результаты поиска;
использовать приёмы поиска информации на персональном компьютере, в информационной среде учреждения и в образовательном пространстве;
использовать различные библиотечные, в том числе электронные, каталоги для поиска необходимых книг;
Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности
Обучающийся получит возможность научиться:
планировать и выполнять учебное исследование и учебный проект, используя методы и приёмы, адекватные исследуемой проблеме;
ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать языковые средства, адекватные обсуждаемой проблеме;
Воспитательные результаты
1. Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний,понимание социальной реальности и повседневной жизни):приобретение школьником знаний о правилах ведения здорового образа жизни; о правилах поведения человека в лесу, у водоемов, на болоте, в горах; о правилах передвижения по дорогам; о правилах обращения с огнем; о правилах обращения с опасными инструментами;о правилах общения с незнакомыми людьми; об основных нормах гигиены; о способах ориентирования на местности и элементарных правилах выживания в природе; о принятых в обществе нормах отношения к природе; к памятникам истории и культуры; о рисках и угрозах нарушения этих норм; о мальчиков и действенных способах защиты природы; об истории и культуре родного края; о гендерных нормах поведения мальчиков и девочек;об основах организации коллективной творческой деятельности.
2. Результаты второго уровня (формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом):развитие ценностного отношения школьника к своему здоровью и здоровью окружающих его людей,к спорту и физкультуре, к природе, к родному краю его истории и народу, к труду, к другим людям.
3. Результаты третьего уровня (приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия): приобретение школьником опыта самообслуживания, самоорганизации и организации совместной деятельности с другими школьниками; опыта управления другими людьми и принятия на себя ответственности за других людей,опыта волонтерской(добровольческой)деятельности.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Краеведческие навыки и умения:
В экскурсиях, туристских прогулках и походах по родному краю запоминает, вспоминает, перечисляет и называет самые достопримечательные места своего района, зеленой зоны и достаточно подробно их характеризует словесно, описывает.
На туристской прогулке, в походе по своему району, ближайшей зеленой зоне или после возвращения, в школу рисует или изображает другим способом достопримечательные места, объекты своего маршрута: естественные объекты (поля, луга, леса, реки, овраги, скалы, другие памятники природы) и объекты, созданные руками человека (архитектурные и исторические сооружения, промышленные и бытовые объекты, улицы, площади и т. д.), делает свою часть маленькой экспозиции выставки об экскурсии, туристской прогулке, походе.
Перед экскурсией, туристской прогулкой или походом по своему району, ближайшей зеленой зоне, а также по ходу самого движения по маршруту и после возвращения домой, в школу достаточно полно и правильно описывает то, что увидел, услышал и прочитал о своем районе, зеленой зоне, о самых достопримечательных местах на маршрутах, о людях, которые живут и трудятся рядом с нами. Организует и проводит простые краеведческие игры, закрепляющие и обогащающие знания о своем районе, ближайшей зеленой зоне по темам: «Знаем ли мы основные достопримечательности своего микрорайона, района, зеленой зоны», «Знаем ли мы природу своего района, зеленой зоны», «Знаем ли мы как охраняется природа нашего района, зеленой зоны» и т. п.
Перечисляет климатические особенности, животный и растительный мир родного края.
Туристские навыки и умения:
Правильно одеваться в соответствии с погодными условиями на однодневный поход по родному краю.
Называть состав и правильно уложить личное и групповое снаряжение в рюкзак для пешего однодневного похода по родному краю.
Правильно носить на спине рюкзак.
Знать и применять правила хранения личного и группового снаряжений.
Выбрать место для привала и расположиться на нем, организовать питание группы.
Оборудовать свое место так, чтобы оно имело красивый вид и удобное для его участников положение, было достаточно безопасно.
Приводить в полный порядок место привала, чтобы каждый участник похода мог сказать: «Оно стало лучше, чем было до нас».
Хорошо ориентироваться в своем городе — знать, где расположены основные достопримечательные места (учреждения культуры, службы быта, предприятия и учреждения, улицы и площади, транспорт) и как быстрее к ним проехать из своего микрорайона.
Ориентироваться на маршрутах в городе и ближайшей зеленой зоны: как подъехать к началу маршрута, как он проходит, где кончается, как вернуться домой или к своей школе.
Понимать и читать план и карту своего города и ближайшей зеленой зоны. Знать топографические знаки и уметь их рисовать.
Применяет приемы спортивного ориентирования.Определять стороны горизонта по компасу.
Преодолевать простейшие препятствия на слабо пересеченной местности в походе. Знать виды узлов и особенности их применения в туризме.
Преодолевать подъемы и спуски со страховкой (при прохождении кустарника, небольших ручьев, канав и т.д.) и помощью товарищей.
Понимать и применять основные правила уличного движения для пешехода. (Где можно переходить улицу, площадь, имеющие интенсивное транспортное движение. Чем и как регулируется движение пешехода на улицах. Как должна группа школьников переходить улицу.) Понимать и применять правила пользование городским общественным транспортом.
Подготовиться к походу выходного дня.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
При проведении занятий предусмотрена реализация системно-деятельностного, дифференцированного и личностно-ориентированного подходов, которые позволят ученикам двигаться внутри курса по своей траектории и быть успешными.
В процессе реализации данной программы используются такие технологии и методы обучения как:
технология проблемного обучения, с помощью которого учащиеся получают эталон научного мышления. Использование этого метода позволяет активно включать учащихся в обсуждение выдвигаемых проблем, гипотез, задач, которые предлагает как учитель, так и сами ученики. Позволяет ученикам активно участвовать в обсуждении поставленных вопросов, учит культуре общения, умениям высказывать и отстаивать свою точку зрения, обосновывать высказанные утверждения и т.д.
информационная технология - позволяет совершенствовать практические умения и навыки обучающихся, индивидуализировать процесс обучения, повысить интерес к предмету, активизировать познавательную деятельность;
Основным образовательным пространством обучения являются практики как совместная работа детей и учителя по накоплению опыта разнообразных практических действий. Проводятся эти практики в форме практических занятий. Практики многофункциональны. С одной стороны, их исключительная роль заключается в восполнении недостающего опыта в разных жизненных сферах (в том числе и бытовой, социальной), что представляется сегодня особенно актуальным. С другой стороны, в практиках происходит важнейшее изменение в действиях учащихся — они начинают осознаваться самим школьником.
С целью развития универсальных учебных действий, ключевых (информационно-коммуникативной, учебно-исследовательской и проектной) компетентностей применяются учебные ситуации, которые специализированы для развития определённых действий. Они выстраиваются на предметном содержании и носят надпредметный характер.
Типология учебных ситуаций
ситуация-проблема — прототип реальной проблемы, которая требует оперативного решения;
ситуация-иллюстрация — прототип реальной ситуации, которая включается в качестве факта в лекционный материал (визуальная образная ситуация, представленная средствами ИКТ, вырабатывает умение визуализировать информацию для нахождения более простого способа её решения);
ситуация-оценка — прототип реальной ситуации с готовым предполагаемым решением, которое следует оценить, и предложить своё адекватное решение;
ситуация-тренинг — прототип стандартной или другой ситуации (тренинг возможно проводить как по описанию ситуации, так и по её решению).
ФОРМЫ КОНТРОЛЯ УРОВНЯ ДОСТИЖЕНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ
И КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ
Результативность образовательного процесса по данной программе позволяет в системе отслеживать педагогический мониторинг. Педагогический мониторинг включает в себя:
текущий контроль:
- наблюдения за деятельностью обучающегося в процессе занятий;
- походы;
- устный опрос-беседа;
- текущее выполнения выборочных учебно-практических и учебно-познавательных заданий на оценку способности и готовности учащихся к освоению систематических знаний, их самостоятельному пополнению, переносу и интеграции; способности к сотрудничеству и коммуникации, к решению личностно и социально значимых проблем и воплощению решений в практику; способности к самоорганизации, саморегуляции и рефлексии;
промежуточный контроль:
- походы;
- выставки, защита экспозиций;
- подготовка сообщений;
- практическая работа на местности;
- собеседование с родителями;
- краеведческие игры;
итоговый контроль:
- однодневный пеший поход по своему району, ближайшей зеленой зоне;
- внеучебные достижения школьников (олимпиады, конкурсы, социальные проекты, исследовательские работы и т.д.)
Формы представления образовательных результатов
(средства фиксации результатов оценки):
устная оценка успешности результатов, формулировка причин неудач и рекомендаций по устранению пробелов;
портфолио;
листы достижений;
Критерии оценивания
Критериями оценивания являются:
соответствие достигнутых личностных, метапредметных и предметных результатов обучающихся;
динамика результатов, формирования УУД.
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Технические средства обучения:
классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, постеров и картинок;
настенная доска с набором приспособлений для крепления картинок;
телевизор;
видеомагнитофон/видеоплеер;
аудиоцентр/магнитофон;
мультимедийный проектор;
экспозиционный экран;
персональный компьютер для учителя;
Экранно-звуковые пособия:
видеофильмы по тематике программы;
мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие тематике программы.
Материалы и инструменты:
иллюстративный справочный материал;
Помещение для занятий:
спортивный зал
кабинет информатики.
5. Спортивные сооружения на спортивной площадке школы.
Комбинированная площадка для баскетбола и других игр.
Площадка для мини-футбола.
Площадка для пионербола
Беговая дорожка круговая.
Беговая дорожка прямая.
Яма для прыжков в длину.
Место для метания мяча
Перекладины.
Рукоход круговой
Рукоход прямой
Бум
Полоса препятствий
ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Литература, использованная при подготовке программы
Асмолов А. Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Пособие для учителя. М.: Просвещение, 2010. — С.158.
Ашихмина Т. Я. Школьный экологический мониторинг: учеб.-метод, пособие / Т. Я. Ашихмина, А. И. Васильева, Л. В. Кондакова и др.; под ред. Т. Я. Ашихминой. — М.: Агар, 2004.
Багаутдинова Ф.Г. Туристско-краеведческая деятельность начальных классов.- М.: Просвещение, 1992 г.- С. 15-9.
Кавтарадзе Д. Н. Обучение и игра: введение в интерактивные методы обучения / Д. Н. Кавтарадзе. — М.: Просвещение, 2009.
Литература, рекомендованная для обучающихсяАнастасова Л. П. Человек и окружающая среда/ кн. для дополнит, чтения по прогр.«Экологическое развитие» / Л. П. Анастасова, Т. В. Кучер, И. В. Николаев. — М.:ГГОО «Валена, 2004. - Ч. 1-3.
Дольник В. Р. Вышли мы все из природы: беседы о поведении человека в компании птиц, зверей и детей / В. Р. Дольник. - М.: LINKAPRESS, 2005.
Селевко Г. К. Научи себя учиться / Г. К. Селевко. — М.: Народное образование: НИИ школьных технологий, 2009. — Ч. 1-3, 5-8, 11-13, 15, 16, 18, 21-28.
Ситников В. П. Основы безопасности жизнедеятельности: справочник школьника / В. П. Ситников. — М.: Слово, 2007.
Энциклопедия для детей / метод, ред. Д. Володихин; ведущий ред. Г. Вильчек; отв. ред. Е.Ананьева. — М.: Аванта+, 2003. — Т. 19. Экология.
Я познаю мир: детская энциклопедия: экология / авт.-сост. А. Е. Чижевский. - М.: АСТ, 2007.
Интернет-ресурсы
Раздел для любознательных. [электронный ресурс] http://www.wwf.ru/resources (дата обращения: 20.08.2013)
Сайт для учеников и учителей - [электронный ресурс] http://www.modernbiology.ruКАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Календарные сроки № уроков Раздел/
Тема Кол-во асов Результаты обучения Контроль
Предметные УУД, компетентности 01.09 1 Климатические особенности родного края 1 Знать: цели и значение занятий туризмом и краеведением. Личностные УУД: знание основных принципов и правил отношения к природе; знание основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий; правил поведения в чрезвычайных ситуациях.
готовность и способность к выполнению норм и требований школьной жизни, прав и обязанностей ученика;
Регулятивные УУД:
Обучающийся научится: целеполаганию, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную;
Познавательные УУД
Обучающийся научится:
осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
давать определение понятиям;
устанавливать причинно-следственные связи; Текущий
01.09 2 Краеведческая работа в походе 1 03.09 3 Правила оформления краеведческого материала 1 Знать: правила поведения и технику безопасности во время занятий. 08.09 4 Виды газет,газетные рубрики 1 08.09 5 Работа редакционной коллегии 1 Правильно одеваться в соответствии с погодными условиями на однодневный поход по родному краю.
Называть состав и правильно уложить личное и групповое снаряжение в рюкзак для пешего однодневного похода по родному краю.
Правильно носить на спине рюкзак.
Знать и применять правила хранения личного и группового снаряжений.
Личностные УУД: потребность в участии в общественной жизни ближайшего социального окружения, общественно полезной деятельности; устойчивый познавательный интерес и становление смыслообразующей функции познавательного мотива;
Регулятивные УУД:
Обучающийся научится: адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как в конце действия, так и по ходу его реализации;
Коммуникативные УУД:
Обучающийся научится:
формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определять цели и функции участников, способы взаимодействия;
Познавательные УУД
Обучающийся научится:
объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования; Наблюдение
10.09 6 Выбор названия для туристской газеты 1 Знать виды простых узлов и особенности их применения в туризме Личностные УУД: устойчивый познавательный интерес и становление смыслообразующей функции познавательного мотива;
Регулятивные УУД:
Обучающийся научится: целеполаганию, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную; самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале;
Коммуникативные УУД:
Обучающийся научится:
задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь; Тест
15.09 7-8 Поход выходного дня 2 Выбрать место для привала и расположиться на нем, организовать питание группы.
Оборудовать свое место так, чтобы оно имело красивый вид и удобное для его участников положение, было достаточно безопасно.
Приводить в полный порядок место привала.
Ориентироваться на маршрутах в городе и ближайшей зеленой зоны: как подъехать к началу маршрута, как он проходит, где кончается, как вернуться домой или к своей школе.
Личностные УУД: потребность в участии в общественной жизни ближайшего социального окружения, общественно полезной деятельности; устойчивый познавательный интерес и становление смыслообразующей функции познавательного мотива;
Регулятивные УУД:
Обучающийся научится: адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации;
Коммуникативные УУД:
Обучающийся научится:
формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определять цели и функции участников, способы взаимодействия;
Познавательные УУД
Обучающийся научится:
объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования; Наблюдение
17.09 9 Спортивные походы,их комбинация 1 Называть состав и правильно уложить личное и групповое снаряжение в рюкзак для пешего однодневного похода по родному краю.
Правильно носить на спине рюкзак.
Знать и применять правила хранения личного и группового снаряжений. Личностные УУД: знание основных принципов и правил отношения к природе; знание основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий; правил поведения в чрезвычайных ситуациях; готовность и способность к выполнению норм и требований школьной жизни, прав и обязанностей ученика;
Регулятивные УУД:
Обучающийся научится: целеполаганию, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную;
Познавательные УУД
Обучающийся научится:
осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
давать определение понятиям;
устанавливать причинно-следственные связи; Тест
22.09 10-11 Поход выходного дня 2 Правильно уложить личное и групповое снаряжение в рюкзак для пешего однодневного похода по родному краю.
Правильно носить на спине рюкзак.
Знать и применять правила хранения личного и группового снаряжений.
Выбрать место для привала и расположиться на нем, организовать питание группы.
Оборудовать свое место так, чтобы оно имело красивый вид и удобное для его участников положение, было достаточно безопасно.
Приводить в полный порядок место привала.
Ориентироваться на маршрутах в городе и ближайшей зеленой зоны: как подъехать к началу маршрута, как он проходит, где кончается, как вернуться домой или к своей школе.
Личностные УУД: потребность в участии в общественной жизни ближайшего социального окружения, общественно полезной деятельности; устойчивый познавательный интерес и становление смыслообразующей функции познавательного мотива;
Регулятивные УУД:
Обучающийся научится: адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации;
Коммуникативные УУД:
Обучающийся научится:
формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определять цели и функции участников, способы взаимодействия;
Познавательные УУД
Обучающийся научится:
объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования; Наблюдение
24.09 12 Пешеходный,лыжный,горный походы 1 Знать правила гигиены туриста. Регулятивные УУД:
Обучающийся научится: целеполаганию, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную;
Познавательные УУД
Обучающийся научится:
осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
устанавливать причинно-следственные связи;
Тест
29.09 13 Поход выходного дня 1 Правильно уложить личное и групповое снаряжение в рюкзак для пешего однодневного похода по родному краю.
Правильно носить на спине рюкзак.
Знать и применять правила хранения личного и группового снаряжений.
Выбрать место для привала и расположиться на нем, организовать питание группы.
Оборудовать свое место так, чтобы оно имело красивый вид и удобное для его участников положение, было достаточно безопасно.
Приводить в полный порядок место привала.
Ориентироваться на маршрутах в городе и ближайшей зеленой зоны: как подъехать к началу маршрута, как он проходит, где кончается, как вернуться домой или к своей школе.
Личностные УУД: потребность в участии в общественной жизни ближайшего социального окружения, общественно полезной деятельности; устойчивый познавательный интерес и становление смыслообразующей функции познавательного мотива;
Регулятивные УУД:
Обучающийся научится: адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации;
Коммуникативные УУД:
Обучающийся научится:
формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определять цели и функции участников, способы взаимодействия;
Познавательные УУД
Обучающийся научится:
объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования; Наблюдение
29.09 14 Протяженность спортивных походов 1 Знать виды простых узлов и особенности их применения в туризме Регулятивные УУД:
Обучающийся научится: целеполаганию, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную; самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале;
Коммуникативные УУД:
Обучающийся научится:
задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь; Самостоятельная работа
01.10 15 Локальные и протяженные препятствия 1 06.10 16 Категории сложности спортивных походов 1 06.10 17 Презентация краеведческого материала 1 Знать правила соревнований по ориентированию Личностные УУД: знание основных принципов и правил отношения к природе; знание основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий; правил поведения в чрезвычайных ситуациях; готовность и способность к выполнению норм и требований школьной жизни, прав и обязанностей ученика;
Познавательные УУД
Обучающийся научится:
осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
давать определение понятиям;
устанавливать причинно-следственные связи; Тест
08.10 18 Краеведческий отчет туристской группы 1 Называть состав и правильно уложить личное и групповое снаряжение в рюкзак для пешего однодневного похода по родному краю.
Правильно носить на спине рюкзак.
Знать и применять правила хранения личного и группового снаряжений. 13.10 19 Краеведческие викторины 1 13.10 20 Анкетный опрос обэкологическихпроблемах1 Знать особенности рельефа родного края Личностные УУД: знание истории и географии края; Тест
15.10 21 Определение круга проблем 1 Знать виды простых узлов и особенности их применения в туризме Регулятивные УУД:
Обучающийся научится: целеполаганию, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную; самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале;
Познавательные УУД
Обучающийся научится:
осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
давать определение понятиям;
устанавливать причинно-следственные связи; Самостоятельная работа
20.10 22 Выбор дела 1 20.10 23 Создание совета дела 1 Знать основных представителей животного мира родного края Тест
22.10 24 Принципы комплектования группы 1 Знать виды простых узлов и особенности их применения в туризме Самостоятельная работа
05.11 25 Требования к участникам спортивных походов 1 10.11 26 Ориентирование на маршруте 1 Знать растительный мир родного края. Съедобные и несъедобные растения. Личностные УУД: знание истории и географии края; Тест
10.11 27 Хронометраж на маршруте 1 Знать правила поведения в походе. Личностные УУД: знание основных принципов и правил отношения к природе; знание основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий; правил поведения в чрезвычайных ситуациях; готовность и способность к выполнению норм и требований школьной жизни, прав и обязанностей ученика; Самостоятельная работа
12.11 28 Краеведение на маршруте 1 17.11 29 Маршрутно квалификационная комиссия 1 Знать основные этапы истории родного края Личностные УУД: знание истории и географии края;гражданский патриотизм, любовь к Родине, чувство гордости за свою страну;
уважение к истории, культурным и историческим памятникам;
Познавательные УУД
Обучающийся научится:
осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
давать определение понятиям;
устанавливать причинно-следственные связи; Тест
17.11 30 Маршрутная книжка и маршрутный лист 1 Знать виды простых узлов и особенности их применения в туризме Регулятивные УУД:
Обучающийся научится: целеполаганию, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную; самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале;
Познавательные УУД
Обучающийся научится:
осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
давать определение понятиям;
устанавливать причинно-следственные связи; Самостоятельная работа
19.11 31 Отчет оспортивномпоходе в МКК 1 24.11 32 Спортивные значки и разряды 1 Знать правила поведения в походе. Наблюдение
24.11 33 Интерью , репортаж ,соцопрос в газете 1 Знать виды простых узлов и особенности их применения в туризме Самостоятельная работа
26.11 34 Создание Совета дела для выпуска тур.газеты 1 01.12 35 Приемы пользования компасом 1 Тест
01.12 36 Определение сторон горизонта по компасу 1 Самостоятельная работа
03.12 37 Движение по азимуту 1 08.12 38 Распределение обязанностей в Совете дела 1 Знать виды и особенности спортивных походов. Личностные УУД: знание основных принципов и правил отношения к природе; знание основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий; правил поведения в чрезвычайных ситуациях; готовность и способность к выполнению норм и требований школьной жизни, прав и обязанностей ученика;
Познавательные УУД
Обучающийся научится:
осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета; 08.12 39 Выпуск первого номера газеты 1 Знать виды простых узлов и особенности их применения в туризме Регулятивные УУД:
Обучающийся научится: целеполаганию, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную; самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале;
Коммуникативные УУД:
задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определять цели и функции участников, способы взаимодействия;
Познавательные УУД
Обучающийся научится:
осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
давать определение понятиям;
устанавливать причинно-следственные связи; Самостоятельная работа
10.12 40 Выпуск номера посв. экологическим проблемам 1 15.12 41 Выпуск посв. страницам родной истории 1 Знать виды и особенности спортивных походов. Тест
15.12 42 Выпуск посв.соверш. туристическим походам 1 Знать виды простых узлов и особенности их применения в туризме
Самостоятельная работа
17.12 43 Выпуск посвещенный экспедициям 1 22.12 44 Выпуск посв.Всемирному дню туризма 1 22.12 45 Распределение обязанностей 1 24.12 46 Подготовка инвентаря и спецодежды 1 Знать виды простых узлов и особенности их применения в туризме Самостоятельная работа
12.01 47 Проведение природоохранных мероприятий на улицах 1 Знать принципы краеведческой работы на местности. Особенности сбора информации. Личностные УУД: знание истории и географии края;гражданский патриотизм, любовь к Родине, чувство гордости за свою страну;
уважение к истории, культурным и историческим памятникам; 12.01 48 Проведение природоохранных мероприятий в парке ,в лесу 1 Давать определение понятию «топография». Знать масштаб и легенду карты. Регулятивные УУД:
Обучающийся научится: целеполаганию, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную; самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале;
Познавательные УУД
Обучающийся научится:
осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
давать определение понятиям;
устанавливать причинно-следственные связи; Самостоятельная работа
14.01 49 Фоторепортаж о проведении акции 1 Знать значение топознаков. Уметь читать топографическую карту.
Уметь рисовать топознаки. 19.01 50 Анализ проведенного дела 1 Знать принципы краеведческой работы на местности. Особенности сбора информации. Личностные УУД: знание истории и географии края;гражданский патриотизм, любовь к Родине, чувство гордости за свою страну;
уважение к истории, культурным и историческим памятникам;
Познавательные УУД
Обучающийся научится:
осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
давать определение понятиям; 19.01 51 Рассказ об экологических проблемах 1 Знать правила преодоления препятствий Личностные УУД: знание основных принципов и правил отношения к природе; знание основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий; правил поведения в чрезвычайных ситуациях; готовность и способность к выполнению норм и требований школьной жизни, прав и обязанностей ученика;
Регулятивные УУД:
Обучающийся научится: целеполаганию, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную; самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале;
Коммуникативные УУД:
Обучающийся научится:
задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
Познавательные УУД
Обучающийся научится:
осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
давать определение понятиям;
устанавливать причинно-следственные связи;
строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей; Самостоятельная работа
21.01 52 Рассказ об акции учащимся младших классов 1 Знать правила соревнований по спортивному ориентированию 26.01 53 Подготовка и проведение похода по местам боев в В.О.В1 26.01 54 Изучение исторических событий на местности 1 28.01 55 Встречи с местными старожилами 1 02.02 56 Посещение школьных и сельских музеев боевой славы 1 02.02 57 Благоустройство братских могил 1 04.02 58 Спортивное туристское снаряжение 1 Самостоятельная работа
09.02 59 Страховки и самостраховки1 Давать определение понятию «топография». Знать масштаб и легенду карты. 09.02 60 Преодоление препятствий 1 Знать особенности оформления краеведческого материала. 11.02 61 Траверс склона с анпенштоком1 Давать определение понятию «топография». Знать масштаб и легенду карты.
Уметь читать топографическую карту.
Уметь рисовать топознаки. Самостоятельная работа
16.02 62 Горизонтальный маятник 1 16.02 63 Вертикальный маятник 1 Знать правила комплектования спортивной группы. Личностные УУД: знание основных принципов и правил отношения к природе; знание основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий; правил поведения в чрезвычайных ситуациях; готовность и способность к выполнению норм и требований школьной жизни, прав и обязанностей ученика;
Познавательные УУД
Обучающийся научится:
осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
давать определение понятиям;
устанавливать причинно-следственные связи;
строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей; 18.02 64 Переправа по веревке с перилами 1 Правильно уложить личное и групповое снаряжение в рюкзак для пешего однодневного похода по родному краю.
Знать и применять правила хранения личного и группового снаряжений. 25.02 65 Подъем по склону по перилам спортивным способом 1 Знать виды спортивного ориентирования. Регулятивные УУД:
Обучающийся научится: целеполаганию, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную; самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале;
Коммуникативные УУД:
Обучающийся научится:
задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
Познавательные УУД
Обучающийся научится:
давать определение понятиям;
устанавливать причинно-следственные связи;
строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей; 02.03 66 Спуск по склону по перилам спортивным способом 1 Давать определение понятию «топография». Знать масштаб и легенду карты.
Уметь читать топографическую карту.
Уметь рисовать топознаки. Самостоятельная работа
02.03 67 Подъем по склону по судейским перилам с самостраховкой1 04.03 68 Спуск по склону по судейским перилам с самостраховкой1 Знать виды спортивного ориентирования. Самостоятельная работа
11.03 69 Навесная переправа 1 Правильно уложить личное и групповое снаряжение в рюкзак для пешего однодневного похода по родному краю.
Правильно носить на спине рюкзак.
Знать и применять правила хранения личного и группового снаряжений.
Выбрать место для привала и расположиться на нем, организовать питание группы.
Оборудовать свое место так, чтобы оно имело красивый вид и удобное для его участников положение, было достаточно безопасно.
Приводить в полный порядок место привала.
Ориентироваться на маршрутах в городе и ближайшей зеленой зоны: как подъехать к началу маршрута, как он проходит, где кончается, как вернуться домой или к своей школе. Личностные УУД: потребность в участии в общественной жизни ближайшего социального окружения, общественно полезной деятельности; устойчивый познавательный интерес и становление смыслообразующей функции познавательного мотива;
Регулятивные УУД:
Обучающийся научится: адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации;
Познавательные УУД
Обучающийся научится:
устанавливать причинно-следственные связи;
объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования; Самостоятельная работа
16.03 70 Переправы с самонаведением и снятием перил 1 Знать виды простых узлов и особенности их применения в туризме Регулятивные УУД:
Обучающийся научится: целеполаганию, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную; самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале;
Познавательные УУД
Обучающийся научится:
осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
давать определение понятиям;
устанавливать причинно-следственные связи;
строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей; Самостоятельная работа
16.03 71 Переправы с самонаведением и снятием перил 1 Давать определение понятию «топография». Знать масштаб и легенду карты.
Уметь читать топографическую карту.
Уметь рисовать топознаки. 18.03 72 Навесная переправа 1 01.04 73 Подведение итогов похода 1 Знать виды спортивного ориентирования.Знать правила работы со спортивным компасом. 06.04 74 Подготовка фотоотчета 1 Правильно уложить личное и групповое снаряжение в рюкзак для пешего однодневного похода по родному краю.
Правильно носить на спине рюкзак.
Знать и применять правила хранения личного и группового снаряжений.
Выбрать место для привала и расположиться на нем, организовать питание группы.
Оборудовать свое место так, чтобы оно имело красивый вид и удобное для его участников положение, было достаточно безопасно.
Приводить в полный порядок место привала.
Ориентироваться на маршрутах в городе и ближайшей зеленой зоны: как подъехать к началу маршрута, как он проходит, где кончается, как вернуться домой или к своей школе. Личностные УУД: потребность в участии в общественной жизни ближайшего социального окружения, общественно полезной деятельности; устойчивый познавательный интерес и становление смыслообразующей функции познавательного мотива;
Регулятивные УУД:
Обучающийся научится: адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации;
Коммуникативные УУД:
Обучающийся научится:
формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определять цели и функции участников, способы взаимодействия;
Познавательные УУД
Обучающийся научится:
устанавливать причинно-следственные связи;
строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей; Самостоятельная работа
06.04 75 Техническое описание маршрута 1 Знать виды спортивного ориентирования.
Знать правила работы со спортивным компасом. Регулятивные УУД:
Обучающийся научится: целеполаганию, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную; самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале; Коммуникативные УУД:
Обучающийся научится:
задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
Познавательные УУД
Обучающийся научится:
давать определение понятиям;
устанавливать причинно-следственные связи;
строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей; Самостоятельная работа
08.04 76 Краеведческое описание маршрута 1 Правильно уложить личное и групповое снаряжение в рюкзак для пешего однодневного похода по родному краю.
Правильно носить на спине рюкзак.
Знать и применять правила хранения личного и группового снаряжений.
Выбрать место для привала и расположиться на нем, организовать питание группы.
Оборудовать свое место так, чтобы оно имело красивый вид и удобное для его участников положение, было достаточно безопасно.
Приводить в полный порядок место привала.
Ориентироваться на маршрутах в городе и ближайшей зеленой зоны: как подъехать к началу маршрута, как он проходит, где кончается, как вернуться домой или к своей школе. Личностные УУД: потребность в участии в общественной жизни ближайшего социального окружения, общественно полезной деятельности; устойчивый познавательный интерес и становление смыслообразующей функции познавательного мотива;
Регулятивные УУД:
Обучающийся научится: адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации; Коммуникативные УУД:
Обучающийся научится:
формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определять цели и функции участников, способы взаимодействия;
Познавательные УУД
Обучающийся научится:
устанавливать причинно-следственные связи;
строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей; Самостоятельная работа
13.04 77 Ознакомление с собранным краеведческим материалом 1 Давать определение понятию «топография». Знать масштаб и легенду карты.
Уметь читать топографическую карту.
Уметь рисовать топознаки. Регулятивные УУД:
Обучающийся научится: целеполаганию, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную; самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале;
Коммуникативные УУД:
Обучающийся научится:
задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
Познавательные УУД
Обучающийся научится:
давать определение понятиям;
устанавливать причинно-следственные связи;
строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей; Самостоятельная работа
13.04 78 Ознакомление с собранным краеведческим материалом других учащихся школы 1 Знать виды спортивного ориентирования.
Знать приемы работы с компасом. 15.04 79 Подготовка и организация краеведческой олимпиады 1 20.04 80 Проведение и анализ краеведческой олимпиады 1 Знать виды спортивного ориентирования Регулятивные УУД:
Обучающийся научится: адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации;
Познавательные УУД
Обучающийся научится:
давать определение понятиям;
устанавливать причинно-следственные связи;
строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе ориентирования;
Самостоятельная работа
20.04 81 Подготовка и организация фотовыставки 1 Правильно уложить личное и групповое снаряжение в рюкзак для пешего однодневного похода по родному краю.
Правильно носить на спине рюкзак.
Знать и применять правила хранения личного и группового снаряжений.
Выбрать место для привала и расположиться на нем, организовать питание группы.
Оборудовать свое место так, чтобы оно имело красивый вид и удобное для его участников положение, было достаточно безопасно.
Приводить в полный порядок место привала.
Ориентироваться на маршрутах в городе и ближайшей зеленой зоны: как подъехать к началу маршрута, как он проходит, где кончается, как вернуться домой или к своей школе.
Личностные УУД: потребность в участии в общественной жизни ближайшего социального окружения, общественно полезной деятельности; устойчивый познавательный интерес и становление смыслообразующей функции познавательного мотива;
Регулятивные УУД:
Обучающийся научится: адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации;
Коммуникативные УУД:
Обучающийся научится:
формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определять цели и функции участников, способы взаимодействия;
Познавательные УУД
Обучающийся научится:
устанавливать причинно-следственные связи;
строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
Самостоятельная работа
22.04 82 Проведение и анализ фотовыставки 1 Давать определение понятию «топография». Знать масштаб и легенду карты.
Уметь читать топографическую карту.
Уметь рисовать топознаки. Регулятивные УУД:
Обучающийся научится: целеполаганию, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную; самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале;
Коммуникативные УУД:
Обучающийся научится:
задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
Личностные УУД: знание основных принципов и правил отношения к природе; знание основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий; правил поведения в чрезвычайных ситуациях; готовность и способность к выполнению норм и требований школьной жизни, прав и обязанностей ученика;
Познавательные УУД
Обучающийся научится:
давать определение понятиям;
устанавливать причинно-следственные связи;
строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
Самостоятельная работа
27.04 83 Краеведческая работа в школе 1 Знать виды спортивного ориентирования 27.04 84 Презентация краеведческого материала 1 29.04 85 Краеведческий отчет туристской группы 1 Знать правила преодоления препятствий. Виды препятствий. 04.05 86 Протяженность спортивных походов 1 Знать виды спортивного ориентирования 04.05 87 Локальные и протяженные препятствия 1 Правильно уложить личное и групповое снаряжение в рюкзак для пешего однодневного похода по родному краю.
Правильно носить на спине рюкзак.
Знать и применять правила хранения личного и группового снаряжений.
Выбрать место для привала и расположиться на нем, организовать питание группы.
Оборудовать свое место так, чтобы оно имело красивый вид и удобное для его участников положение, было достаточно безопасно.
Приводить в полный порядок место привала.
Ориентироваться на маршрутах в городе и ближайшей зеленой зоны: как подъехать к началу маршрута, как он проходит, где кончается, как вернуться домой или к своей школе. Личностные УУД: потребность в участии в общественной жизни ближайшего социального окружения, общественно полезной деятельности; устойчивый познавательный интерес и становление смыслообразующей функции познавательного мотива;
Регулятивные УУД:
Обучающийся научится: адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации;
Коммуникативные УУД:
Обучающийся научится:
формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определять цели и функции участников, способы взаимодействия;
Познавательные УУД
Обучающийся научится:
устанавливать причинно-следственные связи;
строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей; Самостоятельная работа
06.05 88 Категории сложности спортивных походов 1 Знать виды спортивных карт. Уметь читать топографические карты. Регулятивные УУД:
Обучающийся научится: целеполаганию, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную; самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале;
Познавательные УУД
Обучающийся научится:
давать определение понятиям;
устанавливать причинно-следственные связи;
строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
Самостоятельная работа
11.05 89 Принципы комплектования группы 1 Знать виды спортивного ориентирования. 11.05 90 Требования к участникам спортивных походов 1 13.05 91 Ориентирование на маршруте 1 Знать особенности топографической съемки местности. 18.05 92 Хронометраж на маршруте 1 Знать правила преодоления препятствий. 18.05 93 Краеведение на маршруте 1 20.05 94 Спортивные значки и разряды 1 Знать виды спортивного ориентирования 25.05 95 Маршрутно-квалификационная комиссия 1 Правильно уложить личное и групповое снаряжение в рюкзак для пешего однодневного похода по родному краю.
Правильно носить на спине рюкзак.
Знать и применять правила хранения личного и группового снаряжений.
Выбрать место для привала и расположиться на нем, организовать питание группы.
Оборудовать свое место так, чтобы оно имело красивый вид и удобное для его участников положение, было достаточно безопасно.
Приводить в полный порядок место привала.
Ориентироваться на маршрутах в городе и ближайшей зеленой зоны: как подъехать к началу маршрута, как он проходит, где кончается, как вернуться домой или к своей школе.
Регулятивные УУД:
Обучающийся научится: адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации;
Коммуникативные УУД:
Обучающийся научится:
формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определять цели и функции участников, способы взаимодействия;
Познавательные УУД
Обучающийся научится:
устанавливать причинно-следственные связи;
строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
Самостоятельная работа
25.05 96 Маршрутная книжка и маршрутный лист 1 27.05 97 Отчет о спортивном походе в МКК 1 ИТОГО 97