ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В 5-7 КЛАССАХ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ


Нужная Елена Михайловна
учитель математики МОУ Гуликская ООШ Зейского района
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В 5-7 КЛАССАХ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Скажи мне, и я забуду. Покажи мне, и я запомню.
Дай мне действовать самому, и я научусь.
Конфуций
ФГОС основного общего образования предъявляют новые, современные требования к учителю и к организации учебного процесса, во многом меняя школьную жизнь ребенка. Речь идет о новых формах организации обучения, новых образовательных технологиях, новой среде. Отличительной особенностью нового стандарта является его деятельностный характер. Важно не просто передать знания школьнику, а научить его овладевать новым знанием, новыми видами деятельности. На ступени основного общего образования у обучающихся должны быть сформированы умение учиться и способность к организации своей деятельности — умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе. В основе всевозможных форм и видов деятельности, нацеленных на применение и открытие знаний, находятся два основных вида — это проект и исследование. Поэтому организации учебно-исследовательской и проектной деятельности школьников должно уделяться первостепенное внимание [2, стр. 5-6]. К тому же новым стандартом предполагается обязательная подготовка и защита итогового проекта за курс основной школы предметного или метапредметного характера.
Учитель математики, начинающий работать по новым Стандартам, должен внести изменения в построение урока и его проведение. При проектировании эффективного урока необходимо учитывать особенности реализации междисциплинарной учебной программы «Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности», входящей в основную образовательную программу каждой школы, реализующей ФГОС ООО.
В своей статье я не претендую на открытие чего-то нового, я хочу поделиться опытом трехлетней работы преподавания математики в 5-7 классах в условиях реализации ФГОС основного общего образования.
Пусть не корят меня, что я не сказал ничего нового:
ново уже само расположение материала…
Б. Паскаль
Откроем словарь Владимира Даля: «исследовать» значит разыскивать, изведывать, доходить разбирательством, стараться узнать неизвестное по данным, вникать и разбирать, узнавать [4, стр. 288-289]. У каждого ребенка есть индивидуальные способности и таланты. Дети от природы любознательны. Исследовательское поведение – один из важных источников получения ребенком представления о мире. Педагогам необходимо воспользоваться этим детским стремлением к самостоятельному изучению окружающего мира.
Исследовательская деятельность – это организованная, познавательная творческая деятельность обучающихся, по своей структуре соответствующая научной деятельности, характеризующаяся целенаправленностью, активностью, предметностью, мотивированностью и сознательностью.
Школьный предмет математики, как никакой другой, позволяет обучать общим методам исследовательской деятельности. Такое обучение должно вестись постоянно и планомерно, начиная с самых ранних классов с учетом возрастных особенностей.
В 5-6 классах на уроках математики обучающиеся выполняют совсем небольшие исследования, которые занимают только некоторую часть урока. Тогда содержанием математического исследования школьника может стать самостоятельное решение трудной (для него) большой задачи или связанной серии задач. В идеальном случае такие задачи возникают на уроке или кружке как естественное продолжение изученного материала. В УМК «Сферы» по математике достаточно таких заданий. Например, 6 класс тема «Сравнение десятичных дробей» № 160 задача-исследование [3, стр. 127]: «1) В десятичной дроби с «длинным хвостом» зачеркнули две последние цифры. Что произошло с этой десятичной дробью? 2) В десятичной дроби с «длинным хвостом» среди цифр после запятой есть один нуль (все остальные цифры не нули). Этот нуль вычеркнули. Сравните получившееся число с исходным, если этот нуль стоял: а) в конце десятичной дроби; б) не в конце десятичной дроби».
При решении этой задачи шестиклассники учатся замечать закономерности, экспериментировать, выдвигать гипотезы, проверять их на практике. Для организации такого рода деятельности удобна групповая или парная работа. Возможна и индивидуальная работа, когда задачи-исследования даются в качестве творческого домашнего задания. Свои решения обучающиеся могут представить на занятиях детского объединения по математике, что, по моему мнению, является наиболее результативным. На кружке мы не ограничены по времени, дети более раскрепощены, не боятся ошибиться.
В 7 классе проверку выдвинутых гипотез при решении одной задачи обучающиеся могут осуществлять уже с помощью математических выкладок. Доказательство или опровержение гипотезы приводит к получению учениками новых для них знаний. Например, через серию задач по геометрии уже после изучения темы обучающиеся должны дополнить теорию: не только сформулировать утверждение, но и доказать правильность выдвинутого факта на основе изученного материала. Тема «Теорема о внешнем угле треугольника. Классификация треугольников» № 4.25 [1, стр. 100]: «Известно, что у треугольника два угла равны. Каким может быть такой треугольник, и какие у него могут быть эти углы? А если у треугольника все три угла равны?»
В УМК по математике, реализующие принципы ФГОС ООО, включены задания, позволяющие наблюдать какие-либо математические факты, строить гипотезы, подтверждать их экспериментально, подбирать измерительные приборы, пользоваться ими в экспериментальной работе, делать выводы и заключения на основе проведенных исследований. Например, рубрика «Читаем и делаем» тема «Формулы длины окружности, площади и объема шара» [3, стр. 138], предлагается провести эксперимент, на основе которого можно построить урок-исследование по выводу формулы длины окружности.
Что такое урок-исследование или урок творчества?
Урок-исследование – это урок, деятельностной целью которого является формирование способностей применять новые знания в учебной деятельности, а содержательной - проведение эксперимента, наблюдений, чтение и изучение литературы, размышления. На уроке не только отрабатываются навыки по изученному ранее материалу. Самое главное достоинство в том, что исследовательская работа, организованная на уроке, расширяет кругозор обучающихся. Дети становятся более самостоятельными в деятельности по приобретению знаний. На данном уроке они не пассивные потребители информации, а участники творческого процесса. Учитель только направляет.
Структура урока-исследования может быть такой:
I. Актуализация знаний.
1.1. Мотивация. Актуализация ЗУН и мыслительных операций, достаточных для построения нового знания.
1.2. Фиксирование затруднения в индивидуальной деятельности.
II. Операционно-исполнительский этап.
2.1. Постановка проблемы: а) создание проблемной ситуации; б) постановка проблемы исследования.
2.2. Определение темы исследования.
2.3. Формулирование цели исследования.
2.4. Выдвижение гипотезы.
2.5. Выбор метода решения проблемной ситуации.
2.6. Составление плана исследования.
2.7. «Открытие» детьми нового знания. Проверка гипотезы. Проведение эксперимента, наблюдений, лабораторной работы, чтение литературы, размышление, просмотр фрагментов учебных фильмов и т.д. Использование материальных или материализованных моделей. Создание мотивации на успех для каждого ребенка.
III. Оценочно-рефлексивный этап.
3.1. Интерпретация полученных данных.
3.2. Вывод по результатам исследовательской работы.
3.3. Применение новых знаний в учебной деятельности. Проверка понимания обучающимися изученного материала и его первичное закрепление.
3.4. Итоги урока. Самооценка детьми собственной деятельности.
IV. Домашнее задание. Домашнее задание предусматривает элементы выбора, творчества.
Пример: тема «Взаимное расположение прямой и окружности, двух окружностей» [3, стр. 86-90]. В начале урока актуализируются знания по конфигурации прямой и окружности, двух окружностей на плоскости. Далее фронтально отрабатывается алгоритм исследовательской работы на примере траектории движения частиц пыли от колеса движущегося автомобиля. После детям предлагаются 3 комплекта для организации парной работы: фотографии работающего точильного круга; колес поезда, стоящего на рельсах; расходящихся кругов на воде от брошенного камня. Каждая пара должна увидеть ту или иную геометрическую ситуацию, перенести практическую ситуацию на чертеж, выдвинуть гипотезу, подтвердить или опровергнуть ее экспериментально, назвать те области знаний, из которых необходимы факты для подтверждения выдвинутой гипотезы, включить «новое знание» в систему имеющихся знаний, то есть составить задачу, для решения которой можно использовать полученный факт. Интересно наблюдать за детьми, когда в конце урока они «открыли» для себя назначение защитного кожуха точильного круга или фартука колесной арки автомобиля.
На этом уроке осуществляется один из основных подходов к организации поиска идей (и фактов). Данный подход основан на принципе «задача-идея», то есть, получив каким-либо образом интересный результат, ученик пытается выяснить, решением какой проблемы мог бы быть этот результат [4, стр. 3-4]. В результате таких исследований обучающиеся выходят на учебно-математические, межпредметные идеи, которые в дальнейшем получают развитие.
Исследовательская работа обучающихся занимает на уроке больше времени, чем выполнение заданий по образцу. Однако затраты времени компенсируются следующим: во-первых, включаются практически все виды универсальных учебных действий; во-вторых, повышается осознанность и прочность знаний; в-третьих, появляется устойчивый интерес к предмету. И пусть дети не сделают новых открытий, они повторяют путь учёного: от выдвижения гипотезы до её доказательства или опровержения, они сами открывают для себя новые знания.
Сначала я открывал то, что известно многим, затем то, что известно некоторым, а потом – то, что неизвестно никому
К.Э. Циолковский
Литература:
Александров А.Д., А.Л. Вернер и др. Геометрия 7 класс. Учебник. М., 2013.
Брославская Т. Л. Организация учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся в условиях реализации ФГОС ООО [Текст]. Молодой ученый, 2015, №2.1.
Бунимович Е.А. и др. Математика. Арифметика. Геометрия. Учебник 6 класс. М., 2012.
Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. Том 4. М., 2002.
Шуба М.Ю. Учим творчески мыслить на уроках математики. М., 2012.