План урока по русскому языку Имя в реке времени
Мероприятие подготовила и провела учитель русского языка и литературы
Кульбаченко Наталья Александровна
Тема: «Имя в реке времени»
Дата проведения:
Цели: дать представление о ценности имени человека и рассмотреть его как часть культурного наследия человечества; духовно-нравственное воспитание школьников посредством семейных традиций, ценностей, культурного наследия прошлого.
Задачи: - познакомить детей с историей возникновения имен;
- на доступном уровне показать влияние на этот процесс различных культур, влияние отдельных эпох;
- воспитывать бережное отношение к семейным ценностям и наследию прошлого.
Формы работы: беседа с демонстрацией слайдов.
Методы: репродуктивный, диалогический, монологический, частично-исследовательский.
Контингент: учащиеся 6 класса.
Оборудование и технические средства: презентация, ТСО.
Предварительная подготовка: микроисследования «Что значит мое имя», исследование-опрос на тему: «Почему вас так назвали?», создание слайд-шоу, сопровождающего все мероприятие.
ХОД МЕРОПРИЯТИЯ
Орг. момент (начало показа презентации).
Вступительная часть.
Учитель:
- Сегодня у нас необычный день - праздник имени! У каждого из нас есть прекрасное имя, но не каждый знает его значение. Сегодня нам предстоит раскрыть тайну наших
имен! Что же такое имя: набор звуков, который отличает одного человека от другого или у имени есть свое значение и свой смысл?
Сегодня у нас урок-конференция. Давайте узнаем, что такое конференция.
Конференция – собрание, совещание представителей каких–нибудь государств, групп. (Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка)
Повестка нашей конференции:
Значение слова «конференция»
Отрывок из илиады Гомера «Одиссея»
Пословицы и поговорки русских народов об имени
Этимология слова «имя», однокоренные слова
Стихотворение «Что в имени твоём?»
Результаты исследования-опроса на тему: «Почему вас так назвали?»
История и родина некоторых имен.
Ономастическая игра
Стихотворение А.С.Пушкина «Что в имени тебе моем?»
- Ни одно слово не слышит человек так часто, как свое имя. Каждому хочется, чтобы его имя звучало красиво, чтобы оно ласкало слух, звучало как музыка, как легко дующий ветерок, как шелест листочков.
Звучат слова (отрывок из илиады Гомера «Одиссея»):
Между живущих людей безымянным никто не бывает,
В минуту рождения каждый, и низкий, и знатный,
Имя свое от родителей в сладостный дар получает
О роли имени говорят и русские народные пословицы, послушайте:
В лицо человек сам себя не признает, а по имени знает.
С именем Иван, а без имени болван.
Без имени ребенок - чертенок.
Хорошо там и тут, где по имени зовут.
Корова без клички – мясо.
Этимология слова «ИМЯ»
Сближают с древнерусским ИМТИ – «иметь», «считать».
Слово восходит к древнеиндийскому ИЮОТИ – «отделять».
Стихотворение «Что в имени твоём?»
Разные на свете бывают имена.Значение имен толкуют письмена.И если правильно вас мама назовет,Счастливую вам жизнь судьба преподнесет.И размышляя о древности имен,Пришедших к нам из Византии,По старым святцам вновьПриходят к нам Данилы и Анастасии.Желая счастья ребенку своему,Услышать надо голос резонанса,В котором имя прозвучит ему,Как голос первого весны посланца.Одно таит в себе несчастье,Другое - славу и почет.Одни сияют солнышком в ненастье,Другими движут жадность и расчет.И каждый счастью своему кузнец,Которое даровано Богами.Ковать он будет свой венецХорошими делами и словами
Л. Старова
Учитель: У каждого из присутствующих есть имя. А зачем оно нам? Зачем люди дают друг другу имена?
Ученики: Имена даются для того, чтобы отличать друг друга.
Учитель: Ученики нашего класса провели небольшое исследование-опрос на тему: «Почему вас так назвали?». Предлагаю заслушать их выступление.
Ученик :
Мы решили выяснить, какие имена самые популярные в классе и по какой причине каждый получил свое имя.
Оказалось, что самыми популярными в нашем классе являются имена: Тимур (3 человека), Владислав (2 человека). Есть в классе ребята и с очень редкими именами, например, Асиль, Эвелина, Лель, Севастьян.
Оказалось, что имена наши одноклассники получили благодаря выбору мам и пап, кого-то назвали в честь бабушек или дедушек, кого-то - в честь известных людей, киногероев или в связи с какими-то интересными событиями, и ещё несколько человек
получили свои имена по «святцам». Значит, источников имен очень много.
У каждого имени есть своя история и родина!
Учитель:
Имена людей – это часть истории народа. В именах людей отражаются быт, вера, надежды, фантазии, творчество народа. Попытаемся раскрыть богатство имён, показать их возникновение и развитие, их связь с жизнью народа, историей и культурой. Раскроем смысл наших имен через их значение.
В далёком прошлом не существовало разделения на имена собственные и нарицательные. Первоначально в личных именах закреплялись какие-то отличительные черты называемого или что-либо из окружающего мира, так же закреплялись слова, отражающие трудности и даже отношение родителей к ребёнку. Эти имена первичные и возникать они могли каждый раз из любых слов. Мы с вами можем придумать первичных имён очень много. Однако с течением времени к таким именам возвращались, повторяли в честь предков или уважаемых людей, и они переходили в разряд собственных имён. Так появились имена у большинства народов.
Начнем открывать тайны наших имен. Для этого нам необходимо отправиться в далекое путешествие на «машине времени». Почему так далеко? Потому что наши имена пришли к нам из далекого прошлого из древних стран.
Начнем наше путешествие с Древней Иудеи. Это родина имени Елизавета. Попросим рассказать нам о традициях имени в этой стране.
Ученик:
В древнейшие библейские времена выбор имени новорожденного обыкновенно принадлежало матери.
В Древней Иудее выбор имени для новорожденного было делом очень ответственным. Имя должно соответствовать особенностям души человека, и поэтому, когда родители выбирают имя своему ребенку, Бог посылает им свыше пророческое наитие. Имя считалось отпечатком личности человека!
Некоторые имена были связаны со временем рождения ребенка, личными качествами младенца, названием отдельных предметов.
Некоторые современные имена, которые дошли до вас имеют религиозное значение. Имя Елизавета - библейское. В Библии имя совсем не было случайным; имя определяло место, которое должен занимать в мире его носитель: первоначально имя, данное ребенку при рождении, обозначало его судьбу или будущий род деятельности.
Учитель: Как можно объяснить твоё имя?
Васильева:
Елизавета - почитающая Бога;
Учитель: Что в Древней Иудее стало основой для именования детей?
Ученики: Религия, вера в бога.
Учитель: Чтобы узнать все тайны наших имен, пора отправляться дальше в путь. Впереди Древняя Греция. О тайне какого имени нам поведает эта страна?
Ученики читают: Дмитрий.
Ученик:
Древние греки давали ребенку имена богов и героев, надеясь, что ребенок будет пользоваться их благосклонностью и унаследует их качества и судьбу. Но называть детей похожими именами было нельзя, поэтому для повседневного обращения к богам использовали их культовые имена или соимена, которые тоже превратились в имена. Например, Виктор – победитель, Максим – величайший. Этими словами называли Зевса. Марс носил лавровую ветвь, отсюда и пошло имя Лавр.
Детям давали имя, связанное с каким-либо обстоятельством или характерной чертой. В дальнейшей, подрастая, почти каждый грек получал ещё и прозвище благодаря каким-либо особенностям своего характера или внешности.
Учитель: Не мог бы ты нам рассказать о тайне своего имени?
Дмитрий - относящийся к Деметре.
Учитель: Какие тайны жизни греков раскрыли значения имен? Какие качества ценились в Древней Греции?
Ученики: Женщина должна была почитать Бога, быть богобоязненной, а у мужчины ценились стремление к победе, стойкость, здоровье, сила.
Учитель:
Мы возвращаемся на родину из дальнего странствия, но не потому, что закончилось наше путешествие, а потому, что нам нужно разгадать тайну еще нескольких имен.
Имя Владислав относится к древнерусским или славянским именам. О тайнах, которые скрываются за этими именами расскажет нам ..
Ученик:
В Древней Руси ребенку давали народное имя. Часто малыша нарекали именем, производным от количества детей в семье; от цвета его волос и кожи. Имена придумывались и по другим внешним признакам - росту, особенностям телосложения и проч. Нередко ребенка называли в зависимости от какой-то заметной черты его характера или отношения к нему в семье.
На Руси существовала и другая традиция: новорожденному родители давали имя, которое было настоящим, – его знали родители, крестные и особо близкие люди. В нем соединялись пожелания младенцу, надежды и чаяния родителей, оно отражало любовь к ребенку и желание ему счастья. Затем ребенка заворачивали в рогожку и выносили за порог, как бы демонстрируя нечистой силе, что нашли подкинутого младенца, который не особенно нужен. И нарекали его таким именем, которое отпугнуло бы нечисть и усыпило ее внимание. «Зовут Зовуткою, а величают уткою». Это обозначает, что назвать собственное имя незнакомому человеку считалось опасным. А вдруг незнакомец являлся колдуном, который мог во зло использовать знание имени. Давая ребенку неблагозвучное и отталкивающее имя, надеялись, что злые силы не станут себя утруждать причинением вреда недостойному, а также невзрачное имя не вызовет зависти богов.
С возникновением христианства имена могли указывать на добродетели, какой-то род занятий, особенности характера и на многое-многое другое. Родители желали, чтобы их чадо походило на древних героев, богов, желали через имя привлечь на ребенка благословение неведомых высших сил.
Учитель: А что означает твоё имя?
Ученик:
Владислав - владеющий славой;
Учитель: У нас на сегодня осталась последняя неразгаданная загадка, а откроют нам тайну своих имен Асиль, Севастьян, Эвелина и Лель.
Ученики:
Лель. "Любовный", "Страстный" (др.-слав.)
Происхождение имени Асиль имеет древнетюркские корни, его этимологию можно соотнести со словом «мед» на древнем наречии. В местности, откуда произошло это имя, так называют красивых желанных малышек, о которых так давно мечтали родители. С именем Асиль связано множество древних легенд.
Севастьян - русская форма греческого имени Себастиан – высокочтимый.
Существует несколько версий происхождения имени Эвелина.
По одной из них, произошло оно от французского имени Эйвелин, переводится со старофранцузского, как «лесной орех». Некоторые полагают, что имя является производным от греческого «эол» - бог ветра. В переводе же с еврейского имя Эвелина означает – «жизненная сила», а с древнеанглийского языка переводится, как «прекрасная птица». В греческом языке это имя трактуют как «Гречанка, истинная гречанка». А возможно, происхождение имени Эвелина связано с именем Ева.
Ономастическая игра
Отгадайте имя по его значению
На латыни это имя означает «римлянин», на древнегреческом – «крепкий, сильный».
В переводе с греческого это имя означает «мир».
В переводе с латинского это имя означает «белая».
В переводе со скандинавского это имя означает «воинственный, охраняемый богом-громовержцем».
Имя происходит от латинского названия цветка «лилиум».
В переводе с греческого это имя означает «здоровый».
В переводе с тюркского это имя означает «железный».
В переводе с латинского это имя означает «морская».
В переводе с греческого это имя означает «факел, светлая».
Учитель:
Много есть на свете слов – хороших и плохих, но для каждого человека есть только одно слово, которое больше всех других вызывает различные эмоциональные переживания, слово, которое наиболее благоприятно его душе – его собственное имя.
«Проститься» с именами мы хотели бы стихами, где находим глубокие мысли о воплощенном имени.
Подготовленный ученик читает стихотворение А.С.Пушкина.
Что в имени тебе моем?
Оно умрет, как шум печальный
Волны, блеснувшей в берег дальний,
Как звук ночной в лесу глухом.
Оно на памятном листке
Оставит мёртвый след, подобный
Узору надписи надгробной
На непонятном языке.
Что в нём? Забытое давно
В волненьях новых и мятежных,
Твоей душе не даст оно
Воспоминаний чистых, нежных,
Но в день печали, в тишине
Произнеси его, тоскуя:
Скажи: есть память обо мне,
Есть в мире сердце, где живу я.
МБОУ СОШ станицы Павлодольской
2015
Урок-конференция
«Имя в реке времени»
Учитель русского языка и литература
Кульбаченко Наталья Александровна
МБОУ СОШ станицы Павлодольской
Объект 1Заголовок 115