Презентация доклада к педагогическому совету


Доклад АНАЛИЗ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ЗАТРУДНЕНИЙ УЧИТЕЛЕЙ «Урок – это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора, эрудиции». В.А. Сухомлинский Один из основоположников педагогической психологии П.Ф. Каптерев отмечал, что личность учителя в обстановке обучения занимает первое место, те или другие свойства его будут повышать или понижать воспитательное влияние обучения. СВОЙСТВА УЧИТЕЛЯ ОБЪЕКТИВНЫЕПервое свойство объективного характера заключается: в степени знания учителем преподаваемого предмета; в степени научной подготовки по данной специальности, по родственным предметам, в широком образовании; потом - в знакомстве с методологией предмета, общими дидактическими принципами; и, наконец, в знании свойств детской натуры, с которой учителю приходится иметь дело. СУБЪЕКТИВНЫЕвторое свойство - субъективного характера и заключается: в преподавательском искусстве, в личном педагогическом таланте и творчестве. ЛИЧНОСТНЫЕВсе современные исследователи отмечают, что именно любовь к детям следует считать важнейшей личностной и профессиональной чертой учителя, без чего невозможна эффективная педагогическая деятельность. Затруднения в педагогической деятельности молодого педагоганесовпадения установок, боязнь класса, отсутствие контакта, наличие конфликтов с учащимися, сужение функции общения, негативная установка на класс, боязнь педагогической ошибки, подражание. Причины возникающих трудностейНедостаток педагогического опытаБольшое количество детейМатериальные условияНедостаточная методическая помощьНехватка методической литературы Методическая помощь, в которой нуждаются молодые педагогиПросмотр открытых занятий у опытных педагогов.Знакомство с передовым педагогическим опытом.Методические консультации по отдельным разделам преподавания.Прослушивание лекций по психологии, педагогике, методикам преподавания. КАЧЕСТВА, НЕОБХОДИМЫЕ ПЕДАГОГУ1. Обширные профессиональные и педагогические знания, способности быстро восстанавливать их в памяти.2. Постоянная и целенаправленная активность мысли и воли, развитое творческое воображение.3. Независимость суждений, основанная на вере в свои знания, профессиональное мастерство, способности и возможности.4. Любознательность, сочетающаяся с хорошим вниманием и наблюдательностью.5. Умение быстро и всесторонне разобраться в сути дела, понять проблему, наметить пути ее решения.6. Развитая интуиция, способность в случайном факте, явлении найти опору для творческого решения вопроса.7. Умение ставить себя на место учащихся, войти в их роль и решать педагогические задачи с этой позиции. Направления повышения профессионального мастерстваУглубление научных знаний. Это направление порождается недостатками вузовской подготовки. Другая сторона этого вопроса: научная мысль непрерывно развивается, и учитель, независимо от стажа работы, вынужден самостоятельно осваивать новое содержание обучения, не дожидаясь корректив свыше. Направления повышения профессионального мастерстваПовышение психолого-педагогического уровня. По психологии и педагогике, как и по основам наук, составляющим содержание учебных предметов, молодые учителя тоже имеют разную подготовку. Появляются новые технологии, модернизируются используемые. Поэтому, учитель должен еще и систематически обновлять свои знания в этих областях. Направления повышения профессионального мастерстваПовышение научно-методического уровня. Это направление будет востребовано даже в том случае, если вуз начнет выпускать всех студентов с «красным дипломом». Начиная использовать методику в своей постоянной работе, молодой учитель сильно нуждается в помощи методистов, руководителей школ, учителей-новаторов. Направления повышения профессионального мастерстваФормирование профессионально значимых умений и навыков. Задача извечная и актуальная не только для молодых учителей. В школе можно встретить и немолодого учителя, не умеющего планировать уроки, не способного доступно объяснить учебный материал. Направления повышения профессионального мастерстваОсвоение культуры педагогического общения. Деловому этикету должен следовать представитель любой профессии. Но вуз дает только представление о нормах общения, а навыки формируются в реальной профессиональной деятельности. Вопреки этому, в школе и сегодня есть педагоги, грубо обращающиеся с детьми, оскорбляющие их. Направления повышения профессионального мастерстваРазвитие способностей работать в коллективе. В школе это умение приобретает особое значение. Эффективность учебного процесса зависит здесь от того, насколько педагог заинтересован в результативности труда партнеров, от умения принимать решения коллектива как свои личностные, участвовать в деятельности профессиональных организаций. Направления повышения профессионального мастерстваОсвоение корпоративных норм поведения. Учитель - образец для подражания. Уже само его поведение является средством воспитания. На стиль его поведения реагируют и родители учеников - они воспринимают, тиражируют или отвергают его. Направления повышения профессионального мастерстваОвладение научным стилем речи. Речь педагога - инструмент его деятельности. Насколько грамотно говорит учитель - настолько грамотно будет говорить и его ученик. Насколько полно педагог владеет терминологией изучаемой науки - настолько же освоят ее и школьники. Направления повышения профессионального мастерстваОсвоение методики научно-исследовательской деятельности. Новые методики и технологии требуют от учителя умения находить, анализировать и обобщать научную информацию, экспериментально проверять эффективность нововведений, диагностировать уровень развития ученика, помогать ему в развитии элементарных навыков научной деятельности, требуемых вузом от выпускника школы. Методическая работа эффективна настолько, насколько педагог владеет рефлексией, способен объективно оценить свою работу. «Учитель живет до тех пор, пока он учится, как только он перестает учиться, в нем умирает учитель». Е.Д. Ушинский