Проект Крым — наш общий дом. Формирование гражданских компетентностей в условиях поликультурного общества.
МБОУ «Щелкинская средняя общеобразовательная школа №2»,
Ленинский район, Республика Крым.
«Формирование гражданских компетентностей в условиях поликультурного общества».
Тема проекта: «Крым – наш общий дом».
Тип проекта: смешанный (информационно-исследовательский, социальный, творческий), долгосрочный, межпредметный и индивидуально-групповой.
Авторы и руководители проекта: преподаватель истории высшей категории Горожанина М.А.
I. Участники проекта:
1. Классные руководители (5-А класс Белорусская Л.Г., 5-Б класс Грона И.Н., 6 класс – Дергунова И.Л.., 7 класс – Коробова О.Г., 10 класс Касаткина З.В., 11 класс Горожанина М.А.);
2. Педагог-организатор (Стукова И.С.);
3. Учащиеся 5-А, 5-Б, 6, 7, 10 и 11-го классов.
II. Обеспечение инновационного проекта
1.Учебно-методическое оснащение: Полат Е.С. Метод проектов; Гузеев В.В. Планирование результатов образования и образовательная технология; Левина Т.Ф. Метод проектов в лицейском образовании; Жак Д. Организация и контроль работы с проектами.
2. Кадровое обеспечение (дополнительно привлекаемые участники, специалисты).
3. Информационные (фонд и каталоги городских библиотек, фонды библиотеки краеведческого музея (г. Феодосия), Интернет ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]), видео материалы (д/ф «Цветы времён оккупации», н/п фильм «Проблемы воспитания в современном мире») и информационно-технологические ресурсы (компьютер, проектор, DVD-проигрыватель);
4. Организационное обеспечение (специальное расписание занятий, аудиторий, работы библиотеки и музея для более полной реализации всех стадий проекта и обеспечения системности в т.ч. непрерывности и последовательности при рассмотрении и решении учащимися проектных задач).
III. Актуальность проблемы
Негативные тенденции развития межэтнических отношений сопровождают человечество на протяжении всей его истории. Дискриминация «чужаков», национализм, шовинизм, расизм, геноцид – не стали «забытым» прошлым, а являются фактами сегодняшнего дня.
Для того чтобы подрастающие поколения имели определённый «иммунитет» к отрицательным проявлениям межэтнических отношений образование должно оснастить молодых людей поликультурными компетенциями, среди которых особое место занимают: открытость к межэтническим различиям, способность жить с людьми других культур, языков и религий, готовность к диалогу.
Представляется, что формирование поликультурных компетенций включает несколько направлений:
- формирование высокого уровня знаний о культурном многообразии цивилизации как в пространстве, так и во времени позволяющего адекватно осуществлять активную созидательную деятельность в поликультурном пространстве;
- развитие культуры поведения, его видов и форм, соответствующих поликультурной среде;
- формирование эмоциональной культуры адекватной поликультурной среде;
- формирование культуры саморазвития в поликультурной среде.
Проблема развития поликультурного образования присуща образовательной практике самых разных государств, что подтверждает её масштаб, значимость и остроту.
Речь идёт о существенных изменениях в требованиях к результатам обучения и воспитания современного подрастающего поколения, о необходимости формировать готовность и способность к жизни в открытом обществе, где сосуществуют представители разных национальностей и этнических групп, а, следовательно, носители разных культурных традиций.
К настоящему времени проблема стала актуальной практически для всех регионов и территорий Российской Федерации. Для поиска адекватных путей её разрешения важно знать, в силу каких обстоятельств сложилась полиэтничность населения той или иной территории: была ли она исторически сформирована в процессе её заселения и освоения или оказалась таковой в результате усилившихся в последние десятилетия миграционных процессов?
Полагаем, что угроза социальной нестабильности, возникающая в любом государстве из-за неподготовленности молодежи к жизни в условиях возрастающей полиэтничности общества и поликультурности среды, диктует необходимость возведения поликультурного образования в ранг государственной политики.
Главной целью формирования гражданских компетентностей в условиях поликультурного общества является:
- формирование осознанных позитивных ценностных ориентаций учащегося по отношению к собственной культуре, поликультурной по своей природе;
- воспитание уважения к истории и культуре другого народа;
- создание поликультурной среды как основы для взаимодействия личности с элементами других культур;
- формирование способности учащегося к личностному культурному самоопределению.
Основополагающими принципами поликультурного образования являются:
- принцип диалога и взаимодействия культур;
- принцип творческой целесообразности потребления, сохранения и создания новых культурных ценностей.
Становление гражданской компетентности школьников неразрывно связано сформированием у них основополагающих ценностей национальной и мировой культуры, определяющих гражданское самосознание.
В процессе формирования демократических ценностных ориентиров важным является воспитание ребёнка именно на основе социокультурных и исторических достижений нашего народа, народов других стран, а также культурных и исторических традиций родного края.
Гражданское образование включает в себя комплекс, основой которого является политическое, правовое и нравственное образование и воспитание, реализуемое через проведение внеклассной и внеурочной работы, формирование социальной и коммуникативной компетентности школьников средствами учебных дисциплин.
Я представляю краткое изложение информационного, долгосрочного проекта школы №2 по организации работы, направленной на развитие гражданской компетентности школьников в условиях многонационального общества.
IV. Цели работы над проектом
1. Способствовать становлению личности – носителя этнических, национальных и общечеловеческих ценностей, способного к самоопределению, самореализации и самоусовершенствованию как субъекта межэтнических отношений в полиэтническом обществе;
- научить самостоятельному достижению намеченной цели;
- научить предвидеть мини-проблемы, которые предстоит при этом решить;
- сформировать умение работать с информацией, находить источники, из которых её можно почерпнуть;
- сформировать умения проводить исследования, передавать и презентовать полученные знания и опыт;
- сформировать навыки совместной работы и делового общения в группе.
Стратегические задачи
1. Способствовать овладению культурой собственного этноса, формирование этнического самосознания;
2. Формировать целостное представление об этнической картине общества, адекватное восприятие разнообразия этнических культур, позитивное отношение к культурным различиям;
3. Развивать этносоциальное сознание и самосознание;
Сопутствующие задачи
- формирование личности ученика, способного к выполнению социальных ролей;
- сотрудничество педагогов, родителей, учащихся по освоению идей гражданского образования и навыков гражданина;
- изучение и освоение педагогическим коллективом новых продуктивных методов обучения и воспитания.
V. Основные принципы реализации школьного проекта по развитию гражданской компетентности
1. Принцип непрерывности. Предполагается, что проект будет носить непрерывный характер на протяжении всего периода обучения ребёнка в школе.
2. Принцип активности. Только через активную деятельность личности формируются ключевые компетентности.
3. Принцип жизненной реализации. Успешность и состоятельность жизненных планов учащихся.
4. Принципы гуманности, поликультурности, диалогизма, толерантности, этничности и сотрудничества.
Блоки проекта отражают его содержание по трём направлениям - познавательной, мотивационно-ценностной, социально-практической.
Познавательный блок гражданского образования предполагает, что учащиеся обретут знания:
- правовые, политические, морально-этические;
- основы знаний в области социальной экологии;
- основы философских знаний, экономические, основы знаний о социальной сфере общества;
- основы культурных и исторических достижений народов России и мировой цивилизации, истории и культуры родного края.
Мотивационно-ценностный блок гражданского образования направлен на формирование следующих ценностей:
- гуманность, нравственная определенность личностных ориентиров;
- уважение прав и свобод, человеческого достоинства;
- уважение законов страны, правил и норм современной демократии;
- справедливость, равенство людей перед законом, забота об общественном благе;
- патриотизм, бережное отношение к национальным традициям и культурным ценностям;
- признание общечеловеческих ценностей при политическом многообразии.
Социально-практический блок гражданского образования направлен на формирование таких умений и навыков, которые бы позволяли:
- критически мыслить, анализировать получаемую информацию из многих источников;
- понимать социальные проблемы, сущность явлений, происходящих в обществе;
- принимать обоснованные решения, брать на себя ответственность за их реализацию;
- реализовать индивидуальные и общественные права и обязанности;
- устанавливать конструктивные отношения с людьми, уметь работать в группе:
- выражать и отстаивать свое мнение, слушать другого человека;
- проявлять готовность к разумному компромиссу, проявлению навыков толерантного поведения.
VI. Ожидаемый результат проекта
Гражданская компетентность личности как цель проекта включает в себя совокупность способностей, позволяющих активно, ответственно и эффективно реализовывать весь комплекс гражданских прав и обязанностей в демократическом обществе. Гражданская компетентность имеет следующие характерные признаки:
1. Многофункциональность. Овладение гражданской компетентностью позволяет решать различные проблемы в повседневной, профессиональной или социальной жизни.
2. Надпредметность и междисциплинарность. Гражданская компетентность применима в различных ситуациях: в школе, в семье, на работе, в политической активности и др.
3. Интеллект. Гражданские компетентности требуют развития абстрактного мышления, определения своей собственной позиции, самооценки, критического мышления и др.
4. Многомерность. Гражданские компетентности включают различные умственные процессы и интеллектуальные умения (аналитические, критические, коммуникативные и др).
Оценка реализации проекта
Предлагаются следующие показатели оценки успешности реализации проекта и методы оценки:
- наличие школьных проектов по конкретным вопросам и проблемам гражданского образования (наблюдение, анализ продуктов деятельности, подсчет количества);
- появление временных и постоянных общественных школьных объединений (наблюдение, анализ продуктов деятельности);
- сформированность гражданской культуры всех участников образовательного процесса и выпускников школы (наблюдение, беседа, социально-психологический опрос);
- создание авторских продуктивных методик обучения и воспитания (анализ учебных занятий, накопление и обобщение опыта);
- вовлеченность детей, родителей, учителей в отслеживании результатов (подсчёт количества участников, анализ содержания аналитических документов);
- сформированность партнёрских отношений, навыков гражданского поведения (наблюдение, анализ содержания мероприятий);
- появление в школе незапланированных объединений, акций, инициатив, проектов (наблюдение, подсчёт количества участников, анализ содержания документов и мероприятий).
Разработчик проекта уверен в том, что только благодаря хорошо продуманной системе работы можно сформировать у учащихся активную жизненную позицию, помочь им стать полноценными участниками жизни общества. Несомненным является также то, что в процессе реализации проектной деятельности обогатится содержание работы школы и отдельного учителя.
Особая ценность проекта по гражданскому образованию состоит в том, что накопленный опыт работы окажется полезным в профильном обучении (или при переходе к нему), выбору и содержательному наполнению специализированных курсов социально-экономического и гуманитарного профиля.
VII. Этапы реализации проекта
1. Диагностически-концептуальный:
Выбирается тема и тип проекта;
Проводится мониторинг среди учащихся по данной проблеме;
Определяются источники информации;
Происходит сбор информации;
Создаётся банк данных.
Информация о проекте доводится до учащихся на классных часах;
Распространяется сигнальный листок с информацией о проекте.
2. Организационный (планирование):
- Исходным этапом работы является так называемый предпроект. В ходе этого этапа осуществляется выстраивание межличностных отношений, выявляются лидеры, планируется эксперимент, а главное, формулируется тема проекта.
Показав актуальность и привлекательность погружения в данную область исследовательской деятельности, мы тем самым пытается найти в учениках участниках проектной группы – партнёров и единомышленников, ибо основной принцип проектного обучения – это сотрудничество и сотворчество.
Уже на этом этапе внимание уделяется оформлению кабинета, в котором проводятся встречи.
На первом собрании демонстрируется презентация, отражающая цели работы над проектом и содержание первого этапа.
Происходит обмен знаниями по теме, интересами; высказывания пожеланий, вопросов; обсуждение возникших идей; перечисление возможных тем проекта; формулирование темы проекта для класса или группы учащихся; формулирование тем для работы подгрупп.
Высказывание проблем – процесс довольно длительный, но это те самые поиски общего языка, выстраивание отношений, которые являются ядром предпроекта.
В конце собрания назначается точная дата следующей встречи и дается конкретное задание – определиться, какой из предложенных проблем должен быть, на ваш взгляд, отдан приоритет.
- На второе собрание проектной группы приходят те учащиеся, которые твердо решили принять участие в предложенной работе.
Собрание начинается с выбора секретаря в чьи обязанности входит ведение протокола. Главная задача этого собрания – формулирование темы проекта и распределение по подгруппам. Распределяются обязанности и задания между участниками проекта, составляется план действий по реализации проекта. Каждая группа составляет чёткий план своей работы над проектом, где обозначаются промежуточные действия, сроки выполнения и ответственные.
3. Исследование. Деятельность ребят, направленная на выполнение задач проекта.
Проектные группы решили в рамках проекта «Крым – наш общий дом» вести три мини-проекта как компоненты общей исследовательской темы.
Участники первой проектной группы в результате обсуждения назвали свой проект «Плавильный котёл» .
Вторая проектная группа назвала проект «Наша общая память».
Третья группа назвала проект «Культура межнациональных отношений».
Затем формулируются темы рефератов.
Участники проектной группы получают задание: придумать эмблему проектной группы и просмотреть литературу по теме реферата, имеющуюся в библиотеке, а также по возможности познакомиться с информацией, размещенной на различных сайтах в Интернете и связанной с проблематикой работы. Напоминаем, что необходимо сделать фотографии по подгруппам, а одному или двум участникам дается задание объединить все фотографии, эмблему и название тем рефератов на ватмане.
Происходит обсуждение вариантов оформления отчетности о выполненной работе; формулирование наиболее актуальных проблем, способных оказать влияние на ход исследовательской работы.
В ходе собрания лишь изредка вносим коррективы в ход дискуссии по планированию проектной деятельности. Очень важно максимально предоставить инициативу учащимся, оставив себе роль консультанта и помощника.
- Аналитический этап:
Исследовательская работа учащихся и самостоятельное получение новых знаний; уточнение намеченных цели и задач; поиск и сбор информации через собственные знания и опыт учащихся; обмен информацией с другими лицами (учащимися, учителями, родителями, и т.д.); изучение специальной литературы, привлечение материалов средств массовой информации, Интернета.
Следует отметить, что основной задачей аналитического этапа являются самостоятельное проведение учащимися исследования, самостоятельное получение и анализ информации.
Руководитель проекта следит за ходом исследования, его соответствием цели и задачам проекта, оказываем группам необходимую помощь, не допуская пассивности отдельных участников. В мою задачу также входят корректировка деятельности групп и отдельных участников и помощь в обобщении промежуточных результатов для подведения итогов в конце этапа.
Участники первой проектной группы «Плавильный котёл» Изучили необходимую литературу: И.Н. Храпунов. Древняя история Крыма; Е.Веймарн, М.Чореф. Корабль на Каче; Д.Б.Шелов. Северное Причерноморье 2000 лет назад и др. Создали презентацию-урок «Киммерийцы и скифы на территории Крыма». Начали подбор материала для рефератов, а затем презентаций «Этническая история Крыма», «Край древних преданий». Была проведена археологическая экскурсия «Античность Керченского полуострова». Ребятами подготовлен материал о Семеновском и Казантипском поселениях.
Вторая группа, проект «Наша общая память» осуществила подбор материала по темам: «Оккупационный режим в Крыму». («Новый порядок» или план «ОСТ» в действии»), «Партизаны и подпольщики Крыма», «Оборона Севастополя». Начата акция «Моя семья в годы Великой Отечественной войны». Были проведены мероприятия на военно-патриотическую тему. Это были: конкурс плакатов, посвященных тематике Великой Отечественной войны, турнир на знание истории второй мировой войны и Великой Отечественной, книжная выставка, идет подготовка к Международному конкурсу «Мое генеалогическое древо».
Инициативная группа подготавливает проект «Моя семья в годы Великой Отечественной войны» (участники: Кириязи Карина, 6 класс, Стуков Никита, 10 класс, Пузанов Дмитрий, 7 класс, Ляховненко Дмитрий, 7 класс, Кошкин Андрей, 11 класс, Чигрина София, 6 класс, Волох Алина, 11 класс).
Ученики нашей школы Дериволков Егор, 11 класс и Чигрина София, 6 класс приняли участие в Международной олимпиаде по истории. Тема олимпиады «Война войной...». Дериволков Е. награжден Дипломом II степени, а Чигрина С. физическим сертификатом участника олимпиады.
Третья группа (проект «Культура межнациональных отношений»).
Ребята подготовили анкетирование учащихся, проводят сбор данных об этническом составе учеников школы. Формируют базу данных для будущих рефератов/презентаций по темам: «Правовая культура и правовое сознание», «Этнос, нация, народ», «Национализм/патриотизм, шовинизм/ксенофобия, нацизм/этноцентризм», «Этническое и национальное самосознание».
Представители каждой из подгрупп отчитываются о проведённых социологических исследованиях, рассказывают о том, в каком состоянии находится работа над рефератами, презентациями.
4. Этап обобщения (результаты):
Анализ, систематизация, структурирование полученной информации и интеграция полученных знаний; построение общей логической схемы выводов для подведения итогов (в виде рефератов, докладов, конференций, стенгазет, школьных журналов, презентаций и т.д.).
Наша задача на этом этапе – предоставить учащимся максимальную самостоятельность и помочь проявить творческую активность в выборе форм представления результатов проекта; стимулировать формы, которые дают возможность раскрыться каждому ученику.
Целью является создание в письменной форме краткого по содержанию документа, включающего характеристику целей проведенного исследования, применявшихся методов и полученных результатов, а также сообщение о намерении продолжить исследование, если такое намерение предусматривалось авторами.
5. Подготовка презентаций. Презентация полученных результатов: осмысление полученных данных и способов достижения результата, обмен полученной информацией, а также накопленным опытом в классе или группе учащихся; обсуждение и совместная презентация участниками результатов работы надо проектом; совместная презентация результатов на уровне школы и т.д.
Особенность этапа заключается в том, что само осуществление презентации в той форме, которую выбрали участники, является, по сути, учебным и ориентировано на приобретение навыков представления итогов своей деятельности.
Подготовка и обобщение материала для презентации, как правило, вызывают новые вопросы и побуждают учащихся к дискуссиям. Здесь может быть подвергнут критике ход исследований, самостоятельно выявлены ошибки, допущенные в ходе работы над проектом. Задача учителя – объяснить участникам проектной группы основные правила ведения дискуссии и делового общения; стремиться выработать навыки конструктивного отношения к критике своих суждений другими и к наличию в группе многих точек зрения на решение проблемы.
VIII. Формы работы в рамках проекта
1. Анкетирование;
2. Тренинг-курс «Равный – равному», модуль «Общаемся и действуем»:
- Тренинг «Я и другие»;
-Тренинг «Знакомьтесь: толерантность»;
- Тренинг «Жизнь без конфликтов»;
- Тренинг «Учимся понимать и уважать других»;
3. Книжная выставки «Летописный Край», «Крымская элегия»;
4. Акция «Моя семья в годы Великой Отечественной войны»;
5. Участие в работе МАН Крыма, секция «Краеведение»;
6. Конкурс рисунков на тему проекта «Крым – наш общий дом»;
7. Создание фотоальбома «Мой край – легенда»;
8. Представление рефератов: «Этническая история Крыма», «Край древних преданий», «Этническое и национальное самосознание», «Оккупационный режим в Крыму» («Новый порядок» или план «ОСТ» в действии»), «Партизаны и подпольщики Крыма»;
9. Подготовка презентаций: «Этнос, нация, народ», «Киммерийцы и скифы на территории Крыма», «Великое переселение народов и Крым»;
10. Пополнение школьного музея;
11. Проведение круглых столов, конференций, устных журналов, классных часов на основе информационного материала проекта;
12. Выпуск авторских газет «Моя семья», «Я и мой этнос»;
13.Конкурс сочинений «Культурные ценности моего этноса»;
14. Психолого-педагогический лекторий для родителей по проблеме формирования у детей культуры межэтнических отношений в условиях семейного воспитания»;
17. Конкурсы, тематические вечера, устные журналы к знаменательным датам и праздникам: «День Матери», «День Семьи», «Международный день толерантности», «День родного языка», «День Российской Федерации», «День Конституции РК» и др.
IX. Сроки реализации проекта
Ввиду своей актуальности, проект рассчитан на долгосрочную перспективу, т.е. его реализация возможна на протяжении нескольких лет при непосредственной интеграции в учебный процесс. Предполагается, что для его осуществления в рамках одной возрастной категории учащихся (преимущественно старших классов) понадобиться от 1 (для классов универсального профиля) до 2 (для классов социально-гуманитарного профиля) учебных лет.
X. Полученные результаты
Ребята творческих групп учатся добывать информацию, критически оценивать её, ранжировать по значимости, ограничивать по объему, использовать различные источники, в т.ч. людей, как источник информации;
Вовлечение учащихся в деятельность по созданию выставки «Домашняя история». Совместный поиск материалов об этнической истории Крыма.
Усвоение учащимися ценностей гражданственности, патриотизма, толерантности, определяющих модель их жизненного поведения, приобретение учащимися социального опыта;
Возросла мотивация педагогов к использованию проектных наработок в учебно-воспитательном процессе,
Рост интереса обучающихся к сохранению и поддержанию истории и традиций своей семьи и своего этноса.
Вовлечение учащихся в деятельность по созданию презентаций, буклетов, плакатов, школьных газет, бюллетеней по тематике проекта.
Активизация поисковой и исследовательской деятельности учащихся;
Работа над проектом сплотила участников одной общей идеей, дала новый импульс всему учебному процессу. Это позволило глубже вникнуть в вопросы общественной жизни, выработать собственное мнение и социальную позицию.
X. Интеграция с учебными предметами
1. Правоведение.
2. История.
3. Человек и общество
4. Мировая художественная культура.
5. Литература.