Рабочая программа по чтению для индивидуального обучения на дому 8 класс (8 вид) по программам для умственно-отсталых детей.
Пояснительная записка
К рабочей программе по чтению для индивидуального обучения на дому 8 класс (8 вид) по программам для умственно-отсталых детей.
Рабочая программа по русскому языку для 8 класса создана на основе:
•Федерального компонента государственного стандарта образования утверждённого приказом Минобразования России от 5.03.2004Г.№1089.
•Закона РФ «Об образовании» ОТ 29.12.2012 № 273 – ФЗ
•Программа учреждений VIII вида 5-9 классы под ред. В.В. Воронковой. М. Просвещение, 2010г.
На уроках чтения в 8 классе продолжается формирование у школьников техники чтения: правильности, беглости, выразительности на основе понимания читаемого материала. Это связано с тем, что не все учащиеся старших классов в достаточной степени владеют указанными навыками. Кроме того, изучение каждого художественного произведения вызывает у них затруднения при его чтении и понимания содержания. Ведь рекомендуемые произведения разножанровые и при работе с ними требуется большая методическая вариативность.
ЦЕЛЬ : развитие речи учащихся через совершенствование техники чтения и
понимание, осмысление и пересказ содержания художественныхпроизведений.
ЗАДАЧИ:
- формировать у учащихся чтение про себя, последовательно увеличивая
объем читаемого текста и самостоятельность чтения.
- развивать полноценное восприятие доступных по содержанию
художественных произведений;
- развивать умения отвечать на вопросы, пересказывать текст
- нравственно-эстетическое и гражданское воспитание школьников наоснове произведений художественной литературы (их содержаниепозволяет учащимся осваивать навыки нравственного поведения человека
в обществе)
Поставленные задачи определяются особенностями психическойдеятельности воспитанников с ограниченными возможностями здоровья,
существенно отличающихся от нормально развивающихся сверстников.Программа по чтению построена на коммуникативно-речевом подходе кобучению.
Рекомендуется знакомить учащихся с биографическими сведениями об авторе, сообщать некоторые литературоведческие понятия, отрабатывая их в процессе практической деятельности. Среди них жанры народного творчества (сказка, былина, песня, пословица, поговорка, потешка, загадка); виды сказок (волшебные, бытовые, сказки о животных); языковые особенности сказки (присказка, зачин, троекратные повторы); жанры художественных произведений (рассказ, повесть, басня, стихотворение, поэма. В 8 классе –68часов в год,2 часа в неделю.
На уроках чтения используются разнообразные формы работы с текстом, методы и приёмы обучения , применяются ТСО: фрагменты кино (презентация, DVD) мультфильмов, мультимедиа, музыкальные фрагменты.
Содержание программы
Устное народное творчество (5ч.)
Жанры устного народного творчества: сказки, пословицы, поговорки, загадки, былины.
Из произведений русских писателей 19 века (27ч.)
Краткая биография русских писателей : А.С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Н. А .Некрасова, Л. Н. Толстого и др. Содержание и герои произведений писателей 19 века.
Из произведений русских писателей 20 века (35ч. )
Итоговый урок (1час)
Краткие биографические сведения писателей: А.М. Горького, С.А. Есенина, И.А. Бунина, В.М. Шукшина и др. Содержание произведений. Заучивание наизусть 1-2 стихотворений.
Пояснительная записка
К рабочей программе по русскому языку для индивидуального обучения на дому 8 класс (8 вид) по программам для умственно-отсталых детей.
Рабочая программа по русскому языку для 8 класса создана на основе:
•Федерального компонента государственного стандарта образования утверждённого приказом Минобразования России от 5.03.2004Г.№1089.
•Закона РФ «Об образовании» ОТ 29.12.2012 № 273 – ФЗ
•Программа учреждений VIII вида 5-9 классы под ред.В.В Воронковой. М. Просвещение, 2010г.
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития, учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом.
Изучение русского языка в школе направлено на достижение следующих целей:
•воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;
•совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;
•освоение знаний о русском языке, его устройстве; об особенностях функционирования русского языка в различных сферах и ситуациях общения; об основных нормах русского литературного языка; об особенностях русского речевого этикета;
•формирование умений опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации, сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.
Исходя из целей преподавания русского зыка, определены задачи обучения предмету детей с отклонениями в развитии:
1. Научить школьника правильно и осмысленно читать доступный их пониманию текст.
2. Выработать достаточно прочные навыки грамотного письма на основе усвоения звукового состава языка, элементарных сведений по грамматике и правописанию.
3. Повысить уровень общего развития учащегося.
4. Научить школьника последовательно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме.
5. Развивать нравственные качества учащегося.
Ввиду психологических особенностей ученика с нарушением познавательной деятельности, с целью усиления практической направленности обучения проводится коррекционная работа, которая включает следующие направления:
•Совершенствование движений и сенсомоторного развития: развитие мелкой моторики и пальцев рук; развитие навыков каллиграфии; развитие артикуляционной моторики.
•Коррекция отдельных сторон психической деятельности: коррекция – развитие восприятия, представлений, ощущений; коррекция – развитие памяти; коррекция – развитие внимания; формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина); развитие пространственных представлений и ориентации; развитие представлений о времени. •Развитие различных видов мышления: развитие наглядно-образного мышления;
•развитие словесно-логического мышления (умение видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями и событиями).
•Развитие основных мыслительных операций: развитие умения сравнивать, анализировать; развитие умения выделять сходство и различие понятий; умение работать по словесной и письменной инструкциям, алгоритму; умение планировать деятельность.
•Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы: развитие инициативности, стремления доводить начатое дело до конца; формирование умения преодолевать трудности; воспитание самостоятельности принятия решения; формирование адекватности чувств; формирование устойчивой и адекватной самооценки; формирование умения анализировать свою деятельность; воспитание правильного отношения к критике.
•Коррекция – развитие речи: развитие фонематического восприятия; коррекция нарушений устной и письменной речи; коррекция монологической речи; коррекция диалогической речи; развитие лексико-грамматических средств языка.
В результате изучения русского языка в школе ученик должен
знать:
•смысл понятий речь устная и письменная; текст, его функционально-смысловые типы;
•основные единицы языка, их признаки;
•нормы речевого этикета;
уметь
объяснять роль языка в жизни человека и общества.
определять тему, основную мысль текста; опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа.
Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности , - правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдая нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.);
- соблюдать этические нормы речевого общения (нормы речевого этикета);
- соблюдать в практике речевого общения основные произносительные, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
- соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации;
- владеть навыками речевого самоконтроля: оценивать свою речь с точки зрения ее правильности, находить грамматические и речевые ошибки и недочеты, исправлять их, совершенствовать и редактировать собственные тексты.
Программа и составленный на её основе тематический план выдвигают требования к знаниям, умениям и навыкам, которыми учащийся должен овладеть к концу учебного года.
Основные требования к умениям учащегося:
• писать под диктовку текст с изученными орфограммами (70—80 слов);
• писать изложение или сочинение по данному плану с предварительной отработкой лексического материала (до 80 слов);
• находить в тексте речевые недочёты и исправлять их с помощью учителя;
• определять части речи, используя сложные предложения для доказательства;
• подбирать однокоренные слова, используя данные приставки и суффиксы;
• находить и решать орфографические задачи (самостоятельно и с помощью учителя);
• пользоваться школьным орфографическим словарем.
• составлять предложения, опираясь на картину, собственный опыт;
• решать орфографические задачи с помощью учителя.
Место предмета в образовательном процессе. В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребёнка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми предметами, изучаемыми в школе, и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.
Программа рассчитана на 68 часов (2 часа в неделю).
Содержание программы
Для реализации данной программы обучение строится по следующим разделам:
Повторение.(3ч) Грамматическая основа предложения. Главные члены предложения.
Состав слова.(7ч.) Морфемы слова. Разбор слова по составу. Написание гласных и согласных в корне слова. Сложные слова. Разбор по составу сложных слов. Правописание приставок.
Части речи. (41ч.) Имя существительное. Морфологические признаки. Правописание падежных окончаний существительных.
Имя прилагательное . Морфологические признаки. Правописание окончаний прилагательных.
Местоимение . Личное местоимение. Морфологические признаки. Роль личных местоимений в тексте
Глагол. Морфологические признаки глагола. Правописание глаголов на –тся,-ться. Правописание безударных личных окончаний глаголов.
Наречие. Морфологические признаки наречий. Умение находить наречие в тексте.
Имя числительное. Морфологические признаки имен числительных. Правописание числительных.
Предложение(17 ч.). ) Грамматическая основа предложения. Виды предложений по интонации. Однородные члены предложения. Простые и сложные.
Формы и методы контроля:
Предусмотрены виды работ, которые позволяют вести контроль над усвоением учебного материала, а именно:
- проверочные диктанты по темам
- самостоятельные и практические работы
- обобщающие уроки по темам
- тест-контроль по изученным темам
- контрольные работы по окончании каждой четверти. (Приложение)
Учитывая познавательные возможности учащегося, для активизации умственной деятельности, развития самостоятельности, осознанности восприятия материала, в план включены уроки нестандартного типа:
- с применением ИКТ
- тестирование
- урок-путешествие
- урок-рассуждение
-урок-диспут.
Пояснительная записка
к рабочей программе по развитию речи для индивидуального обучения 8 класс (8 вид)
Рабочая программа по развитию речи для 8 класса создана на основе:
•Федерального компонента государственного стандарта образования утверждённого приказом Минобразования России от 5.03.2004Г.№1089.
• Закона РФ «Об образовании» ОТ 29.12.2012 № 273 – ФЗ
•Программы специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида 5-9 классы под ред.В.В Воронковой .М.Просвещение, 2010г.
Цель: расширение активного и пассивного словарного запаса учащегося
Задачи:
- формировать умения отчетливо повторять произносимые учителем слова и фразы
-учить называть предмет по его изображению, давать ему простейшую характеристику
- учить составлять небольшие рассказы по сюжетной картине на заданную тему
Решение речевых задач осуществляется через постепенное усложнение материала заданий от урока к уроку. Коррекционные и воспитательные задачи решаются благодаря совершенствованию восприятия, памяти, мышления. Особенностью методики преподавания уроков является комплексный подход, который направлен на решение взаимосвязанных задач по развития фонетического, лексического, грамматического строя речи. Основной формой является предметные уроки, на которых учащиеся знакомятся с объектами на основе непосредственных чувственных восприятий. Уроки построенные на непосредственном знакомстве с живыми предметами и явлениями природы, возбуждают интерес, стимулируют к деятельности. Усвоение детьми знаний тесно связано с развитием на доступном уровне их познавательных способностей, сенсорного аппарата, внимания и речи. Наблюдая за предметами и явлениями, учащиеся учатся анализировать, находить сходства и различия, делать простейшие выводы и обобщения.
Уроки способствуют развитию и коррекции личности умственно отсталого школьника и необходимы ему в жизни. На уроках ведется разучивание простейших фраз, просьб, приказаний. Составление небольших рассказов по сюжетной картине. Составление рассказов на заданную тему (темы для рассказов брать из жизни детей: труд, экскурсии, детские праздники).Рассказывание по вопросам учителя содержания просмотренного фильма. Коллективное составление писем.
Программа рассчитана на 34 часа (1 час в неделю)
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Текст. Типы текстов - 10 часов
Стили речи – 7 часов
Работа с текстом разных типов и стилей – 5 часов
Умение писать сочинение и изложение – 6 часов
Выразительно – изобразительные средства – 4 часа
Итоговые уроки – 2 часа
№ урока
тема Кол-во часов дата
1-10 Текст. Признаки текста. Сочинение «Осень», «О маме». 10 часов 11-17 Стили речи. Тексты разных стилей. 7 часов 18-19 Изложение с элементами рассуждения. 2 часа 20-23 Работа над текстом. Публицистический стиль 4 часа 24 Рассуждение 1 час 25-27 Устное сочинение по картине 3 часа 28-31 Изобразительно-выразительные средства языка 4 часа 32 Сочинение о весне 1 час 33-34 Итоговый урок 2 часа Календарно – тематическое планирование уроков развития речи.