Урок математики Десятичные дроби (урок-сказка)

Гимназия им.Н.Трублаини



























Учитель математики
Друппов Ю.С.










г.Ровеньки

Тема: Действие с десятичными дробями.

Цель: закрепление навыков сложения, вычитания и умножения десятичных дробей при решении упражнений и задач. Развивать логическое мышление, творчество учащихся, память. Воспитывать трудолюбие, активность, самостоятелность, повышать интерес к математике.

Тип: урок - сказка. Оборудование: плакат с эпиграфом.

Эпиграф: Каждый человек дробь. Числитель дроби - это показатель того, как ценят тебя люди. Знаменатель - твоя личная оценка самого себя. Известно: чем больше знаменатель, тем меньше дробь.
Лев Толстой
Ход урока.
I. Проверка домашнего задания.
Собрать тетради для проверки.

II. Сообщение темы и цели урока.
Сегодня на уроке мы вспомним все, что изучали по теме «Десятичные дроби»; будем работать с законами для десятичных дробей, решать задачи. Наш урок сегодня необыкновенный Мы с вами будем путешествовать по сказке «Золушка». Кто из вас вспомнит фамилию автора этой сказки? Правильно, это Шарль Перро.

III. Закрепление и осмысление знаний.
Сегодня на уроке вы попробуете быть сказочниками. Итак, начинаем.
(Слышится тихая мелодичная музыка).
Кто помнит, как начинается сказка?
(Ученик рассказывает начало сказки).

Задание № 1.
Одна взрослая дочь была полная, потому что любила много есть. Особенно ей нравились пирожные. Она их ела с утра до вечера. Сначала она могла съесть 45 пирожных, потом ещё 20 и уже поздно вечером ещё 35 пирожных по цене 1,25 грн. Сколько денег стоили все пирожные? (45+20 + 35) * 1,25 = 100 * 1,25 - 125 (грн)
А еще сестрички были очень ленивые. Вот они решили примеры. Проверьте правильность их работы.

Задание № 2.

Вариант 1 Вариант 2

1). 0,4*41 * 2,5=41 1). 0,04*28 *25 = 28
2). 12,5 * 2,78 * 0,08 = 27,8 2). 1,25 * 41,9 * 0,8 = 41,9
3).0,33 = 0,27 3). 0,42 = 0,16
4). 0,5 * х * 0,8у * 6z = 24хуz 4). 0,05 * а * 0,4 * а * 9с = 1,8авс
5) 10,8*0,27+10,8* 0,43-10,8* 0,7=0 5). 9,1*0,45 + 9,1 *0.35- 9,1 *0,8 = 9,1.

Кто же за них делал всю работу дома? (ответы учащихся).
Задание № 3.
Что делала Золушка? Сколько часов она работала с 5 часов 15 минут утра до 11 часов 45 минут вечера? Ответ выразите десятичной дробью. (Задание учащиеся выполняют в парах)
23ч45мин -5ч 15мин = 18ч 30мин =18,5ч

Почему Золушку так называли? Кто дал ей такое прозвище.
(Учащийся продолжает рассказывать сказку о том, как мачеху и сестер пригласили на бал. И как они заставили Золушку сшить им платья.)
Задание № 4.
Сосчитайте, сколько всего нужно было метров ткани на все платья, если на платье младшей дочери нужно 8.75 м, на платье мачехи нужно в 3,2 раза больше, чем младшей дочери, а старшей дочери - на 12.3 м меньше, чем мачехи.
(Краткую запись задачи можно выполнить фронтально, а решение учащиеся делают самостоятельно)

Младшая дочь – 8,75 м
Мачеха в 3,2 раза > ?
Старшая дочь – на 12,3 м <

8,75 2) 28,0 3) 28,00
* 3,2 - 12,3 + 15,70
1750 15,7 (м) 8,75
+ 2625 ст.дочь 52,45 (м)
28,000(м) всего
мачеха

Ответ: 52,45 м.

Задание № 5
Для того, чтобы украсить платье, мачеха купила 30 дм золотой ленты,4 м 9 дм серебряной ленты, 3 040 см кружева и еще меховую полоску для опушки длиной 6 м 70 см. Сосчитайте, какова общая длина украшений, которые купила мачеха. Запишите свой ответ.

30 дм = 3 м 4 м 9 дм = 4,9 м
3 040 см = 30,4 м 6 м 70 см = 6,7 м
3+30,4+4,9+6,7=45,0 м

- Поехала ли Золушка с мачехой и сестрами на бал? Почему?
- Что произошло потом?

Задание № 6
Сосчитайте, какое количество крупы мачеха заставила перебрать Золушку.
Рис 4 050 г = 4,05 кг
Гречка 3 200 г = 3,2 кг
Пшено 500 г = 0,5 кг
7,75 кг
- Справилась ли Золушка с этим поручением? Кто появился у нее в гостях? Давайте поможем Золушке попасть на бал и правильно решим примеры.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Разгадать созданный кроссворд в программе «Excel» о математике.

По горизонтали: 3. Решение уравнения. 6. Вид многоугольника. 7. Прямоугольник, у которого все стороны равны. 11. Число, определяющее положение точки на координатном луче. 12. 1/10 метра. 15. 1000 килограммов. 16. Вид четырехугольника. 17. Прибор для измерения углов. 19. Знак, разделяющий целую и дробную части десятичной дроби.

По вертикали: 1. Результат умножения. 2. Геометрическая фигура. 4. Третья степень числа. 5. Луч, делящий угол пополам. 8. Трехзначное число. 9. Результат вычитания. 10. 1/1000 килограмма. 13. Результат сложения. 14. Знак арифметического действия. 16. Сумма сторон многоугольника. 18. В равенстве 27 = 6 * 4 + 3 число 3 есть ... от деления числа 27 на число 6.

Задание № 7

Вариант 1 Вариант 2
№ 888(1) с.217 № 888 (3)

1 В. 12,3 * 0,8 – 5,4 * 1,6 = 1,2 2 В. (3,126-1,7)*(0,15+7,4)=10,7663

1) 12,3 2) 5,4 3) 9,84 1) 3,126 2) 0,15 3) 1,426
* 0,8 * 1,6 - 8,64 -1,700 + 7,40 * 7,55
9,84 324 1,20 1,426 7,55 7130
54 7130
8,64 9982
10,76630
- И вот наша героиня уже танцует на балу с принцем. Ей очень весело. Наверное, так она смогла бы танцевать до самого утра. Верно ли? (дальше ученики сами рассказывают сказку).
- Как же принцу найти эту незнакомку? Ему сможете помочь вы.


Задание № 8

- Кто быстрее поднимется по ступенькам к принцу?

1)







2)








- Чем заканчивается эта сказка? (Свадьба)
И чтобы свадьба была действительно прекрасной, правильно выполните последнее задание.

Задание № 9
Золушка и принц отправились в свадебное путешествие на лодке, скорость которой по течению 18,7 км/ч, а скорость течения 2,8 км/ч. Какое расстояние они проплывут за 5 часов по озеру?
T = 5 ч
Vn = 18,7 км/ч S=Vct
Vp = 2,8 км/ч Vc=Vn-Vm=18,7-2,8=15,8 (км/ч)
S=?

S=15,8*5=79,5 (км)
Ответ: 79,5 км.

IV. Итог урока.
Учитель. Чем отличается десятичная дробь от обыкновенной?
Ученик. В десятичной дроби знаменатель есть единица с нулями.
Учитель. Подумайте над словами великого писателя и мудреца (обращение к эпиграфу). Как бы вы по-своему истолковали их смысл?
Ученик. Чем больше человек мнит о себе, воображает, тем он мельче в глазах окружающих.
Учитель. Пользуясь нравственной формулой Толстого, дайте оценку всех персонажей сказки «Золушка». Пусть вам помогут при этом простые математические дроби. (Ответы учащихся)

Оценивание.

V. Задание на дом.

От принца № 920, 916.
От Золушки № 923, 918.
От Мудрой Совы № 927.
От учителя повторить п. 8, п. 19.
3*а*2,5*6*0,4

3,5*25*х*0,4

0,5*у*2*76

0,25*х*4*у

0,6*х*2,5*4

92*z*2*0,5

m*0,4*n*2,5

4,5*а*2,5*4



15