Конспект непосредственной образовательной деятельности детей подготовительной группы на тему «Птицы зимой»
Конспект непосредственной образовательной деятельности детей подготовительной группы на тему «Птицы зимой»
Цель: вызвать желание оказывать действенную помощь зимующим птицам
Задачи: продолжать знакомить детей с зимующими и пролетными птицами нашего края, учить замечать характерные особенности строения птиц; воспитывать любовь к родной природе, желание помогать птицам в зимнее время года.
Материалы и оборудование: иллюстрации с изображением птиц, мешочек с семенами арбуза, дыни, подсолнечника, тыквы, кабачка, сушеные ягоды, зерно.Содержание организованной деятельности
Сегодня занятие не простое, а крылатое. К нам в гости пожаловала сама Зимушка-зима, а с ней и ее друзья-птицы. Давайте вспомним зимние месяцы (дети называют). Все правильно, а кто же назовет признаки зимы? Верно, а зима бывает какая? (морозная, суровая, холодная, вьюжная, метельная…) Ребята, как вы думаете, зимой птицам трудно?-Зимующие птицы не боятся морозов , они много летают и сами стараются добывать еду даже в самую холодную погоду. Они отыскивают насекомых, спрятавшихся в трещины коры, в щели домов и заборов, отыскивают плоды и семена лиственных растений, шишки хвойных деревьев с семенами. Они прилетают к нашим жилищам за помощью. И мы с вами должны помочь пережить зиму пернатым друзьям. А что нам нужно сделать, как помочь, чтобы они выжили в холодное время года?
(делаем и развешиваем на ветках деревьев кормушки; насыпаем в них семечки, крупу, хлебные крошки, ягоды, зерно).
Игра «Определи на ощупь»
Все, что вы отгадали лежащее в мешочке мы с вами кладем в наши кормушки, которые вы сделали со своими родителями.
Чем кормить птиц мы вспомнили, а теперь давайте вспомним зимующих и пролетных птиц. Эти птицы не улетают в теплые края, а остаются с нами в любое время года.
- Отгадайте загадку:
Непоседа невеличка.
Желтая почти вся птичка
Любит сало и пшеничку.
Кто узнал ее... (Синичка)
Синица – подвижная, энергичная, заметная птица. Природа одарила её яркой внешностью. Брюшко у неё — лимонно-жёлтое, разделённое чёрной полосой, белые щёчки. Синица – птица небольших размеров, с сильными лапками, коротким коническим клювом. Бегать по земле синицы не умеют, в отличие от настоящих наземных птиц. Зато, подобно воробьям, умеют скакать. В большинстве случаев синица – осёдлая или кочующая птица, иногда перелётная. Гнёзда синицы любят закрытые. Особенно им нравятся те, которые выдолбили дятлы. Но иногда синицы гнездятся в стволах и пнях гнилых, трухлявых деревьях, щелях на стволе, под крышей домов. Живут синицы стайками по 10-15 штук.
К нам в окно стучится птичка –Желтогрудая синичка.На нас смотрит сквозь стекло,Говорит: «У вас тепло…А мне холодно. Обидно:Зёрнышек нигде не видно.Я прошу вас: вы немножкоМне насыпьте хлебных крошек,А ещё б немного салаМне бы в стужу не мешало…С вами буду я дружить –Обещайте лишь кормить.Если вам не жалко крошек –Созову моих подружек.Вместе станем прилетать,На окошке щебетать».
Светлана Богдан
-Продолжаем отгадывать загадки:
В лесу под щебет, звон и свист,Стучит лесной телеграфист:«Здорово- дрозд, приятель!»И ставит подпись…(дятел).
Дятел – птица умная. Стуча по дереву, он по звуку определяет местонахождение насекомых и старательно извлекает их из-под коры. Древесные насекомые, личинки, муравьи – любимая добыча этой птицы. У дятла очень длинный (для пернатых) язык. Для чего ему такой нужен? Дятел ведь не болтун! Языком из всяческих уголков он вытаскивает насекомых, приносящих дереву вред. Ведь не зря его называют «доктором леса». Большой пёстрый дятел – настоящий красавец, Как у истинного франта, в его одеянии преобладает чёрно-белая гамма, присутствуют алые и зеленые тона. В оперении зеленого дятла доминирует зелёный цвет, только голова и уголки клюва – насыщенно красные.
Послушайте стихотворение о дятле.
Добрый дятел – лесу лекарь
И летучая аптека.
Если с кем беда случится,
То он вмиг к нему примчится.
– Что, сосенка, заболела?
Мошкара тебя заела?
Да-а-а, тебя на самом деле
Короеды одолели.
Но даю тебе я слово –
Будешь ты опять здорова!
(В. Гвоздев)
Физкульминутка «Птичка-невеличка»Птичка-невеличкаПо небу летала (птички летают),Села под окошко,Крошек поклевала (присели, клюют зёрнышки),Встрепенулась птичка (встали, отряхнулись),Выпрямила спинку.Песенку запела, в домик полетела (машут руками)
- Послушайте следующую загадку :Чернокрылый, красногрудый
И зимой найдет приют
Не боится он простуды
С первым снегом тут как тут. (Снегирь).
Снегирь выглядит нарядным – он всегда в красном. На самом деле красногрудки – это самцы снегиря, самочки сами по себе намного скромнее. Грудка у них зеленовато-серая. Все снегири неутомимые путешественники: всю осень и зиму они проводят в странствиях, перелают с дерева на дерево, ищут ягоды рябины, бузины, ясеня, клена т. д. Чуть подкрепились, передохнули и вновь замелькали в припорошенных снегом перелесках.
Послушайте стихотворение:
От простуд он не страдает.
Не страшится злобных вьюг
И к зиме не улетает
На далекий знойный юг.
Пусть покроют снега груды
И пригорок, и пустырь-
Раскрасавец красногрудый,
Житель Севера – снегирь.
Вот птичка так птичка,Не дрозд, не синичка,Не лебедь, не уткаИ не козодой.Но эта вот птичка,Хоть и невеличка,Выводит птенцовТолько лютой зимой. (Клёст)
- Зимой в наших краях можно увидеть и клеста. Это - большеголовая птица с красно- коричневым оперением. Клест – это самая удивительная птица! И самая закаленная! Никаких морозов не боится! И птенцов выводит лютою зимой во время вьюг, метелей и сильных морозов. . Это - единственная птица, которая выводит птенцов зимой. И поэтому гнездо клесты делают очень теплое и прочное. И всегда их гнездо находится очень высоко на сосне или на ели, чтобы никто птенцов не смог достать. Одиночества они не любят, держатся стайками. Небольшие стайки клестов можно увидеть на хвойных деревьях. Почему? Семена шишек - их основная пища, но достать семечко из закрытой шишки не так - то просто. Как же быть?
Клеста всегда легко узнать по его клюву. Такой клюв есть только у клестов! Он им нужен, чтобы добывать себе еду – доставать семена из шишек. Обычным прямым клювом семена из шишки не добудешь. Рассмотрите эту птицу. Обратите внимание на клюв. На что он похож? Клюв у клеста напоминает щипцы: толстый, сплюснутый по бокам, а на конце устроен так, что верхняя и нижняя части его перекрещиваются. Таким клювом пара пустяков раздвинуть чешуйки шишки и достать семена. Шишки, после того как над ними потрудился клест, кажутся растрепанными. Клест сбрасывает их на землю. Шишку, обработанную клестом, узнать легко: клест отрывает ее вместе с веткой. Так как же отличить клестов от других птиц? Что помогает им доставать семена из шишки? Что особенного в поведении птиц зимой?
От мороза воют волки.Гнёзда с осени пусты.Но птенцов на старой ёлкеВ стужу вывели клесты.Пар струится над гнездом,Над еловой лапой…Детвору своим тепломГреют мама с папой.Пролетят ворона с галкой,Ахнут:Холод лютый!Вот закалка так закалкаУ таких малюток!..Из берлоги глянет мишка:Начинается весна.А подросшие малышкиШелушат на ёлках шишки —Добывают семена.Птицы вьют повсюду гнёзда.Сколько шума, суеты!Вы взялись за дело поздно!Удивляются клесты.Затаясь, на гнёзда сядутПтицы в зарослях лесных.А клестам сидеть не надо:Дети взрослые у них!Автор стиха: Е.Фейерабенд А сейчас послушайте стихотворение З.Александровой
«Новая столовая»
Мы кормушку смастерили, Мы столовую открыли. Воробей, снегирь-сосед, Будет вам зимой обед.
В гости в первый день недели К нам синицы прилетели.А во вторник, посмотри,Прилетели снегири.
Три вороны были в среду, Мы не ждали их к обеду.А в четверг со всех краёв -Стая жадных воробьев.
В пятницу в столовой нашей Голубь лакомился кашей.А в субботу на пирог Налетело семь сорок.
В воскресенье, в воскресенье Было общее веселье.
-Ребята, каких птиц мы услышали?
-Сорок, воробьев, ворон, синиц, снегирей.
Отгадай те последнюю загадку:
В серой шубке перовой
И в морозы он герой,
Скачет, по лесу резвится,
Не орел, а все же птица. (Воробей)
-Воробей – маленькая, неунывающая, бойкая птичка. Спинка у воробья коричневая с широкими продольными черными полосками. Хвост, крылышки темно-бурые, украшенные рыжеватой каймой, подбородок и горло черные, а вот головка серая. Весной воробьи любят закусить мошками, комарами, гусеницами и тлей, летом и осенью они клюют зернышки и семена растений. Ели какому-нибудь воробью посчастливится найти обильный корм, он тотчас же начинает громко чирикать, созывая на пир своих собратьев.
Воробей
Хлебных крошек не жалей,
Заслужил их воробей.
Ты приладь ему кормушку,
Кликнет о свою подружку.
И пойдет веселый стук-
Тук-тук-тук да тук-тук-тук.
Дидактическая игра «Птичья столовая»
- А теперь подойдите к подносу с кормом для птиц и выберите только то, что едят птицы.
(На подносе стоят баночки с различным кормом для птиц. Среди них конфеты, хлеб, печенье, капуста свежая, сало)Игра «Верю – не верю».
Если утверждение правильно, то дети отвечают: «Верю», а если утверждение неправильно, то отвечают: «Не верю».
- Клесты выводят птенцов зимой.
- У синицы длинный черный хвост.
- У воробья большой сильный клюв.
- У дятла маленький клюв.
- У сороки желтое брюшко.
- Снегирь любит ягоды рябины.
- Для птиц самое страшное зимой – это голод.
- Клесты любят семена шишек.
- Синицы любят клевать сало.
III. Итог занятия:
- О каких птицах мы говорили?
- Почему их так называем?
- У какой птицы длинный язык?
-Какая птица выводит птенцов зимой?
- Как мы можем помочь птицам пережить суровую зиму?
- Какая птица прилетает с первым снегом?
Если мы с вами позаботимся о птицах зимой, то летом птицы позаботятся о наших садах, лесах и парках.