Рабочая программа по образовательному проекту Профориентация. Личностное развитие для учащихся 10-х классов

Петрозаводская средняя общеобразовательная школа № 34 с углублённым изучением финского языка, ассоциированнная школа ЮНЕСКО






Рабочая программа по образовательному проекту
«Профориентация. Личностное развитие»
для учащихся 10 класса



Составитель:
Гвоздикина Инга Дмитриевна,
Педагог-психолог МОУ «школа № 34»







Петрозаводск 2012/2013 уч.г.

Пояснительная записка
В соответствии с «концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года» переход на массовое профильное обучение в настоящее время обусловлен рядом причин, одной из которых является необходимость формирования у старшеклассников готовности к осознанному выбору будущей профессиональной деятельности. Сегодня необходимо сделать акцент на столь важное направление, как помощь молодому человеку в поиске своего места в обществе, планирование перспектив своего профессионального и личностного развития.
Актуальность профориентационной помощи школьникам очевидна. Важнейшая задача школы - формирование полноценных граждан своей страны, а решение этой задачи во многом зависит от того, чем будут заниматься повзрослевшие школьники, какую профессию они изберут, и где будут работать. Кроме того, грамотно построенная профориентационная работа позволяет решать и многие насущные проблемы воспитания. Давно известно, что оптимистичная перспектива жизни (прежде всего, реальная и привлекательная профессиональная перспектива) уберегает многих подростков от необдуманных шагов. Например, если подросток серьезно намеревается приобрести сложную и престижную профессию, к которой ему следует готовиться, то он тысячу раз подумает, стоит ли ему связываться с криминалом, заниматься наркоманией.
В настоящее время остро стоит проблема создания гармоничных отношений человека с окружающим миром. Одним из путей ее решения представляется путь раскрытия внутренних резервов человеческой личности, её самоактуализации, что особенно необходимо в период выбора старшеклассниками направления будущей профессиональной деятельности.
Исходя из вышесказанного, в основу данного образовательного проекта легли идеи саморазвития, профессионального становления и социальной адаптации личности, способной к самопознанию, самопринятию, самоконтролю и самореализации. Предлагаемый образовательный проект будет способствовать осуществлению выбора профессиональной деятельности, получению профессиональных навыков, которые помогут выпускникам легче адаптироваться к изменяющимся обстоятельствам, проявляя волю, предприимчивость, оригинальность мышления, гибкость реагирования.
Процесс становления и развития творческой личности осуществляется как целостный, непрерывный процесс активной работы самого человека, направленный на выявление, развитие и использование максимального количества своих способностей, реализацию личностной активности, раскрытие мотивационной сферы и целевой жизненной ориентации.
Образовательный проект направлен на:
развитие профессиональной рефлексии;
формирование умений проектировать собственную деятельность, оценивать свои профессиональные планы, устремления и возможности, выявлять имеющиеся способности и резервы;
развитие умений прогнозировать профессиональное будущее, соотносить стороны своей компетентности с меняющимися запросами общества.
Такое профессиональное и личностное самоизучение требует опоры на знания психологии личности, познавательных процессов, межличностных отношений, психологии труда, а также понимание сущности профессионализма.
При составлении программы принимался во внимание тот факт, что обучение в профильных классах приходится на период ранней юности, когда происходит интенсивное формирование мировоззрения, становление личности и начало практической реализации жизненных планов.
В процессе изучения курса целесообразным является использование лекционно-семинарских занятий, огранизационно-деятельностных и деловых игр, разбор жизненных ситуаций, проведение рефлексии и дискуссии, диагностики.
Раздел «Познавательные процессы» даёт представление учащимся о видах и характеристиках внимания, памяти, мышления человека.
Раздел «Личность» дает представление о личности, ее структуре и особенностях, о темпераменте, характере, а также рассматривает проблемы межличностного общения.
Раздел «Возрастная психология» даёт представление о психологических особенностях развития ребёнка, об особенностях подросткового и юношеского возраста. Полученные знания и навыки реализуются, усваиваются и используются в процессе всей учебной деятельности.
Цель образовательного проекта - сформировать у старшеклассников основные позиции самоактуализирующейся личности: принятие реальности и комфортное отношение к жизни, принятие себя и других, самоуважение, ориентация на задачу, выработка независимости суждений, готовность к решению проблем, личная ответственность за принятие решений; формирование у учащихся готовности к осознанному социальному и профессиональному самоопределению.

Задачи:
помочь учащимся раскрыть психологические особенности своей личности;
расширить знания учащихся о мире профессий;
сформировать положительное отношение к себе, сознание своей индивидуальности применительно к реализации себя в будущей профессии.

Данный образовательный проект основывается на программах Пономаренко Л.П,, Белоусовой Р.В., предпрофильной подготовки Махаевой О.А., Григорьевой Е.Е. «Я выбираю профессию», Чистяковой С.Н. «Твоя профессиональная карьера», Пряжникова Н.С. «Профриентация в школе и колледже».
Образовательный проект «Профориентация. Личностное развитие» состоит из теоретической и практической части. Теоретическая включает изучение познавательных процессов, личности, возрастной психологии, мира труда, профессий и др.. Практическая часть представлена в виде тестирования, практических занятий по курсу с использованием надёжных методик, деловых и ролевых игр, проблемно-поисковых задач.
Формы организации деятельности: программа ориентирована на учащихся 10-х классов; реализовывается в течение всего учебного года. Регулярность занятий – 1 раз в неделю.
Общее количество часов – 35.
Ожидаемые результаты:
формирование у учащихся адекватных представлений о себе и своём профессиональном соответствии;
принятие учащимися осознанного решения о профессиональном выборе направления дальнейшего обучения;
создание условий для повышения готовности старшеклассников к социально-профессиональному самоопределению.

Основные принципы работы:
Принцип активности участников группы: в ходе занятий учащиеся постоянно вовлекаются в различные действия – обсуждение ситуаций, выполнение специальных устных и письменных упражнений и т.д.
Принцип исследовательской позиции.
Принцип сотрудничества, понимаемый как включённость каждого участника группы в совместную работу по выполнению того или иного задания.
Принцип возрастного соответствия применяемых приёмов и процедур.

Методическое обеспечение программы. Формы и методы проведения занятий.
Основная форма проведения занятий – комплексное занятие (сочетание практики и теории). В сочетании с традиционной формой урока используются тренинговые формы работы, работа в парах, в группах. Тренинг (название происходит от английского to train – обучать, тренировать) позволяет подросткам научиться обмениваться друг с другом информацией, выражая свое личное мнение, говорить и слушать, принимать решения, обсуждать и совместно решать проблемы; развивает личностные и социальные навыки. В процессе тренинга информация усваивается быстрее, так как участники имеют возможность одновременно с получением информации обсуждать неясные моменты, задавать вопросы, тут же закреплять полученные знания, формировать навыки поведения.
На занятиях используются следующие методы групповой работы:
Разминка
Метод, используемый обычно в начале занятия либо после перерыва для активизации участников, снятие усталости, напряжения (эмоционального, интеллектуального, статического). При проведении разминки важно четко дать инструкции и определить время на выполнение упражнения.
Мозговой штурм
Хоро
·ший способ быстрого включения всех членов группы в работу на основе свободного выражения своих мыслей по рассматриваемому вопросу. Используется для выведения формулировок, сбора идей и ассоциаций по определяемому понятию, для актуализации знаний участников по обсуждаемой теме. Наработанные в процессе мозгового штурма идеи могут служить основой для более глубокой содержательной работы.
Дискуссия
Вид деятельности, при котором участник вступают во взаимодействие, обмениваясь мнениями и предлагая решения проблем, используя свои мыслительные способности. Этот метод развивает объективное мышление подростков, уверенность в своих силах и способность к сотрудничеству, обеспечивая максимальную степень взаимодействия в группе, и содействует признанию и уважению чужого мнения.
Ролевая игра
Спонтанное представления в ролях ситуации или проблемы, направленные на развитие навыков принятия решений и адекватного поведения в реальных ситуациях. Ролевая игра помогает подросткам раскрывать свое отношение и способности, развивать навыки общения, способность признавать различные точки зрения и подходы к решению проблем; содействует развитию чуткого отношения к тому, как то или иное поведение может повлиять на других людей. При проведении ролевой игры ведущему следует помнить о том, что участникам ролевой игры нельзя разыгрывать свои собственные ситуации; в конце ролевой игры участники должны «Выйти» из разыгрываемых образов, после чего проводится анализ игры, направленный на осознание полученного опыта.
Лекция
Устная презентация или «речь» по заранее подготовленному плану для изложения и разъяснения фактов и принципов. Это наиболее быстрый способ предоставления информации, но у него есть минусы: односторонне общение, участники-слушатели находятся в пассивной позиции, во время лекции усваивается лишь 5% информации. Но все же лекция необходима. Тогда педагогу нужно постараться построить подачу материала так, чтобы лекция не заняла более 10 минут, при этом ведущий должен хорошо знать материал, излагая его четко и ясно, в доступной форме, используя наглядные пособия или дидактический материал, жизненные примеры.
Работа в малых группах
Группа получает конкретное задание, которое должно быть выполнено в установленное время с использованием конкретных ресурсов. Работа в группе позволяет участникам научиться коллегиальному принятию решений, учитывая знания и способности каждого участника. Ведущему необходимо дать четкую инструкцию и контролировать процесс взаимодействия, иначе группа может переключиться с выполнения задания на посторонние разговоры.

Структура занятия
Вводная часть (приветствие, разминка)
Вводная часть и обсуждение должно занимать примерно по четверти всего времени занятия. Оставшаяся половина времени должна быть уделена собственно работе. На первом занятии вводная часть может занимать больше времени, поскольку ведущему необходимо познакомить членов группы друг с другом, объяснить правила и рассказать, в чем же, собственно, будет заключаться работа.
Вводная часть всех последующих занятий включает приветствие, определение эмоционального состояния подростков и краткий обзор предыдущей встречи. Другой очень важный обзор - обсуждение домашнего задания того, что участники пробовали сделать сами, между занятиями. Участники группы должны заниматься саморазвитием, поэтому необходимо предоставить им возможность поделиться с остальными членами группы достигнутыми успехами или возникшими вопросами при выполнении домашнего задания.
- Основное время занятия включает:
Оценку уровня информированности
Чтобы не повторять хорошо известную участникам информацию, педагогу необходимо выяснить, что конкретно, что они знают о проблеме. Для этого можно задавать вопросы группе, использовать анкеты.
Актуализацию проблемы
Этот этап проходит красной нитью через все занятие. Его можно использовать для того, чтобы пробудить у участников интерес к проблеме, сформировать у них мотивацию к изменению поведения, а также для того, чтобы они осознали проблему как значимую.
Информационный блок
Здесь задача педагога – изложить информацию так, чтобы она была услышана и понята участниками.
Приобретение практических навыков
Происходит в процессе выполнения участниками специальных игр и упражнений.
Обсуждение
Обсуждение является важнейшей частью каждого занятия, важнейшим моментом обретения нового опыта, поскольку позволяет членом группы сосредоточиться на том, что они почувствовали и узнали во время упражнения, занятия; какой опыт приобрели (какой сделали вывод); эмоционально отреагировать и осмыслить тему; сделать выводы по практическому применению полученных знаний и навыков в реальной жизни. Обсуждение проводится в ходе самого занятия (после выполнения отдельных упражнений и заданий), а также в конце (рефлексия).

Учебно-методический комплекс
личная тетрадь для учащихся;
компьютер (при необходимости)
канцелярские товары (ватман; маркеры; фломастеры; шариковые ручки; бумага формата А-4; бейджи, ножницы; скотч; стикеры).































Учебно-тематический план образовательного проекта «Профориентация. Личностное развитие» в 10 классе

Год обучения
Теория
Практика
Всего

2012-2013
25
10
35


Учебно-тематический план
Темы проекта
Количество учебных часов



Всего
Теория
Практика


Вводное занятие
1

1


Внимание. Виды внимания. Характеристики внимания
1
1



Память. Виды памяти. Мнемотехника.
1
1



Мышление. Виды мышления. мыслительные операции.
1
1



Многообразие мира профессий. Формула выбора профессий.
1
1


Склонности и интересы в профессиональном выборе («хочу»).
1

1

Возможности личности в профессиональном выборе («могу»).
1

1

Деловая игра «Кадровый вопрос»
1

1

Анализ профессий.

1
1


Классификация профессий
1

1

Профессия «человек-человек».
Профессия «человек-знаковая система»

1
1


Профессия «человек-техника»
1
1


Профессия «человек-художественный образ»

1
1


Профессия «человек-природа»
1
1


Здоровье и выбор профессии.
Тестирование по пройденным темам образовательного проекта.

1
0
1

Свойства нервной системы в профессиональной деятельности.

2
1
1

Рынок труда и образовательных услуг
2
2


Система образования РФ
2
2


Моя профессиональная карьера
2
1
1

Перспективы профессионального старта
1

1

Личность
1
1


Теории личности
1
1


Темперамент. Характер.
1
1


Самосознание. «Я-концепция».
1
1


Любовь
1
1


Дружба
1
1


Стресс. Саморегуляция.
1
1


Психологические особенности развития ребёнка
1
1


Подростковый возраст
1
1


Юность
1
1


Заключительное занятие
1

1




















































Литература
1. Еременко М.И. Развитие ключевых компетентностей старшеклассников. – М., Волгоград – 2007.
2. Климов Е.А. Как выбирать профессию. - М., 1989 г.
3. Лучшие психологические тесты для профотбора и профориентации. /Отв. Редактор Кудряшов А.Ф.. – Петрозаводск, 1992.
4. Махаева О.А., Григорьева Е.Е. Я выбираю профессию. Комплексная программа активного профессионального самоопределения школьников.– М., 2005.
5. Немов Р.С. Психология. Кн. 2. – М., 2001.
6. Пономаренко Л.П., Белоусова Р.В. Психология для старшеклассников. Пособие для педагога. (10 класс) – М., 2002.
7. Практическая психология в тестах, или как научиться понимать себя и других. /Сост. Римская Р., Римский С. – М., 1999.
8. Твоя профессиональная карьера 8-9 классы /Чистякова С.Н., Холодная Т.И. – М., 2006.
9. Общая психология. Курс лекций. /Сост. Рогов Е.И. – М., 2003.
10. Пряжников Н.С. Профориентация в школе и колледже: игры, упражнения, опросники (8-11 классы, ПТУ и колледж). – М., 2006
11.Психологический практикум. Межличностные отношения: методические рекомендации. – Спб., 2001.
12. Фадеева Е.И., Ясюкевич М.В. Выбирая профессию, выбираем образ жизни.- М., 2004

15