Рабочая программа по образовательному проекту Мой выбор для учащихся 9-х классов
Петрозаводская средняя общеобразовательная школа № 34 с углублённым изучением финского языка, ассоциированнная школа ЮНЕСКО
Рабочая программа по образовательному проекту «Мой выбор»
для учащихся 9-х классов
Составитель:
Гвоздикина Инга Дмитриевна,
Педагог-психолог МОУ «школа № 34»
Петрозаводск 2013/2014 уч.г.
Пояснительная записка
Первая серьёзная жизненная проблема, с которой сталкиваются старшеклассники, – выбор будущей профессии.
Вопрос профессионального самоопределения начинает осознаваться учащимися уже в 14-15 лет. Согласно исследованиям лишь 10-15% учащихся имеют твёрдые профессиональные намерения. Примерно столько же вообще не задумываются о своих профессиональных планах. Около 70% не имеют чёткой позиции, сомневаются в выборе. Кроме того, статистика насчитывает около 50 тысяч профессий. Самостоятельно довольно трудно сориентироваться в таком огромном мире профессий. Тем более что чуть ли не каждый год появляются новые и исчезают старые, стираются границы между многими из них, а некоторые постоянно делятся, дробятся.
В соответствии с «концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года» переход на массовое профильное обучение в настоящее время обусловлен рядом причин, одной из которых является необходимость формирования у старшеклассников готовности к осознанному выбору будущей профессиональной деятельности. Сегодня необходимо сделать акцент на столь важное направление, как помощь молодому человеку в поиске своего места в обществе, планирование перспектив своего профессионального и личностного развития.
Актуальность профориентационной помощи школьникам очевидна. Важнейшая задача школы - формирование полноценных граждан своей страны, а решение этой задачи во многом зависит от того, чем будут заниматься повзрослевшие школьники, какую профессию они изберут, и где будут работать. Кроме того, грамотно построенная профориентационная работа позволяет решать и многие насущные проблемы воспитания. Давно известно, что оптимистичная перспектива жизни (прежде всего, реальная и привлекательная профессиональная перспектива) уберегает многих подростков от необдуманных шагов. Например, если подросток серьезно намеревается приобрести сложную и престижную профессию, к которой ему следует готовиться, то он тысячу раз подумает, стоит ли ему связываться с криминалом, заниматься наркоманией.
Таким образом, профориентационная работа со школьниками - это также вклад в решение острых социальных проблем. Программа образовательного проекта предназначена для учащихся 8-9 классов. Начинать изучение курса целесообразно в 8 классе, т.к. именно в этом возрасте подросткам интересно изучать себя. В 9 классе актуальным становится вопрос профессионального выбора, поэтому, продолжая профориентационную работу мы знакомим учащихся с профессиями, профессиональным пространством региона, знакомим с учебными заведениями начального профессионального и среднего профессионального образования.
Данный образовательный проект позволяет учащимся изучить свои возможности и потребности и соотнести их с требованиями, которые предъявляет интересующая их профессия, сделать обоснованный выбор профиля в старшей школе, подготовиться к будущей трудовой профессиональной деятельности и в дальнейшем успешно выстроить профессиональную карьеру, адаптируясь к социальным условиям и требованиям рынка труда.
Важной составляющей предпрофильной подготовки учащихся является информационная работа, которая предполагает знакомство учащихся основной школы с профессиональным учебным пространством региона, что, безусловно, необходимо для осуществления школьниками взвешенного, самостоятельного выбора сферы своей будущей профессиональной деятельности.
Основной целью данного образовательного проекта является формирование у учащихся готовности к осознанному социальному и профессиональному самоопределению; актуализировать процесс самоопределения учащихся за счёт специальной организации их деятельности, включающей получение знаний о себе и о мире профессионального труда.
Цель осуществляется посредством выполнения следующих задач:
Помочь учащимся раскрыть психологические особенности своей личности;
подготовить школьников к осознанному выбору профиля обучения в старшей школе и в перспективе – будущей профессии;
расширить знания учащихся о мире профессий;
обучить учащихся выявлению соответствия требований выбранной профессии их способностям и возможностям;
сформировать положительное отношение к себе, сознание своей индивидуальности применительно к реализации себя в будущей профессии.
Данный образовательный проект основывается на программах предпрофильной подготовки Махаевой О.А., Григорьевой Е.Е. «Я выбираю профессию», Чистяковой С.Н. «Твоя профессиональная карьера», Пряжникова Н.С. «Профориентация в школе и колледже», элективного ориентационного курса Чистяковой С.Н., Родичева Н.Ф. «Слагаемые выбора профиля обучения и траектории дальнейшего образования».
Образовательный проект «Мой выбор» состоит из теоретической и практической части. Теоретическая включает изучение образа «Я», мира труда, профессий и др. Практическая часть представлена в виде тестирования, практических занятий по курсу с использованием надёжных методик, деловых и ролевых игр, проблемно-поисковых задач.
Формы организации деятельности: программа ориентирована на учащихся 9-х классов; реализовывается в течение всего учебного года. Регулярность занятий – 1 раз в неделю.
Общее количество часов – 35.
Ожидаемые результаты:
формирование знаний учащихся о специфике современного рынка труда и его развитии;
формирование у учащихся адекватных представлений о себе и своём профессиональном соответствии;
принятие учащимися осознанного решения о профессиональном выборе направления дальнейшего обучения;
создание условий для повышения готовности подростков к социально-профессиональному самоопределению.
Основные принципы работы:
Принцип активности участников группы: в ходе занятий учащиеся постоянно вовлекаются в различные действия – обсуждение ситуаций, выполнение специальных устных и письменных упражнений и т.д.
Принцип исследовательской позиции.
Принцип сотрудничества, понимаемый как включённость каждого участника группы в совместную работу по выполнению того или иного задания.
Принцип возрастного соответствия применяемых приёмов и процедур.
Методическое обеспечение программы. Формы и методы проведения занятий.
Основная форма проведения занятий – комплексное занятие (сочетание практики и теории). В сочетании с традиционной формой урока используются тренинговые формы работы, работа в парах, в группах. Тренинг (название происходит от английского to train – обучать, тренировать) позволяет подросткам научиться обмениваться друг с другом информацией, выражая свое личное мнение, говорить и слушать, принимать решения, обсуждать и совместно решать проблемы; развивает личностные и социальные навыки. В процессе тренинга информация усваивается быстрее, так как участники имеют возможность одновременно с получением информации обсуждать неясные моменты, задавать вопросы, тут же закреплять полученные знания, формировать навыки поведения.
На занятиях используются следующие методы групповой работы:
Разминка
Метод, используемый обычно в начале занятия либо после перерыва для активизации участников, снятие усталости, напряжения (эмоционального, интеллектуального, статического). При проведении разминки важно четко дать инструкции и определить время на выполнение упражнения.
Мозговой штурм
Хороший способ быстрого включения всех членов группы в работу на основе свободного выражения своих мыслей по рассматриваемому вопросу. Используется для выведения формулировок, сбора идей и ассоциаций по определяемому понятию, для актуализации знаний участников по обсуждаемой теме. На
·работанные в процессе мозгового штурма идеи могут служить основой для более глубокой содержательной работы.
Дискуссия
Вид деятельности, при котором участник вступают во взаимодействие, обмениваясь мнениями и предлагая решения проблем, используя свои мыслительные способности. Этот метод развивает объективное мышление подростков, уверенность в своих силах и способность к сотрудничеству, обеспечивая максимальную степень взаимодействия в группе, и содействует признанию и уважению чужого мнения.
Ролевая игра
Спонтанное представления в ролях ситуации или проблемы, направленные на развитие навыков принятия решений и адекватного поведения в реальных ситуациях. Ролевая игра помогает подросткам раскрывать свое отношение и способности, развивать навыки общения, способность признавать различные точки зрения и подходы к решению проблем; содействует развитию чуткого отношения к тому, как то или иное поведение может повлиять на других людей. При проведении ролевой игры ведущему следует помнить о том, что участникам ролевой игры нельзя разыгрывать свои собственные ситуации; в конце ролевой игры участники должны «Выйти» из разыгрываемых образов, после чего проводится анализ игры, направленный на осознание полученного опыта.
Лекция
Устная презентация или «речь» по заранее подготовленному плану для изложения и разъяснения фактов и принципов. Это наиболее быстрый способ предоставления информации, но у него есть минусы: односторонне общение, участники-слушатели находятся в пассивной позиции, во время лекции усваивается лишь 5% информации. Но все же лекция необходима. Тогда педагогу нужно постараться построить подачу материала так, чтобы лекция не заняла более 10 минут, при этом ведущий должен хорошо знать материал, излагая его четко и ясно, в доступной форме, используя наглядные пособия или дидактический материал, жизненные примеры.
Работа в малых группах
Группа получает конкретное задание, которое должно быть выполнено в установленное время с использованием конкретных ресурсов. Работа в группе позволяет участникам научиться коллегиальному принятию решений, учитывая знания и способности каждого участника. Ведущему необходимо дать четкую инструкцию и контролировать процесс взаимодействия, иначе группа может переключиться с выполнения задания на посторонние разговоры.
Структура занятия
Вводная часть (приветствие, разминка)
Вводная часть и обсуждение должно занимать примерно по четверти всего времени занятия. Оставшаяся половина времени должна быть уделена собственно работе. На первом занятии вводная часть может занимать больше времени, поскольку ведущему необходимо познакомить членов группы друг с другом, объяснить правила и рассказать, в чем же, собственно, будет заключаться работа.
Вводная часть всех последующих занятий включает приветствие, определение эмоционального состояния подростков и краткий обзор предыдущей встречи. Другой очень важный обзор - обсуждение домашнего задания того, что участники пробовали сделать сами, между занятиями. Участники группы должны заниматься саморазвитием, поэтому необходимо предоставить им возможность поделиться с остальными членами группы достигнутыми успехами или возникшими вопросами при выполнении домашнего задания.
- Основное время занятия включает:
Оценку уровня информированности
Чтобы не повторять хорошо известную участникам информацию, педагогу необходимо выяснить, что конкретно, что они знают о проблеме. Для этого можно задавать вопросы группе, использовать анкеты.
Актуализацию проблемы
Этот этап проходит красной нитью через все занятие. Его можно использовать для того, чтобы пробудить у участников интерес к проблеме, сформировать у них мотивацию к изменению поведения, а также для того, чтобы они осознали проблему как значимую.
Информационный блок
Здесь задача педагога – изложить информацию так, чтобы она была услышана и понята участниками.
Приобретение практических навыков
Происходит в процессе выполнения участниками специальных игр и упражнений.
Обсуждение
Обсуждение является важнейшей частью каждого занятия, важнейшим моментом обретения нового опыта, поскольку позволяет членом группы сосредоточиться на том, что они почувствовали и узнали во время упражнения, занятия; какой опыт приобрели (какой сделали вывод); эмоционально отреагировать и осмыслить тему; сделать выводы по практическому применению полученных знаний и навыков в реальной жизни. Обсуждение проводится в ходе самого занятия (после выполнения отдельных упражнений и заданий), а также в конце (рефлексия).
Учебно-методический комплекс
личная тетрадь для учащихся;
компьютер (при необходимости)
канцелярские товары (ватман; маркеры; фломастеры; шариковые ручки; бумага формата А-4; бейджи, ножницы; скотч; стикеры).
Учебно-тематический план образовательного проекта «Мой выбор» в 9 классе
Год обучения
Теория
Практика
Всего
2013-2014
17
18
35
Учебно-тематический план
Темы проекта
Количество учебных часов
Всего
Теория
Практика
Вводное занятие
1
1
Формула выбора профессии. Ошибки при выборе профессии.
2
1
1
Деловая игра «Кадровый вопрос»
1
1
У тебя есть выбор
1
1
Изменения, происходящие в обществе и мире профессионального труда
2
2
Рынок труда и образовательных услуг
2
2
Пути продолжения образования и приобретения профессии в Республике Карелия и в Российской Федерации
5
5
Тестирование (по пройденным темам)
1
1
Проблема выбора. Альтернативная стоимость
1
1
Понятие профессиональной деятельности. Разделение и специализация труда
1
1
Сферы, отрасли, предметы труда и процесс профессиональной деятельности
1
1
Понятие культуры труда
1
1
Профессиональная этика
1
1
Профессиональное становление личности
1
1
Притязания человека и его профессиональная карьера
1
1
Принятие решения о выборе профиля обучения
1
1
«Дифференциально-диагностический опросник» (ДДО) Климова Е.А.
1
1
«Структура интересов» (адаптационная методика В.Ханнинга»)
1
1
«Определение склонностей» (методика Л.А.Йовайши
1
1
Определение социальной направленности личности (методика Д.Голланда)
1
1
Опросник по изучению профессиональной направленности учащихся
1
1
Ваш творческий потенциал
1
1
Посещение учреждений начального профессионального и среднего профессионального образования в г.Петрозаводске
3
3
Классификация профессий по Е.А.Климову
1
1
Проектирование версий индивидуальной образовательной траектории
1
1
Заключительное занятие. Тестирование
1
1
Литература
1. Еременко М.И. Развитие ключевых компетентностей старшеклассников. – М., Волгоград – 2007.
2. Климов Е.А. Как выбирать профессию. - М., 1989 г.
3. Кон И.С. В поисках себя. - М, 1990 г.
4. Лучшие психологические тесты для профотбора и профориентации. /Отв. Редактор Кудряшов А.Ф.. – Петрозаводск, 1992.
5. Махаева О.А., Григорьева Е.Е. Я выбираю профессию. Комплексная программа активного профессионального самоопределения школьников.– М., 2011
6. Немов Р.С. Психология. Кн. 2. – М., 2001.
7. Практическая психология в тестах, или как научиться понимать себя и других. /Сост. Римская Р., Римский С. – М., 1999.
8. Твоя профессиональная карьера 8-9 классы /Чистякова С.Н., Холодная Т.И. – М., 2011
9. Общая психология. Курс лекций. /Сост. Рогов Е.И. – М., 2005
10. Пряжников Н.С. Профориентация в школе и колледже: игры, упражнения, опросники (8-11 классы, ПТУ и колледж). – М., 2010
11.Психологический практикум. Межличностные отношения: методические рекомендации. – Спб., 2011
12. Фадеева Е.И., Ясюкевич М.В. Выбирая профессию, выбираем образ жизни.- М., 2011
15