Урок литературы в 6 класса по сказке А.де Сент-Экзюпери маленький принц
«Зорко одно лишь сердце»
(по повести-сказке А.де Сент-Экзюпери «Маленький принц»)
Цель: познакомить учащихся с писателем; помочь понять премудрости произведения;
развивать речь и умение анализировать лит.произведения;
воспитывать чувство ответственности за свои поступки и любовь к окружающему миру.
Предварительное задание: 1) разделить детей по астероидам (325,326,327, 328, 329, 330, Земля)
каждая группа готовит иллюстрацию, рассказывает о жителе астероида;
распределить роли: Король, честолюбец, Маленький принц, Лис.
У всех уч-ся лист путешествия, парты стоят полукругом, в центре Земля и планета М.пр., на доске импровизированная карта путешествия. Потом нужно прикрепить «премудрости» М.принца.
Словарная работа: Аллегория, притча, астероид, искушение, тщеславие, честолюбие
Ход урока
«Погружение» в тему.
Здравствуйте, ребята, садитесь
Вокруг нас удивительный мир, который мы стараемся узнать, разгадать, поделиться с миром лучшим, что есть в нас. В сказке Андерсена розовый куст произносит мудрые слова: « Я мог дать миру только розы! Но вы? Вам дано так много! А что вы дали миру? Что вы дадите ему?»
Каждый человек рано или поздно задумывается, что он дал миру, что ещё он может сделать для тех, кто его окружает? Этот вопрос легко разрешил для себя французский писатель Антуан де Сент-Экзюпери. Он подарил миру лирическую розу, наполненную глубокими раздумьями о любви и верности, о доброте и самопожертвовании, о дружбе и красоте. Именно об этом повесть-сказка «Маленький принц».
Тема нашего урока «Зорко одно лишь сердце». Пропутешествовав по сказке вместе с Маленьким принцем, мы поймём, какие премудрости скрываются в ней, чему научил нас главный герой.
II. Слово учителя о писателе.
Книги Сент-Экзюпери – это его жизнь, отражение его богатого внутреннего мира, самобытной яркой личности. В письме он признаётся: «Ищите меня в том, что я пишучтобы писать, надо прежде всего жить»
А.С.Э.- потомок старинного графского рода, предки его участвовали в крестовых походах, но ко времени рождения будущего писателя от владений ничего не осталось. И вся его жизнь – это жизнь человека, который решительно всем обязан сам себе. В его творчестве нет, пожалуй, книги, где бы он ни вспоминал о своём детстве. Он писал: «Детство – это огромный край, откуда приходит каждый. И я родом из моего детства». Смотреть на мир глазами ребёнка, видеть в привычном неповторимые черты – эти качества были присущи и маленькому мальчику и писателю С.-экз. он долго искал себя, пока в 1921 г. Не был зачислен в истребительную авиацию и с 22 лет работает лётчиком. Он был очень смелым. Сент-Экз. Всегда впереди, всегда готов к подвигу, в 1944 г. он погиб, не вернулся после очередного задания. На полях своих рукописей он не раз рисовал мальчика с крыльями, удивленно смотрящего из-за облаков на Землю.
- Рисунок вам кого-то напоминает? (ангела, М.пр.)
III. Беседа по вопросам.
Даёт ли Экзюпери конкретное описание Маленького принца? ( «необыкновенный малыш, говорит тоненьким голосом»)
Как состоялась первая встреча М.пр. и лётчика?
Как догадался лётчик, откуда явился М.пр.? Докажите текстом.
Да и нам придётся о многом догадываться, ведь это повесть –притча.
Что такое притча? (произведение, содержащее поучение в иносказательном, аллегорическом смысле)
А Аллегория?
Что вы знаете о планете М.пр.? Какое у него было первое правило? (зачитать, потом прикрепить на доску: « Встал утром, привел себя в порядок, приведи в порядок свою планету».
Баобаб – аллегория, баобабы – зло! Что произойдёт с планетой , если не выкорчевать их?
Растут ли сейчас баобабы на нашей планете?
Зачем М.пр. отправляется в путешествие? (Может быть, ещё и для того, чтобы пробудить нашу совесть, чтобы мы посмотрели на себя глазами чистого, искреннего, доброго друга.?)
IV. Путешествие по астероидам.
Давайте отправимся в путешествие по астероидам. Вы и сидите по группам, на парте табличка с номером астероида .
- Что такое астероид?
- Герою предстоит пройти через искушение? Каково лексическое значение этого слова?
1) А-325. Кто живет на нем? (диалог М.пр.и короля)
*Какая черта определяет характер короля?
ВЛАСТОЛЮБИЕ
Можно ли сказать, что и король, и М.пр. проходят через искушение? (искушение властью) Что предлагает король М.пр?.(М.пр. отказался быть министром юстиции)
Кто выдерживает искушение, не поддаётся соблазну?
Почему герой не сразу покидает планету? (Он ждал, что король одумается)
Философские выводы Экзюпери: Власть должна быть разумной.
Судить себя трудней, чем других
С каждого надо спрашивать то, что он может дать.
2) А-326 Кто живёт на этой планете?
Честолюбец (диалог)
Встречаются ли такие люди сейчас?. Как их можно ещё назвать?(тщеславные)
Что такое тщеславие?
Проходят ли герои испытание славой? Кто выдерживает, а кто нет?
Как вы понимаете слова: «Почитать – значит признавать , что на этой планете я всех красивее, всех богаче и умнее.
3) А-327 Кто живет на этой планете? ПЬЯНИЦА
Зачем он пьёт? Почему М.пр. пожалел его?
Какое же испытание не выдержал пьяница? (испытание верой. Он не верил ни в Бога, ни в себя)
-Да, очень странный народ эти взрослые.
4) А-328 ДЕЛОВОЙ ЧЕЛОВЕК
Чем занят деловой человек? (Он пытается красоту превратить в богатство)
Деловой человек ценит только материальные блага, не заботится о душе и превращается в дельца, бездушного человека. Какое искушение он не выдерживает? Искушение богатством.
Замечание М.пр. – А звездам от тебя нет никакой пользы.
Нравится ли вам такой человек? (Нет. Ему некогда мечтать)
5) А-329 Кто живет на этом астероиде?.
Почему М.пр хотел с ним подружиться? Какой он?
Приносит ли его труд пользу?
- Нет, он как механический заводной человек со спящей душой, недаром он больше всего хочет спать.
6) А-330 На этой планете жил учёный.
Чем он занимается?
Можно ли верить его картам? Какое испытание не проходит псевдоученый? (испытание истиной)
Каким , по вашему мнению, должен быть географ?
За что обиделся М.пр. на него?
Почему он отправляется на Землю (у неё неплохая репутация)
Вывод: М.пр., путешествуя от планеты к планете, встречал порочных людей, не выдержавших искушений властью, славой, верой, богатством, истиной. «Нищие духом», они не пекутся о своей душе, не раскаиваются в плохом, не видят в Маленьком принце посланника судьбы.
IV Маленький принц на Земле.
К сожалению, М.пр. попадает в пустыню, кого он встречает там.(змею)
Змея – аллегорический образ. Что вы о нем можете рассказать?
Искусительница, она коварна и зла, и человек со времён Адам и Евы не всегда распознаёт зло.
Затем он увидел сад с розами. Почему он заплакал, когда увидел сад с многочисленными розами (от разочарования за себя и свою розу)
Встреча М.пр.с мудрым Лисом (диалог)
Каким премудростям научил Лис М.пр.? (ты навсегда в ответе за тех, кого приручил
V Заключение
Да, со многими премудростями мы встретились в повести –сказке «Маленький принц», ведь это притча. Какие вам запомнились?
Кстати, встречает на М.пр. на Земле и людей(торговец, стрелочник), но он о них невысокого мнения «их носит ветром, у них нет корней»
Одни только дети знают, чего ищут. Наверное, поэтому, путешествуя, М.пр повторяет: «Странный народ эти взрослые»
А почему он подружился с лётчиком? (В летчике живет ребёнок) Лишь один раз не поняли они друг друга (зачем розе шипы?
Почему М.пр. приходит лётчику на помощь? Как вы понимаете слова:»вода бывает нужна и сердцу?
С какими мыслями и чувствами мы прощаемся с М.принцем?
Что осталось после него?
-звонкий смех,
-устремлённость к идеалу
- надежда на возвращение
- пробуждающаяся совесть.
Ведь каждое чувство надо заслужить неустанной душевной работой.
Теперь и мы вместе с лётчиком будем смотреть на звёздное небо. Неужели и мы увидим там планеты Тщеславие, Властолюбие, бесполезность, Богатство
Может быть, стоит изменить что-то в этом звёздном мире. Попробуйте это сделать вы.(дети на карту вешают звёздочки со своими «планетами»)Музыка Песня «Маленький принц»
Посмотрите, где хотели бы жить наши дети.
И хочется верить, что наши дети изменят наше будущее, возродят нашу Землю.
Приложение
Король и Маленькийпринц
- А вот и подданный! – воскликнул король, увидав маленького принца
- Как же он меня узнал? – подумал Маленький принц.- Можно мне сесть?
- Повелеваю, сядь.
- Ваше величество, можно вас спросить
К. _Повелеваю: спрашивай!
М.пр. – Ваше величество где же ваше королевство?
- Везде, - просто ответил король.
- Везде? И это ваше? – переспросил М.Принц
- Да
- И звезды повинуются? – спросил М.Пр.
- Ну конечно. Звезды повинуются мгновенно. Я не терплю непослушания.
Честолюбец
- О, вот и почитатель явился!- воскликнул честолюбец.
- Добрый день! Какая у вас забавная шляпа,- сказал М.принц.
- Это чтобы раскланиваться, - объяснил честолюбец. – Чтобы раскланиваться, когда меня приветствуют.
- Вот как?
- Похлопай-ка в ладоши.
(М.принц захлопал в ладоши, честолюбец раскланялся)
- Ты и в самом деле мой восторженный почитатель?
- А как это почитать?
- Почитать – значит признавать, что на этой планете я всех красивее, всех наряднее, всех богаче. И всех умней.
- Да ведь на твоей планете больше никого нет! Право же, взрослые – очень странные люди.
Лис и Маленький принц.
- Здравствуй,- вежливо сказал Лис.
- Здравствуй, кто ты? Какой ты красивый!
- Я – Лис
- Поиграй со мной, мне так грустно,- попросил М.ПР.
- Не могу я с тобой играть, - сказал Лис.- Я не приручен.
- А как это – приручить?
- Это давно забытое понятие. Оно означает: создать узы
- Узы?
- Вот именно. Ты для меня пока лишь маленький мальчик, точно такой же, как сто тысяч других мальчиков. И ты мне не нужен. И я для тебя только лисица, точно такая же, как сто тысяч лисиц. Но если ты меня приручишь. Мы станем нужны друг другу. Ты будешь для меня единственный в целом свете..
- Я начинаю понимать. Есть одна роза , наверно, она меня приручила
- Очень возможно. На Земле чего только не бывает.
- Это было не на Земле.
А когда они расставались, Лис поделился секретом с Маленьким принцем:
- Прощай, вот мой секрет, он очень прост: Зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь
- Самого главного глазами не увидишь,- повторил М.Пр.
- Твоя роза дорога тебе, потому что ты отдавал ей все свои дни. Ты не забывай: ты навсегда в ответе за всех, кого приручил. Ты в ответе за свою розу.
- Я в ответе за мою розу,- повторил М.ПР.
«Зорко одно лишь сердце» (по повести-сказке А.де Сент-Экзюпери «Маленький принц»)
учитель Моспанова С.А.
15