Классный час для учащихся 4 класса по сказке-повести “Маленький принц” А. Де Сент-Экзюпери


Великое добро в сказке «Маленький принц».
Классный час для учащихся 4 класса
по сказке-повести “Маленький принц” А. Де Сент-Экзюпери.
Цели занятия:
Образовательные цели:
-помочь осознать главную проблему сказки-повести “Маленький принц” – взаимоотношения детей и взрослых;
-расширить знания о личности писателя.
Развивающие цели:
-совершенствовать умение анализировать текст художественного произведения;
-развивать творческие способности учащихся.
Воспитательные цели:
-подвести учащихся к более глубокому осмыслению понятий: доброта, отзывчивость, понимание, благородство, преданность, забота, ответственность;-формировать у ребят данные качества характера;
Оборудование: портрет А. Де Сент-Экзюпери, слайды с высказываниями А. Де Сент-Экзюпери, аудиозаписи.
Ход урока:
1.Вступление. Звучит песня М.Таривердиева на слова Н.Добронравова «Маленький принц».
Слово учителя: За несколько месяцев до своей гибели Сент-Экзюпери написал аллегорическую сказку «Маленький принц» (1943). Мотивы, звучащие в ней - вера в торжество добра, гуманизм, презрение к обывательскому равнодушию,- характерны для всего творчества писателя. Сказка адресована детям, но она хороша и для взрослого читателя, так как понять до конца ее глубину, философскую направленность может только человек, умудренный жизненным опытом. Сюжет сказки внешне не сложен: потерпевший аварию в песках Сахары летчик встречается с Маленьким принцем. Маленький принц просит нарисовать ему барашка. После многих неудачных попыток летчик нарисовал ящик, сказав, что барашек находится внутри. «Вот такого как раз я и хотел!» - сказал Маленький принц, которому, видимо, понравилась эта шутка, и между ними установилось взаимопонимание.
2.Рассказ о планете Маленького принца.
Так, Маленький принц рассказывает своему другу о вулканах, которые он прочищает, чтобы они давали больше тепла, о борьбе с баобабами, корни которых настолько сильны, что могут раздавить планету. Маленький принц поведал своему другу о встрече с прекрасной Розой, которая полюбила его. Но он, не поверив в ее добрые чувства, отправился путешествовать по чужим мирам, надеясь именно там найти подлинную любовь и дружбу. Однако и это не удовлетворило его: всюду живут эгоистичные, занятые лишь собой люди. Так, на одной планете он сталкивается с королем, смысл жизни которого - властолюбие. Король делает Маленького принца своим подданным, думая, что совершает для него великое благо. На другой планете происходит встреча с честолюбцем, главной целью которого было, чтобы все люди почитали лишь его одного. Рассказывает Маленький принц и о встрече с деловым человеком, занятым подсчетом звезд; с географом, который, никуда не выезжая, пишет о морях, горах.
3. Чтение высказываний .  Всё это были мысли, высказанные в разные периоды его жизни, а сегодня мы поговорим с вами о книге, которую Экзюпери написал за несколько месяцев до смерти. Это книга “Маленький принц”, которая стала его писательским завещанием. На первый взгляд, это – обычная сказка о том, как мальчик путешествует по сказочной галактике. Но это не так. А вот что хотел сказать нам автор этой книгой, какое завещание он нам оставил, мы узнаем на сегодняшнем уроке.
– Итак, каждое утро Маленький принц приводил в порядок свою планету. Давайте вспомним в каком году Экзюпери пишет “Маленького принца”? (1943 г. – идет война.)
– Что же делают взрослые со своей планетой? (Своей алчностью и жаждой власти губят красоту жизни.)
– Маленький принц провел с Лисом совсем немного времени, но за это короткое время принц очень изменился и открыл для себя много нового. Чему же научил Лис принца?
– Как вы понимаете слова: “Мы в ответе за тех, кого приручили”? (Нельзя забывать тех, кого любишь. Нужно быть верными в любви и дружбе.)– Какой секрет открыл Лис Маленькому принцу? Как вы его понимаете? (“Зорко бывает одно лишь сердце, самого главного глазами не увидишь”.)
Единственное светлое воспоминание у малыша осталось от встречи с фонарщиком, который гасил и зажигал фонарь на своей маленькой планете, где очень часто сменялись дни и ночи. И лишь только на Земле Маленький принц узнал, что такое настоящая любовь и дружба. Мудрый Лис объяснил ему, что счастье человек создает сам, оно вокруг него, вокруг него истинные друзья. Нужно только «приручить» чужое сердце, а взамен отдать свое:
«Но, подумав, спросил [Маленький принц]:
-        А как это - приручать?..
-        Это давно забытое понятие,- объяснил Лис.- Оно означает привязывать к себе.
-        Привязывать?
-        Вот именно,- сказал Лис.- Ты для меня пока всего лишь маленький мальчик, точно такой же, как сто тысяч других маленьких мальчиков. И ты мне не нужен. И я тебе тоже не нужен. Я для тебя всего лишь лисица, точно такая же, как сто тысяч других лисиц. Но если ты меня приручишь, мы станем нужны друг другу. Ты будешь для меня единственный в целом свете. И я буду для тебя один в целом свете...»
И далее: «Но если ты меня приручишь, моя жизнь точно солнцем озарится. Твои шаги я стану различать среди тысяч других...» Значит, дружба - это огромная ценность, с ней ничто не сравнимо, все другие ценности меркнут перед ней. К сожалению, «у людей уже не хватает времени что-либо узнавать. Они покупают вещи готовыми в магазинах. Но ведь нет таких магазинов, где торговали бы друзьями, и потому люди больше не имеют друзей». Таким образом, сказка вырастает в протест против разобщенности людей, обывательского равнодушия, пассивного отношения к злу на земле.
– В конце книги Маленький принц покидает летчика. Легко ли автор расстается с ним? Почему?
 4.Итог урока:Учитель: – Эта книга – завещание. Что же завещал нам Экзюпери? 
- Надо уметь быть верными в любви и дружбе, нельзя быть равнодушным к тому, что происходит в мире, нельзя пассивно относиться ко злу, каждый человек в ответе не только за свою судьбу.- Я думаю, что своей светлой, грустной и мудрой сказкой Экзюпери защищал человечность и живую искру в душах людей. Только дружба способна растопить лёд одиночества и отчуждённости, так как она основывается на взаимопонимании, взаимодоверии и взаимопомощи.- Везде можно встретить людей, чем-то похожих на Маленького принца, надо только уметь видеть чистое и прекрасное в каждом человеке.
Чтение стихотворения на доске, объяснении его смысла.Не привыкайте к чудесам –Дивитесь им, дивитесь!Не привыкайте к небесамГлазами к нам тянитесь.Приглядывайтесь к облакам, Прислушивайтесь к птицамПрикладывайтесь к родникам, -Ничто не повториться.