Урок-размышление по сказке Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц»


Урок-размышление
по сказке Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц»Цели:
1.Обучающие: ввести учащихся в яркий, неординарный мир сказки французского писателя А.де Сент –Экзюпери; помочь разобраться в философском содержании сказки ;
2.Развивающие: развитие читательского интереса , монологической речи учащихся;
3.Воспитывающие: приобщение учащихся к радости сотрудничества, законам открытия нового; воспитание личности свободной и самостоятельной, духовно-нравственной.
Оборудование урока
Предварительная подготовка к уроку
1.Чтение сказки «Маленький принц».
2.Индивидуальное задание одному ученику – выразительное чтение стихотворения «Послушайте!» В. Маяковского
Ход урока
1.Орг.момент. Звучит песня «Маленький принц» ,
«звездное небо»
Слово учителя : -Сегодня мы познакомимся с новым именем - французским писателем А.де Сент-Экзюпери , поразмышляем над содержанием его замечательной сказки «Маленький принц».
-Ребята, а вы любите смотреть на звездное небо ?-О чем вы думаете , когда смотрите на него ?
-А вы никогда не задумывались над тем , что где-то там, далеко, на одном из маленьких астероидов –планет живет Маленький принц, герой сказки , которую вы прочитали дома?
-Как вы думаете , случайно ли он появился на нашей планете ? Для чего он пришел к нам ?
( Он ищет ответы на свои вопросы , которых у него, как у любого ребенка ,очень много.)
Учитель:
-Расскажите о Маленьком принце .(-Он живет один на маленькой планете, на которой нет ничего , кроме вулканов. Он их постоянно чистит.
- Каждый день ему приходится пропалывать землю, т.к. из космоса может залететь семя баобаба , прорасти и разорвать планету.
-Единственное его развлечение –смотреть на закат солнца.
-Маленький принц был одинок, пока на его планете не появился красивый ,благоуханный цветок ).
Учитель:
-Как ведет себя Роза ? Можно ли оправдать ее поведение?
(- Роза кокетлива. Она постоянно переводит разговор на свою особу.
- Она капризна. Заставляет Маленького принца то надевать на нее колпак, то закрывать ширмой.
- Она обидчива. Роза обиделась, когда Маленький принц назвал ее травой, когда он усомнился, что ее шипы могут защитить ее от когтей тигров.
- Роза вела себя так для того, чтобы привлечь внимание Маленького принца. Она любила его, но была гордым цветком и не хотела признаваться в своем чувстве!) • Что делает Маленький принц? Как он реагирует на капризы Розы?
(- Маленький принц привязался к своей гостье. Он выполнял любое ее пожелание, поливал ее каждый день, но не мог понять, зачем цветку ширма, колпак.
- Роза боится сквозняков, и потому она так капризна.
- Маленького принца обижает тон, каким разговаривает с ним Роза, обижают ее постоянные придирки.) • Почему же Маленький принц покидает эту планету?
(-Маленький принц еще не умеет любить.-Он обижается на цветок, не понимая, что все капризы его лишь для того, чтобы обратить на себя внимание.
-Роза любит, но Маленький принц не знает, что такое любовь).-Итак, Маленький принц отправляется странствовать. Мы с вами тоже отправляемся в путешествие вместе с ним.
(Музыка космическая)
- Вот здесь мы создадим маршрутную карту путешествия. Точка отправления –планета – астероид Маленького принца.
- Маленький принц оказывается на планетах, которые имеют общие черты. Какие?
( - У них нет названий;
- Они очень маленькие;
- На каждой из этих планет живет один человек - и этот человек - взрослый. )-Маленький принц с удивлением смотрит на них и не может понять. «Странный народ- взрослые!»- говорит он.
Учитель:
-Сейчас вы поработаете в группах. Вам нужно представить планету по следующему плану:
1.чем занимается житель планеты-астероида
2.отношение Маленького принца к его обитателю
3.подобрать цитату из текста
4.дать название этой планете
5. сформулировать вывод-урок.
(-На первой планете, которую посетил М.п. живет король.В каждом посетителе он видит подданного и не может прожить и минуты ,чтобы не издать приказ или постановление. Король этот мир представляет себе упрощенно, т.к.смотрит на него сверху вниз. Неограниченная власть и повиновение – это вся его жизнь) Случайно ли это? Какую цель преследовал А. де Сент-Экзюпери (Наверное, автор хотел обратить наше внимание на качество человека, живущего на той или иной планете, а точнее, на одно качество, преобладающее в каждом жителе. Черта характера явно преувеличена) Как называется этот литературный прием? (Гипербола.)
• Давайте назовем эти планеты. Предлагая название, обоснуйте свой выбор.
(Эта часть урока объемная: монологи детей.)
Название записывается на доске под соответствующей звездой с иллюстрациями Сент-Экзюпери:
1.Властолюбие (король).
2.Честолюбие (честолюбец).
3.Пьянство (пьяница).
4.Жадность (деловой человек).
5.Фатализм (фонарщик).
6.Невежество (географ).
• Почему Маленький принц не задерживается на этих планетах.
(Маленький принц знакомится с человеческими пороками и в высшей степени их проявления. Но детская душа, чистая и невинная, не понима¬ет их и не принимает.
Мы, вслед за Маленьким принцем, видим абсурдность поведения взрослых и ищем ответы на вопросы:
зачем власть, если нет подчиненных;
зачем слава, если нет поклонников;
зачем жить, если стремишься к забвению;
зачем богатство, если его некуда деть;
зачем работа, если она бессмысленна;
зачем наука, если она не основана на фактах? Зачем? Зачем? Зачем? )
• Маленькие планеты не дают ответа, они только ставят вопросы, потому что на них живут очень занятые взрослые люди. Маленький принц попадает на большую прекрасную Землю. Может быть, здесь он найдет ответы на свои вопросы?
(Маленький принц попадает в пустыню, хотя « Земля» - планета непростая! На ней насчитывается сто одиннадцать королей, семь тысяч географов, девятьсот тысяч дельцов, семь с полови¬ной миллионов пьяниц, триста одиннадцать миллионов често-любцев - итого около ДВУХ миллиардов ВЗРОСЛЫХ».) • Наверное, Маленькому принцу не повезло, как вы думаете? (Маленький принц еще не готов к встрече с Человеком - он узнал о нем только плохое, он может растеряться среди боль¬шого количества людей.)
• С кем встречается Маленький принц на Земле?
Записывается на доске «Мудрость живой природы»:
-Змея.
-Цветок.
-Лис.
Каждая встреча несет ему что-то новое, но это уже не узнавание порока, а познание мудрости. Причем мудрые советы исходят не от людей.
• Что же узнает Маленький принц? (Запись на доске и в тетради.)
Змея: «Среди людей тоже может быть одиноко».
Цветок: «У людей нет корней ... »
Лис: «Зорко одно лишь сердце».
«Ты всегда в ответе за тех, кого приручил».
• Объясните, как вы поняли мудрость живого мира. (Учащиеся высказываются по каждому из афоризмов.)
• Что значит «любить» для Лиса?
(Для Лиса любить - значит жить воспоминаниями о Маленьком принце, в окружающем мире видеть его черты. Колосья ничего не значили для лиса, так как они не при годны ему в пищу, но теперь колосья будут напоминать Лису цвет волос Маленького принца; он теперь смотрит на мир другими глазами - глазами Любящего. Любить - значит помнить того, кого ты любишь.) • Последний, с кем встречается Маленький принц на Земле человек. Почему Маленький принц не встречает его сразу)'? (Маленький принц должен сначала познать истину в Природе, чтобы поведать ее человеку.)
А что же, человек не знает этих истин?
(Человек в погоне за ложными ценностями теряет связь с природой, с ее законами. Он уже не чувствует, не понимает природу. Только ребенок может радоваться сиюминутным маленьким победам, взрослый же устремлен в будущее, он постоянно за чем-то гонится, а к старости часто находит лишь одиночество, так как у него не было «корней».
Нужно уметь радоваться смеху ребенка, глотку родниковой воды, колосьям пшеницы, звездному небу, подаренному с любовью цветку.) Почему Маленький принц принимает решение уйти с Земли? (Он возвращается к Розе, которую приручил первой и которой ничего не оставил на память о себе. У Лиса - колосья, у человека - звезды, смех, похожий на бубенцы.) Учитель читает под музыку:
« В ту ночь я не заметил, как он ушел. Он ускользнул неслышно. Когда я наконец нагнал его, он шел быстрым решительным шагом…» до конца главы.
Выдержать паузу. Ученик читает стихотворение В. Маяковского «Послушайте!»
Послушайте!
Ведь, если звезды зажигают - ¬
значит - это кому-нибудь нужно?
. Значит - кто-то хочет, чтобы они были?
Значит - кто-то называет эти плев очки жемчужиной?
И, надрываясь
в метелях полуденной пыли,
врывается к богу,
боится, что опоздал,
плачет,
целует ему жилистую руку,
просит-
чтоб обязательно была звезда!
¬Клянется-
не перенесет эту беззвездную муку!
А после ходит тревожный,
но спокойный наружно.
Говорит кому-то:
«ведь теперь тебе ничего? Не страшно?
Да?!»
Послушайте!
Ведь, если звезды зажигают-
значит - это кому-нибудь нужно?
Значит - это необходимо,
чтобы каждый вечер
над крышами
загоралась хоть одна звезда?!
В сказке звезды становятся символом. Символом чего?
(Для Маленького принца, летчика - символ надежды, радости, горя («бубенцы плачут»). Для бизнесмена - символ денег, золота, богатства. Человеку дано право выбора.) Как бы вы назвали планету Маленького принца?
(Любовь. С появлением Розы Маленький принц уже не оди¬нок, он любим. Ощутив в себе это чувство, он возвращается к Любимой. А Землю мы можем назвать Мудростью.) Но ведь и Маленький принц без имени! Почему?
(- Может быть, страннику и не нужно имя? (Одиссей - Никто.) - Может быть, имя нужно обрести, заслужить?) • Это произведение было написано Сент-Экзюпери в годы жесточайших боев второй мировой войны. Неужели воентого летчика не волновала окружающая его действительность? Почему из-под его пера выходит сказка?
(Война -порождение человеческих пороков. А. де Сент-Эк:зюпери поднимается над пороками. Он пишет о вечных истинах, взывает к Мудрости человеческой.) • На какого читателя рассчитана сказка?
(Эта сказка не для детей, а для взрослых, для подростков, ¬тех, кто, как Маленький принц, уже видел человеческие пороки, но хочет пронести по жизни свою душу чистой, помня Мудрость живой природы.)
Учитель. Я надеюсь, что, когда вы вырастете, вы не забудете советов Мудрого Лиса.
Расставаясь с любимыми, вы будете помнить, что в ответе за всех, кого приручили, что лишь сердцем можно почувствовать любовь, что человеку может грозить одиночество даже среди толпы, что не имеющий корней - обречен на гибель.
Надеюсь, что, взяв в руки когда-нибудь еще «Маленького принца», вы почувствуете грусть и радость, тихую, звенящую бубенца звезд.
Учитель: Предлагаю вам пройти тест-рассуждение по произведению Антуана де Сент- Экзюпери « Маленький принц».
1. « ... все взрослые когда-то были детьми, только мало кто об этом помнит». Для чего взрослым помнить, как они были детьми ?
2.« Есть такое твердое правило: встал поутру, умылся, привел себя в порядок - и сразу же приведи в порядок свою планету». Как ты сам приводишь в порядок свою планету?
3. « ... когда станет очень грустно, хорошо поглядеть, как заходит солнце ... » Что делаешь ты , когда тебе грустно?
4. Маленький принц заботился о своей розе, он любил ее. А кого любишь ты и о ком заботишься ты?
5. « ... суди сам себя. Это самое трудное. Себя судить труднее, чем других. Если ты сумеешь правильно судить себя, значит, ты поистине мудр». За что ты судишь себя сам?
6.«Среди людей тоже одиноко». Бывает ли тебе одиноко среди людей? Почему?
7. «У них, людей, нет корней - это очень неудобно».
Прав ли цветок? Какие корни держат тебя на родной земле?
8. «Зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь».
Что это - самое главное, которое нельзя увидеть глазами?
9.Зачем нам шипы и колючки, если мы совсем не злючки?

10.Чему научил тебя Маленький принц?
Спасибо за честные ответы !