Рабочая программа по психологии Моя будущая профессия (9 класс)
МР «Верхневилюйский улус (район)»
Муниципальное казенное учреждение «Управление образования»
МБОУ «Дюллюкинская средняя общеобразовательная школа»
Рассмотрено«СОГЛАСОВАНО»«УТВЕРЖДЕНО»
на заседании МО, зам.директора по УР:директор МБОУ Дюллюкинская СОШ протокол № _______________________/С.П. Санникова/_______________ /С.Н. Кардашевский/
Руководитель МО__________
от «___»__________________2016 г. «___»__________________2016 г.«___»__________________2016 г.
Рабочая программа
по элективному курсу «Моя будущая профессия» (9 класс)
на 2016 — 2017 учебный год
составитель:
Санникова Александра Иннокентьевна
Педагог – психолог
Пояснительная записка
Программа разработана с целью изучения личности подростка и оказания ему помощи в профессиональном самоопределении.
Основные задачи:
- ознакомление со сферами профессиональной деятельности человека;
- ориентирование в мире профессий;
- изучение требований, предъявляемых профессией к человеку;
-способствование формированию самооценки профессиональных интересов, склонностей и способностей;
- выбор социально – экономических ориентиров в труде;
- осознание необходимости профессиональной подготовки.
Содержание обучения компонуется с учетом основных ведущих сфер социально – трудовой деятельности человека (человек – человек, человек – техника, человек знаковая система, человек – природа, человек художественный образ) и предполагает изучение в интегральном виде во всех образовательных областях.
Данная программа предназначена для учащихся 9 классов при вариативном подходе.
Таким образом, небольшая по объему программа (9 класс 34 часа) помогает формировать у школьника представление о себе в профессиональной роли, дает возможность осознать свои личностные особенности и получить эмоционально – нравственную поддержку в самоопределении.
Учебно – тематический план
№ Тема занятия Количество
часов
1 Многообразие мира профессий. 1
2 Выбор и моделирование профессии. 1
3 Формула выбора профессии «Хочу-могу-надо» 1
4 Интересы и выбор профессии («хочу») 2
5 Классификация профессий 2
6 Склонности и профессиональная направленность («могу»). 1
7 Мотивы выбора профессии. 1
8 Профессиональный тип личности. 1
9 Темперамент и выбор профессии 2
10 Способности и выбор профессии. 3
11 Социальные проблемы труда («надо»). 1
12 Анализ профессий. Современный рынок труда и его требования к профессионалу. 2
13 Профессии «человек-человек». 2
14 Профессии «человек – знаковая система». 2
15 Профессии «человек – техника». 1
16 Профессии «человек – художественный образ». 1
17 Профессии «человек – природа». 1
18 Профессиональные стереотипы. 1
19 Ошибки при выборе профессии. 1
20 Профориентационная игра «Что? Где? Когда?» 2
21 Построение профессиональной перспективы. Составление резюме при приёме на работу. 2
22 Профориентационная игра «Вакансия». 2
23 Заключительное занятие. 1
Общее количество часов 34
Содержание программы
Понятие о способах классификации профессий по различным признакам. Знакомство с типами, группами, отделами профессий. Уточнение образа наиболее привлекательной профессии. Классификация профессий по предмету труда, цели труда, условиям и орудиям труда. Многообразие мира профессий.
Мотив выбора, общие представления об интересах и склонностях. Осознание необходимости учитывать личностные особенности и требования к профессии.
Составляющие профессиональной пригодности. Роль здоровья, образования, способностей, личностных качеств в профессиональном самоопределении. Служба занятости.
Обзор типичных ошибок, совершаемых при выборе профессии. Что должен знать абитуриент. Рейтинг профессий. Осознанный выбор.
Выбор профессии, профессиональных интересов и планов, рекомендации по выбору профессии, учебного заведения.
Особенности организации учебного процесса в колледжах РС(Я), изучаемые в них профессии.
Особенности организации учебного процесса в лицеях РС(Я), изучаемые в них профессии.
Осознание основных личностных смыслов.
Анализы, анкетирования, тестирования.
Требование к уровни подготовленности учащихся:
● Значение профессионального самоопределения;
● Требования к составлению личного профессионального плана;
● Правила выбора профессии;
● Понятие о профессиях и профессиональной деятельности;
● Понятие об основных свойствах личности (темперамент, свойства нервной системы, внимание, память, мышление и т.д.).
Планируемые результаты аосвоения предмета и УУД:
●Соотносить свои индивидуальные особенности с требованиями конкретной профессии;
● Составлять личный профессиональный план и мобильно изменять его;
● Использовать приемы самопризентации;
● Анализировать профессиограммы, информацию о профессиях по общим признакам профессиональной деятельности;
● Пользоваться сведениями о путях получения профессионального образования.
Календарно – тематическое планирование
9 класс
№ Тема урока Тип урока Элементы содержания Предметные результаты обучения.
познават.регулятив. коммуникатв. Личностные Домашнее задание Дата
План Факт
1 Многообразие мира профессий Ведение Понятие о способах классификации профессий по различным признакам. Знакомство детей с целями и задачами кружка и с правилами поведения при проведении наблюдений и практикумов. Формирование устойчивого познавательного интереса 5.09 2 Выбор и моделирование профессии Собеседование Знакомство с типами, группами, отделами профессий. Уточнение образа наиболее привлекательной профессии. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, высказать собственную точку зрения Обучающиеся учатся с уважением относится друг к другу 12.09 3 Формула выбора профессии «Хочу-могу-надо» Практическое Виды общения и коммуникативные роли. Вербальные и невербальные компоненты коммуникации Анализ коммуникативный ситуаций, решение тестов на определение коммуникативной культуры Обучающиеся учатся анализировать, выразить свое отношение к различным профессиям 19.09 4-5 Интересы и выбор профессии («хочу») Коммуникативн. Классификация профессий по предмету труда, цели труда, условиям и орудиям труда. Многообразие мира профессий. Беседа, анализ речевых ситуаций Обучающиеся учатся анализировать, выразить свое отношение к различным профессиям 26.09
3.10 6-7 Классификация профессий Практическое Источники информации о профессиях Делать выводы после практического занятия, высказать собственную точку зрения, аргументировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве Дать понятие о способах классификации профессий по различным признакам Собственное мнение – информация «Человек и природа» 10.10
17.10 8 Склонности и профессиональная направленность («могу») Лекция Обучение приемам рефлексивного слушания и конспектирования Делать выводы после практического занятия, высказать собственную точку зрения, аргументировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве Формировать обсуждать привычки, их значение
24.10 9 Мотивы выбора профессии Беседа Внешность и внутренний облик — неразрывные свенья. Стиль одежды, опрятность Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, высказать собственную точку зрения Уметь самостоятельно принимать решения, уметь аргументировать привычки свои привычки
31.10 10 Профессиональный тип личности Практическое – Научить детей разговаривать с людьми Отвечать на вопросы, высказать собственную точку зрения Уметь говорить о себе. Научиться выйти из любой ситуации;
Сочинение «Моя будущая профессия» 14.11 11-12 Темперамент и выбор профессии практическое Виды темперамента Делать выводы после практического занятия, высказать собственную точку зрения, аргументировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве Личностное, коммуникативное, регулятивное, познавательное 21.11
28.11 13-14-15 Способности и выбор профессии практическое Тестирование профориентационныеВысказать собственную точку зрения, аргументировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве Умение рассказывать о себе, своих интересах, увлечениях 5.12
12.12
19.12 16 Социальные проблемы труда («надо») Коммуникативные Игры – тренинги Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, высказать собственную точку зрения Уважать мнения других людей, быть терпеливыми Написать народные предсказания 26.12 17-18 Анализ профессий. Современный рынок труда и его требования к профессионалу Познавательное Мотив выбора, общие представления об интересах и склонностях. Делать выводы после практического занятия, высказать собственную точку зрения, аргументировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве Осознание необходимости учитывать личностные особенности и требования к профессии. 9.01
16.01 19- Профессии «человек-человек» Коммуникативное Тестирование Делать выводы после практического занятия, высказать собственную точку зрения, аргументировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве Осознание собственной неповторимости, физических особенностей 23.01 20-21 Профессии «человек – знаковая система» Практическое Опросник профессиональных установок, источники информации о профессии высказать собственную точку зрения, аргументировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве Обучающиеся проявляют интерес к профессии «человек – знаковая система»30.02
6.02 22 Профессии «человек – техника» Практическое Опросник профессиональных установок, источники информации о профессии Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, высказать собственную точку зрения Обучающиеся проявляют интерес к профессии «человек – техника»13.02 23 Профессии «человек – художественный образ» Коммуникативное Опросник профессиональных установок, источники информации о профессии Делать выводы после практического занятия, высказать собственную точку зрения, аргументировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве Обучающиеся проявляют интерес к профессии «человек – художественный образ»20.02 24 Профессии «человек – природа» Урок открытия Опросник профессиональных установок, источники информации о профессии высказать собственную точку зрения, аргументировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве Обучающиеся проявляют интерес к профессии «человек - природа»27.02 25 Профессиональные стереотипы Урок открытия нового знания Делать выводы после практического занятия, высказать собственную точку зрения, аргументировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, высказать собственную точку зрения Способствовать осознанию необходимости соотносить личностные особенности и требования к профессии.
Основные группы черт личности, акцентуация характера, самооценка.
6.03 26-
27 Ошибки при выборе профессии Урок открытия нового знания Дать понятие о свойствах нервной системы, темпераменте и их связи с индивидуальными особенностями деятельности
Дать понятие о способах классификации профессий по различным признакам
Осознание обучающимся отношения к себе, своим особенностям и склонностям 13.03-20.03
28-29 Профориентационная игра «Что? Где? Когда?» Семинар Игра позволяющая соотнести представление о счастье определенной профессиональной деятельности Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, высказать собственную точку зрения Умение анализировать, высказать свое мнение 3.04-
10.04 30-31 Построение профессиональной перспективы Практическое Составление резюме при приёме на работу высказать собственную точку зрения, аргументировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве Научиться выйти из любой ситуации 17.04-
24.05 32-33 Профориентационная игра «Вакансия» Практическое Игра Делать выводы после практического занятия, высказать собственную точку зрения, аргументировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве Уметь высказать собственную точку зрения 8.05-
15.05
34 Итоговое занятие Практическ. Игры 22.05
Учебно – методические средства и материально – техническое обеспечение
Пряжников Н.С. «Престижно-элитарные ориентации» - М.: Фолиум, Журнал практического психолога, №4, 1996.
Молчанова Т.К. Составление образовательных программ – М.: УЦ «Перспектива», 2001.
Пряжников Н.С. «Игровые профориентационные упражнения», м. Воронеж, НПО «Модек», 1997.
Пряжников Н.С. Активизирующие опросники профессионального самоопределения. Методическое пособие 2. – М.: Издательство «Институт практической психологи», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. – 80с.