Программа вокальной студии 1 класс (дополнительное образование по ФГОС)
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Приобщение к хоровому искусству всегда актуально, так как именно хоровое пение является подлинно массовым видом музыкально-эстетического, нравственного воспитания, наиболее доступным видом музыкального исполнительства.
Воспитание певческих навыков – это одновременно воспитание чувств и эмоций.
Через хоровое пение и ребенок, и взрослый приобщается к сокровищнице народно-песенного творчества, к наследию русской национальной и мировой музыкальной классики.
Занятия в кружке пробуждают у ребят интерес к вокальному искусству, что дает возможность развивать его музыкальную культуру и художественную самодеятельность школы. Без должной вокально-хоровой подготовки невозможно привить любовь к музыке. Вот почему сегодня со всей остротой встает вопрос об оптимальных связях между урочной и дополнительной музыкальной работой, которая проводится в кружковой работе.
Музыкально-эстетическое воспитание и вокально-техническое развитие школьников идут взаимосвязано и неразрывно, начиная с самых младших классов. Ведущее место в этом процессе принадлежит ансамблевому пению и пению в сольном исполнении, что поможет приобщить ребят в вокальному искусству.
Цель:
привить любовь к вокальному искусству
научить правильно исполнять вокальные произведения.
. Задачи:
На основе изучения детских песен, вокальных произведений, современных эстрадных песен расширить знания ребят об истории Родины, ее певческой культуре.
Воспитывать и прививать любовь и уважение к человеческому наследию, пониманию и уважению певческих традиций.
Научить воспринимать музыку, вокальные произведения как важную часть жизни каждого человека.
Сформировать навыки и умения исполнения простых и сложных вокальных произведений, научить двухголосному исполнению песен.
Обучить основам музыкальной грамоты, сценической культуры, работе в коллективе.
Развивать индивидуальные творческие способности детей на основе исполняемых произведений.
Использовать различные приемы вокального исполнения.
Способствовать формированию эмоциональной отзывчивости, любви к окружающему миру.
Привить основы художественного вкуса.
Сформировать потребности в общении с музыкой.
Создать атмосферу радости, значимости, увлеченности, успешности каждого члена коллектива.
Реализация задач осуществляется через различные виды вокальной деятельности:
главными из которых является
:
сольной и ансамблевое пение,
слушание различных интерпретаций исполнения,
пластическое интонирование,
добавление элементов импровизации,
движения под музыку,
элементы театрализации.
Программа предусматривает межпредметные связи с музыкой, культурой, литературой, сценическим искусством, ритмикой.
Программа примерно раскрывает содержание занятий, объединенных в тематические блоки, состоит из теоретической и практической частей.
Теоретическая часть включает в себя работу с текстом, изучение нотного материала, индивидуального стиля каждого композитора.
Практическая часть обучает практическим приемам вокального исполнения песен и музыкальных произведений.
Музыкальную основу программы составляют произведения для детей и юношества и песни современных композиторов и исполнителей, разнообразные детские песни, значительно обновленный репертуар композиторов- песенников.
Песенный материал играет самоценную смысловую роль в освоении содержания программы.
Отбор произведений осуществляется с учетом доступности, необходимости, художественной выразительности (частично репертуар зависит от дат, особых праздников и мероприятий).
Песенный репертуар подобран в соответствии с реальной возможностью его освоения в рамках кружковой деятельности. Имеет место варьирование.
Учебно-тематический план
(1-й год обучения.)
№
Разделы, название темы
Часы
теория
практика
индивид.
работа
Общее количество
часов
I.
Пение как вид музыкальной деятельности.
1
Понятие о сольном и ансамблевом пении.
1
-
-
1
2
Диагностика. Прослушивание детских голосов.
1
2
-
3
3
Строение голосового аппарата.
1
1
-
2
4
Правила охраны детского голоса.
1
-
-
1
5
Вокально-певческая установка.
1
6
2
9
6
Упражнения на дыхание по методике А.Н. Стрельниковой.
1
6
-
7
II.
Формирование детского голоса.
1
Звукообразование.
2
7
2
11
2
Певческое дыхание.
2
8
2
12
3
Дикция и артикуляция.
1
8
1
10
4
Речевые игры и упражнения.
1
8
1
10
5
Вокальные упражнения.
2
12
4
18
III.
Слушание музыкальных произведений, разучивание и исполнение песен.
1
Народная песня.
1
6
-
7
2
Произведениями русских композиторов- классиков.
1
4
-
5
4
Произведения современных отечественных композиторов.
1
14
-
15
5
Сольное пение.
8
-
8
IV.
Игровая деятельность, театрализация.
1
4
2
7
VI.
Расширение музыкального кругозора и формирование музыкальной культуры.
1
Путь к успеху.
1
3
-
4
2
Посещение театров, концертов, музеев и выставочных залов.
4
-
4
VII.
Концертно-исполнительская деятельность
1
Репетиции
6
-
6
2
Выступления, концерты.
-
Содержание программы
Первого года обучения
Тема I. Пение как вид музыкальной деятельности.
1.1. Понятие о сольном и ансамблевом пении. Пение как вид музыкально-исполнительской деятельности. Общее понятие о солистах, вокальных ансамблях (дуэте, трио, квартете, квинтете, сикстете, октете), хоровом пении. Организация занятий с певцами-солистами и вокальным ансамблем. Правила набора голосов в партии ансамбля. Понятие об ансамблевом пении. Разновидности ансамбля как музыкальной категории (общий, частный, динамический, тембровый, дикционный). Ансамбль в одноголосном и многоголосном изложении.
1.2. Диагностика. Прослушивание детских голосов Предварительное ознакомление с голосовыми и музыкальными данными учеников.. Объяснение целей и задач вокальной студии. Строение голосового аппарата, техника безопасности, включающая в себя профилактику перегрузки и заболевания голосовых связок.
1.3. Строение голосового аппарата. Основные компоненты системы голосообразования: дыхательный аппарат, гортань и голосовые связки, артикуляционный аппарат. Формирование звуков речи и пения – гласных и согласных. Функционирование гортани, работа диафрагмы. Работа артикуляционного аппарата. Верхние и нижние резонаторы. Регистровое строение голоса.
1.4. Правила охраны детского голоса. Характеристика детских голосов и возрастные особенности состояния голосового аппарата. Мутация голоса. Предмутационный, мутационный и постмутационный периоды развития голоса у девочек и мальчиков. Нарушения правил охраны детского голоса: форсированное пение; несоблюдение возрастного диапазона и завышенный вокальный репертуар; неправильная техника пения (использование приёмов, недоступных по физиологическим возможностям детям определённого возраста), большая продолжительность занятий, ускоренные сроки разучивания новых произведений, пение в неподходящих помещениях.
1.5. Вокально-певческая установка. Понятие о певческой установке. Правильное положение корпуса, шеи и головы. Пение в положении «стоя» и «сидя». Мимика лица при пении. Положение рук и ног в процессе пения. Система в выработке навыка певческой установки и постоянного контроля за ней.
1.6. Упражнения на дыхание по методике А.Н. Стрельниковой.
Тренировка легочной ткани, диафрагмы («дыхательный мускул»), мышц гортани и носоглотки. Упражнения: «Ладошки», «Погончики», «Маленький маятник», «Кошечка», «Насос», «Обними плечи», «Большой маятник».
Тема II. Формирование детского голоса.
2.1. Звукообразование. Образование голоса в гортани; атака звука (твёрдая, мягкая, придыхательная); движение звучащей струи воздуха; образование тембра. Интонирование. Типы звуковедения: 1еgаtо и non 1еgаtо. Понятие кантиленного пения. Пение staccato. Слуховой контроль за звукообразованием.
2.2. Певческое дыхание. Основные типы дыхания: ключичный, брюшной, грудной, смешанный (косто-абдоминальный). Координация дыхания и звукообразования. Правила дыхания – вдоха, выдоха, удерживания дыхания. Вдыхательная установка, «зевок». Воспитание чувства «опоры звука» на дыхании. Пение упражнений: на crescendo и diminuendo с паузами; специальные упражнения, формирующие певческое дыхание.
2.3. Дикция и артикуляция. Понятие о дикции и артикуляции. Положение языка и челюстей при пении; раскрытие рта. Соотношение положения гортани и артикуляционных движений голосового аппарата. Развитие навыка резонирования звука. Формирование высокой певческой форманты. Соотношение дикционной чёткости с качеством звучания. Формирование гласных и согласных звуков. Правила орфоэпии.
2.4. Речевые игры и упражнения (по принципу педагогической концепции Карла Орфа). Развитие чувства ритма, дикции, артикуляцию, динамических оттенков. Знакомство с музыкальными формами. Учить детей при исполнении упражнения сопровождать его выразительностью, мимикой, жестами. Раскрытие в детях творческого воображения фантазии, доставление радости и удовольствия.
2.5. Комплекс вокальных упражнений для развития певческого голоса. Концентрический метод обучения пению. Его основные положения. Упражнения на укрепление примарной зоны звучания детского голоса; выравнивание звуков в сторону их «округления»; пение в нюансе mf для избежания форсирования звука.
Фонетический метод обучения пению. Основные положения.
Упражнения на сочетание различных слогов-фонем. Усиление резонирования звука. Метод аналитического показа с ответным подражанием услышанному образцу. Унисонные упражнения. Пение упражнений с сопровождением и без сопровождения музыкального инструмента.
Упражнения первого уровня
· формирование певческих навыков:
мягкой атаки звука; звуковедение 1еgаtо при постепенном выравнивании гласных звуков; свободного движения артикуляционного аппарата; естественного вдоха и постепенного удлинения дыхания.
Тема III. Слушание музыкальных произведений, разучивание и исполнение песен.
3.1. Работа с народной песней. Освоение жанра народной песни, её особенностей: слоговой распевности, своеобразия ладовой окрашенности, ритма и исполнительского стиля в зависимости от жанра песни. Освоение своеобразия народного поэтического языка. Освоение средств исполнительской выразительности в соответствии с жанрами изучаемых песен. Пение оригинальных народных песен без сопровождения. Пение обработок народных песен с сопровождением музыкального инструмента. Исполнение народной песни сольно и вокальным ансамблем.
3.2. Работа с произведениями русских композиторов-классиков. Освоение классического вокального репертуара для детей. Освоение средств исполнительской выразительности: динамики, темпа, фразировки, различных типов звуковедения и т.д.
3.3. Работа с произведениями современных отечественных композиторов. Работа над сложностями интонирования, строя и ансамбля в произведениях современных композиторов. Пение соло и в ансамбле. Работа над выразительностью поэтического текста и певческими навыками. Исполнение произведений с сопровождением музыкальных инструментов. Пение в сочетании с пластическими движениями и элементами актерской игры. Овладение элементами стилизации, содержащейся в некоторых произведениях современных композиторов.
3.4. Работа с солистами. Устранение неравномерности развития голосового аппарата и голосовой функции, развитие интонационного эмоционального и звуковысотного слуха, способности эмоционального и звуковысотного интонирования, освоение элементов музыки.
Тема IV. Игровая деятельность, театрализация песни.
Разучивание движений, создание игровых и театрализованных моментов для создания образа песни
Тема V. Расширение музыкального кругозора и формирование музыкальной культуры.
5.1. Прослушивание аудио- и видеозаписей. Формирование вокального слуха учащихся, их способности слышать достоинства и недостатки звучания голоса; анализировать качество пения, как профессиональных исполнителей, так и своей группы (а также
· индивидуальное собственное исполнение). Обсуждение, анализ и умозаключение в ходе прослушивания аудио- и видеозаписей.
5.2. Посещение театров, концертов, музеев и выставочных залов. Обсуждение своих впечатлений, подготовка альбомов, стендов с фотографиями, афишами. Сбор материалов для архива студии.
Тема VI. Концертная деятельность. Выступление солистов и группы (дуэт).
В связи с целями и задачами, поставленными на данный учебный год, а также с характером творческих мероприятий и конкурсов, содержание тематического планирования может видоизменяться.
Примерный репертуар:
(Репертуар подобран в соответствии с возрастными особенностями детей)
«Дважды два – четыре» В.Шаинский, М. Пляцковский
«Здравствуй, детство» из к/ф «Чучело-мяучело»
«Зелёные ботинки» С.Гаврилов, Р.Алдонин
«Зимушка-зама» сл. и муз. Алексей Воинов
«Мурлыка» сл. и муз.Илья и Елена Челиковы
«Песенка мамонтенка» В.Шаинский, Д.Непомнящая
«Песенка-чудесенка»
«Пусть всегда будет солнце» Л.Ошанин, А.Островский
«Снеженика» Я.Дубравин, М.Пляцковский
«Хомячок» сл и муз. Абелян Г..
Песни в стиле музыки разных народов: «Волшебная песенка». «Колыбельная». «Медведи». «Танго».
Чичков Ю., сл. Пляцковского М. Мой щенок. Песня о волшебном цветке.
Шаинский В., сл. Пляцковского М. Мир похож на цветной луг. Улыбка.
Занятия с солистами:
№ п/п
Содержание занятий
1.
Введение, владение своим голосовым аппаратом. Использование певческих навыков.
2.
Знакомство с великими вокалистами прошлого и настоящего. Работа над собственной манерой вокального исполнения. Творчество и импровизация.
3.
Сценическое искусство. Знакомство с произведениями различных жанров, манерой исполнения.
4.
Знакомство с многоголосным пением. Освоение исполнения бэк-вокал.
5.
Использование элементов ритмики, сценической культуры. Движения под музыку. Постановка танцевальных движений, театральные постановки.
6.
Опорное дыхание, артикуляция, певческая позиция. Обработка полученных вокальных навыков. Дикция и артикуляция. Расширение диапазона голоса. Выявление индивидуальных красок голоса. Вокально-хоровая работа. Нотная грамота.
7 .
Сценическая хореография.
8.
Подготовка и проведение праздников. Концертная деятельность.
Планируемый результат:
наличие интереса к вокальному искусству; стремление к вокально-творческому самовыражению (пение соло, ансамблем, участие в импровизациях, участие в концертах);
владение некоторыми основами нотной грамоты, использование голосового аппарата;
проявление навыков вокально-хоровой деятельности (вовремя начинать и заканчивать пение, правильно вступать, умение петь по фразам, слушать паузы, правильно выполнять музыкальные, вокальные ударения, четко и ясно произносить слова – артикулировать при исполнении);
уметь двигаться под музыку, не бояться сцены, культура поведения на сцене;
стремление передавать характер песни, умение исполнять легато, правильно распределять дыхание во фразе, уметь делать кульминацию во фразе, усовершенствовать свой голос;
умение исполнять длительности и ритмические рисунки (ноты с точкой, пунктирный ритм), а также несложные элементы двухголосия – подголоски.
Ресурсное обеспечение программы:
Методические рекомендации для учителя (см. список литературы);
Дидактические материалы для работы с учащимися, памятки, рекомендации;
Аудиосредства: магнитофон, микрофон, проигрыватель, электронные аудиозаписи и медиа – продукты;
Компьютер;
Усиливающая аппаратура;
Возможности студийной записи голоса и прослушивания исполнения;
Актовый зал;
Мультимедийный проектор.
Список литературы
1Баранов Б.В. Курс хороведения. Учебник. - М.: 1991.-214с.
Ветлугина Н. Музыкальный букварь для детей младшего возраста. - М.: «Музыка», 1987.-110с.
Добровольская Н., Орлова Н. Что надо знать учителю о детском голосе. - М.: «Музыка», 1972.-30с.
Емельянов В.В. Фонопедический метод формирования певческого голосообразования. Методические рекомендации для учителей музыки. – Новосибирск.: «Наука», 1991.-40с.
Исаева И.О. Уроки пения. – «Русич» 2009г
Миловский С. Распевание на уроках пения и в детском хоре начальной школы. – М.: «Музыка», 1977
Осеннева М.С., Самарин В.А., Уколова Л.И. «Методика работы с детским вокально-хоровым коллективом» - М.: «Академия», 1999, 222с.
Попов С.В. Организационные и методические основы работы самодеятельного хора. – Изд. 2-е – М.: «Музыка», 1961.-112с.
Работа с детским хором: Сб. статей/ Под ред. Проф. В.Г. Соколова. М.: «Музыка», 1981.-68с.
Романовский Н.В. Хоровой словарь. Изд. 2-е.- Л.: «Музыка», 1972.-135с.
Самарин В.А. Хороведение. М, 2000.- «Академия», 208с.
Учите детей петь. Песни и упражнения для развития голоса у детей 6-7 лет/ Сост. Т.М. Орлова, С.И. Бекина. – М.: «Просвещение», 1988.-142с.
Учебно-тематический план
(1-й год обучения.)
№
Разделы, название темы
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
I.
Пение как вид музыкальной деятельности.
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
1
Понятие о сольном и ансамблевом пении.
+
+
+
+
+
+
2
Диагностика. Прослушивание детских голосов.
+
+
+
3
Строение голосового аппарата.
+
+
+
4
Правила охраны детского голоса.
+
+
+
+
+
+
+
+
5
Вокально-певческая установка.
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
6
Упражнения на дыхание по методике А.Н. Стрельниковой.
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
II.
Формирование детского голоса.
+
+
+
+
+
+
+
+
1
Звукообразование.
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
2
Певческое дыхание.
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
3
Дикция и артикуляция.
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
4
Речевые игры и упражнения.
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
5
Вокальные упражнения.
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
III.
Слушание музыкальных произведений, разучивание и исполнение песен.
1
Народная песня.
+
+
+
+
+
+
+
+
2
Произведениями русских композиторов- классиков.
+
+
+
4
Произведения современных отечественных композиторов.
+
+
+
+
+
5
Сольное пение.
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
IV.
Игровая деятельность, театрализация.
+
+
+
+
+
+
+
+
+
VI.
Расширение музыкального кругозора и формирование музыкальной культуры.
1
Путь к успеху.
+
+
+
+
+
2
Посещение театров, концертов, музеев и выставочных залов.
+
+
+
+
+
VII.
Концертно-исполнительская деятельность
+
1
Репетиции
+
+
+
+
2
Выступления, концерты.
+
+
+
Заголовок 1Заголовок 2Заголовок 415