Методическая разработка «Элемент краеведения на уроках географии в коррекционной школе VIII вида»
Муниципальное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья
«Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат VIII вида №4»
Методическая разработка
«Элемент краеведения на
уроках географии
в коррекционной школе VIII вида»
Автор – составитель:
Кривощекова Наталия
Александровна
учитель географии
Осинники, 2015
В данной работе представлен теоретический и практический материал по использованию элемента краеведения на уроках географии. По различным темам школьного курса географии 6-9 классов, представлен материал, где может быть использован (на каких уроках) элемент краеведения. С целью воспитания интереса и привития любви к своему городу, области, развитию патриотических чувств. Данная работа может быть полезна для учителей географии общеобразовательных и коррекционных школ VIII вида.
Содержание
Введение…………………………………………………………………………3
I.Краеведение и краеведческий подход в преподавании школьной
географии………………………………………………………………………..5
II.Значение элемента краеведения в изучении географии ..…………………9
III.Использование краеведческого материала на уроках ..…………………..10
IV.Заключение ..………………………………………………………………..14
Литература ..…………………………………………………………………….16
Приложение ..…………………………………………………………………...17
Введение
Характерная для современного урока информационная перегрузка учащихся, и его высокая интенсивность, недостаточный учет учителями индивидуальных особенностей школьников – ведет к формированию повышенной тревожности, развитию чувства неуверенности в себе, и как итог снижению мотивов обучения, пропадает активность, снижается успеваемость, которая, в свою очередь негативно влияет на мотивацию.
Формирование мотивации учения в школьном возрасте без преувеличения можно назвать одной из центральных проблем современной школы, делом общественной важности. Ее актуальность обусловлена обновлением содержания обучения, постановкой задач формирования у школьников приемов самостоятельного приобретения знаний и познавательных интересов, осуществления трудового, нравственного воспитания школьников, формированию у них активной жизненной позиции. Социальный заказ нашего общества состоит сегодня в том, чтобы повысить качество обучения и воспитания, изжить формализм в оценке результатов труда учителей и учащихся.
Элементы краеведения на уроках географии положительно влияют на результативность знаний учащихся, на развитие их как личности, носят воспитывающий характер. Моё личное мнение складывается из развития у учащихся представлений о ведущей роли географии в умственном развитии человека, в раскрытии внутренней гармонии географии, рациональном сочетании различных видов деятельности, в дополнении краеведческим материалом.
Новизна в моей работе заключается в использовании на уроках географии материалов краеведения для конструирования и решения проблем, что обеспечивает мотивацию учения, содействует формированию сознательной дисциплины и достижению устойчивых результатов обучения.
Я работаю над проблемой поиска и широкого использования активных форм
3
и методов, стимулирующих сознательное отношение учащихся к процессу обучения географии через краеведение. Я поставила перед собой задачу актуализации практической значимости географических знаний, развития у школьников нравственных представлений о природе географии, сущности, происхождении географии в системе наук и роли географического моделирования в научном познании и практике, привитие любви к своей Родине, воспитание бережливого хозяина своей страны. Образовательные и воспитательные задачи обучения географии я стараюсь решать комплексно, с учетом возрастных особенностей учащихся на базе краеведческого материала. Наибольший результат получается на основе осуществления дифференциации обучения, при котором одни школьники в своих результатах ограничиваются уровнем обязательной подготовки, другие в соответствии со своими склонностями и способностями достигают более высоких рубежей. Правильная организация учебно-воспитательного процесса, выбор рациональной системы, методов и приемов обучения способствуют достижению стабильных результатов обучения. «Краеведение... Видение своего родного края. Будь то огромный город или маленькая деревенька, у него обязательно есть своя история. Учащиеся стараются коротко и убедительно обосновать свой ответ. В этом случае можно избежать формального подхода к знаниям. На своих уроках организую обучение, при котором ученик вовлекается в процесс самостоятельного поиска и открытие новых знаний, решая вопросы проблемного характера, пользуется рациональными приемами усвоения знаний. Такой принцип краеведческо-познавательной деятельности можно назвать принципом маятника. Изучая названия улиц своего города, области дети узнают историю своей страны. Много внимания в своей работе уделяю учащимся, имеющим трудности в изучении географии, недостаточно развитый логический аппарат. Главной своей задачей считаю не только дать учащимся определенную сумму знаний, но и развить у них интерес к учению,
4
научить их учится. Изучение тем краеведения в тесной связи с общественно важными событиями, календарными праздниками повышает социальную значимость деятельности. Изучение природного наследия края (совокупности растительного и животного мира, полезных ископаемых, рек) помогает формировать экологическое мышление. Такой подход помогает формированию нравственного запрета наносить ущерб природе.
Изучение краеведения становится основой для гармоничного всестороннего, много аспектного развития личности школьника, создает тот нравственный стержень, который поможет юному человеку противостоять натиску бездуховности, сохранить чистоту души, богатые национальные традиции родного народа.
I.Краеведение и краеведческий подход в преподавании школьной географии
15240-1270Педагогическая ценность преподавания географии на основе изучения родного края была осознана очень давно. Уже достаточно отчетливо эта идея формулировалась в “Великой дидактике” Я. Коменского в первой половине XVII в. В дореволюционной русской школе принцип родиноведения в преподавании географии получил определенное развитие в первой половине XIX в. В 1840 г. в предисловии к учебнику Ф. Студитского сказано, что географию нужно начинать с “того места, где живут люди”. Эта же мысль была высказана в предисловии к учебнику географии Д. Д. Семенова (1862). Идеи родиноведения получили отчетливое отражение в первой русской методике преподавания географии “Педагогические заметки для учителей” (1864) того же Д. Д. Семенова. Впервые термин “краеведение” был предложен в 1914 г. Маньковым, но широко вошел в употребление лишь в советское время (См.: Н. Ф. Куразов. Методика преподавания географии. М., Учпедгиз, 1950, стр. 59). Для преподавателей географии краеведение приобретает огромное значение потому, что, занимаясь им, они глубоко
5
познают особенности природных условий, населения и хозяйства
данной местности и имеют возможность дать учащимся отчетливое и всестороннее представление о ней. Учителя географии под краеведением понимают ознакомление учащихся в школе с географией окружающей местности. В опыте школ бытует понятие “школьное краеведение”, которое по своему содержанию включает в себя разностороннее изучение местного края. Основной целью школьного краеведения является решение образовательно-воспитательных задач школы. Следовательно, под школьным краеведением понимается изучение силами учащихся под руководством учителей: природы, населения, хозяйства, истории и культуры близлежащей местности, своего района, области. Школьное краеведение позволяет теснее связать воспитание и образование молодежи с практикой повседневного труда, с жизнью местного населения, с его задачами. Школьное географическое краеведение—составная часть школьного краеведения. Оно направлено на всестороннее и взаимосвязанное познание школьниками природы, природных богатств, населения и хозяйства местного края, т. е. изучение географии своей местности, или “малой географии”. На примерах знакомых фактов, касающихся окружающей природы и хозяйства, учащиеся практически, наглядно знакомятся с важнейшими географическими понятиями. В этом случае будет иметь место элемент краеведения в преподавании географии. Следовательно, развитие географического краеведения в школе дает возможность успешно применить важнейшее средство повышения качества географических знаний и умений учащихся—элемент краеведения в преподавании географии. Школьное географическое краеведение является важным средством в решении проблемы связи школы с жизнью. Изучение фактов, характеризующих местную природу, население и хозяйство, делает преподавание географии более понятным, переключая его с книжных рельсов на реальную жизнь. Краеведческая работа позволяет “отразить мир в капле воды”.
6
152403810Обыкновенно в работе по краеведению значительное внимание уделяется изучению поверхности, слагающих ее горных пород, полезных ископаемых, вод; более скромное место отводится изучению климата, почв, растительности и животного мира. В комплексной характеристике важное место занимают вопросы населения и хозяйства края. Работа предполагает совместную деятельность учителя и учащихся по наблюдению и пополнению краеведческих знаний. Содержание ее от класса к классу углубляется и расширяется, а также несколько изменяются ее формы и методы. Чрезвычайно важно, чтобы на основе собранных краеведческих данных были подготовлены наглядные пособия об основных компонентах природы своей местности. К изготовленным наглядным материалам о природе ближайшего окружения школы, города, области и непосредственным краеведческим представлениям учащихся необходимо всякий раз обращаться, связывая их с изучением важнейших понятий и закономерностей, содержащихся в начальном курсе физической географии. Непременное выполнение с учащимися системы программных работ в природе и систематическое использование краеведческих представлений учащихся и материалов в обучении должно привести в итоге к отчетливости и прочности знаний и к хорошему первоначальному владению навыками наблюдений и измерений на местности. Что касается остальных элементов местной природы (поверхность, воды и т. д.), то и в этих классах (VI— VII) на основе новых знаний важно выработать географическое понимание учащимися составных частей природы, т. е. учить их видеть и устанавливать зависимость: в природе на конкретных примерах своей местности, понимать значение географического комплекса (ландшафта) и географического положения в местном хозяйстве. На наш взгляд, дальнейшее усвоение учащимися краеведческих знаний, связанных с содержанием географии частей света и важнейших государств, а также подготовка краеведческих материалов
7
будет служить необходимой основой в решении проблемы элемента краеведения в преподавании этого курса. Это верно потому, что в основе элемента краеведения лежит сравнение, которое в преподавании географии дает желаемые результаты при условии, если из двух сравниваемых фактов (явлений) один хорошо известен учащимся. В этом случае с помощью сравнения возможно познать новые явления и факты при опоре на известные.
По курсу географии России программой предусмотрена большая работа по изучению своего края. В нее включается более углубленное и всестороннее ознакомление с элементами природы, овладение учащимися новыми теоретическими знаниями по географии: например, о погоде и местном климате, о ландшафте, о почвах. Изучение местного края, завершается комплексной географической характеристикой области. Формы и методы обязательной краеведческой работы на уроках географии с элементами краеведения самые различные: систематическое (групповое) наблюдение погоды, выполнение системы практических работ на местности, на реке, озере, на обнажении, снеговая и топографическая съемки в окрестностях школы, чтение карт, проведение экскурсий, накопление фактов о своей местности и подготовка на их основе различных наглядных пособий. Суть применения краеведческого принципа по этому курсу сводится к тому, чтобы учащиеся учились понимать часть целого, т. е. понимать географию своего района в общей системе природного и хозяйственного комплекса страны.
Например, изучая климат своей местности, важно не только познавать его особенности (тип, характер времен года, господствующие ветры, характер выпадения осадков и т. д.), но и понимать, как на его территории отражаются общие причины, влияющие на климатические условия всей страны.
Использование элементов краеведения в обучении этому курсу, с одной стороны, должно вести к пониманию программных вопросов, а с другой — к углублению, большему осознанию учащимися местных природных и общественных явлений.
8
Успех в овладении знаниями по географии своей области, как и всего курса географии, зависит от правильно организованного элемента краеведения на уроках географии.
Краеведение в школе играет важную роль в подготовке учащихся к жизни. Многие школьники по окончании учебы остаются жить и работать там, где они родились и учились. В любой сфере труда необходимо хорошо знать и учитывать местные природные и экономические условия. От этого во многом зависит успех хозяйственной деятельности в промышленности, транспорте, сельском хозяйстве, успех в культурном строительстве. Сознательное, активное участие в управлении возможно лишь при хорошем знании особенностей местных условий. Поэтому краеведение в школе, его пропаганда среди населения имеют большой общественно-политический смысл.
II.Значение элемента краеведения в изучении географии
15240-3175Одним из важнейших путей связи школы с жизнью является элемент краеведения на уроках географии. Элемент краеведения не только обогащает детей знаниями, не только расширяет их кругозор, но и позволяет им применять эти знания в общественно полезных делах. Оно открывает огромные возможности для непосредственного наблюдения, осмысливания окружающей действительности, для формирования взглядов и убеждений каждого школьника. Кроме того, правильно продуманная и интересно организованная краеведческая работа приучает детей к самостоятельности, воспитывает у них инициативу, формирует исследовательский подход к фактам и событиям. Краеведческая работа приносит учащимся моральное удовлетворение, помогает глубже, осознаннее усвоить изученный материал на уроке. В ходе наблюдений за явлениями природы центральное место должно занимать изучение взаимодействия человека с природой, потому что человек влияет на нее,
9
преобразует ее. При изучении родного края, различных явлений природы у детей формируется материалистический взгляд на явления природы. На конкретных примерах они убеждаются, как с изменением климата менялся растительный и животный мир. Изучение родного края вырабатывает у школьников не только наблюдательность, но и навыки осмысленного подхода к явлениям и процессам, происходящим в природе, приучает их устанавливать связи между отдельными явлениями природы.
III.Использование краеведческого материала на уроках
15240-1905Краеведение не должно, однако, стать самоцелью учителя географии, потому что урок был и останется основной формой изучения предмета. Поэтому нельзя искусственно привязывать краеведческий материал к каждому уроку. Рассмотрим при изучении, каких тем курса географии используется элемент краеведения. При изучении темы “План и карта” привлекается план родного города. Непосредственно на местном материале учащиеся учатся ориентироваться, выполнять съемку плана пути в окрестностях школы, усваивают условные топографические знаки, изучают план. Для закрепления этих знаний и умений был проведен урок практической работы с планом. Урок был оборудован учебной топографической картой с помещенной внизу панорамой местности и условными знаками — планом родного города.
Вначале рассматривается панорама местности и сравнивается с топографическим планом. Затем переключаю внимание детей на план родного города. Дети говорят, в каком направлении вытянуты улицы нашего города. На плане города учащиеся показывают направление главных улиц. К плану вызывается ученик, который указывает, где расположена школа, и т. д. Каждому учащемуся в классе предлагается определить, где расположен на плане его дом. Вызывается другой ученик и по плану дает характеристику пути от школы до дома, шахты.
10
Если отвечающий ученик что-либо пропускает “указать на местности, его рассказ дополняется учащимися с мест. Подобные задания выполняют 3—4 ученика. Затем задание получает весь класс: охарактеризовать по плану города путь от школы до своего дома, назвать предметы, встречающиеся на пути, и указать, как будет меняться направление при движении из школы домой и из дома в школу. Учащиеся быстро рассматривают план заданного пути. Для ответа с места подбираю 2—3 учеников, на пути которых больше встретится характерных местных ориентиров (например: магазин, овраг, электростанция и т. д.), поворотов. Обычно все дети хотят рассказать о своем пути по плану. Они не только характеризуют путь, но и измеряют расстояние. Такая практическая работа, на наш взгляд, очень ценна при изучении данной темы. Ведь здесь дети “путешествуют” по такому плану, на котором им хорошо известен каждый столб, каждый камень, а также хорошо известно действительное расстояние, которое они видят на плане в уменьшенном виде. Во время этих “путешествий” по своей местности дети идут не по отвлеченным условным знакам. Перед ними возникают образы живых, известных им ориентиров. После такой работы они хорошо ориентируются на любой топографической карте. Приступив к изучению темы “Формы поверхности суши”, предупреждаю учащихся, чтобы они к следующему уроку прочитали свои отчеты о первой экскурсии и взяли их с собой на урок. Изучение темы начинается с рассказов учащихся о рельефе нашей местности, об основных его формах и их образовании. Перед классом зачитываются один-два лучших отчета. Прежде чем дать понятие о плоской и холмистой равнине, прошу учащихся рассказать, где они видели участки плоской поверхности, а где холмистой, чем они отличаются друг от друга. После этого перехожу к рассмотрению понятий о холмистой и плоской равнине, как они даны в учебнике. Используя метод сравнения, стараюсь после рассмотрения маленьких участков суши дать детям представление об огромных пространствах Западной Сибири и Русской равнины.
11
152403810На краеведческом материале о местном реке учащиеся получают знания о частях реки. Таким же сравнительным путем учащиеся, опираясь на конкретный материал о местной природе, узнают о том, что река — это огромный ручей. После разбора этих вопросов учащиеся рассказывают, что река имеет исток, устье, левый и правый берега, русло и т. д. Здесь же, при изучении этой темы углубляются знания учащихся об образовании оврагов под действием силы текучей воды, вспоминается о путях борьбы с оврагами. Более активно используется краеведческий материал при изучении темы “Погода и климат”. Чтобы накопить этот материал, у нас каждый ученик ведет календарь погоды. Для большей заинтересованности детей мы меняем формы календаря. Это увлекает учащихся, и они ведут наблюдения регулярно.
15240-1270Формы календаря берутся из различной географической литературы. Большое внимание уделяю характеристикам погоды по сезонам года, используя их для разъяснения климата своей местности и об особенностях климата умеренного пояса. При изучении темы “Природные зоны” мы исходим из такого положения: учащиеся, зная природу своего края, взаимосвязь естественно-географических явлений, легко смогут охарактеризовать любую зону. В лесу учащиеся установили, какие деревья растут в наших местах, как они используются в жизни людей. Обратили внимание на условия произрастания лесной растительности (дубы светолюбивы, лещина, бересклет малотребовательны к свету и т. д.). Провели наблюдение за растительностью на лесной поляне и сравнили ее. Это сравнение позволило мне перейти к определению степи, показать коренную разницу между лесом и степью. На экскурсии учащиеся вспомнили о диких животных наших мест—лисице, зайце, суслике, волке—и о домашних. В ходе беседы выясняем, как человек вмешивается в жизнь животных, отбирая
12
152403810для разведения лучшие породы домашних животных. Отстрел полезных диких животных ведут только в определенное время, а волка уничтожают в любое время года. На первом уроке ставлю задачу выяснить зависимость между климатом и растительностью. Учащиеся рассказывают о растительности нашей местности, устанавливают, почему у нас лимон, апельсин, фикус и инжир не растут в открытом грунте, но успешно культивируются в комнатных условиях. Выясняются причины установленных природных фактов и явлений. От характеристики местного растительного мира внимание учащихся постепенно переключается к рассмотрению на основе выявления черт сходства и различия особенностей растительности холодного и жаркого климата. Учащиеся, опираясь на знания своей зоны, климата других поясов, правильно объясняют, как зависит растительность от климата. Изучение животного мира строю так. Прежде всего обращаю внимание на условия жизни какого-нибудь хорошо известного учащимся местного зверька, например суслика (живет в норе, питается зерном и т.д.). После этого устанавливается, как зависит животный мир от растительности. Обычно учащиеся по этой зависимости приводят много примеров: белка живет в дупле дерева, питается орехами; обезьяна живет в лесах жаркого пояса, в наших лесах ей нечем питаться, а зимой она замерзнет; лось живет только в лесах, потому что питается сосновыми и еловыми ветками, и т. д. Опираясь на примеры, хорошо известные учащимся, говорю о той закономерной зависимости, которая объективно имеет место между климатом, растительностью и животным миром. Выяснив такую зависимость, рассказываю о природной зоне в целом, вспоминая при этом понятие о тепловых поясах. На карте рассматриваем тепловые пояса и основные природные зоны. Определяем, в какой зоне расположена наша местность. Учащиеся, используя свои наблюдения, рассказывают о природе лесостепи,
13
т. е. той зоны, в которой они живут. Особое внимание уделяю вопросам преобразования природы человеком и его хозяйственной деятельности.
IV. Заключение
15240-1905Краеведение в школе, изучение учащимися природы, экономики, истории и культуры своей местности - школьного микрорайона, города, села, района, области. Элемент краеведения включает: приобретение учащимися знаний о крае из рассказа учителя или из учебного пособия; самостоятельности, добывание знаний ("переоткрытие" известных фактов и явлений окружающей жизни); изучение родного края в процессе исследования, представляющего познавательный и научный интерес. Элемент краеведения - важное средство формирования культуры учащихся. Наряду с образовательно-воспитательными задачами элемент краеведения решает и задачи общественно полезного характера. О необходимости широкого использования местного материала в процессе обучения и воспитания писали в 17 в. Я. А. Коменский, в 18-19 вв. - Ж. Ж. Руссо, Г. Песталоцци, А. Дистервег и другие педагоги.
В педагогической литературе разработан вопрос о краеведческом подходе в преподавании географии. Опыт школы показывает, что в географии, имеющей дело с комплексами природных и хозяйственных явлений и требующей развития пространств, представлений, краеведческий подход обеспечивает их реальность. Понятие края постепенно расширяется до административного района, области, экономического района и завершается изучением специальных программных тем по природе и экономико-географической характеристике республики, края, области, страны, города.
Краеведческий материал обогащает содержание урока, делает его материал более убедительным, близким для каждого ученика. Знания о родном крае, полученные человеком в школьные годы, будут востребованы до конца жизни. Недаром существует русская пословица: "Где родился, там и
14
пригодился". Действительно, несмотря на притягательность столицы или даже других стран, подавляющее большинство людей остаѐтся жить и работать на своей "малой родине". Краеведческий материал можно применять в разных формах и на разных этапах урока:
- в начале урока, во вступлении;
- при актуализации знаний;
- при изучении нового материала;
- при закреплении;
- в домашнем задании.
Помимо усиления уровня мотивации учебной деятельности включение в уроки материалов о родном крае имеет и другое значение:
- социализация личности ученика;
- повышение уровня духовно-нравственной культуры;
- воспитание патриотических чувств, любви к "малой родине".
Учитывая все вышеизложенное, включение элементов краеведения в содержание уроков способствует повышению мотивационного уровня и в целом активизирует учебную деятельность на современном уроке географии.
15
Литература
1.Баранский Н. Н. О школьном краеведении.— В кн.: Методика преподавания экономической географии. М., Учпедгиз, 1960.
2.Баранский Н. Н. Девять конкретных предложений по реальной борьбе с формализмом в преподавании географии.— В кн.: Экономическая картография в средней школе. М., Географгиз, 1957.
3.Бондаренко И. И. Краеведение как средство подготовки школьников к выбору профессии.— В кн.: Проблемы профориентационной работы средней общеобразовательной школы. Ростов-на-Дону, 1973.
4.Волкова А. С. Вопросы эстетического воспитания в школьной географии. М., Просвещение, 1976.
5.Вопросы краеведения в учебно-воспитательном процессе. Челябинск, 1970.
6.География и школьное краеведение/Под ред. Н. Е. Дика. М., Просвещение, 1971.
7. Изосимов Н. И. Краеведение в школах Сибири. Омск, 1970.
8.Историческое краеведение/ Под ред. Г. М. Матюшина. М., Просвещение, 1975.
9.Краткая географическая энциклопедия. М., Советская энциклопедия, 1961. Т. 4.
10.Краеведение и краеведческий подход в преподавании географии/ Под ред. И. С. Матрусова. М., Изд-во АПН РСФСР, 1963.
11.Краеведение — средство связи школы с жизнью.— Советская педагогика, 1960, № 6.
12.Липник В. Н. Роль краеведения в формировании познавательных интересов учащихся.— В кн.: Актуальные вопросы обучения в школе. Л., 1968.
13.Матрусов И. С. Школьное краеведение.— География в школе, 1963, № 3.
14.Матрусов И. С. Школа и охрана природы. М., Знание, 1976.
15.Общие вопросы школьного краеведения. (К Всероссийской конференции по школьному краеведению в г. Свердловске 6—9 апреля 1971 г.)/ Отв. ред. И. С. Юньев. Свердловск, 1971.
16.Положить краеведение в основу обучения географии.— География в школе, 1960, № 4.
17.Самакаев X. А. Вопросы краеведческой работы по географии в средней школе. Оренбург, 1973.
18.Совершенствование процесса обучения географии в средней школе/
Под ред. И. С. Матрусова. М., Педагогика, 1974.
19.Ставровский А. Е. Краеведческая работа в школе. М., Учпедгиз, 1954.
20. Строев К. Ф. Краеведение. М., Просвещение, 1974.
21. Эльдаров М. М. Роль краеведения в учебно-воспитательном процессе в школе. Махачкала, Дагучпедгиз, 1969.
16
Приложение
17
Приложение 1
Использование элемента краеведения на уроках географии в 6 классе
1.Раздел – Введение.
темы: Наблюдения за изменениями высоты солнца и погоды.
Явления природы.
Географические сведения о вашей местности и труде населения.
2.Раздел – Ориентирование на местности.
тема: Ориентирование по местным признакам природы.
3.Раздел – Формы поверхности Земли.
темы: Равнины, холмы.
Овраги, их образование.
4.Раздел – Вода на Земле.
темы: Родник, его образование.
Колодец, водопровод.
Части реки. Равнинные и горные реки.
Как люди используют реки.
Озера. Водохранилища. Пруды.
Водоемы в вашей местности. Охрана вод от загрязнения.
5.Раздел – План и карта.
темы: Рисунок и план предмета.
План школьного участка.
6.Раздел – Земной шар.
темы: Значение Солнца для жизни на Земле. Различие в освещение и
нагревании Солнцем земной поверхности.
Понятие о климате, его отличие от погоды. Основные типы климата.
Природа тропического пояса.
Природа умеренных и полярных широт.
7.Раздел – Карта России.
темы: Географическое положение России на карте.
Поверхность нашей страны. Низменности, возвышенности,
плоскогорья.
Горы: Кавказ, Урал, Алтай, Саяны.
Крупнейшие месторождения полезных ископаемых.
Реки Сибири: Обь, Енисей.
Озера России.
Ваш край на карте России.
1.Раздел – Введение.
тема: Явления природы.
Задание: Записать явления природы, наблюдаемые в нашей области, и явления, природы которых у нас нет в виде следующей таблицы.
Кемеровская область Территория
2.Раздел – Ориентирование на местности.
тема: Ориентирование по местным признакам природы.
Задание: Перечислите местные признаки природы, по которым вы можете ориентироваться: ___________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3.Раздел – Формы поверхности Земли.
темы: Равнины, холмы.
Овраги, их образование.
Задание: Ответь на вопросы:
1.Какие формы поверхности есть территории Кемеровской области? Перечисли? ________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________
2.Есть ли на территории города Осинники овраги? Как они образовались? ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4.Раздел – Вода на Земле.
темы: Части реки. Равнинные и горные реки.
Как люди используют реки.
Озера. Водохранилища. Пруды.
Водоемы в вашей местности. Охрана вод от загрязнения.
Задание: Ответь на вопросы в тетради:
1.На каком берегу реки мы живем, находится наш город?
2.Кондома равнинная или горная река?
3.Как жители нашего города используют Кондому?
4.Есть ли на территории нашей области озера? Перечислите?
5.Какая работу по охране воды ведется в нашем городе, области?
5.Раздел – План и карта.
темы: План школьного участка.
Задание: Выполни следующее задание:
1.Дома составить план вашей улицы, двора.
6.Раздел – Земной шар.
темы: Понятие о климате, его отличие от погоды. Основные типы климата.
Природа тропического пояса.
Природа умеренных и полярных широт.
Задание: Ответь на вопросы:
1.Какой климат в нашей области? ____________________________________
__________________________________________________________________
2.Какая погода наблюдается у нас в области и городе по временам года?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3.Сделай сравнение, заполнив таблицу:
Кемеровская область Тропический пояс Полярный
пояс Умеренный
пояс
7.Раздел – Карта России.
темы: Географическое положение России на карте.
Горы: Кавказ, Урал, Алтай, Саяны.
Крупнейшие месторождения полезных ископаемых.
Задание: Ответь на вопросы:
1.Расскажи о географическом положении нашей области, на территории России? ___________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________
2.Назовите горы Кемеровской области? ________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________
3.Назовите полезные ископаемые, которые добываются в нашей области? Основные месторождения? ___________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Приложение 2
Использование элемента краеведения на уроках географии в 7 классе
1.Раздел – Особенности природы и хозяйства России.
темы: Географическое положение России на карте мира.
Европейская и азиатская части России.
Административное деление России.
Полезные ископаемые, их основные месторождения.
2.Раздел – Природные зоны России.
тема: Размещение природных зон на территории России.
3.Раздел – Зона арктических пустынь.
темы: Климат.
Растительный и животный мир.
Население и его основные занятия.
4.Раздел – Зона тундры.
темы: Климат. Водоемы тундры.
Растительный и животный мир.
Хозяйство. Население и его основные занятия.
5.Раздел – Лесная зона.
темы: Климат.
Растительный мир.
Животный мир.
Промышленность и сельское хозяйство.
6.Раздел – Зона степей.
темы: Климат. Водоемы тундры.
Растительный и животный мир.
Хозяйство. Население и его основные занятия.
7.Раздел – Зона полупустынь и пустынь.
темы: Климат. Водоемы тундры.
Растительный и животный мир.
Хозяйство. Население и его основные занятия.
8.Раздел – Зона субтропиков.
темы: Климат. Водоемы тундры.
Растительный и животный мир.
Хозяйство. Население и его основные занятия.
9.Раздел – Высотная поясность в горах.
темы: Климат. Водоемы тундры.
Растительный и животный мир.
Хозяйство. Население и его основные занятия.
1.Раздел – Особенности природы и хозяйства России.
темы: Географическое положение России на карте мира.
Европейская и азиатская части России.
Административное деление России.
Полезные ископаемые, их основные месторождения.
Задание: Ответь на вопросы в тетради:
1.Расскажите о географическом положении Кемеровской области, на территории России? _________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________
2.В какой части России находится Кемеровская область? _________________
__________________________________________________________________
3.К какому субъекту федерации относиться Кемеровская область? _________
__________________________________________________________________
4.Перечислите полезные ископаемые, добывающие в Кемеровской области, назовите их основные месторождения? ________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2.Раздел – Природные зоны России.
тема: Размещение природных зон на территории России.
Задание: Ответь на вопрос в тетради:
1.В какой природной зоне расположена в Кемеровской области?
____________________________________________________________________________________________________________________________________
3.Раздел – Зона арктических пустынь.
темы: Климат.
Растительный и животный мир.
Население и его основные занятия.
Задание: Заполните сравнительную таблицу.
Территория
Объект
сравнения Зона арктических
пустынь Кемеровская
область
Климат
Растительный и животный мир
Хозяйство.
Население и его основные занятия
4.Раздел – Зона тундры.
темы: Климат. Водоемы тундры.
Растительный и животный мир.
Хозяйство. Население и его основные занятия.
Задание: Заполните сравнительную таблицу.
Территория
Объект
сравнения Зона тундры
Кемеровская
область
Климат
Растительный и животный мир
Хозяйство.
Население и его основные занятия
5.Раздел – Лесная зона.
темы: Климат.
Растительный мир.
Животный мир.
Промышленность и сельское хозяйство.
Задание: Заполните сравнительную таблицу.
Территория
Объект
сравнения Лесная зона Кемеровская
область
Климат
Растительный и животный мир
Население и его основные занятия
Промышленность и сельское хозяйство
6.Раздел – Зона степей.
темы: Климат. Водоемы тундры.
Растительный и животный мир.
Хозяйство. Население и его основные занятия.
Задание: Заполните сравнительную таблицу.
Территория
Объект
сравнения Зона
степей Кемеровская
область
Климат
Растительный и животный мир
Хозяйство.
Население и его основные занятия
7.Раздел – Зона полупустынь и пустынь.
темы: Климат. Водоемы тундры.
Растительный и животный мир.
Хозяйство. Население и его основные занятия.
Задание: Заполните сравнительную таблицу.
Территория
Объект
сравнения Зона полупустынь и пустынь Кемеровская
область
Климат
Растительный и животный мир
Хозяйство.
Население и его основные занятия
8.Раздел – Зона субтропиков.
темы: Климат. Водоемы тундры.
Растительный и животный мир.
Хозяйство. Население и его основные занятия.
Задание: Заполните сравнительную таблицу.
Территория
Объект
сравнения Зона
субтропиков Кемеровская
область
Климат
Растительный и животный мир
Хозяйство.
Население и его основные занятия
9.Раздел – Высотная поясность в горах.
темы: Климат. Водоемы тундры.
Растительный и животный мир.
Хозяйство. Население и его основные занятия.
Задание: Заполните сравнительную таблицу.
Территория
Объект
сравнения Высотная поясность в горах Кемеровская
область
Климат
Растительный и животный мир
Хозяйство.
Население и его основные занятия
Приложение 3
Использование элемента краеведения на уроках географии в 8 классе
1.Раздел –Что изучают в курсе географии материков и океанов.
тема: Материки и части света на глобусе и карте.
2.Раздел – Мировой океан.
тема: Северный ледовитый океан.
3.Раздел – Африка.
темы: Разнообразие рельефа, климат, реки и озера.
Растительность тропических лесов.
Животные тропических лесов.
Растительность саванн.
Животные саванн.
Растительность и животные пустынь.
Обобщающий урок.
4.Раздел – Австралия.
темы: Разнообразие рельефа, климат, реки и озера.
Растительный мир.
Животный мир.
Население.
5.Раздел – Антарктида.
темы: Разнообразие рельефа, климат.
Растительный и животный мир, охрана природы.
6.Раздел – Северная Америки.
темы: Разнообразие рельефа, климат.
Реки и озера.
Растительный и животный мир.
Население и государства.
7.Раздел – Южная Америка.
темы: Разнообразие рельефа, климат.
Реки и озера.
Растительность тропических лесов.
Животные тропического леса.
Растительность саванн, степей, пустынь и горных районов.
Животные саванн, степей, полупустынь, гор.
Население и государства.
8.Раздел – Евразия.
тема: Разнообразие рельефа. Полезные ископаемые Азии.
Климат Евразии.
Реки и озера Европы.
Реки и озера Азии.
Растительный и животный мир Европы.
Растительный и животный мир Азии.
Население Евразии.
Обобщающий урок.
1.Раздел –Что изучают в курсе географии материков и океанов.
тема: Материки и части света на глобусе и карте.
Задание: Ответь на вопросы в тетради:
1.На каком материке расположена наша страна?
2.Из каких двух частей света состоит наша страна?
3.В какой части нашей страны расположена Кемеровская область?
4.В какой части света расположена Кемеровская область?
2.Раздел – Мировой океан.
тема: Северный ледовитый океан.
Задание: Ответь на вопросы в тетради:
1.Какую часть России, омывает Северный Ледовитый океан?
2.Какое море Северного Ледовитого океана, омывает Западно–Сибирскую равнину?
3.Какая река Западно – Сибирской равнины, впадает в Северный Ледовитый океан?
4.Какая река Кемеровской области, впадает в эту реку?
3.Раздел – Африка.
темы: Разнообразие рельефа, климат, реки и озера.
Растительность тропических лесов.
Животные тропических лесов.
Растительность саванн.
Животные саванн.
Растительность и животные пустынь.
Обобщающий урок.
Задание: Заполните сравнительную таблицу.
Территория
Объект
сравнения Африка Кемеровская
область
Разнообразие рельефа, климат, реки и озера.
Растительность тропических лесов и
животные тропических лесов. Растительность саванн и
животные саванн.
Растительность и животные пустынь.
4.Раздел – Австралия.
темы: Разнообразие рельефа, климат, реки и озера.
Растительный мир.
Животный мир.
Население.
Задание: Заполните сравнительную таблицу.
Территория
Объект
сравнения Австралия Кемеровская
область
Разнообразие рельефа, климат, реки и озера.
Животный и растительный мир.
Население.
5.Раздел – Антарктида.
темы: Разнообразие рельефа, климат.
Растительный и животный мир, охрана природы.
Задание: Заполните сравнительную таблицу.
Территория
Объект
сравнения Антарктида Кемеровская
область
Разнообразие рельефа, климат.
Животный и растительный мир.
Охрана природы. 6.Раздел – Северная Америки.
темы: Разнообразие рельефа, климат.
Реки и озера.
Растительный и животный мир.
Население и государства.
Задание: Заполните сравнительную таблицу.
Территория
Объект
сравнения Северная Америка Кемеровская
область
Разнообразие рельефа, климат.
Реки и озера.
Растительный и
животный мир.
Население и государства.
7.Раздел – Южная Америка.
темы: Разнообразие рельефа, климат.
Реки и озера.
Растительность тропических лесов.
Животные тропического леса.
Растительность саванн, степей, пустынь и горных районов.
Животные саванн, степей, полупустынь, гор.
Население и государства.
Задание: Заполните сравнительную таблицу.
Территория
Объект
сравнения Южная Америка Кемеровская
область
Разнообразие рельефа, климат. Реки и озера.
Растительный и
животный мир тропических лесов.
Растительный и животный мир саванн, степей, пустынь и горных районов. Население и государства.
8.Раздел – Евразия.
тема: Разнообразие рельефа. Полезные ископаемые Азии.
Климат Евразии.
Реки и озера Европы.
Реки и озера Азии.
Растительный и животный мир Европы.
Растительный и животный мир Азии.
Население Евразии.
Обобщающий урок.
Задание: Заполните сравнительную таблицу.
Территория
Объект
сравнения Евразия Кемеровская
область
Разнообразие рельефа, климат. Полезные ископаемые Азии.
Климат Евразии.
Реки и озера Европы и Азии.
Растительный и животный мир Европы.
Растительный и
животный мир Азии.
Население и государства.
Приложение 4
Использование элемента краеведения на уроках географии в 9 классе
1.Раздел –Политическая карта Евразии.
2.Раздел – Европа. Западная Европа.
3.Раздел – Южная Европа.
4.Раздел – Северная Европа.
5.Раздел – Восточная Европа.
6.Раздел – Азия. Центральная Азия.
7.Раздел – Юго – Западная Азия.
8.Раздел – Южная Азия.
9.Раздел – Восточная Азия.
10.Раздел – Юго – Восточная Азия.
11.Раздел – Россия.
1.Раздел –Политическая карта Евразии.
Задание: Ответь на вопросы в тетради.
1.На каком материке расположена наша страна?
2.Из каких двух частей света состоит наша страна?
3.В какой части нашей страны расположена Кемеровская область?
4.В какой части света расположена Кемеровская область?
2.Раздел – Европа. Западная Европа.
Задание: Заполните сравнительную таблицу.
Территория
Объект
сравнения Одна из стран Западной Европы на выбор учащихся Кемеровская
область
Разнообразие рельефа, климат.
Реки и озера.
Растительный и
животный мир.
Промышленность и сельское хозяйство.
Население.
3.Раздел – Южная Европа.
Задание: Заполните сравнительную таблицу.
Территория
Объект
сравнения Одна из стран Южной Европы на выбор учащихся Кемеровская
область
Разнообразие рельефа, климат.
Реки и озера.
Растительный и
животный мир.
Промышленность и сельское хозяйство.
Население.
4.Раздел – Северная Европа.
Задание: Заполните сравнительную таблицу.
Территория
Объект
сравнения Одна из стран Северной Европы на выбор учащихся Кемеровская
область
Разнообразие рельефа, климат.
Реки и озера.
Растительный и
животный мир.
Промышленность и сельское хозяйство.
Население.
6.Раздел – Азия. Центральная Азия.
Задание: Заполните сравнительную таблицу.
Территория
Объект
сравнения Одна из стран Центральной Азии на выбор учащихся Кемеровская
область
Разнообразие рельефа, климат.
Реки и озера.
Растительный и
животный мир.
Промышленность и сельское хозяйство.
Население.
7.Раздел – Юго – Западная Азия.
Задание: Заполните сравнительную таблицу.
Территория
Объект
сравнения Одна из стран Юго-Западной Азии на выбор учащихся Кемеровская
область
Разнообразие рельефа, климат.
Реки и озера.
Растительный и
животный мир.
Промышленность и сельское хозяйство.
Население.
8.Раздел – Южная Азия.
Задание: Заполните сравнительную таблицу.
Территория
Объект
сравнения Одна из стран Южной Азии на выбор учащихся Кемеровская
область
Разнообразие рельефа, климат.
Реки и озера.
Растительный и
животный мир.
Промышленность и сельское хозяйство.
Население.
9.Раздел – Восточная Азия.
Задание: Заполните сравнительную таблицу.
Территория
Объект
сравнения Одна из стран Восточной Азии на выбор учащихся Кемеровская
область
Разнообразие рельефа, климат.
Реки и озера.
Растительный и
животный мир.
Промышленность и сельское хозяйство.
Население.
10.Раздел – Юго – Восточная Азия.
Задание: Заполните сравнительную таблицу.
Территория
Объект
сравнения Одна из стран Юго-Восточной Азии на выбор учащихся Кемеровская
область
Разнообразие рельефа, климат.
Реки и озера.
Растительный и
животный мир.
Промышленность и сельское хозяйство.
Население.
11.Раздел – Россия.
Задание: Заполните сравнительную таблицу.
Территория
Объект
сравнения Одна из областей России на выбор учащихся Кемеровская
область
Разнообразие рельефа, климат.
Реки и озера.
Растительный и
животный мир.
Промышленность и сельское хозяйство.
Население.