Психолого-педагогическое занятие для учащихся, занимающихся проектной деятельностью (одаренные школьники 6,7,8 класс)
Психолого-педагогическое занятие с учащимися,
занимающимися проектной деятельностью
(одаренные школьники).
М.С. Толькова,
педагог-психолог
МБОУ «СОШ № 8»,
г. Ханты-Мансийск
Занятие рассчитано на два-три урока (2 часа). Группа подростков 6,7,8 классов из 12-18 человек.
Цель: адаптировать учащихся, занимающихся проектной исследовательской деятельностью, к публичной защите проекта, к выступлению.
Задачи:
1. раскрыть понятие «общение» и конкретизировать его значение;
2. научить грамотно составлять комплименты;
3.способствовать развитию умения устанавливать контакт с собеседником;
4. закрепить позитивное восприятие себя и окружающих;
5. познакомить с приемами по овладению своим эмоциональным состоянием перед публичным выступлением; закрепить умение держаться достойно перед аудиторией.
Формы работы:
в кругу с элементами тренинга, беседа, работа в группе, в парах.
Основные принципы работы:
- активная познавательная позиция учащихся;
- открытое общение учащихся с ведущим, ребята выражают собственное
мнение, чувства, делятся опытом;
- совместная деятельность учащихся;
- вариативность роли психолога, в зависимости от задачи каждого этапа
занятия (носитель информации, наблюдатель, консультант);
- создание благоприятной психологической обстановки для работы в
группе.
Инструментарий:
- имена карточки для участников;
- распечатанные рекомендации для учащихся по стабилизации
эмоционального состояния перед публичным выступлением;
- правила работы в группе,
-дидактический материал на доску (4 ошибки предоставления
комплимента, эпиграф «Имейте смелость быть самим собой»);
- карточки с эмоциями.
Ход занятия:
Знакомство, вводная часть.
- Сегодня необычное занятие. Во-первых, мы с вами встречаемся первый раз, я надеюсь, что общение будет позитивным и интересным для всех нас! Во-вторых, форма занятия в кругу с элементами тренинга. Поэтому хотелось бы сразу познакомить вас с правилами работы в группе.
активность участников,
правило одного говорящего,
безоценочность,
активное слушание,
говорим только от своего имени,
благоприятная атмосфера.
- Согласны с этими правилами? Принимаем их? Может, что-то хотите
дополнить?
- Ребята, а что еще вы заметили необычного сегодня, помимо того, что я уже обозначила? (вы из разных классов, разного возраста, друг с другом незнакомы)
- Поэтому давайте познакомимся. Сделаем это необычным образом.
УПР. «Интервью»
Цель: познакомить участников группы, создание условий для взаимодействия с окружающими с целью получения необходимой информации, потренироваться излагать новую информацию емко и интересно о самом себе и о незнакомом партнере.
Посмотрите друг на друга, подумайте, какие 5 вопросов вы хотели бы задать кому-то из группы. Запишите их на бумаге. Сейчас закройте глаза, вам необходимо спиной найти себе партнера, с которым вам удобно.
Теперь, когда пары распределены, необходимо друг другу задать 5 вопросов, ответы запомнить и постараться емко и интересно представить участника группы. Может, у кого-то в общении возникнет желание не ответить на какой-то вопрос. Для таких ситуаций предусмотрено правило «СТОП».
Представление участников группы 4 минуты.
- Скажите, что сегодня вас объединяет? (общая цель, задача: представление достойно своего исследовательского проекта)
- Какие умения необходимы для этого?
Умение устанавливать контакт с собеседником, с аудиторией.
Умение интересно и продуктивно излагать информацию.
Умение держаться в незнакомой аудитории.
Практический блок.
-Как вы понимаете, что такое общение?
(взаимные отношения, деловая или дружеская связь; обмен и передача информации)
- Всегда получается передать, поделиться информацией так, чтобы тебя поняли? (нет)
- Бывало такое, что вы себя чувствовали в общении с другими людьми неуверенно? (да)
- В чем была причина, поделитесь?
Вывод: нам необходимо учиться правильно общаться и преподносить информацию. Это длительный процесс, требует времени и опыта. Мы же сегодня остановимся на некоторых моментах этого вопроса.
- Предлагаю представить ситуацию: у вас выступление в незнакомой аудитории и месте.
- Как считаете, за какое время необходимо быть на месте, где предполагается выступление? (за 15 минут)
- Для чего? (привести себя в порядок, найти кабинет, посмотреть, как расположены слушатели, где выгодно расположиться вам, как выступающему; наладить предварительный контакт с аудиторией).
- Что помогает наладить в первые минуты позитивный контакт с незнакомыми людьми, которые вас будут слушать?
* улыбка, доброжелательный настрой,
* приветствие,
* контакт глаз (90 % информации мы воспринимаем через зрение),
* умение преподносить комплемент.
- Знаете ли вы, как правильно преподносить комплемент?
Обратите внимание на 4 ошибки составления комплемента:
Сравнение человека с ним же, но в другое время и в другом месте;
Сравнение человека с другими людьми, когда не знаешь, как он к
этому отнесется;
Сравнение человека с животными;
Сравнение человека с собой.
УПР. «Комплемент»
- Труднее всего сделать комплемент человеку, с которым практически незнаком. Вы уже немного присмотрелись друг к другу. Давайте попробуем сформулировать по одному комплементу друг другу по кругу. Учитываем правила составления!
- Что было труднее делать комплемент или принимать комплемент?
- Помимо навыков установления контакта с предполагаемым слушателем, собеседником, необходимо учиться понимать, улавливать эмоции другого.
УПР. «Эмоциональные загадки»
- Сейчас каждый из вас получит карточку с наименованием эмоции или психологическим состоянием. Вы должны будете изобразить, показать ее мимикой, можно использовать жесты, но так, чтобы ребята в группе вас поняли, отгадали эмоцию.
* грусть * злость * скука * интерес * стыд * страх * кокетство
* утомление * удовольствие * удивление * радость *отвращение
- Что было легче показывать эмоции или угадывать?
- Почему?
- Для более четкого выстраивания беседы с кем бы то ни было очень важно улавливать эмоциональные проявления собеседника, слушателя. И профессиональным умением является - умение гибко реагировать на данные изменения, меняя тактику выступлени.
УПР. «Импульс»
- Встаньте, пожалуйста, мы с вами продолжаем учиться чувствовать другого и координировать свои действия с действиями окружающих.
- Возьмитесь за руки, закройте глаза. Я передам теплое рукопожатие, импульс в одну сторону (либо правую, либо левую). Это тепло должно пройти через всех, т.е. каждый передает соседу легкое рукопожатие, и вернуться ко мне, но с противоположной стороны.
- Приятно было выполнять упражнение?
- А теперь, не разнимая рук, давайте по моей команде синхронно присядем 3 раза.
Информационно-теоретический блок. Рекомендации.
- Сейчас я прокомментирую рад рекомендаций, о которых необходимо помнить при подготовке к публичному выступлению в целях своего успеха.
- Скажите, что для вас на сегодняшний день является наиболее трудным в выступлении перед аудиторией? (страх, волнение, т.е. трудности в контроле своих эмоциональных состояний)
- Действительно ситуация публичной речи – это трудная задача в силу того, что в процессе любого выступления так или иначе слушатели оценивают говорящего, как личность в целом. Почему же все-таки бывает так: даже хорошо зная, что говорить, мы волнуемся и не можем выступить как следует? (различие в эмоциональных состояниях во время подготовки и во время выступления).
- Например, вы готовите выступление чаще всего сидя, а то и лежа, расслабившись, а выступаете, естественно, стоя, в напряженном, взволнованном состоянии.
1. Значит, чем больше вы чувствуете неуверенность, тем более вы нуждаетесь в предварительной репетиции. Бытует мнение, что такое предварительное «проигрывание ситуаций» вредно, оно лишает естественности. Непосредственность несколько теряется, но приобретается другое – уверенность в том, что ты использовал все средства, чтобы как можно лучше донести то, что ты хочешь сказать.
2. Для выступления, конечно, более важно состояние уверенности, в некоторых случаях даже «побеждающее». Для того чтобы настроиться на него, особенно перед наиболее ответственными выступлениями, вспомните как можно подробнее со всеми переживаниями, ощущениями, деталями случаи успехов, удач. Вспоминаем ощущение уверенности, раскованности и свободы (неважно, с чем они были связаны).
3. Необходимо выбрать для себя для уверенности характерный жест. Не забудьте о «позе уверенности».
4. Помним о приемах, повышающих уверенность:
* запись своего уверенного голоса на магнитофонную пленку, а затем в случае необходимости прокручиваем ее, как бы «подстраиваясь» под эту запись.
* выражение своей эмоции через линию, цвет, но обязательно взять яркие краски, связанные с чувством радости, уверенности.
* используем формулы-настрои, их можно произносить вслух перед зеркалом или про себя, по дороге. Есть короткие, емкие и, напротив, очень подробные, развернутые настрои. Например, «Я человек смелый, твердо уверенный в себе. Я все умею делать, все могу и нечего не боюсь. С каждым днем моя воля становится все сильней и сильней». Или «Я смело, уверенно говорю на экзаменах, на занятиях, где угодно, в любой обстановке я всегда говорю смело и уверенно. Я ничего не боюсь».
5. Очень полезно составлять план ответа, доклада, выступления. Если это необходимо, надо выучить его наизусть. План – это логика вашего выступления, поэтому не нужно им пренебрегать!
6. Перед началом публичной речи выходите спокойно, уверенно. Не обращайте внимания на то, что у вас сильно бьется сердце и пересыхает в горле. Такая реакция означает лишь то, что человек готов действовать, и она свойственна очень многим людям. Подобное состояние помогает мобилизовать все силы, энергию. Помните – такое состояние означает, что вы готовы действовать.
7. Выступая, старайтесь держаться и говорить как можно более уверенно. Помните о механизме обратной связи. «Если вы хорошо знаете, о чем собираетесь говорить, решительно встаньте и сделайте глубокий вдох. Дышите глубоко в течение тридцати секунд до того, как вы окажитесь перед аудиторией. Повышенный приток кислорода взбодрит вас и придаст вам смелости» (Д. Карнеги).
Умение использовать дыхание для снятия напряжения очень важно. Научитесь этому.
Еще одно упражнение, которое выполняется в течение 30 секунд. Дышим таким образом: быстро вдохнуть и в два раза медленнее выдохнуть, т.е. вдох делать в два раза короче, чем выдох. В случае особо сильного напряжения рекомендуется сделать глубокий вдох и задержать дыхание на 15-20 секунд.
8. Помним также, что улыбка – это эффективный способ снятия нервного напряжения. Улыбка очень украшает человека, на него приятнее смотреть, следовательно, это еще один способ укрепить уверенность в себе.
УПР. «Паровозик»
Немного подвигаемся. Упражнение выполняется в кругу, один стул свободный. Его нужно занять: рядом сидящий перемещается на стул и говорит: «Я еду», следующий за этим человеком садится на освободившийся стул и говорит: «Я тоже». Следующий человек перемещается на свободный стул со словами «Я зайцем», а другой говорит: «Я с…», называя имя любого человека в кругу. Тот, кого называют, должен переместиться на свободный стул.
Мозговой штурм, работа в группах.
- Итак, мы познакомились с особенностями подготовки человека к публичному выступлению. Сейчас определим, как можно реагировать на различные неожиданности во время выступления.
Вам необходимо разделиться на группы (по принципу: цветового выбора). Каждая группа сообща формулирует решение проблемной ситуации. Далее в кругу обсуждаем предложенные варианты. На работу в группах 5 минут.
Ситуации
*Вдруг на полуслове вы забыли, о чем надо говорить.
- Ваше решение, делимся опытом.
Решение: «не теряем голову», а сохраняем спокойствие. Повторите последнюю фразу спокойно, а затем, если возможно, другими словами. Одновременно посмотрите план или вспомните, если он не записан. Что вы уже рассказали и к чему эта фраза, которую вы произносите, может относиться?
Если вы не вспомнили, то скажите что-нибудь вроде: «Теперь я расскажу о…» - и переходите к следующему пункту.
Если же неудача настолько выбила вас из колеи, что вы ничего не можете сказать, лучше так прямо и сказать. Пускай в этот раз вы будете выглядеть не лучшим образом, но останется ощущение, что вы вышли из ситуации по собственной воле, сами разрешили ее.
Дома необходимо проанализировать сложившуюся ситуацию.
* Вы оговорились, и все стали смеяться.
- Ваше решение.
Решение Это бывает со всеми, даже с профессионалами. Лучше всего посмеяться вместе со всеми. Если же оговорку никто не заметил или на нее не отреагировали, продолжайте говорить дальше, как будто ничего не произошло.
* Слушатель в резкой форме перебивает, требуя что-то уточнить, повторить, не соглашается с вами.
Решение Сосредоточьте внимание на содержании того, что вы говорите, а не на существе реплик.
* Вас не слушают.
Решение Прежде всего, не переносите это на свой счет, не относите это к преднамеренному оскорблению, на свой счет и не обижайтесь. Вспомните, разве вы сами всегда слушали выступающего. Но, если разговоры мешают вам говорить, так прямо и скажите об этом. Только не забудьте о том, что надо пользоваться не «ты», а «Я – высказываниями». Хорошо, если вы сможете назвать переживания, которые при этом испытываете. Например, «мне неловко, когда из-за шума не могу донести свою мысль».
* Вам задают дополнительные вопросы, на которые, как вам кажется, вы не знаете ответа.
Решение Не пугайтесь. Подумайте, к чему может относиться этот вопрос. Прежде чем ответить, сформулируйте ответ в уме. Если же затрудняетесь, то помните, что незнание не имеет прямого и непосредственного отношения к нашему чувству собственного достоинства.
* Вы уже закончили говорить, как вдруг вспомнили о том, что забыли сказать что-то очень важное.
Решение Ничего страшного. Закончите говорить, о чем говорили до этого, а затем скажите то, что пропустили. Не надо прерывать выступление ради того, что вы неожиданно вспомнили. Лучше пусть один вопрос, одна деталь будет упомянута в конце, чем все выступление будет нелогичным. Кстати, опытные лекторы сознательно прибегают к приему «оставления на конец», чтобы выделить то, что важно запомнить.
Избегайте фразы в данной ситуации: «Да, я еще забыл сказать…».
Употребляйте выражения типа: « Вернемся к…» или «Необходимо добавить к сказанному…».
Рефлексия
- Наше занятие подошло к концу.
- Что для вас сегодня было в большей степени значимым?
- Что взволновало и вызвало позитивные эмоции?
- Мне хотелось в завершении открыть сегодняшний эпиграф на доске «Имейте смелость быть собой» Это мое маленькое пожелание вам, друзья. Удачи!
Информационные источники:
Логинова Л.И. Как помочь ребенку заговорить по-английски: Книга для учителя. – М., 2002.
Монина Г.Б., Лютова-Робертс Е.К. Коммуникативный тренинг. Педагоги, психологи, родители. – СПб, 2007.
Прихожан А.М. Психология неудачника. Тренинг уверенности в себе. – М., 2001.
РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ
по стабилизации эмоционального состояния
и подготовке к публичному выступлению
1. Репетиция выступления (в перев. с лат. «повторение»). Значит, чем больше вы чувствуете неуверенность, тем более вы нуждаетесь в предварительной репетиции.
2. Для выступления, конечно, более важно состояние уверенности, в некоторых случаях даже «побеждающее». Для того чтобы настроиться на него, особенно перед наиболее ответственными выступлениями, вспомните как можно подробнее со всеми переживаниями, ощущениями, деталями случаи успехов, удач. Вспоминаем ощущение уверенности, раскованности и свободы (неважно, с чем они были связаны).
3. Необходимо выбрать для себя для уверенности характерный жест. Не забудьте о «позе уверенности».
4. Помним о приемах, повышающих уверенность:
* запись своего уверенного голоса на магнитофонную пленку, а затем в случае необходимости прокручиваем ее, как бы «подстраиваясь» под эту запись.
* выражение своей эмоции через линию, цвет, но обязательно взять яркие краски, связанные с чувством радости, уверенности.
* используем формулы-настрои, их можно произносить вслух перед зеркалом или про себя, по дороге. Есть короткие, емкие и, напротив, очень подробные, развернутые настрои. Например, «Я человек смелый, твердо уверенный в себе. Я все умею делать, все могу и нечего не боюсь. С каждым днем моя воля становится все сильней и сильней». Или «Я смело, уверенно говорю на экзаменах, на занятиях, где угодно, в любой обстановке я всегда говорю смело и уверенно. Я ничего не боюсь».
5. Очень полезно составлять план ответа, доклада, выступления. Если это необходимо, надо выучить его наизусть. План – это логика вашего выступления, поэтому не нужно им пренебрегать!
6. Перед началом публичной речи выходите спокойно, уверенно. Не обращайте внимания на то, что у вас сильно бьется сердце и пересыхает в горле. Такая реакция означает лишь то, что человек готов действовать, и она свойственна очень многим людям. Подобное состояние помогает мобилизовать все силы, энергия, выступать как можно лучше. Помните – такое состояние означает, что вы готовы действовать.
7. Выступая, старайтесь держаться и говорить как можно более уверенно. Помните о механизме обратной связи. «Если вы хорошо знаете, о чем собираетесь говорить, решительно встаньте и сделайте глубокий вдох. Дышите глубоко в течение тридцати секунд до того, как вы окажитесь перед аудиторией. Повышенный приток кислорода взбодрит вас и придаст вам смелости»
(Д. Карнеги).
Умение использовать дыхание для снятия напряжения очень важно. Научитесь этому.
Еще одно упражнение, которое выполняется в течение 30 секунд. Дышим таким образом: быстро вдохнуть и в два раза медленнее выдохнуть, т.е. вдох делать в два раза короче, чем выдох. В случае особо сильного напряжения рекомендуется сделать глубокий вдох и задержать дыхание на 15-20 секунд.
8. Помним также, что улыбка – это эффективный способ снятия нервного напряжения. Улыбка очень украшает человека, на него приятнее смотреть, следовательно, это еще один способ укрепить уверенность в себе.
УДАЧИ! У ТЕБЯ ВСЕ ПОЛУЧИТСЯ!