Создание коррекционно-развивающей среды занятий (из опыта работы учителя-дефектолога надомного обучения)
СОЗДАНИЕ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ ЗАНЯТИЙ
Саманчук М.Г., учитель-дефектолог
Под коррекционно-развивающей средой занятий мы подразумеваем совокупность условий, влияющих на коррекционный процесс. Построение коррекционной среды должно соответствовать решению в единстве задач трех направлений:
— коррекционного — исправление отклонений и нарушений развития, разрешение трудностей развития;
— развивающего — оптимизация, стимулирование, обогащение содержания развития;
— профилактического — предупреждение вторичных отклонений и нарушений развития.
Важным условием полноценного сенсорного воспитания, особенно детей с интеллектуальной недостаточностью, является специально организованная предметно-пространственная развивающая среда: сенсорно-стимулирующее пространство, дидактические игры и пособия, т. е. создание возможностей для организации коррекционных занятий по развитию сенсорных процессов. Основные требования к предметно-развивающей среде — это оптимальная насыщенность, целостность, многофункциональность, возможность трансформирования.
Планируя содержание занятия, необходимо отобрать те виды деятельности, которые позволят наиболее успешно решить поставленные коррекционные задачи, продумать их чередование в целях предупреждения утомления (в том числе и умственного утомления) детей.
В своей работе учителя-дефектолога надомного обучения активно использую:
418973066040функционально ориентированные игрушки и пособия для развития сенсомоторных функций: строительные конструкторы с комплектом цветных деталей, раскладные пирамидки, плоские и объемные геометрические фигуры разной величины, полоски цветного картона разной длины и ширины, геометрическое лото и др. Интересны и полезны материалы для сенсорного развития, разработанные М. Монтессори, на основе которых созданы различные современные модификации (вкладыши — формы, объекты для сериации, предметы-головоломки и др.);игрушки и пособия для развития общей и мелкой моторики, спортивный инвентарь для развития крупной моторики: шнуровки, мозаики, мячи, «сенсорная тропа» для ног, массажный коврик и др.;
406844534290природный материал: коллекции плодов, семян, минералов, тополиный пух, мох, засушенные растения и др., которые не только способствуют овладению познавательными средствами (свойства, качества, конструкция, величина и др.), но и стимулируют развитие координации рук и глаз мелкой моторики ребенка;
оборудование для занятий, музыкой, ритмикой: магнитофон, видеомагнитофон, набор аудио- и видеокассет, звучащие музыкальные инструменты и др.;
разнообразный арсенал техники арт-терапии: различные куклы, сюжетные игрушки, элементы одежды, костюмов; предметы оперирования — игрушки, имитирующие реальные предметы; игрушки-маркеры — своеобразные знаки пространства — игровой материал, указывающий на место действия, обстановку, в которой она происходит (например, кукольная комната);
иллюстративный и образно-символический материал: условные схематические изображения предметов, способствующие установлению сходства и различия, классификационных признаков, определению временных последовательностей, пространственных отношений (наборы карточек с разнообразными изображениями, серии картинок и т. п.);
нормативно-знаковый материал (наборы цифр и букв, алфавитные таблицы);
4172597465806материалы и принадлежности для изобразительной деятельности: изобразительные материалы для рисования, аппликации, лепки, выполнения графических заданий.